Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЗАКОН РАЗВИТИЯ ГРУППЫ И КОЛЛЕКТИВА




Педагогу необходимо чутко улавливать состояние группы, которое зависит от многих факторов, но прежде всего от уровня ее развития. Создание детского коллектива не гарантирует длительной успешной работы с ним. Нельзя исключить такую ситуацию, когда детская группа деградирует, теряет признаки коллектива и не дает ожидаемого воспитательного эффекта. И у коллектива бывают застой, болезни, деградация, угроза гибели или даже развал.

Коллектив сохраняется, живет, если он идет вперед, развивается. С развитием, повышением уровня группы развиваются, совершенствуются и составляющие ее личности. Поэтому воспитатель старается создать условия для развития группы детей, с которой он работает, для перехода группы на более высокий уровень ее воспитательных возможностей.

А.С. Макаренко выделял три основных этапа развития группы с точки зрения ее воспитательного влияния на личность. Опираясь на его взгляды, рассмотрим эти этапы подробнее.

1-й этап. Дети пассивны. Инициатором деятельности является только педагог, от него исходят основные требования к деятельности и поведению членов группы. В группе его почти никто не поддерживает.

Нет четкого распределения обязанностей между членами группы. Группа несамостоятельна и не имеет собственного руководства. Класс слабо участвует в жизни школы. Нет общегрупповых дружеских связей и сплочения. Общественное мнение отсутствует или оно разрозненно и стихийно. Личность не защищена группой и не чувствует себя комфортно. Влияние группы на личность стихийно.

Такое состояние детского объединения соответствует скорее номинальной группе или группе более низкого уровня, по типологии Л.И. Уманского.

Педагогу работать с такой группой нелегко, а воспитательная эффективность его деятельности недостаточна. Основное внимание его направлено на создание исходных условий для развития группы. Он стремится увлечь школьников разнообразной привлекательной деятельностью, развить внутригрупповое общение, защитить школьников (и, прежде всего, наиболее слабых из них) от групповой агрессии, привлечь помощников из самих детей в налаживании групповых дел.

2-й этап. В группе складывается официальная структура, появились и действуют ответственные лица: староста (командир), дежурные, физорг и т.п. Меняется отношение к педагогу: образовался поддерживающий его актив. Расширяются дружеское общение и общая сплоченность. Появляется общественное мнение, выражаемое на собраниях и в повседневном общении. Часть школьников завоевывают авторитет у товарищей. Общая деятельность группы более упорядочена и успешна. Она более самостоятельна и включаются в общешкольную жизнь. Влияние группы на личность усиливается и приобретает воспитательный характер. Работа воспитателя облегчается, ее эффективность возрастает.

Такое состояние детского объединения в основном соответствует ассоциации, кооперации и автономии, по типологии Л.И. Уманского.

Продолжая и расширяя ту деятельность, которую он проводил на первом этапе, педагог особый упор делает на работу с активом и на влияние через него на всю жизнь группы.

3-й этап. Педагога поддерживает вся группа, но его руководство незаметно - явное (видимое) управление группой и отдельными школьниками осуществляется детским органом самоуправления. Группа самостоятельна, она успешно действует и в отсутствие педагога. Все школьники имеют общественные поручения, их официальные роли часто сменяются и переплетаются. Группа интегрирована в общешкольную жизнь. Дружеские связи охватывают всю группу, она сплоченна. Общественное мнение требовательно, критично и самокритично, могущественно. Каждая личность защищена, чувствует себя комфортно. Дети любят свою группу и не хотят уходить из нее. В целом группа становится мощным воспитательным фактором.

Такое состояние детского объединения соответствует коллективу.

Воспитателю в такой группе не надо вмешиваться во все дела. Внешне он малозаметен в налаживании совместной деятельности. Он уходит в тень и закулисно, но очень существенно влияет на жизнь группы. Практически все руководство группой он осуществляет через детский актив, точнее — через свое влияние на детский актив. Воспитательная работа педагога становится очень точной и продуктивной.

Учредить коллектив невозможно. Поскольку он представляет собой устойчивую, привычную систему сплоченных взаимоотношений воспитанников, для его создания необходимы определенные условия. Надо сплотить детей, построить объединяющие коллективные отношения. Люди сплачиваются тогда, когда им необходимо сообща выполнить важное для них дело. Чтобы закрепились коллективные отношения, требуется время.

Для воспитания детей необходима разнообразная совместная деятельность. Без нее нет упражнения и развития их способностей, не налаживаются деловые и личные взаимоотношения, не формируются необходимые социальные привычки и не образуется настоящий коллектив. В школе, где деятельность детей сужена до совместного изучения школьных предметов, школьники скучают, ищут «посторонние» занятия на уроках и переменах, продолжают поиски интересных дел и отношений за пределами школы. И тогда именно на основе этих других дел возникают различные детские стихийные объединения. Там, где нет массовой объединяющей деятельности, нельзя создать коллектив. Скажем конкретнее: в школе, где кроме уроков дети ничем не заняты, создать воспитывающий детский коллектив невозможно.

Основными способами сплочения детской группы являются увлечение и включение ее в совместную деятельность.

Совместная деятельность для создания коллектива используется опытными воспитателями трижды: как деятельность будущая (перспектива), настоящая и прошлая (традиция).

ПЕРСПЕКТИВА

Мы уже отмечали, что совместная будущая деятельность воспринимается детьми, стремящимися к новым впечатлениям, как предстоящая радость. Она привлекает их, возбуждает подъем настроения и сил, объединяет и сплачивает.

А.С. Макаренко предлагал делить перспективы на три основные группы - близкие, средние и далекие.

Близкая перспектива - это те события, которые произойдут в ближайшие часы, дни, недели. Это масса различных дел: разнообразные и занимательные уроки, спортивные занятия, игры, экскурсии и прогулки. Это привлекательные внешние условия, в которые попадает ученик, приходя в школу: теплые, хорошо освещенные и уютные помещения, цветы. Это благожелательный стиль отношений к школьнику как со стороны его товарищей, так и со стороны педагогов, администрации и технического персонала.

Средняя перспектива включает наиболее крупные события жизни в школе и классе, ожидаемые в ближайшие месяцы. Таких бывает обычно несколько в год: школьные вечера, балы, праздники и походы, туристский слет, открытие спортивного сезона или школьного стадиона. Подобные события могут быть и на классном уровне.

Далекая перспектива включает события, ожидаемые через годы. И в масштабах не только школы, но и города или страны. Педагогическое использование перспектив совместной деятельности предполагает, прежде всего, переключение внимания детей:

- от вредных и безнравственных перспектив их будущей деятельности (скажем, перспектив где-то что-то украсть, сломать или поджечь) - к полезным;

- от исключительно личных - к объединяющим личные и общественные интересы;

- от чисто потребительских - к сочетающим потребление, труд и творчество.

Рассмотрим порядок работы воспитателей над перспективой.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных