Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Производство и использование войлока у разных народов.




 

Валяние войлока (англ. felting, нем. filzen) – способ приготовления шерстяного материала у кочевников евразийских степей, горных скотоводов Тибет, Памира, Алтая, Кавказа, Карпат и Балкан, Передней Азии (Ирана, Афганистана). Древнейшие сохранившиеся до наших дней изделия из войлока – ковры и чепраки из Пазырыкских курганов Горного Алтая (скифы, VI – V вв. до н.э.). Основное сырьё для валяния войлока – овечья шерсть с небольшим добавлением ягнячьей, верблюжьей и козьей шерсти, конского волоса и волоса, выпадающего при линьке крупного рогатого скота. У кочевников Евразии выше всего ценится войлок из овечьей шерсти осеннего настрига, менее ценным считается войлок из летней шерсти. Валяние войлока включает в себя несколько последовательно совершаемых операций: сбивание шерсти специальным прутом (предпочтительно в сухую солнечную погоду, чтобы шерсть не пропиталась атмосферной влагой); обрызгивание взбитой шерсти водой или молочной сывороткой (с целью уплотнения шерстяной массы); свёртывание шерсти в рулон (на деревянный валик или без него, с помощью верёвки); обёртывание рулона кожей, тканью или циновкой и прокатывание (валяние) рулона по земле либо путём буксировки двумя всадниками (в среднем 10-15 раз на расстояние 1 км), либо просто вручную от одной группы людей к другой, периодически прерываемое разворачиванием рулона с целью выявления возможных изъянов и их заделки. Так получают крупные куски войлока (5х5 м, 4х4 м) – покрытия для различных частей юрты. Мелкие куски, идущие на изготовление домашней утвари и обуви, просто сбивают и уминают руками. Валяние войлока проводилось в начале осени коллективными силами группы родственников и соседей, начало и конец его сопровождались совместной трапезой всех участников. «Кыргызстан. Валяние войлока» фото «Музей кочевых культур» «Кыргызстан. Юрта и её установка» фото «Музей кочевых культур» Кочевники Евразии изготовляли из войлока следующие изделия: все виды покрытия для юрты, одежду (стельки, прокладки для подмёток, чулки-вкладыши в кожаный сапог), предметы интерьера (войлочные подушки, дорожки, ковры, подстилки для сна), утварь (мешки для хранения чая, мелкой посуды и прочих мелких предметов, подстилки для новорождённых телят), скотоводческое снаряжение (детали вьючного седла верблюда, потник под верховое седло, чепрак и попона для коня, большие войлочные сумки для перевозки грузов и др.). Скотоводы Кавказа, Средней Азии, Карпат и Балкан делали войлочные ковры, бурки и мужские головные уборы. В военном деле войлок использовался как заменитель кольчуги, как подкладка под шлем, из него делали чехлы к рукояткам сабель, им обшивали снаружи верх крепостной стены при обороне город, чтобы в нём застревали стрелы. Из войлока делали прокладку в оборонительных валах вокруг селений и городов в местах с засоленной почвой, чтобы соль не разъедала стены. Войлок использовали в кузнечном деле, в медицине (при лечении переломов костей) и т.д. Естественные цвета войлока – белый, чёрный, серый, бурый, пёстрый. Известно много способов его орнаментации: аппликация цветными кусками кожи, ткани и того же войлока по одноцветному фону, прошивка и вышивка цветными нитками (Центральная и Средняя Азия), раскраска (Кавказ, Средняя Азия). «Кыргызстан. Ковёр из цветного войлока» фото «Музей кочевых культур» Белый войлок использовался в ряде сакральных ситуаций: на нём поднимали в воздух вновь избранного великого хана (монголы, казахи), на него сажали молодых в свадебном обряде, его расстилали на месте погребения человека (монголы). Войлок в общемировой культуре. Валяние войлока – изобретение кочевников, вошедшее в общемировую культуру. Изделия из войлока (обувь, шапки, сумки, потники под сёдла) получили широкое распространение за пределами кочевой скотоводческой среды у осёдлого земледельческого населения. Во многих странах было налажено промышленное производство тонкого войлока (фетра), использовавшегося не только в лёгкой, но и химической промышленности. В странах Европы в ремесленное производство войлока были внесены свои модификации. Так, уже с эпохи античности для уплотнения войлока стало практиковаться прокатывание его между вальцами. Своеобразное приспособление изобрели румынские валяльщики - большие, сколоченные из досок воронкообразные чаши, в которых шерсть уплотняется струями завихряющегося потока воды. В современной культуре войлок и фетр имеют довольно широкое применение: войлок строительный, технический, музыкальный и др. Применение войлока Войлок в наши дни является популярным объектом для творчества. Войлок, получаемый сухим или мокрым валянием – это пластичный материал, из которого мастера творят скульптурные объекты, предметы интерьера и одежду.

16) оскутное шитьё, лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная мозаика (также пэчворк, от англ. patchwork — «одеяло, покрывало, изделие из разноцветных лоскутов») — видрукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Современные мастера выполняют также в технике лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции. Все швы стачивания в лоскутном полотне находятся на его изнаночной стороне. В России давно используется лоскутная техника, в частности для изготовления стёганых изделий (лоскутных одеял) и других изделий.

Содержание

[убрать]

· 1 История

o 1.1 Англия

o 1.2 Северная Америка

o 1.3 Россия

· 2 Материалы и инструменты

· 3 Инструменты

· 4 Ткани

o 4.1 Подготовка

o 4.2 Раскрой

· 5 Сборка полотна

· 6 Образцы лоскутного шитья

· 7 Примечания

· 8 Комментарии

· 9 Литература

· 10 Ссылки

История

Сборка полотна из лоскутов, аппликация из ткани, стёганые изделия издавна существовали независимо друг от друга у многих народов мира. Вероятно везде, где человек работал с тканью, возникала необходимость использовать обрезки и выпады кроя, и лоскутное шитьё появлялось в том или ином виде[1]. Известен египетский орнамент, созданный из кусочков газельей кожи около 980 года до н. э., в одном из музеев Токио экспонируется сшитый примерно в то же время костюм с украшениями из лоскутов. В 1920 году в Пещере тысячи Будд был найден ковёр, собранный приблизительно в IX веке из множества кусочков одежд паломников.

Англия

В XVI веке в Англию начали поступать красочные ткани разнообразных узоров из индийского хлопка. Одеяло, декорированное вышивкой или набойкой, считалось модным украшением домашнего интерьера. Шитьё из лоскутов появилось в результате дефицита ситца, возникшего из-за запрета продажи в Англии индийских тканей в 1712 году. Таким образом правительство намеревалось сохранить отечественные мануфактуры, на которых производились шерстяные и шёлковые ткани. Ситец попадал в Англию контрабандными путями и его цена резко выросла. Обрезки, оставшиеся после кроя одежды из ситца, не выбрасывали, а использовали для создания других изделий. Крупными фрагментами декорировались шерстяные либо льняные ткани в технике аппликации. Самые мелкие остатки сшивались друг с другом, образуя единое полотно.

Традиционный американский узор «Зуб пилы».

Северная Америка

В Новый Свет стёганое полотно попало вместе с переселенцами в 20-х годах XVII века. Из-за нехватки тканей починка стёганых одеял производилась с помощью кусков из старой одежды. Дальнейший дефицит тканей закрепил традицию изготавливать стёганые изделия из лоскутов. Они с течением времени усложнялись, каждая мастерица старалась создать квилт со своим особенным узором и комбинацией цветов. Обыкновенно американские хозяйки шили верхнюю часть квилта зимой. На простёжку квилта собирались весной все соседки, по вечерам, после работы, к ним присоединялись мужчины[2]. Практически все американские квилты, созданные до 1750 года, изготовлены в технике пэчворка. С течением времени сформировались традиционные блоки узоров лоскутного шитья. Названия многих из них связаны с реалиями повседневной жизни («Зуб пилы», «Медвежья лапа», «Корзинка для штопки»); местностью, в которой этот узор был придуман («Звезда Огайо и Техаса»); ассоциациями с историями из Библии («Лестница Иакова»)[3]. Позднее (до 1850 года) стала популярна аппликация. Сохранилось очень мало старинных одеял в технике пэчворка, так как они были предметами повседневного обихода в то время, как квилты с аппликацией предназначались для особых случаев.

Квилт, выполненный в технике крейзи. 1897.

На Всемирной выставке 1876 года в Филадельфии экспонировались английские работы в новой технике: крейзи (англ. crazy, безумный, известна также под названиями «Спираль», «Карусель», «Роза») из шёлковых тканей, дополненные вышивкой. Техника крейзи позволяла создавать композиции из лоскутков роскошных тканей (парчи, бархата, шёлка) любой формы, расцветки и рисунков, собранных произвольно. Швы, соединяющие лоскуты, украшались разнообразной вышивкой, сами изделия могли дополняться аппликациями и рисунками на ткани. Новый вид рукоделия в 1879 году описал иллюстрированный журнал «Петерсон». Это направление в пэчворке получило название «расшитый квилт» или «японский шёлк» (из-за широкого использования восточных мотивов). Изделия предназначались лишь для украшения, так как лоскутки скреплялись небольшим количеством швов без простёжки, края были декорированы бахромой, кистями, помпонами, кружевом, а прокладка давала усадку, что не позволяло стирать их. Более утилитарные вещи создавались в религиозных кружках рукоделия, где в полотно в стиле крейзи добавляли практичные материалы: шерстяные и хлопковые ткани. Новая техника породила целое направление в американской торговле, предлагающее всем желающим готовые наборы, рисунки вышивок и расписанные вручную блоки шёлка для изготовления пэчворка. К 10-м годам XX века популярность крейзи идёт на убыль, уступая место обычным видам лоскутного шитья. Модные веяния не коснулись некоторых религиозных общин, оставшихся верными приёмам шитья, выработанным годами: только традиционные узоры и одноцветные ткани используют и сегодня мастера квилта из сект амишей и менонитов[3].

Сборка пэчворка «Бабушкин сад» («Соты», «Гексагон»).

В 70-х годах XX века в Америке интерес к пэчворку возродился. Стали популярны квилт-клубы, специализированные магазины предлагают покупателю все необходимые материалы для этого вида декоративно-прикладного искусства, широкий ассортимент тематических книг и журналов. В 1971 году Ив Сен-Лоран создал модель, декорированную лоскутным шитьём, предвосхитив новое направление в моде — увлечение фольклорным романтизмом[4].

Россия

На Руси издавна было распространено бережливое отношение к ткани, как произведённой дома (до XVIII века в основном в стране использовалось домотканое полотно), так и покупной. «Домострой» содержит подробные инструкции кроя платья, сортировки и сохранения обрезков и починки готовой одежды[5]. Известно, что в XVII веке в среде старообрядцев использовались лоскутные коврики, называемые «подручниками». Рисунок этих ковриков символически изображал девять ангельских чинов[1].

Шитьё из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца. В отличие от домотканых полотен, ширина которых была около 40 см, ткани фабричного производства имели ширину 75—80 см, и при раскрое из них одежды образовывалось большое количество обрезков. Аппликация появилась позднее: так как английские ситцы в России были дороги, считалось неуместным закрывать одну ткань другой. Своего пика лоскутное шитьё достигло в конце века, когда было налажено производство дешёвых хлопчатобумажных набивных тканей и появились швейные машины. В основном вещи (большей частью лоскутные одеяла), создаваемые в крестьянской среде, несли исключительно практическую функцию — защищали от холода. На их изготовление шли преимущественно лоскуты ношеной одежды, они были неправильной формы и соединялись случайным образом. Однако параллельно существовала традиция шитья одеял к свадьбе и рождению ребёнка. Эти изделия соединяли в себе функции утилитарную и декоративную. Форма лоскута (полоска, квадрат, треугольник) определялась формой выпада, образовывавшегося при раскрое прямого русского костюма. В конце XIX — начале XX века лоскутное шитьё в народном костюме заменяло сложные в исполнении кружево, вышивки, тканые элементы[6]. В приёмы сборки полотна, цветовое решение изделий всегда привносились художественные предпочтения местных жителей. Были созданы оригинальные техники объемного лоскутного шитья: «ляпаками» (или «ляпачиха»: необработанные разноцветные полоски, нашитые на основу, название каргопольскихсвадебных одеял, сотканных из небольших лоскутов[6]), «уголками» (ткань сворачивалась углом и настрачивалась на основу), «махрами», «розанами» («кругляки» или за пределами России — «йо-йо» — квадратные либо круглые лоскуты стягивались по намётке, выполненной по окружности, полученные объёмные детали нашивались на основу в один слой или накладывались друг на друга). Наряду с ковриками из уголков были распространены коврики из шнуров-косичек, сплетённых из скрученной ткани, которые выкладывались по кругу и сшивались[7].

Для традиционного русского лоскутного шитья характерна ручная сборка без использования основы, соединение лоскутов внахлёст, использование разных по размеру деталей[8].

В начале XX века лоскутное шитьё вместе с коллажем привлекло внимание художников-авангардистов и футуристов, занимавшихся поиском новых средств выражения[9]. После революции этот вид шитья не вошёл в перечень поддерживаемых государством видов декоративно-прикладных искусств. Позднее лоскутное шитьё стало признаком нищеты, напоминанием о периодах войн и разрухи, пережитых страной[10]. Интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства возродился в 90-х годах XX века, тогда же началось и его изучение. Оно стало не только распространённым хобби, но и самостоятельным жанром декоративного искусства. В России каждые два года (с 1997) проходит фестиваль «Лоскутная мозаика России», где демонстрируются произведения мастеров[11].

Материалы и инструменты

Один из наиболее сложных моментов в технике лоскутного шитья — достижение гармоничного, взвешенного цветового решения произведения. Для преодоления этой трудности некоторые начинающие мастера используютцветовой круг. В настоящее время существуют специализированные компьютерные программы, позволяющие рассчитать гамму будущего изделия.

Инструменты

Ткань разрезается ножницами либо резаком-колёсиком на специальной подкладке (коврике) с разметкой, последний вариант удобен и обеспечивает бо́льшую точность кроя. Универсальная линейка с нанесёнными линиями, размерами и отметками для выполнения различных углов даёт возможность сделать раскрой ткани без предварительно заготовленных шаблонов.

Ткани

Подготовка

Наиболее широко применяемые в лоскутном шитье ткани — хлопчатобумажные. Они дёшевы, легки в крое, не скользят при шитье, держат заложенные вручную складки и являются идеальным материалом для начинающих. Недостатки хлопчатобумажных тканей — линька и усадка при стирке. Лён лёгок в шитье, меньше садится, прочен, это популярный материал для подкладок или фона. Льняные ткани сильно мнутся и трудно гладятся. Шёлк благодаря своей деликатной фактуре, естественному блеску, яркости красок смотрится в изделиях очень выигрышно. Однако он даёт сильную усадку при стирке и воздействии высоких температур, сложен в раскрое и шитье, края срезов осыпаются. Редко в сборке лоскутного полотна используется шерсть, тем не менее обладающая рядом достоинств: гигроскопичная, тёплая ткань подходит для изготовления покрывал, подушек, одежды. Края толстых шерстяных тканей не осыпаются, изделия из шерсти отлично держат форму. Кусочки шерсти можно соединять встык при помощи машинного шва «зигзаг». Искусственные и смесовые ткани выглядят нарядно, они не мнутся и отлично стираются, однако способны накапливать влагу. Вискозные ткани сложны в шитье: из-за подвижной структуры полотно скользит, к тому же сильно мнётся и даёт усадку при стирке, вискозу обязательно надо крахмалить. Интересно смотрятся в изделиях ткани (хлопок, шёлк, лён), расписанные или окрашенные вручную.

Если изделие предполагается использовать в быту, необходимо произвести декатировку ткани — намочить (выстирать без использования моющих средств), а затем высушить и отгладить. Если же шитьё будет изготовлено только из новой ткани и его предполагается хранить в месте, защищённом от пыли (например, под стеклом), декатировку можно не делать, сохранив фабричную пропитку и первоначальную яркость красок. Перед работой, во избежание перекоса тканей, срезаются все кромки. Не рекомендуется рвать ткань, это приведёт к распусканию краёв уже в готовом изделии, так как внутренние швы при лоскутном шитье не обмётываются.

Раскрой

Картонные шаблоны

Залогом успеха в сборке лоскутного полотна является высокая точность кроя. Раскрой ведётся при помощи шаблонов, представляющих собой простейшие геометрические фигуры, из картона с намеченными линиями обреза и шва или прозрачного пластика: они позволяют видеть рисунок. В продаже бывают металлические шаблоны для пэчворка с прорезями для разметки линии стачивания. На швы прибавляется от 5 мм (хлопчатобумажные ткани) до 1 и более см (ткани, легко осыпающиеся). При раскладке шаблонов на ткани учитывается направление долевой нити. У четырёхугольных деталей долевая должна совпадать с одной из сторон, у треугольников, шестиугольников — быть перпендикулярной основанию.

Сборка полотна

Блок с узором «Мельница».

Ручная сборка с натягиванием ткани на картонный шаблон

Изделие, выполненное в технике барджелло.

Сборка полотна в пэчворке проходит от мелких деталей к более крупным. При последовательном стачивании деталей создаются блоки узоров, из которых и сшивается изделие. Пэчворк можно шить вручную или на машине. Для ручной сборки на изнаночной стороне ткани с помощью шаблона размечается деталь, две детали, сложенные лицевыми сторонами с совмещением линий разметки, смётываются или скалываются булавками и сшиваются мелким намёточным швом. Нить аккуратно закрепляется в начале и конце линии шва. При стачивании шва на швейной машине после того, как прошиты две детали, без обреза нити, переходят к соединению последующих пар деталей (так называемое шитьё «флажком», «цепочкой»). Когда шитьё закончено, нити полученной цепочки разрезаются. Ещё один вид сборки — ручной, с использованием ткани, натянутой на картонный шаблон, применяется для блоков типа «Бабушкин сад». На заготовки из картона (при сборке «Бабушкиного сада» используются шестиугольники) натягиваются и скрепляются несколькими стежками лоскуты, выкроенные с учётом припусков на швы. Заготовки с тканью складываются лицевыми сторонами внутрь и сшиваются вручную потайным швом.

Одним из простых и быстрых способов сборки полотна является шитьё полосами. Полосы ткани выкраиваются по долевой нити с помощью шаблона и последовательно пристрачиваются на основе. В качестве основы используется хлопчатобумажная или льняная ткань, бумага (удаляется после шитья), флизелин. Чтобы избежать перекоса полотна полосы сшивают, каждый раз меняя направление (например, первая и вторая — сверху вниз, вторая и третья — снизу вверх и так далее). Припуски швов заглаживаются, если возможно, на сторону более тёмной ткани. Заутюживание швов в одну сторону добавляет прочности изделию. На сборке полотна полосами основана техника bargello: сшитые полосы разрезаются в поперечном направлении, а затем снова собираются в полотно со смещением. Такой приём при использовании гармонично подобранных тканей разных оттенков одного цвета, оттеняемых контрастными, создаёт эффект плавного перехода, «растяжки» или «раската» цвета.

Для облегчения и ускорения процесса сборки выпускается неклеевой флизелин для пэчворка с размеченной сеткой геометрических фигур (квадратов или треугольников).

При сборке блоков с закруглёнными деталями («Обручальное кольцо», «Путь пьяницы», «Время и энергия») на соединяемых частях кромки присобираются, определяются и скалываются средние точки, совмещаются их углы. Деталь с выемкой аккуратно припосаживается и соединяется булавками с деталью с выпуклым срезом. При стачивании на машине деталь с выпуклым срезом располагается сверху.

При сборке «Витраж» фрагменты лоскутного полотна пришиваются встык, швы маскируются тесьмой, лентой, узкими полосами ткани. В классическом варианте этой сборки контуры фигур обрамляются материалом, контрастным по отношению к основному изображению.

оскутное шитьё, лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная мозаика (также пэчворк, от англ. patchwork — «одеяло, покрывало, изделие из разноцветных лоскутов») — видрукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Современные мастера выполняют также в технике лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции. Все швы стачивания в лоскутном полотне находятся на его изнаночной стороне. В России давно используется лоскутная техника, в частности для изготовления стёганых изделий (лоскутных одеял) и других изделий.

Содержание

[убрать]

· 1 История

o 1.1 Англия

o 1.2 Северная Америка

o 1.3 Россия

· 2 Материалы и инструменты

· 3 Инструменты

· 4 Ткани

o 4.1 Подготовка

o 4.2 Раскрой

· 5 Сборка полотна

· 6 Образцы лоскутного шитья

· 7 Примечания

История

Сборка полотна из лоскутов, аппликация из ткани, стёганые изделия издавна существовали независимо друг от друга у многих народов мира. Вероятно везде, где человек работал с тканью, возникала необходимость использовать обрезки и выпады кроя, и лоскутное шитьё появлялось в том или ином виде. Известен египетский орнамент, созданный из кусочков газельей кожи около 980 года до н. э., в одном из музеев Токио экспонируется сшитый примерно в то же время костюм с украшениями из лоскутов. В 1920 году в Пещере тысячи Будд был найден ковёр, собранный приблизительно в IX веке из множества кусочков одежд паломников.

Англия

В XVI веке в Англию начали поступать красочные ткани разнообразных узоров из индийского хлопка. Одеяло, декорированное вышивкой или набойкой, считалось модным украшением домашнего интерьера. Шитьё из лоскутов появилось в результате дефицита ситца, возникшего из-за запрета продажи в Англии индийских тканей в 1712 году. Таким образом правительство намеревалось сохранить отечественные мануфактуры, на которых производились шерстяные и шёлковые ткани. Ситец попадал в Англию контрабандными путями и его цена резко выросла. Обрезки, оставшиеся после кроя одежды из ситца, не выбрасывали, а использовали для создания других изделий. Крупными фрагментами декорировались шерстяные либо льняные ткани в технике аппликации. Самые мелкие остатки сшивались друг с другом, образуя единое полотно.

Традиционный американский узор «Зуб пилы».

Северная Америка

В Новый Свет стёганое полотно попало вместе с переселенцами в 20-х годах XVII века. Из-за нехватки тканей починка стёганых одеял производилась с помощью кусков из старой одежды. Дальнейший дефицит тканей закрепил традицию изготавливать стёганые изделия из лоскутов. Они с течением времени усложнялись, каждая мастерица старалась создать квилт со своим особенным узором и комбинацией цветов. Обыкновенно американские хозяйки шили верхнюю часть квилта зимой. На простёжку квилта собирались весной все соседки, по вечерам, после работы, к ним присоединялись мужчины. Практически все американские квилты, созданные до 1750 года, изготовлены в технике пэчворка. С течением времени сформировались традиционные блоки узоров лоскутного шитья. Названия многих из них связаны с реалиями повседневной жизни («Зуб пилы», «Медвежья лапа», «Корзинка для штопки»); местностью, в которой этот узор был придуман («Звезда Огайо и Техаса»); ассоциациями с историями из БиблииЛестница Иакова»). Позднее (до 1850 года) стала популярна аппликация. Сохранилось очень мало старинных одеял в технике пэчворка, так как они были предметами повседневного обихода в то время, как квилты с аппликацией предназначались для особых случаев.

Квилт, выполненный в технике крейзи. 1897.

На Всемирной выставке 1876 года в Филадельфии экспонировались английские работы в новой технике: крейзи (англ. crazy, безумный, известна также под названиями «Спираль», «Карусель», «Роза») из шёлковых тканей, дополненные вышивкой. Техника крейзи позволяла создавать композиции из лоскутков роскошных тканей (парчи, бархата, шёлка) любой формы, расцветки и рисунков, собранных произвольно. Швы, соединяющие лоскуты, украшались разнообразной вышивкой, сами изделия могли дополняться аппликациями и рисунками на ткани. Новый вид рукоделия в 1879 году описал иллюстрированный журнал «Петерсон». Это направление в пэчворке получило название «расшитый квилт» или «японский шёлк» (из-за широкого использования восточных мотивов). Изделия предназначались лишь для украшения, так как лоскутки скреплялись небольшим количеством швов без простёжки, края были декорированы бахромой, кистями, помпонами, кружевом, а прокладка давала усадку, что не позволяло стирать их. Более утилитарные вещи создавались в религиозных кружках рукоделия, где в полотно в стиле крейзи добавляли практичные материалы: шерстяные и хлопковые ткани. Новая техника породила целое направление в американской торговле, предлагающее всем желающим готовые наборы, рисунки вышивок и расписанные вручную блоки шёлка для изготовления пэчворка. К 10-м годам XX века популярность крейзи идёт на убыль, уступая место обычным видам лоскутного шитья. Модные веяния не коснулись некоторых религиозных общин, оставшихся верными приёмам шитья, выработанным годами: только традиционные узоры и одноцветные ткани используют и сегодня мастера квилта из сект амишей и менонитов[3].

Сборка пэчворка «Бабушкин сад» («Соты», «Гексагон»).

В 70-х годах XX века в Америке интерес к пэчворку возродился. Стали популярны квилт-клубы, специализированные магазины предлагают покупателю все необходимые материалы для этого вида декоративно-прикладного искусства, широкий ассортимент тематических книг и журналов. В 1971 году Ив Сен-Лоран создал модель, декорированную лоскутным шитьём, предвосхитив новое направление в моде — увлечение фольклорным романтизмом[4].

Россия

На Руси издавна было распространено бережливое отношение к ткани, как произведённой дома (до XVIII века в основном в стране использовалось домотканое полотно), так и покупной. «Домострой» содержит подробные инструкции кроя платья, сортировки и сохранения обрезков и починки готовой одежды. Известно, что в XVII веке в среде старообрядцев использовались лоскутные коврики, называемые «подручниками». Рисунок этих ковриков символически изображал девять ангельских чинов.

Шитьё из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца. В отличие от домотканых полотен, ширина которых была около 40 см, ткани фабричного производства имели ширину 75—80 см, и при раскрое из них одежды образовывалось большое количество обрезков. Аппликация появилась позднее: так как английские ситцы в России были дороги, считалось неуместным закрывать одну ткань другой. Своего пика лоскутное шитьё достигло в конце века, когда было налажено производство дешёвых хлопчатобумажных набивных тканей и появились швейные машины. В основном вещи (большей частью лоскутные одеяла), создаваемые в крестьянской среде, несли исключительно практическую функцию — защищали от холода. На их изготовление шли преимущественно лоскуты ношеной одежды, они были неправильной формы и соединялись случайным образом. Однако параллельно существовала традиция шитья одеял к свадьбе и рождению ребёнка. Эти изделия соединяли в себе функции утилитарную и декоративную. Форма лоскута (полоска, квадрат, треугольник) определялась формой выпада, образовывавшегося при раскрое прямого русского костюма. В конце XIX — начале XX века лоскутное шитьё в народном костюме заменяло сложные в исполнении кружево, вышивки, тканые элементы. В приёмы сборки полотна, цветовое решение изделий всегда привносились художественные предпочтения местных жителей. Были созданы оригинальные техники объемного лоскутного шитья: «ляпаками» (или «ляпачиха»: необработанные разноцветные полоски, нашитые на основу, название каргопольских свадебных одеял, сотканных из небольших лоскутов), «уголками» (ткань сворачивалась углом и настрачивалась на основу), «махрами», «розанами» («кругляки» или за пределами России — «йо-йо» — квадратные либо круглые лоскуты стягивались по намётке, выполненной по окружности, полученные объёмные детали нашивались на основу в один слой или накладывались друг на друга). Наряду с ковриками из уголков были распространены коврики из шнуров-косичек, сплетённых из скрученной ткани, которые выкладывались по кругу и сшивались[7].

Для традиционного русского лоскутного шитья характерна ручная сборка без использования основы, соединение лоскутов внахлёст, использование разных по размеру деталей.

В начале XX века лоскутное шитьё вместе с коллажем привлекло внимание художников-авангардистов и футуристов, занимавшихся поиском новых средств выражения. После революции этот вид шитья не вошёл в перечень поддерживаемых государством видов декоративно-прикладных искусств. Позднее лоскутное шитьё стало признаком нищеты, напоминанием о периодах войн и разрухи, пережитых страной. Интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства возродился в 90-х годах XX века, тогда же началось и его изучение. Оно стало не только распространённым хобби, но и самостоятельным жанром декоративного искусства. В России каждые два года (с 1997) проходит фестиваль «Лоскутная мозаика России», где демонстрируются произведения мастеров.

Материалы и инструменты

Один из наиболее сложных моментов в технике лоскутного шитья — достижение гармоничного, взвешенного цветового решения произведения. Для преодоления этой трудности некоторые начинающие мастера используют цветовой круг. В настоящее время существуют специализированные компьютерные программы, позволяющие рассчитать гамму будущего изделия.

Инструменты

Ткань разрезается ножницами либо резаком-колёсиком на специальной подкладке (коврике) с разметкой, последний вариант удобен и обеспечивает бо́льшую точность кроя. Универсальная линейка с нанесёнными линиями, размерами и отметками для выполнения различных углов даёт возможность сделать раскрой ткани без предварительно заготовленных шаблонов.

Ткани

Подготовка [править | править вики-текст]

Наиболее широко применяемые в лоскутном шитье ткани — хлопчатобумажные. Они дёшевы, легки в крое, не скользят при шитье, держат заложенные вручную складки и являются идеальным материалом для начинающих. Недостатки хлопчатобумажных тканей — линька и усадка при стирке. Лён лёгок в шитье, меньше садится, прочен, это популярный материал для подкладок или фона. Льняные ткани сильно мнутся и трудно гладятся. Шёлк благодаря своей деликатной фактуре, естественному блеску, яркости красок смотрится в изделиях очень выигрышно. Однако он даёт сильную усадку при стирке и воздействии высоких температур, сложен в раскрое и шитье, края срезов осыпаются. Редко в сборке лоскутного полотна используется шерсть, тем не менее обладающая рядом достоинств: гигроскопичная, тёплая ткань подходит для изготовления покрывал, подушек, одежды. Края толстых шерстяных тканей не осыпаются, изделия из шерсти отлично держат форму. Кусочки шерсти можно соединять встык при помощи машинного шва «зигзаг». Искусственные и смесовые ткани выглядят нарядно, они не мнутся и отлично стираются, однако способны накапливать влагу. Вискозные ткани сложны в шитье: из-за подвижной структуры полотно скользит, к тому же сильно мнётся и даёт усадку при стирке, вискозу обязательно надо крахмалить. Интересно смотрятся в изделиях ткани (хлопок, шёлк, лён), расписанные или окрашенные вручную.

Если изделие предполагается использовать в быту, необходимо произвести декатировку ткани — намочить (выстирать без использования моющих средств), а затем высушить и отгладить. Если же шитьё будет изготовлено только из новой ткани и его предполагается хранить в месте, защищённом от пыли (например, под стеклом), декатировку можно не делать, сохранив фабричную пропитку и первоначальную яркость красок. Перед работой, во избежание перекоса тканей, срезаются все кромки. Не рекомендуется рвать ткань, это приведёт к распусканию краёв уже в готовом изделии, так как внутренние швы при лоскутном шитье не обмётываются.

Раскрой [править | править вики-текст]

Картонные шаблоны

Залогом успеха в сборке лоскутного полотна является высокая точность кроя. Раскрой ведётся при помощи шаблонов, представляющих собой простейшие геометрические фигуры, из картона с намеченными линиями обреза и шва или прозрачного пластика: они позволяют видеть рисунок. В продаже бывают металлические шаблоны для пэчворка с прорезями для разметки линии стачивания. На швы прибавляется от 5 мм (хлопчатобумажные ткани) до 1 и более см (ткани, легко осыпающиеся). При раскладке шаблонов на ткани учитывается направление долевой нити. У четырёхугольных деталей долевая должна совпадать с одной из сторон, у треугольников, шестиугольников — быть перпендикулярной основанию.

Сборка полотна

Блок с узором «Мельница».

Ручная сборка с натягиванием ткани на картонный шаблон

Изделие, выполненное в технике барджелло.

Сборка полотна в пэчворке проходит от мелких деталей к более крупным. При последовательном стачивании деталей создаются блоки узоров, из которых и сшивается изделие. Пэчворк можно шить вручную или на машине. Для ручной сборки на изнаночной стороне ткани с помощью шаблона размечается деталь, две детали, сложенные лицевыми сторонами с совмещением линий разметки, смётываются или скалываются булавками и сшиваются мелким намёточным швом. Нить аккуратно закрепляется в начале и конце линии шва. При стачивании шва на швейной машине после того, как прошиты две детали, без обреза нити, переходят к соединению последующих пар деталей (так называемое шитьё «флажком», «цепочкой»). Когда шитьё закончено, нити полученной цепочки разрезаются. Ещё один вид сборки — ручной, с использованием ткани, натянутой на картонный шаблон, применяется для блоков типа «Бабушкин сад». На заготовки из картона (при сборке «Бабушкиного сада» используются шестиугольники) натягиваются и скрепляются несколькими стежками лоскуты, выкроенные с учётом припусков на швы. Заготовки с тканью складываются лицевыми сторонами внутрь и сшиваются вручную потайным швом.

Одним из простых и быстрых способов сборки полотна является шитьё полосами. Полосы ткани выкраиваются по долевой нити с помощью шаблона и последовательно пристрачиваются на основе. В качестве основы используется хлопчатобумажная или льняная ткань, бумага (удаляется после шитья), флизелин. Чтобы избежать перекоса полотна полосы сшивают, каждый раз меняя направление (например, первая и вторая — сверху вниз, вторая и третья — снизу вверх и так далее). Припуски швов заглаживаются, если возможно, на сторону более тёмной ткани. Заутюживание швов в одну сторону добавляет прочности изделию. На сборке полотна полосами основана техника bargello: сшитые полосы разрезаются в поперечном направлении, а затем снова собираются в полотно со смещением. Такой приём при использовании гармонично подобранных тканей разных оттенков одного цвета, оттеняемых контрастными, создаёт эффект плавного перехода, «растяжки» или «раската» цвета.

Для облегчения и ускорения процесса сборки выпускается неклеевой флизелин для пэчворка с размеченной сеткой геометрических фигур (квадратов или треугольников).

При сборке блоков с закруглёнными деталями («Обручальное кольцо», «Путь пьяницы», «Время и энергия») на соединяемых частях кромки присобираются, определяются и скалываются средние точки, совмещаются их углы. Деталь с выемкой аккуратно припосаживается и соединяется булавками с деталью с выпуклым срезом. При стачивании на машине деталь с выпуклым срезом располагается сверху.

При сборке «Витраж» фрагменты лоскутного полотна пришиваются встык, швы маскируются тесьмой, лентой, узкими полосами ткани. В классическом варианте этой сборки контуры фигур обрамляются материалом, контрастным по отношению к основному изображению.

Patchwork — лоскутная работа; сшитый из лоскута. Происходит от англ. patch — заплатка или кусочек материала, лоскут, пятно неправильной формы; work — работа.

До последнего времени считалось, что лоскутное шитье (печворк или квилт) является самым «молодым» видом рукоделия. Тем не менее, самая древняя аппликация, датированная 980 г. до н.э. была найдена в Египте. А в скифских курганах(100 год до н.э.—200 год н.э.) обнаружены фрагменты стеганых одеял с элементами аппликации. А создаваемая с давних пор из кусочков меха и кожи изящная, красивая одежда народов Севера? Разве это не лоскутное шитье?

Россия до середины XVIII века была домотканой. Долгие зимние вечера оставляли много времени для рукоделия. Женщины коротали его за прялкой, ткацким станом, пяльцами. Сырьем для изготовления ткани у восточных славян служили лен, конопля и шерсть. Из волокна на домашнем стане женщины вручную ткали ткань. Процесс выращивания этих культур, обработки сырья был очень длительным и трудоемким, поэтому ткани ткали шириной 40 см, соответственно крою рубахи или полотенца, чтобы при шитье практически не оставалось отходов. Одежда из домотканого полотна была крепкой и передавалась от старшего поколения к младшему.

В России самодельные ткани использовались для убранства жилища в основном крестьянами, а до второй половины XIX века и горожанами. Но с конца XVIII века и особенно в XIX веке, благодаря развитию машинного производства в России, все больше начали входить в домашний обиход недорогие, пестрые, яркие хлопчатобумажные ткани. Ширина ситцевого полотна составляла 75-80 см, то есть была шире кроя одежды, и смекалистые хозяйки оставшимися лоскутками стали удлинять детскую одежду, украшать подолы рубах, рукава и оплечья.

Самые же мелкие лоскутки и сохранившиеся части выношенной одежды сшивались в единое разноцветное полотно. Так появилось искусство лоскутного шитья и его символ — лоскутное одеяло, непременный атрибут убранства крестьянского дома, где царил уют, созданный талантливой женской рукой. Лоскутное одеяло вносило красоту в скромный повседневный быт, дарило радостные краски немудреному крестьянскому жилью. Когда родители собирали невесте приданое, то не забывали приготовить и лоскутное одеяло. Детское одеяльце обязательно шили для новорожденных.

Можно без преувеличения сказать, что лоскутные одеяла помогали выжить в холодные промозглые ночи революций и войн, согревали «разноцветьем» воспоминаний о счастливой мирной жизни. В послевоенные годы лоскутным шитьем занимались только бабушки в деревнях, помнящие лихолетье и по старинке сберегавшие каждый лоскуток, да редкие художники-энтузиасты, влюбленные в текстиль и народное творчество.

В 1970-ые годы в моду вошел фольклорный стиль, и в связи с ним проснулся интерес к традициям лоскутного шитья. Не только местные, но и крупнейшие музеи России обратили внимание на русский текстиль и стали изучать его, как вид искусства.

Сегодня искусство лоскутного шитья (пэчворка) переживает свое второе рождение.

Появилось много мастеров, поднявших этот вид рукоделия на небывалую высоту, созданы многочисленные клубы, студии, мастерские, изучающие и развивающие такое древнее и вечно новое лоскутное шитье (пэчворк).

18) Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции – создание художественного образа. Картины, написанные в разные эпохи, в совершенно различных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря четкому композиционному построению. И действительно если попробовать в картинах П. Брейгеля Старшего «Охотники на снегу», П. Гогена «Бонжур, мосье Гоген» и В. Суриков «Боярыня Морозова» что-либо изменить, например размер холста, соотношение темных и светлых пятен, количество фигур, высоту линии горизонта и т. п., цельность композиции сразу разрушается, равновесие частей утрачивается.

Не случайно в качестве примеров предложено рассмотреть такие разные по живописи манере произведения. Отсутствие возможности внести изменения в законченную картину подтверждает силу действия законов и правил композиции.

Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция - это строение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.

Слово «композиция» в качестве термина изобразительного искусства регулярно стало употребляться, начиная с эпохи Возрождения.

Восприятие произведения во многом зависит от его композиции. В художественной деятельности процесс создания произведения можно назвать сочинением композиции. Композиционное начало, подобно стволу дерева, органически связывает корни и ветви изобразительной формы, соподчиняет её элементы друг другу и целому. Изображать – значит устанавливать отношения между частями, связывать их в единое целое и обобщать.

 

Порой словом «композиция» называют картину как таковую – как органическое целое с выражением смысловым единством, подразумевая в данном случае, что рисунок, цвет и сюжет объединяются. В таком случае неважно, к какому жанру относится картина и в какой манере выполнена, её называют термином «композиция» как законченное произведение искусства.

В другом случае термин «композиция» означает один из основных элементов изобразительной грамоты, по которому строится и оценивается произведение искусства.

Свобода творчества и подлинное мастерство приходят на основе точного знания. Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы, в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т. п.). В этом можно убедиться, рассмотрев картины: И. Вишнякова «Портрет Ксении Тишининой», Н. Пуссена «Пейзаж с Полифемом» и «Аркадские пастухи», П.Рубенса «Снятие с креста», К. Лоррена «Пейзаж с мельницей», Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте».

Для передачи образа чего-то неподвижного, устойчивого подойдёт замкнутая, закрытая, статичная композиция. Основные направления линий стягиваются к центру. Построение её по форме круга, квадрата, прямоугольника с учётомсимметрии даёт необходимое решение.

Если вам необходимо нарисовать панорамный пейзаж, показать большой простор, то не следует его перегораживать с боков, ограничивать какими-либо деревьями или зданиями, а лучше сделать уходящим за пределами рамы. Это тип открытой композиции. Основные направления линий из центра.

Догадки расширяют фантазию зрителя. Если далёкий горизонт частично загородить деревьями или другими предметами первого плана, то можно достигнуть большой образной выразительности композиции.

Когда в эпоху Возрождения изменилась концепция мира и на смену замкнутого мира пришёл мир бесконечный, то и на смену замкнутым композициям пришли открытые. В дальнейшем зарубежные и русские художники разработали новые композиции и использовали традиционные в зависимости от замысла произведения.

Конечно не стоит преувеличивать значения композиционных схем. Художник, воплощая замысел, опирается прежде всего на своё образно-зрительное представление о будущей картине. Но в период обучения основам композиции очень полезно использовать такие схемы, так как они помогают найти соотношения различных частей картины или рисунка, уяснить общую структуру композиции. Эти схемы имеют вспомогательное значения. Постепенно, приобретая опыт, можно научиться строить композиционные схемы только мысленно.

 

В качестве примера композиционного построения картины рассмотрим полотно Веласкеса «Сдача Бреды». Это - одна из наиболее ясно читаемых композиций, благодаря четкому распределению масс, чередованию тёмных и светлых пятен. Сюжетно-композиционный центр совпадает с центром холста. Две фигуры, расположенные в центре, нарисованные фоне дали. Голова человека, подающего ключи от крепости, подчеркивается большим белым воротником, выразительно передан силуэт правой руки с ключом. Его полусогнутая поза говорит о необходимости сдаться на милость победителя.

Фигура человека, принимающего ключи, написана на светлом фоне пейзаж. Его лицо выглядит светлым пятном на тёмном фоне, оно обрамлено тёмным волосами и светлым воротником. Везде контрасты и противопоставления. Шарф диагонально перевязывающий костюм, и силуэт лошади справа позволяют подчеркнуть одну из диагоналей картины.

Другую диагональ полотна образуют знамя, положения рук центральных фигур и оружие в левом углу картины.

Светлые пятна кафтана воина на третьем плане и головы лошади рядом с ним создаёт ощущение глубины пространства.

Попытайтесь на минуту прикрыть эти два пятна и Вы увидите, на сколько обедняется композиция, как теряется её глубина, потому что чрезмерно сближаются первый и последний план картины.

Композиционное пространство состоит из нескольких планов с перспективой дали.

Интересных находок в композиции много. Можно дальше разбирать каждый элемент и убедится в том, что художник руководствовался в передаче характеров принципом цельности в разнообразии.

Введение пик с флажками, которые создают ритмическое разнообразие, вносят мажорные ноты, является приёмом, делающим композицию поразительно живой.

Произведение искусства, по выражению П. Флоренского, есть «запись некоторого ритма образов, и в самой записи даются ключи к чтению её». Интересно отметить, что этой картине Веласкеса «ключ» к её чтению совпадает действительно с изображением ключа от крепости. Нет сомнений, что этот ключ является центром композиции, находящимся в центре холста, и специально выделен тёмным силуэтом в светлом многоугольнике.

Веласкес использовал приёмы, правила и средства композиции для того, чтобы передать содержание картины наилучшим образом.

В истории искусства большую роль играли как процессы выполнения общепринятых канонов композиции (античность, Возрождение, барокко, классицизм и др.), так и стремление избавиться от жестких канонических схем использовать свободные композиционные приёмы (XIX-XX в.в.). Композиция, отвечающая индивидуальным творческим поискам художников, способна вызвать разнообразные ассоциации, чувства и эмоции.

Композиции подвластно многое. С помощью композиционных средств можно передать на картине события, имеющие протяженность во времени, то есть происходящие не одновременно, а одно за другим. Этими приёмами хорошо владели древнерусские иконописцы.

Например, мастера новгородской школы XV века, чтобы рассказать о битве суздальцев с новгородцами, использовали трёхъярусную фризовую композицию, то есть как бы три отдельные картины, показывающие каждая определённый эпизод, они расположены одна над другой, но вместе с тем составляют единое целое.

Ещё один распространённый приём построения композиции для передачи событий, происходящих в разное время и в разных местах, - объединение в одно целое нескольких сюжетов.

Как правило, это крупное по размеру изображения в центре холста и небольшие рисунки вокруг него. Примеры такого построения композиции можно встретить виконописи, народном искусстве, книжной графике и других видах искусств.

Композиционные приёмы в полной мере зависят от видов искусства. Наряду с общими закономерностями композиции каждый вид искусства имеет свою специфику и даже одно и то же композиционное средство может использоваться по-разному.

В живописном произведении композиция должна казаться естественной и органичной, не навязывать зрителю идею картины, а как бы незаметно подводить его к ней с тем, чтобы он проникся её содержанием и замыслом художника.

Если в живописи композиция помогает передать иллюзию пространства, его глубину, то в народном и декоративно-прикладном искусстве художник композиционными приёмами, наоборот, стремится подчеркнуть объём или плоскость украшаемого объекта.

В декоративной композиции тема может быть выражена способами, принципиально отличающими её от композиции картины. Изображение пейзажа может разворачиваться не в глубину, а вверх, в таком случае дальние планы помещают над ближними, как в древнерусской иконе.

В иконописи и народном искусстве привлекают ясность образа, необыкновенная цельность, плавность и текучесть линий.

Следует обратить внимание на композиционные приёмы народного орнамента в изделиях исконно русских промыслов. Пластически-ритмический принцип является основой гармонии в изделиях Хохломы, Городца, Павловского Посада и других традиционных центров.

Тематическую декоративную композицию можно сравнить не только с орнаментом, где есть мотив, но и с узором, свободно заполняющим плоскость.

При всём своеобразии декоративного изображения оно совершенно не исключает последовательности, не лишено возможности вести сюжетный занимательный рассказ, даже иллюстрации к книге могут быть выполнены декоративно.

Декоративная тематическая композиция - особый художественный мир со своим условным порядком, а иногда и конкретными, легко узнаваемыми персонажами, которые соотносятся друг с другом совсем не так, как в реальной действительности.

Основная отличительная особенность декоративного изображения от реалистического состоит в том, что цвет предмета может быть дан без учёта света и тени, возможен даже полный отказ от реального цвета. Важно, чтобы с его помощью цвета создавался художественный образ.

Свойство декоративной композиции - декоративное преображение любой натуры, выделение нарядности, красочности, орнаментальности окружающего мира, соблюдение определённой меры условности изображения. Умелое обобщение формы нисколько не вредит выразительности. Отказ от второстепенных подробностей делает более заметным главное. К положительным результатам ведёт не только строгий отбор главного, но и некоторая недосказанность, ассоциативность эмоционально-образного решения тем.

Композиция ансамбля русского народного костюма строится по-разному в традиционных женских нарядов Севера и Юга России.

В русской деревне вышивками, аппликациями, бисером и речным жемчугом любили украшать праздничную одежду. Женский костюм русского Севера часто называют «сарафанным комплексом», так как основные его части - рубаха и сарафан. Рукава, плечи и ворот, не закрытые сарафаном, обычно расшивали красными нитками. Часто украшали и подол. На Руси никогда не ходили без пояса, так как считалось, что он оберегает от бед.

Завершает ансамбль русского костюма головной убор. У девушек это может быть только перевязка, оставляющая верх головы не закрытым, а замужняя женщина не показывалась на людях простоволосой. Северянки, например, носили кокошники, расшитые золотой нитью и речным жемчугом. Они по своей форме могли напоминать распушившуюся курочку, полумесяц, царский венец или иметь иную форму. Южанки предпочитали рогатую кичку, состоящую из многих деталей.

Костюм южных губерний заметно отличался от костюмов северных. Он представлял собой так называемый «поневный комплекс». Основу его составляет понева, которую укрепляют на талии, причём полы её не сходятся, и в просвете видна рубаха. Позднее прореху стали закрывать полотнищем другой материи - прошвой. Для этих костюмов характерна особая узорность, яркость и декоративность.

Самая незамысловатая часть костюма - обувь тоже делалась с выдумкой, но в народном искусстве красота и назначение никогда не расходились. Крестьяне носили лёгкие и удобные для работы в поле лапти, а в праздники надевали обувь кожаную - сапоги, полусапожки, башмаки, коты.

Композиция каждый раз ставит перед художником сложные вопросы, ответы на которые должны быть точными, оригинальными, неповторимыми.

В композиции важно всё - масса предметов, их зрительный «вес», размещение их на плоскости, выразительность силуэтов, ритмические чередования линий и пятен, способы передачи пространства и точка зрения на изображаемое, распределение светотени, цвет и колорит картины, позы и жесты героев, формат и размер произведения и многое другое.

Художники используют композицию как универсальное средство, чтобы создать живописное полотно, скульптуру или произведение декоративно-прикладного искусства, добиться их образной и эмоциональной выразительности. Композиция же – не только мысль, идея произведения, ради выражения которой художник берётся за кисть и карандаш, это определённо созвучная душа художника и требованиям времени пластическая форма выражения.

Построение картины можно рассчитать заранее. Постоянные упражнения в композиционном искусстве развивают композиционные навыки, можно научиться приёмам построения композиции.

С чего же начинается работа над композицией? Даже если попробовать разместить на листе всего одну точку, то уже встаёт проблема, как её расположить наилучшим образом. Впечатление меняется в зависимости от перемещения точки на плоскости.

Вместо точки может быть любой объект, например один человек или даже толпа народа, если взглянуть на неё с большой высоты.

Новые проблемы в композиции появляются, когда к точке добавляется линия, которая в сущности состоит из многих точек. Попробуйте представить цепочку из большого количества людей и взглянуть с высоты. Вы увидите линию.

Точка и несколько линий дают множество вариантов композиции.

Можно представить, что на первом рисунке изображён человек на берегу моря. На следующем рисунке может быть нарисован альпинист, поднимающейся в гору. Третья картина может показать охотников на берегу реки. А четвёртая - пейзаж.

Каждый может увидеть в этих схемах свои картины. Из точек, линий и пятен можно составить бесконечное количество композиций. Но для того, чтобы подняться к вершинам мастерства, освоить секреты композиции, необходимо познакомиться с её правилами, приёмами и средствами.

19) любой сюжет в лоскутной технике выражается в виде орнамента - ритмически повторяющегося и упорядоченного рисунка.

Рассмотрим законы построения орнаментальной композиции.

  • Закон пропорциональности: все части орнамента должны быть пропорциональны и соразмерны.
  • Закон соподчинения: в орнаменте необходимо выделить главные выразительные средства и подчинить им другие, второстепенные. Так, в орнаментальной композиции «Дерево» можно выделить ствол дерева, подчеркнув его размеры и мощь, а листву изобразить несколькими непропорционально большими листочками.
  • Закон доминанты: выражение закона соподчинения в решении штучных текстильных изделий с замкнутой структурой. Например, в композиции лоскутного изделия нужно определить, что преобладает: кайма или центральный рисунок, и подчинить главной части изделия остальное лоскутное полотно.
  • Закон трехкомпонентности: для убедительного выражения сложного и разнообразного движения орнаментальных мотивов достаточно и необходимо показать в композиции три его фазы (три разных размера одного узора, три разных поворота одной фигуры, три разных интервала между мотивами узора) и периодически их повторять.
  • Закон контраста, из которого выводится интересующее нас правило группирования: части, сходные по размерам, форме, цвету и близкие по расположению имеют тенденцию к зрительному объединению в одно целое. Благодаря этому правилу лоскутный узор, собранный из большого числа лоскутных деталей, сходных либо по размерам, либо по форме и близких по цвету, объединяется в лоскутное полотно, имеющее самостоятельное эстетическое значение.
  • Закон орнаментального контрапункта: орнаментальные мотивы можно построить из ряда замкнутых элементов, соединив их в целостный орнаментальный образ. В соответствии с этим законом строят одеяло из образцов лоскутных узоров: блоки различных мозаичных узоров ограничивают каймой, единой на всему лоскутному одеялу, и создают образ рамы, из каждого окошечка которой выглядывает свой узор.
  • Закон простоты: минимум выразительных средств при минимальном определении подробностей. Это, пожалуй, самый главный закон творчества, в том числе и для художника, работающего в лоскутной технике: не перемельчить и не перепестрить, создавая авторские лоскутные композиции.

Красота лоскутного произведения в выполнении всех законов орнаментальной выразительности при минимальных затратах материала и труда мастера-лоскутника.

Выразительность созданной художником композиции прежде всего определяется ее пропорциями, то есть соотношением линейных размеров произведения, а также составляющих его частей и деталей. Пропорциональности, соразмерности композиции можно достичь двумя способами:

  • Делением композиции на равные части, что создает ощущение покоя, равновесия, устойчивости;
  • Делением композиции на неравные части, что выражает контраст и ощущение динамики, движения.

· Традиционная японская вышивка, или сашико, существует уже не одно тысячелетие. В древности ей украшали одежду воинов и кимоно. Сегодня эта аппликация, несущая неповторимое богатство рисунков и орнаментов, доступна каждому. Вы легко сможете украсить косметичку или сумочку, да и просто создать неповторимые шедевры, являющиеся воплощением красоты и несущими в дом тепло и уют. Эта книга содержит исчерпывающую информацию по ручному и машинному выполнению сашико. Перечислены все инструменты, необходимые для изготовления красивейших лоскутных изделий. Здесь вы найдете 12 элегантных проектов, включая настенные панно, одеяла и скатерти.

·

Это есть

21)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных