Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос 32 Понятие о творчестве. Основные характеристики и виды творчества.




Одной из важнейших задач современной педагогики является формирование у человека способности быть творцом, что позволит ему достигнуть успехов в различных видах деятельности. Погружение личности в атмосферу творчества способствует удовлетворению ее потребности в активном познании нового.

Эффективность использования потенциальных возможностей человека, о которых речь шла в предыдущей лекции, зависит от глубокого понимания закономерностей развития личности, индивидуальных и возрастных особенностей, а также от организации высокоэффективной деятельности, т.е. деятельности творческой.

Обращаясь к определению понятия «творчество», отметим, что чаще всего данный термин рассматривается как деятельность по созданию нового.

Новизна – одна из важнейших характеристик творчества. Она может возникнуть как в процессе творчества, так и в качестве конечного продукта. Суть творчества заключается не только в накоплении знаний и мастерства, а именно в умении открывать новые идеи и находить оригинальные пути.

Однако сущность творческого процесса не исчерпывается новизной, тем более что последняя может быть субъективной: человек (особенно ребенок) считает, что он открыл новое, но объективно это уже известно. Отсюда деление творчества на субъективное и объективное.

В.П. Пархоменко выделяет следующие основные характеристики творчества: творчество может иметь место во всех видах человеческой деятельности; реализация способности человека к творчеству зависит от объективных и субъективных факторов; творчество является двигателем прогресса; творчество обладает универсальным интегрированным содержанием, колоссальным методическим и эвристическим потенциалом; творчество высшего уровня предполагает или включает в себя самотворчество; в творчестве наиболее полно реализуется «Я» человека; творчество обладает высочайшей эмоциональной привлекательностью; творчество является могучим средством обучения, воспитания, развития, самопознания; в творчестве происходит реализация цели и смысла жизни.

В научно-методической литературе последних десятилетий при рассмотрении понятия «творчество» ряд авторов рассматривают его в тесной взаимосвязи с категорией «развитие». Для развития человека творчество имеет огромное значение, творческая деятельность всегда связана с личностным ростом и именно в этом заключена субъективная ценность продуктов детского творчества.

Творчество присуще всем областям социальной жизни.

Выделяют шесть исторически сложившихся видов творчества: научное, художественное,

В настоящее время существуют различные классификации видов творчества, например, выделяют следующие виды творчества: научное, техническое, литературное, музыкальное, изобразительное, игровое, учебное, бытовое («домашнее»), военное, управленческое, ситуационное («житейское»), коммуникативное. Все эти виды реализуются в процессе деятельности.

А.И. Кочетов, определяя творческую деятельность как «процесс создания новой информации или продукции с высокими показателями их количества и качества и с наименьшей затратой времени и сил», выделяет три вида творческой деятельности:

· комбинационное творчество (создание нового на основе комбинации известного);

· инновационное творчество (внесение новых, ранее неизвестных элементов);

· исследовательское творчество (создание нового подхода или идеи).

Качества творческой личности развиваются непосредственно в творческой деятельности. Школьники включаются в творческую деятельность с удовольствием, ибо она реализует их любопытство, потребность в познании мира, в общении и желании проявить себя.

Под понятием «творческая деятельность» иногда понимают просветительство, выдвигая на первый план лишь знания. При этом утрачивается сознательный характер деятельности. Высокий уровень знаний положительно влияет на развитие творческого потенциала. Однако эти два понятия далеко не всегда находятся в прямой зависимости. С другой стороны, развить интеллект в можно только в самостоятельной, особенно в творческой деятельности. Делать это нужно начиная с дошкольного возраста. Это поможет максимально развить творческий потенциал личности.

Для успешного развития творческого потенциала личности необходимы такие качества, которые открывают в ней созидателя. Основными при этом являются: творческая активность, оригинальность, способность и стремление к внесению новизны, комбинированию идей, перевоплощению, мобилизации сил и прошлого опыта, наличие развитого воображения и эмоциональной отзывчивости, творческая инициатива. Под последней понимают внутреннее побуждение к новым формам творческой деятельности.. Необходимым условием развития творческого потенциала также является развитая эмоциональная сфера личности, ибо творчество невозможно без переживания.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных