ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
И подросткового возрастаГлава 55. РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Loisa Bennetto, Ph.D., and Sally I. Rogers, Ph.D. 1. Что такое аутизм? Аутизм — это нарушение развития, характеризующееся значительным ухудшением в социальном функционировании, общении, а также качестве, разнообразии и частоте деятельности и поведения. Развитие аутизма обычно начинается до 3 лет, а его признаки сохраняются в течение всей жизни. Аутизм может затрагивать различные уровни функционирования и часто связан с задержкой умственного развития. 2. Каковы основные симптомы аутизма в детском и подростковом возрасте? Аутизм представляет собой комплекс основных (базисных) симптомов, которые можно встретить у любого больного, в сочетании с рядом других симптомов, которые часто связаны с этим заболеванием. Представленность этих симптомов значительно варьирует у больных в зависимости от возраста и уровня развития, и ни один из этих симптомов не является изолированно патогномоничным. Симптомы аутизма БАЗИСНЫЕ СИМПТОМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СИМПТОМЫ (встречаются у всех) (могут не присутствовать) Нарушение социального функционирования Необычные моторные паттерны Нарушение развития навыков общения Когнитивные нарушения Необычная способность к символическим играм Нарушение эмоционального реагирования Ограниченный и странный поведенческий Стереотипное поведение репертуар Неврологические нарушения Начало до 3 лет Выраженные поведенческие нарушения 3. Каким образом нарушается социальное функционирование? Социальное функционирование при аутизме нарушается всегда. Степень этого нарушения, однако, может варьировать как от странностей в социальном взаимодействии, в случае синдрома Аспергера, так и до почти полной отстраненности и отсутствия реакции на внешние социальные стимулы. Социальная дефицитарность наиболее очевидно проявляется в общении с незнакомыми людьми и сверстниками, многие дети, страдающие аутизмом, проявляют дифференцированное предпочтение к знакомым людям и демонстрируют выраженную зависимость от близких. Социальные нарушения могут включать в себя недостаточное использование зрительного контакта, отсутствие реагирования на социальные стимулы и явно незначительный интерес к разделению с окружающими увлекательных или приятных переживаний. Личности, страдающие аутизмом, часто испытывают затруднение как в распознании у окружающих, так и в выражении собственного эмоционального состояния через телодвижения или выражение лица. У них также есть трудности в понимании психического состояния и точки зрения окружающих. И, наконец, дети, страдающие аутизмом, демонстрируют характерные нарушения в имитации действий окружающих, которые могут препятствовать развитию межличностной синхронности, общению, символическим играм и усвоению новых видов деятельности. 358 VII. Диагностика и лечение психических расстройств детского и подросткового возраста 4. Каким образом нарушается развитие навыков общения? Значительный объем литературы, посвященной аутизму, концентрируется на нарушениях разговорного языка. Однако коммуникативный дефицит намного глубже, чем простое нарушение навыков устной речи. У некоторых детей с аутизмом, кажется, отсутствует понимание того, что поведение может быть коммуникативным. Например, в наиболее тяжелых случаях дети, очевидно, не понимают значение родительской улыбки, недовольного выражения лица или жеста. Более того, они редко используют навыки общения (например, не указывают на предметы, не показывают их, не пытаются привлечь внимание родителей взглядом). На другой стороне спектра от тяжелых до легких случаев аутизма находятся индивидуумы с очень хорошо развитой устной речью, но назойливо неполноценной в ряде аспектов. Они могут быть весьма «болтливы» и иметь очень хорошую социальную мотивацию; и все же редко способны поддерживать беседу в обычной возвратно-поступательной манере при сниженной способности схватывать юмор и иронию в разговоре. 5. Каким образом нарушаются символические игры у детей? Дети с аутизмом крайне редко играют в обычные для дошкольного возраста игры «воображения», включая игры с куклами, ролевые и постановочные игры. Те, кто обладает способностью играть в такие игры, делают это в повторяющейся и упрощенной манере, они редко ищут партнеров по игре или вступают в интерактивные символические игры. 6. Какого рода странности в поведении характерны для аутизма? Обычные игры с игрушками, связанные с любопытством, созидательностью, интересом к нововведениям, обычно не характерны для детей с аутизмом. Много времени тратится на очень незначительное число крайне ритуализированных или повторяющихся способов обращения с небольшим числом предметов (например, посасывание, потряхивание, складывание, раскладывание). В случае если соответствующие возрасту игровые навыки все же присутствуют, они зачастую отмечены неадекватной повторяемостью. Наблюдение за текущей водой, движущимися или вращающимися предметами, постоянный просмотр телерекламы — обычная область интересов детей с аутизмом. У тех, кто обладает хорошо развитыми навыками устной речи, предпочитаемые темы общения могут быть крайне ритуализированны и постоянны, ограничиваясь вокруг очень специфичных областей. Интересы, деятельность и темы для разговора подростков и взрослых весьма ограничены по содержанию или степени своей вовлеченности. И, наконец, последствия изменений в повседневной жизни семьи ребенка или в его окружении могут стать крайне удручающими. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|