Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Система гос. упр-я СССР в 1964-1985 гг.




В окт. 1964 г. Н.С. Хрущев был смещен с высших гос. и партийных постов. Решающей причиной отставки Н.С. Хрущева стала оппозиция части партийно-хозяйственных кадров, обеспокоенных его бесконечными реформами, которые постоянно угрожали их карьере, стабильному положению и привилегиям. Лишь в первые годы нахождения у власти Н.С. Хрущева аппарат поддерживал его деятельность по проведению реформ и десталинизации, положившей конец периодическим чисткам, установившую более или менее стабильную систему, достаточно открытую для возможного восхождения по ступеням карьеры без страха за свою жизнь. Однако проводимые Н.С. Хрущевым реформы разрушили эту идеальную схему. Реформа совнархозов в 1957 году, например, отправила тысячи столичных служащих в провинцию. Реформы 1961 и 1962 годов усилили недовольство партийной номенклатуры, в том числе и ближайших его соратников по партии. Под угрозой потерять свои посты оказались члены ЦК КПСС, руководитель республиканских и областных комитетов партии. Безоглядные начинания Н.С. Хрущева восстановили против него и экономистов-реформаторов, и многочисленные местные кадры. В том числе хозяйственных руководителей. Это была одновременно и первая победа партийно-хозяйственной номенклатуры над руководителем страны. В сталинские времена подобные действия обошлись бы партийным и хозяйственным чиновникам слишком дорого даже в случае победы. Поэтому на “вождя народов” у чиновничества посягать желания не было. Да и возможности консолидироваться для подобных действий мешала постоянная чистка аппарата и репрессии, что порождало разрозненность системы номенклатуры.

Ядро новой правящей верхушки составили: Л. Брежнев - Первый секретарь ЦК КПСС, А. Косыгин - Председатель Совета Министров и М. Суслов - член Президиума, ответственный за идеологическую сферу.

В ноябре 1964 года Пленум ЦК КПСС принял решение о восстановлении единой партийной организации на всех уровнях, а также о единстве советских, профсоюзных и комсомольских структур. С декабря 1964 года были восстановлены региональные, областные и районные комитеты. Эти первые шаги нового руководства позволили получить правящей верхушке поддержку партийных, советских, профсоюзных и комсомольских органов на местах.

В сентябре 1965 г. началась реформа в промышленности. Ликвидировали территориальную систему управления через Совнархозы. Восстановили отраслевой принцип руководства через министерства. Увеличили самостоятельность предприятий. Часть доходов теперь оставалась в их распоряжении. Эти средства шли наразвитие производства, материальное поощрение, жилищное строительство, социальную сферу. Сократили число плановых показателей. Широко применялся хозрасчёт. Предполагалось ввести элементы регулируемых рыночных отношений (А.Н.Косыгин). Уже с первых шагов проведения реформы стало ясно, что она представляет собой набор разрозненных и противоречивых мер. Трудно было сочетать, например, расширение самостоятельности предприятий и усиление административных и экономических полномочий министерств. Госснаб тоже встал непреодолимым препятствием на пути самостоятельности предприятий.

Противоречия реформы отражали глубокое расхождение между возглавляемыми Брежневым сторонниками ограниченной децентрализации при сохранении роли политико-административной системы в функционировании экономики и сторонниками Косыгина, приверженцами частичных рыночных реформ.

Доктрина “общенародного гос-ва” формировалась в контексте идеологии “перехода к коммунистическому обществу”. Она предполагала существенную трансформацию соц. базы совет. общества, размывание граней м/д разными классами и слоями, а также гродом и деревней. Предполагалось расширение коллегиальных и демократических начал в гос. упр-нии с последующим превращением его в “народное общественное самоуправление”.

С 1972 г. консервативные тенденции, ориентирующиеся в эк-ке на такие приоритеты, как тяжелая и оборонная пром-ть, с/х и энергетика, берут верх над реформаторским либерализмом и технократизмом. На XXV съезде КПСС эта линия окончательно победила. Одновременно происходили персонализация власти и укрепление позиций партийно-госуд. бюрократии, ф-ии расширявшегося по составу ЦК все более переходили к бюрокр. стр-рам его апп-та.

В июле 1978 г. был принят новый з-н о выборах в Верх. Совет СССР. В апр. 1979 г. он дополняется новым Законом “О порядке отзыва депутата Верх. Совета СССР” и З-ном “О статусе народных депутатов в СССР”. Предполагалось повысить конторль Верх. Совета за деят-ю всех формируемых им органов. С той же целью был принят Регламент Верх. Совета СССР, определявший стр-ру, полномочия, пор-к работы Верх. Совета и его органов, пор-к законоиворческой работы, контрол. д-ти и форм-я подотчетных Верх. Совету ораганов. С 1957 г. Верх. Совет наряду с утв-ем б-та утверждал ежегодные хоз. планы (ранее это была задача прав-ва). Утверждение долгосрочных (5,7-летних) планов было исключит. Прерогативой Верх. Совета. В 70-х гг. возросла роль Президиума Верх. Совета СССР, выполнявшего роль организатора всей работы Верх. Совета. Усилилась контрольная (за првительствами) д-ть Верх. Советов (СССР и республик) и законотворческая д-ть Верх. Советов союзных республик.

В 1962-1963 гг. местные Советы были разделены по производственному признаку на промышленные и сельские (Советы районов, краевые, областные Советы). В ноябре 1964 г. были вновь объединены промыш. и сельские партийные орг-ции и всед за этим воссозданы единые районы, в пределах которых стали дей-ть вновь объединенные Советы. В теч. 1968-1971 гг. Президиум Верх. Совета СССР принял ряд указов, расширивших права городских, районных, сельских и поселковых Советов. Все принимаемые акты исходили из представления о Советах как об органах, обладающих всем комплексом полномочий в пределах своей терр-рии. В 1960-61 гг. часть функция Минсельхоза СССР была передана др. органам: для закупок с/х продукции были созданы районные и межрайонные инспекции по закупкам, республиканские сельхозорганы устранены от операт. контроля за работой колхозов, упразднены земел. отделы райисполкомов. Центр ослабил контроль за с/х произ-вом. В марте 62 г. была сделена попытка исправить положение: было принято пост-е правит-ва, по кот. создавались (в областях, краях, республиках) сеть терр. управлений по рук-ву с/х произ-вом, включая заготовки. Органами упр-я с/х в областях, краях, республиках стали комитеты по с/х, возглавляемые партийными секретарями соотв. терр. едениц. В марте 1965 г. прин-ся новое пост-е правит-ва, кот на Минсельхоз возлагались важные плановые, организ. и конторол. ф-ии. Производственные терр-е (колхозно-совхозные) упр-я преобразовывались в районные производственные упр-я. Центр упр-я аграрным сектором был воссоздан. Для соблюдения принципа “коллегиальности упр-я” в нояб. 1969 г. создается Союзный Совет колхозов, Советы создавались также в республиках, краях, областях и районах. В Конституции 1977г. констатировалось построение “развитого социалистического общества”и создание “общенародного гос-ва”. В кач-ве цели указывалось на построение “бесклассового коммунист-го общ-ва”, базирующегося на общественном самоуправлении. Основой экон. с-мы признавалась социалистич. Собственность на ср-ва произ-ва, основой полит. с-мы – Советы. К. закрепляла новые формы “непосредственной демократии”: всенародное обсуждение и референдум.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных