Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Краткий словарь-справочник к теме занятия




АКТОР ПОЛИТИЧЕСКИЙ – лицо или общественная группа, воздействующие на процесс принятия и осуществления решений в данной политической системе. В политике субъект действия (политический актор), как в театре, «играет роль» (actor – актер. – прим. автора). Хотя исполнителями действия являются только люди, в политическом анализе способностью к исполнению действия часто наделяются корпоративные субъекты, такие, как государство. Описывать, анализировать, объяснять и прогнозировать политическое поведение действующих лиц (акторов) можно применительно к политическим системам на всех уровнях: местном, государственном, национальном и международном, а также применительно к различным типам самих действующих лиц, к таким, например, как государство, или какое-либо из высших должностных лиц, в чью компетенцию входит принятие важных решений, или национальный парламент, или административный орган.

Чаще всего понятием «актор» обозначают роль, которую играют государства и отдельные личности в международной политической системе. При подходе к международной политике с позиций исследования процесса принятия решений важное значение придается анализу поведения ключевых фигур или элитных групп, поскольку их действиями по выработке линии поведения определяются действия государства. Те, кто считает неправомерным говорить об «индивидуальном акторе», подчеркивают, что действия государства складываются под влиянием физической, политической, экономической, социальной и психологической среды, в которой принимаются государственные решения, а не просто из конкретных актов индивидуальных политиков. При других подходах в центре внимания оказывается в качестве актора государство в целом, взаимодействующее в рамках международной системы с другими государствами.

АРИСТОКРАТИЯ (от греч. aristos – лучший и...кратия) – форма государственного правления, при которой власть принадлежит представителям родовой знати; в рабовладельческом и феодальном государстве – наиболее привилегированное сословие; определенные преимущества сохраняет в буржуазном государстве.

БИХЕВИОРИЗМ (англ.behaviour – поведение) - подход к политологии, основывающийся на изучении политического поведения с применением количественных методов к изучению и сравнению политических объектов.

ВЛАСТЬ – в общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств – воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая и др.); политическое господство, система государственных органов.

ГОСУДАРСТВО – политико-территориальная суверенная организация особой публичной власти, внешне выраженная в специальном аппарате управления и придающая своим велениям общеобязательную силу для населения всей страны.

ДЕМОКРАТИЯ (от греч. demos – народ и...кратия) – форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы демократии – власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительных органов. Различают непосредственную (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов) и представительную (решения принимаются выборными органами) демократию. Термин «демократия» употребляется также применительно к организациям и деятельности политических и социальных институтов (например, партийная демократия, производственная демократия).

ДОКТРИНА (лат. doctrina) – учение, научная или философская теория, система, руководящий теоретический или политический принцип.

ИДЕЯ (греч. idea) – первоначально «то, что видно», «видимое», затем «видимая сущность», прообраз. Платон называл идеей умопостигаемые прообразы вещей чувственного мира, истинное бытие. По Канту, идеи – понятия разума, которым нет соответствующего предмета в чувственном опыте; мысль, представление; намерение, план.

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ – в соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных ветвей государственной власти. Осуществляет функции управления (глава государства, правительство), основываясь на действующих законах и иных нормативных актах. Исполнительная власть принимает собственные постановления и решения во исполнение актов законодательной власти.

КЛАСС – относительно устойчивая группа людей, имеющих общие интересы и ценности. Концепция классов и классовой борьбы получили распространение в Европе в XIX в. (Сен-Симон, О. Тьерри, Ф. Гизо и др.). К. Маркс и Ф. Энгельс связывали существование классов с определенными способами производства, считали борьбу классов движущей силой истории и отводили пролетариату историческую миссию насильственного ниспровержения буржуазии и создания бесклассового общества. В современном обществе в процессе социальной дифференциации и интеграции, связанной с разделением общественного труда, отношениями собственности и другими факторами, образуются многочисленные слои и группы, между которыми складываются отношения сотрудничества, конкуренции или конфликта, которые все больше регулируются на основе демократических принципов.

КОНЦЕПЦИЯ (от лат. conceptio – понимание, система) – определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.

ЛИЧНОСТЬ – человек как субъект отношений и сознательной деятельности; устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности.

Понятие личности следует отличать от понятий «индивид» (единичный представитель человеческого рода) и «индивидуальность» (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех других). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.

МЕТОДОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ –в целом, методология представляет собой комплекс правил и критериев интерпретации фактов, исследовательских планов, приемов сбора данных и т.д. Очевидно, что методология тесно связана с теорией, которая в свою очередь является частью господствующей в данный период общественно-политической парадигмы. Методологию нередко связывают с конкретными течениями политико-философской и идейно-политической мысли, полагая, что каждое из них имеет собственную методологию. Например, говорят о марксистской, позитивисткой, неопозитивистской, структурно-функциональной и т.д. методологиях. Но, тем не менее, каждая научная дисциплина, в том числе политическая наука, имеет собственную методологию и инструментарий анализа, без соблюдения которых, независимо от идейно-политических позиций исследователя, нельзя говорить о действительно объективном изучении предмета этой дисциплины.

НАУКА – сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира. Непосредственные цели – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки.

ОЛИГАРХИЯ (греч. oligarсhia, от oligos – немногочисленный и arche – власть) – режим, при котором политическая власть принадлежит узкой группе лиц (богачей, военных и т.п.).

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ БИХЕВИОРИЗМА – основные принципы бихевиоризма можно сформулировать следующим образом: стремление к обнаружению элементов однообразия в политическом поведении, их обобщение и выражение в теориях и моделях; любые выводы должны соотноситься с эмпирическими фактами и строится на их основе; для получения определенных данных необходимо использовать адекватные меры; политическая наука должна активно использовать результаты и данные других наук: психологии, антропологии, социологии и т.д.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ИЗУЧЕНИЕМ КОТОРЫХ ЗАНИМАЕТСЯ ПОЛИТОЛОГИЯ –проблемы, которыми занимается политология, можно разделить на три крупных блока: философские и идейно-теоретические основания политики, политические феномены, свойственные тому или иному конкретному периоду истории; политические системы и политическая культура, отличия и сходства между различными политическими системами, их преимущества и недостатки, политические режимы, условия их изменения и т.д.; политические институты, политический процесс, политическое поведение и т.д.

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ –в современной политологической науке выделяются следующие разделы: собственно политика (государство, власть, властные отношения); «промежуточное пространство» между собственно политикой и гражданским обществом (политические партии, избирательные системы и т.д.); социальные аспекты политики (социальная база политических институтов, движений, конфликтов и т.д.); философские, или мировоззренческие, аспекты политики; идеологические аспекты политики; международные аспекты политики.

ОХЛОКРАТИЯ (от греч. ochlos – толпа, чернь и...кратия) – в древнегреческих учениях о государстве (Платон, Аристотель) – господство «толпы».

ПЛУТОКРАТИЯ (греч. plutokratia, от plutos – богатство и...кратия) – государственный строй, при котором политическая власть формально и фактически принадлежит богатой верхушке общества; отсюда – плутократы.

ПОЛИТИКА – человеческая деятельность, связанная с принятием и проведением в жизнь решений, наделенных достоинством уполномочия со стороны общества, для которого они принимаются. Множество значений, в каких употребляется это слово, невозможно отразить в единой формулировке. Термином «политика» обозначается деятельность или процесс, тогда как «политическая система» подразумевает наличие структур и типовых отношений. В практическом обиходе политика получила название «искусства возможного», «искусства управлять», определена как попечение о том, «кому что, когда и как получать». Ее обычно отождествляют с оказанием влияния, борьбой за власть и конкуренцией между индивидами и группами по поводу распределения внутри общества вознаграждений и «благ». Говоря о политике, имеют также в виду, что она охватывает процесс социального руководства, включая выдвижение и достижение коллективных целей. В многочисленных своих обличьях: в виде деятельности по принятию решений, распределению благ, выдвижению целей, социальному руководству, соисканию власти, осуществлению конкуренции интересов и оказанию влияния – политика может обнаруживаться внутри любой общественной группы. Однако в политическом дискурсе понятие политики в большинстве случаев относят скорее к сфере публичных действий и распределительных мер, чем к процессам внутри частных организаций.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ – массив научной мысли, нацеленной на оценку, объяснение и прогнозирование политических феноменов. Одновременно политическая теория представляет собой раздел политологии, интерес которого направлен на политические идеи, ценности и концепции, а также на объяснение и прогнозирование политического поведения. В этом широком смысле политическая теория подразделяется на два крупных ответвления. Одно из них – политическая философия, или нормативная теория со своей ценностной, аналитической, исторической и спекулятивной проблематикой.

Другое – эмпирическая теория, с ее усилиями объяснять, давать прогнозы, направлять исследования и придавать знанию организованную форму, выстраивая абстрактные модели и формулируя поддающиеся научной проверке пропозиции.

Реальное значение. Всякой жизнеспособной научной дисциплине требуется теоретический стержень для придания ее предмету упорядоченности, сфокусированности и смысла. В русле бихевиориальной революции рационалистическую и нормативную проблематику политической философии как ведущей теоретической структуры рассматриваемой дисциплины фактически оттеснила эмпирическая теория с ее приверженностью научному методу. Исходя из бихевиористской посылки о единообразии элементов, лежащих в основе политических феноменов, эмпирические теоретики устремились на поиски верифицируемых пропозиций, объясняющих и прогнозирующих политическое поведение. Хотя эмпиристские методы принесли в данную сферу исследований большую систематичность и точность, большинство политологов ныне признает, что повысить интеллектуальную мощь и практическую значимость дисциплины может некоторый синтез (или, по крайней мере, мирное сосуществование) эмпиристской и философической систем мышления.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ – междисциплинарная область исследований, нацеленных на использование приемов и методов научного познания для улучшений в деле выработки и проведения государственной политики и решения проблем государственной жизни.

Ввиду широты спектра проблем государственной жизни, в сферу политических наук могут вовлекаться представители почти любой дисциплины – обществоведческой, биологической, физической. Дисциплинами, интересы которых наиболее непосредственно соприкасаются с подходом, свойственным политическим наукам, явились политология, социология, право, менеджмент, история и государственное и муниципальное управление. Политическими науками используются и способы познания, заимствуемые из таких исследовательских областей, пересекающих традиционные границы дисциплин, как системный анализ, исследование операций, кибернетика, теория игр и общая теория систем. Предметом особенного интереса представителей политических наук является процесс принятия решений по государственной политике. Они направляют свои исследования таким образом, чтобы выходить на проблемы разъяснения целей, оценки альтернатив, распознавания тенденций и на анализ ситуации под углом зрения проблемы выработки политики. Политическая наука не рассуждает об основополагающих ценностях, ее занимают скорее пропозиции фактического характера, подлежащие эмпирическому исследованию. Тем не менее, представители политической науки по-своему участвуют в выборе целей, вынося суждения о пригодности средств, о том, каков спектр возможных вариантов выбора, о возможных последствиях альтернативных вариантов.

В большинстве политических систем, будь то исторических или современных, отводилось место экспертам, готовым предоставить свои знания и умения к услугам тех, кто разрабатывает правительственную политику. Однако же концепция скоординированного, научного, многодисциплинарного подхода к делу выработки более эффективной государственной политики – явление недавнее, едва ли прослеживаемое ранее 1951 г., когда Г. Лассуэлл придумал термин «политические науки». С тех пор вклад, вносимый индивидуальными учеными – специалистами в области научного обеспечения политики, во все большой мере дополнялся междисциплинарной кооперацией. Это отчетливо видно в таких областях, как анализ систем, где разрабатывается планирование, программирование, финансирование, а также в разработке конкретных правительственных программ. Приверженцы научного обеспечения политики рассчитывают на дальнейшее размывание границ между дисциплинами, позволяющее интегрированно применять научное знание к политическому процессу, а некоторые предвидят утверждение политических наук в качестве «супрадисциплины».

ПОЛИТИЯ – политическая организация того или иного общества. Полития может означать либо данное государство, всю совокупность граждан конкретной страны, либо совокупность институциональных форм и процессов, посредством которых осуществляется управление данной страной. Понятие политии может быть отнесено и к высокоорганизованной государственности, как Соединенные Штаты, и к весьма примитивному обществу, где едва обозначились контуры признанной политической власти. В широком смысле полития – другое наименование политической системы.

Термин «полития» может во многих контекстах употребляться – по принципу взаимозаменяемости – наряду с терминами «политическая система» или «государство». Его обычно используют, когда хотят дать обозначение политической организации того или иного общества, свободное от аналитических коннотаций термина «система» или от метафизических, правовых или территориальных коннотаций термина «государство». Он часто фигурирует в дискуссиях о формах или типологиях политических систем, в особенности когда преследуется цель классифицировать политические системы в их целостности, а не конкретные институты, группы или политические подсистемы внутри того или иного общества.

ПОЛИТОЛОГИЯ – систематическое изучение государственного управления и политики. Политология имеет дело с областью выработки и воплощения государственной политики посредством решений, рассматриваемых как авторитетно-властные и обязательные для данного общества. В плане предметного содержания развитие дисциплины шло в прошлом веке от сосредоточения внимания прежде всего на формальных институтах и правовых отношениях к проявлению интереса к процессам, поведению индивидов и групп и неформальным отношениям. Первоочередность критериев для выделения предмета политологии сдвигалась от институциональных концептов государства и государственного управления к концептам процессов или отношений – таким, как власть, принятие решений и политическая система.

В методологическом плане ранее преобладавший в политологии правовой, исторический и дескриптивный анализ был дополнен методами и подходами современной бихевиориальной науки. Предметное содержание основных разделов дисциплины – хоть внутридисциплинарная специализация и не выражена в жестко фиксированном размежевании – обычно составляют: управление на национальном и местном уровнях; сравнительный или межстрановой анализ; политика и (политическое) поведение; публичное право и судебно-правовое поведение; политическая теория; публично-административная деятельность и организационное поведение; международные отношения.

И с точки зрения предметного содержания, и в методологическом плане в политологии смешалось прошлое и настоящее; не существует в ней и общего согласия относительно разграничения с другими дисциплинами, определения основного круга ее интересов, а также ее исследовательской методологии. Бихевиористы преисполнены желанием укреплять связи с другими дисциплинами обществоведческого цикла, перенимая их методы, заимствуя концепции и данные. Традиционалисты, не выступая против междисциплинарных подходов, до сих пор склонялись к заимствованиям более в вопросах предметного содержания, чем в методологии. Некоторые из практиков хотят видеть субстанцию политики в любого рода социальных группах; других же – и таких, пожалуй, большинство – притягивают политические системы, претендующие на обладание монополией на легитимное применение физической силы и принимающие решения, обязательные для всего общества.

ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ –предметом политологии в общей сложности являются такие разные по своему характеру институты, феномены и процессы, как политическая система, государственный строй, власть и властные отношения, политическое поведение, политическая культура в их всесторонней взаимосвязи и взаимодействии, а также история политических учений.

Конечно, эти проблемы изучаются не только политологией, но и философией, социологией, государственно-правовой наукой и т.д. Политология же, интегрируя в себе отдельные аспекты этих дисциплин, располагается как бы в точке их пересечения и по существу представляет собой междисциплинарную науку.

ТЕОКРАТИЯ (от греч. theos — бог и kratos — власть) — форма государственного правления, при которой власть принадлежит духовенству или главе церкви.

ТЕОРИЯ (от греч. theoria – рассмотрение, исследование) – система основных идей в той или иной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. Для теории характерны черты достоверности и доказанности.

Литература

Основная литература

Зеленков М.Ю. Политология. Учебник. М.: Дашков и К, 2012. С. 40-55.

Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс). М.: Юридический институт (МИИТ), 2010. С. 31-45.

Зеленков М.Ю. Политология в тестах. М.: Юридический институт (МИИТ), 2010. С. 8-41.

Зеленков М.Ю. Политология: учебное пособие: комментарии, схемы, афоризмы. М.: Юридический институт (МИИТ), 2009. С. 36-45.

Зеленков М.Ю. Лекции и методические материалы по учебной дисциплине «Политология» //http://zelenkov.ucoz.ru/index/lekcii_avtora/0-28.

Дополнительная литература

Антология мировой политической мысли. В 5 т. М., 1997.

Ачкасов В.А. Политология: Учебник. М.: Юрайт, 2005.

Бурсенко В.И. Политология. Учебник для вузов. М.: Изд. «Экзамен», 2004.

Василенко И.А. Политология. Учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2012.

Василик М.А. Политология. Словарь – справочник. М.: Гардарики, 2001.

Гаджиев К.С. Политология. Базовый курс. М.: Юрайт, 2012.

Горелов А.А. Политология в вопросах и ответах. М.: Эксмо, 2009.

Грязнова А.Г. Политология. Учебник. М.: Инфра-М., 2011.

История политических и правовых учений / Отв. ред. В.С. Нерсесянц. М., 1988.

Капицын В.М. Политология. Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2012.

Матвеев Р.Ф. Политология для юристов. М.: Юридический институт МИИТа, 2007.

Мухаев Р.Т. Политология. М.: ЮНИТИ, 2006.

Общая и прикладная политология: Учебное пособие / Под ред. Б.И. Краснова. М.: МГСУ – Союз, 1997.

Оришев А.Б. Политология Учебник. М.: Инфра-М, 2011.

Панарин А.С. Политология: Общий курс: Учебное пособие. М.: Логос, 2003.

Панарин А.С. Политология: Учебник. – 2-е изд. перераб. и дополненное. М.: ТК Велби, 2004.

Перевалов В.Д. Политология. М., 2002.

Политология / Под ред. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2006.

Политология / Под ред. В.Н. Лавриненко. М.: ЮНИТИ-Дана, 2006.

Политология. Практикум / Под ред. Решетникова С.В. Минск: ТетраСистемс, 2008.

Политология: Учебник / Под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. М.: Юрайт, 2005.

Пронин Э.А. Политология. Конспект лекций. М.: МИЭМП, 2005.

Пугачев В.П. Введение в политологию: Учебник. – 4-е изд. Перераб. и дополн. / В.П.Пугачев, А.И. Соловьев. М.: Аспект пресс. 2003.

Пушкарева Г.В. Политология. Краткий курс лекций. М.: Юрайт, 2003.

Радугин А.А. Политология: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и дополн. М.: Центр, 2003.

Теория и методы в современной политической науке / Под ред. С.У. Ларсена. М.: РОССПЭН, 2009.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных