Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Жанрово-стилистические особенности.




Живой диалог-импровизация в рамках «синхронной реальности», ведущий – центральный пер­сонаж передачи, обязательное присутствие зрителей.

Методы –организация живого диалога с собеседником (собесед­никами) в рамках «синхронной реальности», когда мысли, сло­ва, действия рождаются прямо на глазах у зрителей [39, c. 96].

Основные задачи ток-шоу:

§ сделать из скучной обыденной темы всесторонне интересную программу с элементами интриги;

§ привлечь внимание и сформировать определенное отношение к обсуждаемой теме;

§ найти пути решения той или иной проблемы.

Главные признаки жанра:

– легкость разговора;

– артистизм ведущего;

– обязательное присутствие зрительской аудитории.

Этические проблемы жанра. Ток-шоу в большей степени характеризуют вещательную политику телеканалов, направленную на «усреднение» массового зрителя. Это в основном свойственно телекомпаниям, которые любыми средствами борются за рейтинг. Выражается это в следующем:

- преступаются нравственные ограничительные рамки – «все дозволено»;

- допускаются пошлость, ненормативная лексика, низкопробный стиль;

- исчезает представление о правилах приличия;

- проявляется неумение считаться с возможностью возражений;

- допускается неуважительное отношение к родному языку [39, c. 97-98].

Типологические особенности ток-шоу определяются его местом в ряду других разговорных передач: с одной стороны, классические интервью, с другой, развлекательные программы. Отсюда – ступени классификации жанра:

· политические (обсуждение политической ситуации в стране, на мировой арене, анализ отдельных законопроектов);

· социальные (обсуждение общественных проблем – алкоголизм, курение, наркомания, демографическая ситуация);

· культурно-просветительские (рассмотрение сегодняшнего со­стояния культуры, искусства, ситуаций в сфере образования и просвещения);

· бытовые (сфера житейских отношений, советы по обустройству дома, быта, воспитанию детей).

По сути, ток-шоу – соединение журналистики со сценическими приемами, обеспечивающее развлекательный характер передачи, не просто разговор, но общение с элементами непредсказуемости, резкого виража, импровизированной шутки и полярности мнений [39, c. 96].

Журналистские приемы:

– проблема раскрывается на конкретных фактах, на судьбах конкретных людей;

– разговор в студии нередко иллюстрируется видеосюжетами;

– передача строго структурирована;

– отдельные смысловые части относительно самостоятельны;

– обязательная сценарная разработка: зачин, развитие, кульминация, развязка;

– обязательный вывод.

Сценические приемы:

– роли всех участников передачи расписаны заранее (в сценарии);

– главный герой – авторитет в какой-либо сфере нашей жизни, личность, уникальная по своим способностям, а также «носитель» проблем: человек исповедующийся или «заяц», которого травят;

– ведущий – центральный персонаж передачи (умный, много знающий, иногда простодушный, чуть лукавый эрудит, а иногда жесткий и решительный хозяин программы);

– аудитория зрителей в студии обеспечивает реакцию на происходящее действо, его динамизм, появление в ходе разговора «неожиданных» вопросов [39, c. 97].

Авторы современных учебников по тележурналистике сходятся во мнении, что в настоящее время ток-шоу является одним из наиболее распространенных на телевидении жанров, как бы ни анонсировалась соответствующая передача. Так называемая «пресс-конференция» на самом деле принадлежит жанру ток-шоу уже потому, что ведущий сам задает большинство вопросов, подготовив заранее сценарий или сценарный план. При такой организации передачи практически исключается возможность в ней политической игры, непредсказуемости вопроса и выяснение неожиданной информации для компетентного человека, происходит лишь актуализация уже существующей в недрах аудитории информации. Элементы ток-шоу могут иметь даже информационные программы и почти всегда – информационно- аналитические. Жанр ток-шоу по природе своей больше развлекательный, чем информационный, и при отсутствии мониторинга аудитории подвержен скуке и потере интерактивности.

Стоит отметить, что иногда под термином «ток-шоу» обозначают любую «разговорную» передачу, например беседу за круглым столом или даже простое интервью в студии, если его берет достаточно популярный, свободно ведущий себя журналист – «звезда» экрана [19, c. 12].

Ток-шоу, сочетая сущностные признаки интервью, дискуссии, игры концентрируются вокруг личности ведущего. О ток-шоу можно с достаточным основанием сказать: ток-шоу создает звезд, а звезды создают ток-шоу. Такому взаимовлиянию, взаимодействию формы и ее создателя в первую очередь способствуют необходимые личностные качества: ум, находчивость, обаяние, юмор, креативность. Также ведущий должен уметь заинтересованно слушать, «завести» аудиторию, уметь держать интригу и напряжение до конца передачи, следить за ходом дискуссии и направлять ее (если это необходимо) в другое русло.

В распоряжении тележурналистов есть разные средства выделения важных в смысловом отношении элементов беседы. Эти средства связны с индивидуальностью ведущего ток-шоу.

Именно ведущий, является неповторимым лицом программы, потому что он:

1. Знает тему и участников разговора;

1. Главным правилом считает «развлекать, поучая»;

2. Предоставляет слово участникам программы и «забирает» его;

3. Выслушивает разные мнения по поводу обсуждаемой проблемы;

4. Удерживает течение разговора в нужном русле;

5. Пытается объединить разные точки зрения, задает уточняющие вопросы;

6. Делает выводы сам и подводит к выводам участников передачи [39, c. 97].

Ток-шоу отличается необычайной функциональной широтой и тематической разновидностью. Исследователи считают, что ток-шоу концентрируется вокруг личности ведущего. Это максимально персонифицированная экранная форма. Важны также и внешние обстоятельства: определенное место и строго соблюдаемая цикличность, т. е. регулярная повторяемость в программе, рассчитанная на влияние сознания массового зрителя, которое создает эффект «нетерпеливого ожидания встречи». Драматургия ток-шоу тесно связана с вопросно-ответной основой этого жанра. Именно форма, качество, вид и логика последовательности вопросов определяют интригу и динамику развития сюжетной линии программы. Основные вопросы задает ведущий, а отвечают на них разные категории участников ток-шоу (герои, эксперты, зрители и т.д.). В зависимости от той задачи, которую ставит ведущий на разных этапах программы, он использует различные типы вопросов [24, c. 67].

Обязательными «компонентами» ток-шоу, помимо ведущего, выступают гости («герои») – это либо известные в какой-либо сфере, либо интересные зрителям своими поступками, мыслями, образом жизни люди. Обязательно присутствие в студии нескольких десятков зрителей. Зрители не всегда вовлекаются в разговор, иногда их участие ограничивается аплодисментами, смехом, возгласами удивления – это создает особую атмосферу публичности, дает «эмоциональную подсказку» телезрителям.

На американском телевидении с появлением жанра ток-шоу возникает особая должность – модератор ток-шоу (от лат. «умеряю», «сдерживаю»). Это человек, который занимается «подогревом» аудитории. Он рассказывает о ходе программы, о роли зрителей, пытается призвать людей к диалогу, спрашивает, кто из присутствующих хочет высказаться на предложенную тему, учит обращаться с пультами для голосований, если их используют в программе [24, c. 69]. Организаторы ток-шоу на российском и белорусском телевидении активно пользуются услугами модераторов.

Помимо общения с аудиторией до начала программы, этот человек присутствует в зале на протяжении всей передачи. Он следит за ходом ток-шоу и первым начинает аплодировать в местах наибольшего эмоционального подъема беседы, помогает сформулировать мысли желающим рассказать свою историю. Кроме этого, модератор ток-шоу должен выполнять две основные задачи: а) уложиться в отведенное время эфира; б) равномерно и эффективно распределить его между всеми участниками.

На некоторых телеканалах существуют специальные отделы по работе с публикой. В отделе работает штат редакторов и модераторов, за каждым из которых закреплена своя программа. Они и приглашают зрителей в студию. Большое значение для организации работы имеет компьютерная и печатная база данных по публике, которая позволяет подобрать зрителей по определенным критериям для каждой программы. Таким образом, зрителями в студии становятся люди, заинтересованные в обсуждении тех или иных тем. Однако стать участником программ можно, просто позвонив в редакцию.

В некоторых ток-шоу, идущих в прямом эфире, активно участвуют телезрители, которые могут дозвониться в студию по телефону и «громкой связи», высказать собственное мнение с помощью SMS и интернет-голосования.

В начале 1990-х гг., появляется новый тип ведущих. Он становится символом успешной карьеры, неизбежно связанный с красивой жизнью. На телеэкране такой подход персонифицируется в жизненном типе преуспевающего молодого человека, «гламурного» героя, который представляется не как гражданин, а «яркая упаковка, за которой может быть скрыто все, что угодно».

«Гламурный» тип ведущего приходит не только в развлекательные программы, но и в другие жанры тележурналистики, например, Ирина Ромбальская, Денис Курьян, Евгений Перлин и др.

Важно отметить, что ведущие ток-шоу привлекают зрителей не только своим экранным образом, имиджем, но и поведением. Ведущий ток-шоу в своей речи использует большое разнообразие изобразительно-выразительных средств. Грамотно поставленная и правильная речь делает ведущего убедительным, и участники легко воспринимают его речь.

Однако стоит отметить, что ведущий по-прежнему должен выполнять функции, предписанные ему рамками программы. Он остается модератором, и в то же время остается провокатором конфликтных ситуаций, которые необходимы программе по определению жанра.

Помимо основных речевых и языковых установок ведущего, ведение программы в популярном жанре ток-шоу требует жесткого контроля над происходящим в студии и огромной ответственности. Личностные и профессиональные качества становятся основополагающими в работе в прямом эфире. Ведущий не только высказывает своё мнение и задает вопросы, но и дает высказаться гостям и аудитории, находящейся в студии. Также он должен смотреть на ситуацию с точки зрения режиссера, так как время эфира всегда ограничено. И, конечно же, высокая информированность, просвещенность и эрудиция – вот качества профессионального телевизионного журналиста.


ГЛАВА 2. ПРОГРАММА «ДЕЛО ПРИНЦИПА» НА «ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ»

2.1.Предпосылки появления на ОНТ ток-шоу «Дело принципа»

Ток-шоу «Дело принципа» на телеканале ОНТ не могло появиться с «чистого листа». Предпосылки его создания – творческая, организационная и технологическая эволюция программ-предшественниц.

«Выбор», «Открытый формат», «Позиция», «Дело принципа» – ток-шоу на телеканале ОНТ, которые функционировали в разные периоды (Схема 1). Возникает вопрос: что общего в этих ток-шоу и в чем их различия? Какие функции выполняли ведущий, герои, творческая группа?

 

 
 

 

 


Схема 1. Смена ток-шоу на телеканале ОНТ

 

Чтобы ответить на эти вопросы, следует обратить внимание не только на изменение названий, но и структуру данных телевизионных проектов.

Телевизионная программа «Выбор» появилась практически сразу после того, как телеканал ОНТ начал свое вещание. В анонсе «Выбора» обращалось внимание, что это интерактивное ток-шоу. Выходило оно в прямом эфире каждый понедельник после вечернего выпуска «Наших новостей» в 21:05.

В ток-шоу обсуждались самые злободневные и актуальные вопросы. За время существования программы сменилось трое ведущих. Первым ведущим был А. Мацкевич, затем Егор Хрусталев и, наконец, Сергей Дорофеев. Как считают многие критики – Сергей Дорофеев, был лучшим ведущим ток-шоу «Выбор».

С. Дорофеев выступал не только в качестве модератора, но и задавал ритм и темп программе, придавал «остроту» передаче своими провокационными вопросами и сам являлся полноправным участником дискусии. Можно сказать, что Сергей Дорофеев был центральной фигурой ток-шоу «Выбор». А это один из главных признаков ток-шоу.

Важной особенностью данного ток-шоу была возможность участия в нем не только гостей студии, но и телезрителей телеканала, которые могли высказать свое мнение, позвонив по телефону. Однако в студии зрители могли реагировать на происходящее только своей эмоциональной реакцией.

Но тем не менее, создатели программы делали все, чтобы программа была более интерактивной. В анонсе программы подчеркивалось:

«Если же Вы хотите, чтобы Вас увидела вся страна, – звоните и приходите к нам на программу «Выбор» [28].

В марте 2010 в программе появилась новая форма интерактива – SMS-чат. Зрителю предлагалось открыто участвовать в то-шоу. Для этого нужно было отправить SMS-сообщение. После этого оно появлялось на телеэкране в интерактивном блоке. Данный интерактивный блок SMS-сообщений запускался только во второй части прямого эфира ток-шоу «Выбор» после рекламного блока, т.к. в первой части программы по-прежнему оставалось интерактивное голосование.

Вот что говорил Сергей Дорофеев о ток-шоу «Выбор»: «Мы хотим предложить зрителю не только участвовать в интерактивном голосовании, но и высказывать своё мнение относительно темы и гостей проекта. Опросы показывают, что за последнее время у программы появилась своя постоянная аудитория — люди образованные, активные, со своей позицией и мнением. А главное – эти люди открыто своё мнение высказывают. Мы благодарны нашей аудитории за решительность и смелость!» [28].

По нашему мнению, уровень программы был действительно высоким. С. Дорофеев профессионально работал в прямом эфире. Ощущалась его тщательная подготовка к каждому эфиру.

Приведем в качестве примера фрагмент ток-шоу «Выбор» за 29 ноября 2010 года, посвященного здоровому питанию белорусов:

С. Дорофеев: Почему раньше добавок Е не было в таком большом количестве, как сейчас?

-Давайте говорить том, что они существовали всегда. Такие добавки пользует любая хозяйка у себя на кухне. Другое дело, что информация должна о них быть, это вы верно сказали, полная.

С. Дорофеев: А белорусы свободно могут найти эту информацию?

- Абсолютно. Например, все санэпидемстанции размещены на сайте Министерства здравоохранения Республики Беларусь.

С. Дорофеев: Вы знаете, мы когда готовили программу не смогли найти в свободном доступе эту информацию.

- Нет, она доступна.

С. Дорофеев: Но мы ее, почему-то не могли найти на протяжении недели.

- Она действительно не закрыта. Это правда.

С. Дорофеев: Значит, наверное, не там искали. Кто нашел из участников и зрителей в свободном доступе в интернете эту информацию о Е добавках?

Данный фрагмент программы свидетельствует о том, что работа предварительная подготовка программы проходила не только с экспертами, но и со зрителями в студии. не только с экспертами, но и со зрителями. Им задавался прямой вопрос. А это значит, что придя в студию в качестве зрителя, можно было стать участником обсуждения, поделившись своим мнением. К тому же, программа была не просто разговором, она помогала людям решать проблемы: предлагалась медицинская помощь, помощь юриста и т.д.

По своей структуре программа представляла собой две части. В каждой из них присутствовал видеосюжет. Студия была разделена на три части. В каждый сектор приглашались эксперты. Обычно, их было шестеро, иногда количество увеличивалось до девяти.

Программа отличалась четкой структурой: начало, завязка обсуждения, поиск решений, кульминация, подведение итогов.

В целом, про ток-шоу «Выбор» можно сказать, что это был качественный телевизионный продукт, с журналистом-профессионалом, который был центром этого проекта.

Параллельно с ток-шоу «Выбор» в эфир выходил проект «Выбор +» — это камерный вариант популярного ток-шоу, в котором С. Дорофеев беседовал с одним или двумя ньюсмейкерами. Программа выходила в эфир с 11 марта по 23 декабря 2010 года. Аналогичного дополнения не было больше ни в одном из последующих ток-шоу телеканала ОНТ.

На смену «Выбору» в 2010 году пришло ток-шоу «Открытый формат». Его ведущим стал Вячеслав Бондаренко, а затем к нему присоединился Тенгиз Думбадзе. Программа выходила в записи в 21.05 после вечернего выпуска «Наших новостей».

Первое, что можно заметить, это иной интерьер студии. Главные эксперты в «Открытом формате» располагались не на диванах, как в программе «Выбор», а в пяти креслах. Остальные эксперты, которые принимали участие в ток-шоу, находились в первом ряду зрительного зала.

Особенностью ток-шоу «Отрытый формат» стал способ представления гостей программы. Перед тем, как эксперт начинал говорить, на экране появлялась табличка, своеобразная «визитная карточка» эксперта. На ней можно было почесть не только фамилию, имя и должность, но и ключевую фразу в отношении поднимаемой проблемы. Это сразу ориентировала зрителя на то, о чем будет говорить эксперт. (Приложение 1)

В анонсе программы подчеркивалось, что «Среди гостей программы непосредственные участники событий, компетентные специалисты и профессиональные эксперты. Важная особенность ток-шоу – видеоматериалы, подкрепляющие студийную дискуссию» [28].

К видеоматериалам мы можем отнести и графики, которые для комфортного восприятия зрителей пояснял корреспондент (Приложение 2) и опросы, которые стали использовать в программе.

В среднем в программе было пять видеоматериалов: 2 сюжета, 3 графики и 1 опрос. Для программы, хронометраж которой составлял 55 минут, в среднем 10 минут занимало видео. Это усложняло восприятие зрителя, что требовало от него постоянного переключения.

В «Открытом формате» впервые был использован способ получения интервью через интернет-соединение. Это говорит о том, что редакторы и ведущий ток-шоу искали новые формы визуализации и, на первый план выдвигали информацию, а не качество картинки, которое падало из-за интернета. Подобный способ получения информации впервые был использован в ток-шоу. Но это было не соединение в режиме реального времени, а просто комментарий, который был заранее записан на веб-камеру.

Стоит отметить, что ведущий Вячеслав Бондаренко проигрывал на фоне Сергея Дорофеева. У него не было той уверенности и азарта, с которым вел программу Сергей Дорофеев. Возможно, сказывалось отсутствие журналистского образования, что не давало Вячеславу Бондаренко раскрываться в ток-шоу. Но отличительной характеристикой ведущего «Открытого формата» было, что он не отвлекал зрителей на себя и концентрировал внимание аудитории на участниках дискуссии.

В ток-шоу «Открытый формат» зрители так же могли задавать вопросы экспертам и принимать участие в дискуссии. Создатели программы активно пользовались приемом «история из зала»:

- Вот получилось у нас так, что мы досматривали двух стареньких людей, пятнадцать лет мы за ними ухаживали, они нам подарили однокомнатную квартиру. Нам заезжать в эту квартиру не было возможности, потому что она была очень старая. Мы решили ее продать и купить себе квартиру в центре города. Мы ее продали и занести сразу эти деньги в белорусский банк, в белорусский рублях. Заходим через несколько месяцев снять проценты, а нам сказали, что нет валюты и не будет. Мы пошли разбираться выше, а нам все чиновники: нет, приказ Президента, ничего мы вам не дадим. Все, мы остались без ничего. В Национальном банке мне дали ответ, но я не же ничего в этом не понимаю. Мы потеряли двадцать семь тысяч долларов.

Прямо в студии людям с их историями пытались помочь, найти выход из ситуации. Благодаря этому, ток-шоу «Открытый формат» пользовалось популярностью.

Однако в данной программе не было такого интерактива, как в «Выборе». Здесь отсутствовал SMS-чат, было только телефонное голосование.

Можно сказать, что «Открытый формат» уступал «Выбору» по нескольким признакам:

1. Образ ведущего ток-шоу. Сейчас ведущий—это просто модератор, но не хозяин программы.

2. Перезагруженность видеоматериалами

3. Выход в эфир в записи, а не в прямом эфире.

Однако в «Открытом формате» появились свои нововведения: это запись эксперта через интернет, а также введение еще одного действующего лица—корреспондента.

В 2013 году телеканал ОНТ запускает новое ток-шоу «Позиция». Ведущими которого становятся Татьяна Мартынова и Вадим Гигин.

В истории ток-шоу на ОНТ Татьяна Мартынова стала первой ведущей, что выделяет ее на фоне других ведущих. Она очень эмоциональная, что заставляет обратить на нее внимание. В отличие от Вячеслава Бондаренко Татьяна очень характерная ведущая, за которой можно заметить самолюбование. Ей удаются социальные темы: «Проблема низкой рождаемости», «Вывоз детей за границу», «Ранние браки» и др.

Из анонса нового ток-шоу «Позиция»:

«Общественно-политическое ток-шоу «Позиция» - дискуссионный клуб, который предполагает обмен мнениями по наиболее актуальным темам. Выходит в эфир каждый понедельник после вечернего выпуска «Наших новостей». В центре внимания политические, социальные и экономические проблемы. Среди гостей программы лидеры политических партий и ведущие экономисты, дипломаты и политологи, известные спортсмены и деятели культуры».

С нового телевизионного сезона снова меняется студия. Это по-прежнему пять кресел, но сейчас они расположены друг напротив друга в позиции три на два, в «Открытом формате» все гости сидели перед ведущим. Однако остальные участники дискуссии по-прежнему сидят в первом ряду зрительского зала.

В начале программы на интереактивное голосование также как и в «Открытом формате» и в «Выборе» выносится вопрос. И телезрители могут принять участие в программе, сделав звонок.

В новой программе становится меньше графических проявлений, но остается вводный сюжет, в котором кратно излагается суть обсуждения. В самом сюжете приводятся цифры, факты и события, которые потом будут подробнее обсуждаться в студии. Например, в выпуске за 21 ноября 2013 года разговор шел о материнском капитале. В начальном сюжете корреспондент кратко говорит о проекте «Большая семья». Затем, в течение программы ведущая возвращается к этому проекту и просит специалистов поделиться, какие нюансы могут возникнуть при использовании этого капитала.

Отличительной чертой «Позиции» от программ-предшественников можно выделить состав гостей. Сейчас это медийные персоны: режиссеры, актеры, теле- и радио ведущие, музыканты и др. Что значительно поднимает рейтинг программы, ведь для зрителя очень важен эффект узнаваемости, что значительно увеличивает рейтинг зрительского доверия.

Стоит отметить, что в данном проекте интерактив значительно уменьшился по сравнению с другими программами. Зрители из зала уже не задают вопросы и не рассказывают свои истории. Они присутствуют в зале только как наблюдатели, которые реагируют на происходящее и делают «эмоциональные подсказки» для телезрителей.

С Татьяной Мартыновой ток-шоу «Позиция» вел Вадим Гигин. Его сферой были программы политического и экономического содержания: «Политический кризис в Украине», «Отношение Беларуси и Евросоюза», «Бизнес и власть».

Проект «Позиция» имел самую короткую историю из всех ток-шоу, который выпускал телеканал ОНТ.

Нельзя сказать, что после ток-шоу «Выбор» специфика следующий программ «Открытый формат» и «Выбор» изменилась. Все программы выходили в одно и то же время, обсуждались те же темы, поднимались те же вопросы. Изменялись декорации и ведущие, которые были по-своему уникальными. На смену одним элементам жанра приходили другие. Можно сказать, что продюсеры телеканала искали форму наиболее интересную для зрителя, пытаясь что-то изменять в программах:

Н. Селина, исполнительный продюсер (о том, разные это были ток-шоу или нет)

«…»

 

Так, в апреле 2014 года вышел первый выпуск новой программы «Дело принципа», который собрал в себе все лучшее от своих программ-предшественников.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных