Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Развитие психологических знаний в рамках учения о душе. Психологические взгляды ранних древнегреческих мыслителей.




Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)

Фалес (624-546 до н.э.): первоосновой мира и, следовательно, человека т.е. его душой является вода, без которой нет жизни. Здесь прослеживается влияние египтян – Нил от которого зависел урожай.

Его последователи Анаксимандр и Анаксимен также считали, что первооснова – это материальная субстанция, но большее значение придавали воздуху.

Анаксимен –воздух. На его взгляды повлияли разнообразные философские и психологические концепции, в том числе и древнеиндийские веды, учение о том, что важнейшим свойством(праной)жизни является дыхание.

Пифагор (6 в. до нэ) Основал свою научную школу, построенную по принципу тайной ложи. Ее целью было формирование группы людей («научной аристократии»), которая могла бы взять на себя ответственность за общество, направляя его развитие и устраняя его недостатки. Пифагор считал, что равенства в природе нет вообще, в том числе не возможно оно и между людьми, из которых одни более активные и способные, другие нет. Различия не являются наследственными, поэтому и в семье аристократов может родиться не способный к управлению человек. Следовательно, необходимо отыскивать способных и специально обучать их. Из-за этих идей школа подвергалась гонениям и ушла в подполье. Идея о необходимости формирования класса правителей из наиболее мудрых была использована Платоном.

Пифагор считал, что душа не может умирать вместе с телом, что она развивается по своим законам и ее главная цель – очищение. Т.е. душа должна становиться все более совершенной и чистой. Здесь прослеживаются идеи Буддизма о карме и перевоплощениях души. Пифагор в качестве критерия оценки выбрал соответствие предмета (и человека, и души) математическим законам – гармонии, четности и т.д. Это первое появление идеи о том, что мир математики более важен и объективен, чем мир реальных предметов. Цель реальности – стать такой же совершенной как и идеальный логический мир.

Гераклит (6-5 вв. до нэ): изучение процесса познания с помощью анализа этапов переработки знаний.

Развитие мира, природы, человека происходит по законам, которые никто не может изменить. Этот закон – Логос, выражающийся в слове и являющийся тем, что человек называет судьбой. Первоосновой всего является огонь, который посредством сгущения превращается в воздух, воду и землю. Логос определяет направление и время этих превращений, которые составляют основу мирового года (как времена года). Как зима сменяется весной, так и расцвет общества сменяется его упадком и появлением нового общества. Теория была особенно популярна в периоды общественных кризисов. Точно также изменяется человек и его душа. Гераклит внес идею постоянного развития и изменения. Его «Все течет» легло в основу теории потока сознания Джемса. Душа человека рождается, растет, совершенствуется, старится и умирает. Более совершенная душа является более огненной. Душа ребенка сырая, влажная, постепенно высыхает, становится более огненной, способной к четкому мышлению. В старости душа отсыревает и человек начинает плохо соображать. Впервые идея развития души которое связывается с развитием мышления.

Как нет в мире ничего постоянного, так нет и однозначной оценки для окружающих вещей. Золото важно для человека, но осел предпочитает ему сено.

Гераклит высказал предположение, что существуют два этапа переработки знаний – ощущения и разум. Разум выше т.к. может постигать более общие и не видимые глазом вещи, такие как Логос.

Софисты. К 4 в до нэ в греческом обществе возникает потребность в учителях, которые могли бы обучать людей, занявших высокие политические должности в выборных греческих республиках, но не имеющих хорошего образования. Необходимость обучать искусству излагать свои мысли, логично мыслить, убеждать. Преподаватели (философы) обучали всему этому и назывались «учителя мудрости» - софисты.

Наиболее известные – Протагор (ок. 481-410 гг до нэ) и его ученик Горгий (ок. 483-375 гг до нэ). Способность к рассуждению развивает умение доказать любую истину, так же как и опровергнуть любое суждение. Получали большие деньги за свои выступления – начало платного обучения науке.

Умение уйти от прямого ответа и привести несколько способов решения одной и той же задачи получило название софистики. Главное – мнение конктретного человека его приоритетность над другими убеждениями. Протагор – «человек есть мера всех вещей». Все знания относительны и субъективны, невозможно выработать общие для всех понятия добра и зла т.к. то, что для одного добро, для другого зло. Но с точки зрения общества существуют понятия блага и зла. Для успешной адаптации, социализации к жизни необходимо воздействовать на человека в личном общении. И начинать с детства. Протагор считал, что наиболее важным для адаптации является внешнее влияние, которое заключается в обучении людей приемам воздействия на других (ораторское искусство). Способность к красноречию давала человеку возможность более активно участвовать в общественной жизни, помогала добиться более высокого статуса. Поэтому Протагор верил, что благодаря обучению и упражнению человек может стать более нравственным и более гражданственным.

Демокрит (470-370 гг до нэ)

Родился в г. Абдеры на севре Греции в знатной и обеспеченной семье. Получил отличное образование, однако решил предпринять несколько длительных путешествий чтобы получить знания не только в Греции, но и в Египте, Персии, Индии. Но эти путешествия он потратил почти все деньги, а когда вернулся на родину, его сограждане посчитали его виновным в растрате состояния и назначили судебное заседание, но котором Демокрит должен был оправдать свое поведение или навсегда покинуть родной дом. Доказывая пользу полученных ми знаний, Демокрит прочее народному собранию основные положения своей книги «Большой мирострой». Сила его убеждения и понимание важности науки были настолько велики, что сограждане признали его правоту и посчитали, что деньги были потрачены с пользой. Его не только оправдали, но и наградили большой суммой денег, а также воздвигли статуи в его честь.

Путешествия дали возможность Демокриту не только получить разнообразные знания, но и показали их относительность и субъективность. Он создал одну из первых комплксных психологических теорий в которой были проанализированы вопросы о душе, познании, свободе воли и регуляции поведения.

До наших дней дошли только фрагменты его сочинений.

Фундамент его теории – атомистическая концепция, основы которой были разработаны учителем Демокрита Левкиппом.

Весь мир состоит из мельчайших, не видимых глазом частиц – атомов. Атомы отличаются друг от друга по форме, могут быть по-разному ориентированы в пространстве и соединяются друг с другом в разных сочетаниях, что составляет все многообразии природы. Человек состоит из атомов. Душа является причиной активности тела, строится из мелких круглых атомов, наиболее подвижных, т.к. они придают движение инертному телу. Эти мелкие круглые атомы составляют основу не только души, но и воздуха. Они рассеиваются по всему пространству попадая при вдохе в тело живого существа. При выдохе часть атомов души вылетает из тела, растворяясь в воздухе. Поэтому дыхание так важно, в нем обновляются атомы души. Это отзвуки индийской философии. После смерти человека душа рассеивается в воздухе, поэтому она тоже смертна.

Душа есть у всех живых существ, но у человека атомов души больше (т.е различие количественное, а не качественное).

Демокрит считал, что душа находится в нескольких частях тела – в голове (разумная часть), груди (мужественная часть), печени (вожделеющая часть) и в органах чувств. В органах чувств атомы души находятся очень близко к поверхности и могут соприкасаться с микроскопическими, не видимыми глазу копиями окружающих предметов (эйдолами), которые носятся в воздухе и попадают в органы чувств. Эти копии отделяются (истекают) от всех предметов внешнего мира, поэтому теория получила название теории истечений. Соприкосновение эйдолы с атомами души и есть основа ощущения. Все наши ощущения являются контактными. Эйдолы могут попадать не только в органы чувств, но и другие части тела – тогда наши ощущения обманывают нас. Отсюда иллюзии и ошибки восприятия. Эйдолы могут относиться ветром, что объясняет миражи. Сновидения – эйдолы попадают к человеку во время сна.

Обобщая данные органов чувств, человек строит картину мира на понятийном уровне являющемся результатом деятельности мышления. Т.о. у Демокрита две ступени познавательного процесса – ощущения и мышление, они возникают и развиваются параллельно. Мышление дает больше знаний: ощущения не позволяют нам увидеть атомы, но путем размышления мы приходим к выводу о их существовании. Более крупные объекты можно познать ощущениями, более мелкие – мышлением. Качественной разницы между ними нет.

Демокрит ввел понятие первичных и вторичных качеств предметов. Первичные – те которые действительно существуют в предметах: масса, фактура поверхности, форма. Вторичные - цвет, запах, вкус. Этих свойств нет в предметах их придумали люди для удобства. Следовательно человек не может адекватно познать окружающий мир, а чтобы компенсировать свое незнание, он придумывает свойства для разных предметов. Демокрит признавал, что вторичные качества хоть и субъективны, но базируются на совокупности нескольких первичных качеств. Эти идеи стили доминирующими в теории познания сенсуалистов.

Роль эмоций. Эмоции руководят поведением т.к. человека стремится к тому, что приносит удовольствие, избегая обратного. Эти идеи развивал Эпикур. У Демокрита эмоции регулирую деятельность, но направляется она всеобщим законом Логосом.

В мире нет случайностей, все происходит по заранее заданной причине, все причинно обусловлено. Люди придумали случай чтобы прикрыть незнание дела и неумение управлять. Это подход получил название всеобщего детерминизма, он отрицает свободу воли человека. Здесь нельзя оценивать поступки людей т.к. они зависят не от их нравственных принципов, а от судьбы. Демокрит пытался совместить фаталистический поход к судьбе с активностью человека при выборе нравственных критериев поведения. У него моральные принципы не даются от рождения, а являются результатом воспитания, поэтому люди становятся хорошими благодаря упражнению, а не природе. Люди, выросшие в невежестве, подобны человеку, танцующему между мечами, поставленными вверх лезвиями. Они погибают, если при прыжке не попадают в то единственное место, где следует поставить ноги. Демокрит считал воспитание таким сложным делом, что сознательно отказался от брака и не желал иметь детей, т.к. считал, что он них бывает много неприятностей, при этом в случае удачи последняя приобретается ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе не сравнимо ни с одним другим.

Гиппократ (ок. 460 – ок. 370 гг. до нэ)

Собрал и систематизировал все научные воззрения по медицине. Использовал идею Гераклита о четырех началах, из которых состоит окружающее. Ведущей жизненной силой он считал воздух, дающий возможность дышать, основа самого человека – жидкость. Исходя из этого разработал учение о темпераментах, основанное на сочетании четырех жидкостей в организме – крови (сангвиник), слизи (флегматик), желчи черной (меланхолик) и желтой (холерик). Ввел понятие меры. Хотя абстрактного понятия веры не существует, для каждого человека ее можно вывести. Так отклонение от меры в сочетании четырех жидкостей ведет к ярко выраженному типу темперамента. У Гиппократа впервые появились идеи о многообразии индивидуальных вариаций общего понятия человек.

Ведущие психологические теории античности (классический период)

Сократ (469-399 гг. до нэ)

Доказывал, что нет ничего важнее исследования человека и его души. Естественные законы не могут быть распространены полностью на человека т.к. он подчиняется также законам разума.

Сократ родился в Афинах, получив начальное образование стал воином, участвовал в нескольких битвах, был храбрым и выносливым солдатом. Военное дело его не интересовало, но он считал своим долгом участвовать в тех начинаниях, которые признаны были важными и обязательными для всех законами Афин. Такое же отношение было характерным для него и в других сферах общественной жизни, в том числе и его поведении на суде. В военных походах проявились способности Сократа погружаться в свои размышления, не обращая внимания на окружающее, а также особый способ беседы. Вернувшись домой он принял активное участие в политической жизни Афин, где распространенной школой была софистика, с представителями которой Сократ полемизировал. Причем он часто не соглашался с мнением большинства. Свое несогласие считал результатом того, что он всегда стремился к соблюдению законов и справедливости, о которых не заботится большинство людей. Он был популярен, имел множество учеников. Но неприятие его взглядов большей частью сограждан, отказ от денег за обучение, открытость привели к тому, что в 399 г до нэ он был обвинен в непочтении к богам и развращении юношества и приговорен судом к смерти. 361 голос из 500. Он выпил яд хотя ученики стремились спасти его, устроив побег.

Сократ не записывал свои рассуждения т.к. с книгами нельзя дискутировать это мертвое знание. Самосовершенствование человека возможно только в живой беседе.

Сократ впервые подошел к душе как к источнику разума и нравственности человека, а не как к источнику активности тела. У него душа – психическое качество индивида, свойственное ему как разумному существу, действующему согласно нравственным идеалам. Следовательно здесь душа не материальна – идеалистический взгляд.

Сократ связывал нравственность и поведение человека – нравственность, это благо, реализуемое в поступках людей. Но чтобы оценить поступок как нравственный нужно понять, что такое благо. Приходилось связать нравственность разумом: добродетель состоит в знании добра и в действии соответственно этому знанию. Поэтому надо сперва показать людям разницу между хорошим и плохим, а потом уже оценивать их поведение. Познавая разницу между добром и злом, человек познает себя. Важное в теории Сократа – перенос исследовательского интереса с окружающего на самого себя. Сократ: познай самого себя».

Существует абсолютное знание, абсолютная истина, которую человек в своем размышлении о природе вещей может познать и предать другим. Что противоречит взглядам софистов. Сократ стремился доказать, что в любом знании, несмотря на его относительность, есть зерно истины, общей для всех, тем более это касается истины нравственной.

Доказывая, что абсолютное знание существует и может передаваться от одного человека к другому, Сократ обратил внимание на речь, утверждая, что истина зафиксирована в общих понятиях, в словах и в таком виде передается от поколения к поколению. Т.е. он связал мыслительный процесс со словом.

Знание – это понятие о предмете. Достижение знания – определенное действие имеющие частную цель. Есть общая для всех знаний цель – понимание высшего блага, которое одновременно является и высшей истиной. Конечный источник всех действий - формирование и развитие самого разума, который вырабатывает новые общие понятия.

Абсолютное знание хоть и существует объективно, не может быть дано человеку в готовом виде. В душе каждого есть зародыши понятий о нравственности и добродетели и их необходимо развивать. Т.е. истина существует в душе каждого человека с рождения, хотя разум этого не осознает. И развивать это знание должен сам человек, с помощью учителя. Актуализация врожденных знаний возможна под влиянием внутренней потребности в этом знании или внешнего побуждения. Метод актуализации знаний – диалог учителя и ученика, при котором учитель направляет течение мысли ученика, помогая ему осознать необходимые для решения конкретной проблемы знания. Этот метод – сократическая беседа. В его основе – способ «наводящих размышлений», при помощи которых ученика подводят к определенному знанию. Сократ никогда не предъявлял собеседнику готовых знаний, считая, что главное – привести человека к самостоятельному открытию истины. Помогают в этом наводящие вопросы. Вводя понятие гипотезы, он в беседе показывал, как неправильное допущение рождает противоречия и, следовательно, необходимость выдвинуть другую гипотезу, приводящую к истине. Главный вывод – все находится в уме человека., и из него должно выводиться. По сути это первая попытка разработать проблемное обучение: постановка проблемы в виде вопроса-утверждения, помощь в доказательстве или опровержении данного утверждения с помощью системы вопросов.

Сократ – душа связана не с активностью, а с разумом и нравственностью человека.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных