Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






И подросткового возраста




Глава 55. РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Loisa Bennetto, Ph.D., and Sally I. Rogers, Ph.D.

1. Что такое аутизм?

Аутизм — это нарушение развития, характеризующееся значительным ухудшением в со­циальном функционировании, общении, а также качестве, разнообразии и частоте деятель­ности и поведения. Развитие аутизма обычно начинается до 3 лет, а его признаки сохраняют­ся в течение всей жизни. Аутизм может затрагивать различные уровни функционирования и часто связан с задержкой умственного развития.

2. Каковы основные симптомы аутизма в детском и подростковом возрасте?

Аутизм представляет собой комплекс основных (базисных) симптомов, которые можно встретить у любого больного, в сочетании с рядом других симптомов, которые часто связаны с этим заболеванием. Представленность этих симптомов значительно варьирует у больных в зависимости от возраста и уровня развития, и ни один из этих симптомов не является изо­лированно патогномоничным.

Симптомы аутизма

БАЗИСНЫЕ СИМПТОМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СИМПТОМЫ

(встречаются у всех) (могут не присутствовать)

Нарушение социального функционирования Необычные моторные паттерны

Нарушение развития навыков общения Когнитивные нарушения

Необычная способность к символическим играм Нарушение эмоционального реагирования

Ограниченный и странный поведенческий Стереотипное поведение

репертуар Неврологические нарушения

Начало до 3 лет Выраженные поведенческие нарушения

3. Каким образом нарушается социальное функционирование?

Социальное функционирование при аутизме нарушается всегда. Степень этого нарушения, однако, может варьировать как от странностей в социальном взаимодействии, в случае синд­рома Аспергера, так и до почти полной отстраненности и отсутствия реакции на внешние со­циальные стимулы. Социальная дефицитарность наиболее очевидно проявляется в общении с незнакомыми людьми и сверстниками, многие дети, страдающие аутизмом, проявляют диф­ференцированное предпочтение к знакомым людям и демонстрируют выраженную зависи­мость от близких. Социальные нарушения могут включать в себя недостаточное использование зрительного контакта, отсутствие реагирования на социальные стимулы и явно незначитель­ный интерес к разделению с окружающими увлекательных или приятных переживаний.

Личности, страдающие аутизмом, часто испытывают затруднение как в распознании у ок­ружающих, так и в выражении собственного эмоционального состояния через телодвижения или выражение лица. У них также есть трудности в понимании психического состояния и точки зрения окружающих. И, наконец, дети, страдающие аутизмом, демонстрируют ха­рактерные нарушения в имитации действий окружающих, которые могут препятствовать развитию межличностной синхронности, общению, символическим играм и усвоению но­вых видов деятельности.


358 VII. Диагностика и лечение психических расстройств детского и подросткового возраста

4. Каким образом нарушается развитие навыков общения?

Значительный объем литературы, посвященной аутизму, концентрируется на нарушени­ях разговорного языка. Однако коммуникативный дефицит намного глубже, чем простое на­рушение навыков устной речи. У некоторых детей с аутизмом, кажется, отсутствует понима­ние того, что поведение может быть коммуникативным. Например, в наиболее тяжелых слу­чаях дети, очевидно, не понимают значение родительской улыбки, недовольного выражения лица или жеста. Более того, они редко используют навыки общения (например, не указыва­ют на предметы, не показывают их, не пытаются привлечь внимание родителей взглядом). На другой стороне спектра от тяжелых до легких случаев аутизма находятся индивидуумы с очень хорошо развитой устной речью, но назойливо неполноценной в ряде аспектов. Они могут быть весьма «болтливы» и иметь очень хорошую социальную мотивацию; и все же ред­ко способны поддерживать беседу в обычной возвратно-поступательной манере при снижен­ной способности схватывать юмор и иронию в разговоре.

5. Каким образом нарушаются символические игры у детей?

Дети с аутизмом крайне редко играют в обычные для дошкольного возраста игры «вооб­ражения», включая игры с куклами, ролевые и постановочные игры. Те, кто обладает способ­ностью играть в такие игры, делают это в повторяющейся и упрощенной манере, они редко ищут партнеров по игре или вступают в интерактивные символические игры.

6. Какого рода странности в поведении характерны для аутизма?

Обычные игры с игрушками, связанные с любопытством, созидательностью, интересом к нововведениям, обычно не характерны для детей с аутизмом. Много времени тратится на очень незначительное число крайне ритуализированных или повторяющихся способов обра­щения с небольшим числом предметов (например, посасывание, потряхивание, складыва­ние, раскладывание). В случае если соответствующие возрасту игровые навыки все же при­сутствуют, они зачастую отмечены неадекватной повторяемостью. Наблюдение за текущей водой, движущимися или вращающимися предметами, постоянный просмотр телерекла­мы — обычная область интересов детей с аутизмом.

У тех, кто обладает хорошо развитыми навыками устной речи, предпочитаемые темы об­щения могут быть крайне ритуализированны и постоянны, ограничиваясь вокруг очень спе­цифичных областей. Интересы, деятельность и темы для разговора подростков и взрослых весьма ограничены по содержанию или степени своей вовлеченности. И, наконец, послед­ствия изменений в повседневной жизни семьи ребенка или в его окружении могут стать крайне удручающими.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных