Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






V. Развитие ассоциативной психологии




XVIII–XIX в.в.

Ассоциативная психология является первой научной школой психологии, положившей начало её выделению из философии, становлению естественнонаучной парадигмы и поиску объективных методов исследования психики. Зародившись в Англии на рубеже XVII – XVIII веков, ассоциативная психология просуществовала до начала XX века как доминирующее научное направление психологии, утверждающее ассоциации в качестве универсального объяснительного принципа всей психической деятельности.

Об ассоциации как феномене было известно еще со времен Платона и Аристотеля, однако первым силу универсального закона психической деятельности придал ассоциациям английский мыслитель Т.Гоббс (1588-1679), описав психическую жизнь как механические ассоциации между ощущениями от внешнего мира и высшими проявлениями, в том числе и мышлением. Эмпирические идеи Т.Гоббса были продолжены его соотечественником Джоном Локком (1632 – 1704), признанным «отцом эмпирической психологии» и «предвестником ассоциативной психологии».

Если Р.Декарт и другие рационалисты Нового времени говорили о врожденном характере идей, то Дж.Локк утверждал исключительно прижизненный характер образования идей через чувственный опыт. Дж.Локк сравнивал сознание при рождении с чистой доской («tabula rasa»), на которой прижизненный чувственный опыт оставляет «свои письмена». Обобщив все известные факты психической жизни ребенка, Локк пришел к выводу, что до момента обучения ребенок не имеет математических понятий, тогда как рационалисты утверждали их врожденный характер. Сравнительный анализ содержания сознания людей из разных культур и социальных слоев, также, показал различия, приобретенные прижизненно.

Таким образом Дж.Локк в качестве источника образования идей утверждает прижизненный опыт, в котором он выделяет два вида:

1) внешний (чувственное познание, образующее простые ощущения);

2) внутренний (рефлексия сознания, в результате которой простые чувственные ощущения преобразуются в сложные).

Дж.Локк выделял пять механизмов преобразования сложных идей из простых ощущений:

1. Ассоциация – (от лат. Assotiatio – соединение) – случайные связи

между идеями, возникающие по причине их совпадения друг с другом во времени и пространстве.

2. Соединение (сумма, накопление).

3. Сопоставление (сравнение).

4. Обобщение ( присоединение частного случая к уже известному).

5. Абстрагирование (выделение, вытяжка).

Позже, последователи Дж.Локка в качестве единственного механизма работы психики стали рассматривать исключительно ассоциации, устранив из зоны научного анализа другие мыслительные операции. Так, Дж.Локк стал провозвестником ассоцианизма, который в английской психологии XVIII века был продолжен в двух направлениях:

1. Материализм (Дэвид Гартли, Джон Толланд и Джозеф Пристли).

2. Идеализм (Джордж Беркли и Дэвид Юм).

Ассоцианисты идеалистического направления в основе психической деятельности рассматривали исключительно внутренний опыт, утверждая тем самым активность сознания, независимо от объективной реальности. Так, последователь Локка и родоначальник крайней формы субъективного идеализма, Дж. Беркли (1685 – 1753) утверждал, что объекты не существуют в реальности, а существуют только тогда, когда их воспринимает сознание, т.е. «вещь – это комплекс ощущений», а «быть, значит быть в восприятии». Шотландский философ-идеалист Д.Юм (1711 – 1776) идет в своих рассуждениях еще дальше и ставит под сомнение существование не только физического мира, но и телесной компетентности человека, а именно, его органов чувств. Поставив под сомнение все известные на тот момент гипотезы об источнике порождения ощущений (Бог, физический мир и органы чувств), Юм не нашел им эмпирического и объективного подтверждения и констатировал, что познание осуществляется без участия внешнего опыта и заключено только в сознании, которое замкнуто в самом себе (как монада в учении Г.Лейбница), само порождает и само воспринимает ощущения.

Ассоцианисты материалистической ориентации, напротив, считали источником опыта исключительно внешний мир, физически воздействующий на нервную систему и механически порождающий ассоциации между участками головного мозга.

Первой законченной теорией ассоцианизма стала материалистическая концепция английского врача и философа Дэвида Гартли (1705 – 1757). Опираясь на принципы механики И.Ньютона, а также, научные данные медицины и физиологии, Д.Гартли рассматривал идеи как результат ассоциаций между участками головного мозга, возникающих от вибраций внешних воздействий в нервной системе.

В структуре психики Гартли выделил два круга – большой и малый. Большой круг представлен рефлекторной дугой и регулирует поведение (механически, от вибраций внешних воздействий). Малый круг представляет собой следы от внешних вибраций в головном мозге и регулирует мыслительную деятельность. Д.Гартли связывал силу следов вибраций со степенью осознанности, что стало первой материалистической трактовкой бессознательного. Все психические процессы возникают из ассоциаций между очагами вибраций в малом круге: мышление – из ассоциации образа и слова, воля – из ассоциации слова и движения, память – ассоциация следов со словом или образом и т.д. Таким образом, Д. Гартли утверждает укорененность ассоциаций в телесной организации и механистичность их образования (механическое возбуждение от вибраций, независимо от содержания идей).

Итак, начиная с выделения ассоциативного механизма образования сложных идей в концепции Дж.Локка и заканчивая объяснением всех психических процессов (от поведения до познания) исключительно ассоциациями в теории Д.Гартли, мы можем проследить эволюцию ассоциативной психологии, возведение принципа ассоциации в абсолют. Поскольку ассоциативное направление было единственным самостоятельным и доминирующим, то в научном психологическом познании до начала ХХ в. прочно укоренилась точка зрения о том, что в сознании нет ничего, кроме идей и ассоциаций между ними. В XIX веке ассоциативная психология получила развитие в работах английских мыслителей Джеймса Милля и Джона Стюарта Милля.

Джеймс Милль (1773 – 1836) объяснял работу сознания как механические ассоциации элементарных ощущений, которые существуют в одном и том же качестве на протяжении всей жизни и изменяют только свое место в пространстве сознания. В соответствии со столь механистическим подходом, концепция Дж.Милля получила название «ментальная механика» и в эволюции ассоцианизма явилась его вершиной. Сын Дж.Милля Джон Стюарт Милль (1806 – 1873) предложил концепцию, названную «ментальной химией». Главным принципом работы сознания, по-прежнему, оставались ассоциации ощущений, но возникали они уже не механически, а в результате активного порождения сознанием качественно новых психических состояний, отличных от качеств исходных простых идей. Подобный отход от механистических постулатов ассоцианизма способствовал его постепенной деградации. Дальнейшее развитие ассоцианизма проходило в рамках физиологии и эволюционной теории.

Так, Александр Бэн (1818 – 1903), автор физиологического ассоцианизма, объединил идеи ассоцианизма с идеями гедонизма в его физиологическом аспекте. Основным принципом организации мышления и поведения становятся ассоциации между ситуациями и удовлетворяющими в данных обстоятельствах реакциями. Вместо механицизма, А.Бэн вводит понятие о спонтанной активности нервной системы, которая проявляется в спонтанных движениях, повторяющихся до тех пор, пока не приведут к полезному результату. Удовлетворяющая реакция ассоциативно закрепляется с ситуацией и в следующий раз рефлекторно возникает в подобной же ситуации. Таким образом, вместо механического закрепления ассоциаций, А.Бэн вводит идею целесообразности. Кроме того, к традиционным видам ассоциаций по сходству и смежности в пространстве и времени А.Бэн добавляет творческие ассоциации.

Герберт Спенсер (1820 – 1903), автор эволюционной теории ассоцианизма расширил анализ психики от ее связи с организмом к отношениям психики с внешней средой. В своей концепции Г.Спенсер развивал идеи эволюционной теории Ч.Дарвина о том, что главная функция психики в процессе эволюции определяется адаптацией организма к среде. В основе адаптации (как биологической, так и социальной), Г.Спенсер видел формирование ассоциаций между внешними условиями и целесообразными способами реагирования.

По мере дальнейшего развития психологии, ассоцианизм утратил свою теоретическую значимость и актуальность, что способствовало переориентации исследовательского интереса от теории к практическому исследованию ассоциативных связей: законы памяти (Г.Эббингауз), формирование навыков (бихевиоризм), мотивация поведения (психоанализ), ассоциативный эксперимент (криминалистика, психиатрия) и др.

В 20-е годы ХХ века ассоцианизм как отдельное направление исчезает. Укореняется точка зрения о том, что ассоциация – не механизм работы психики, а психическое явление, которое само требует объяснения и раскрытия механизмов (как мышление, воображение, эмоции и пр.).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных