Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Виды производств по делам об административных правонарушениях. 3 страница




2) в изъятие из этого правила протокол составляется в течение 2-х календарных суток (т.е. и нерабочие дни из подсчета не исключаются) с момента выявления правонарушения. Отсчет этих суток начинается не со следующей даты после дня, когда административное правонарушение было выявлено, а именно с момента выявления (например, если административное правонарушение выявлено в 13.00, то протокол должен быть составлен в течение 48 часов) в случае, если требуется дополнительно выяснить:

а) обстоятельства дела (т.е. имеющихся фактов, доказательств, обстоятельств недостаточно, чтобы решить вопрос о наличии или отсутствии события административного правонарушения);

б) данные о физическом лице (в отношении которого возбуждено дело);

в) сведения о юридическом лице (место его реального нахождения, состав учредителей, наличие у него лицензии и т.п.).

ВС разъяснил, что нарушение сроков, установленных в ст. 28.5 и 28.8 - являются несущественными недостатками составления протокола об АП (п. 4 Пост. N 5).

2. Применяя правила ч. 3 ст. 28.5, необходимо обратить внимание на следующее:

1) сроки, упомянутые в ч. 1 ст. 28.5, не применяются, если по делу об административном правонарушении проводится расследование (см. коммент. к ст. 28.7);

2) в этих случаях протокол об административном правонарушении составляется немедленно после того, как выявлен факт совершения административного правонарушения (но этот факт выявляется именно в результате расследования). Срок проведения административного расследования по общему правилу не может превышать одного месяца со дня возбуждения дела об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 5.6 и 28.7);

3) правила о сроках составления данного протокола полностью применимы и к постановлению прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 28.4).

 

Статья 28.6. Назначение административного наказания без составления протокола

1. Анализ правил ч. 1 ст. 28.6 действовавших до 01.01.08 позволяет сделать ряд выводов:

1) они применяются лишь постольку, поскольку за совершенное административное правонарушение назначается:

а) предупреждение (см. коммент. к ст. 3.4);

б) административный штраф, размер которого не превышает 100 руб.;

в) административный штраф, размер которого не превышает 1000 руб. - по делам о нарушении таможенных правил;

2) в упомянутых выше случаях протокол об административном правонарушении не составляется. Вместо этого должностное лицо (уполномоченное законом назначать административное наказание) оформляет (в месте совершения административного правонарушения) предупреждение (напомним, что оно выносится в письменной форме см. ст. 3.4) либо налагает и само же взимает административный штраф (о чем выносится постановление);

3) особый порядок (в случаях, указанных в ч. 1 ст. 28.6) действует, если совершено административное правонарушение в области дорожного движения (т.е. предусмотренное в гл. 12 КоАП):

а) постановление о наложении административного штрафа выносится в виде постановления-квитанции установленного образца, которое выдается нарушителю в месте совершения административного правонарушения (см. о реквизитах и порядке составления этого документа коммент. к ст. 32.3);

б) административный штраф до 24.11.09 назначался в порядке, предусмотренном в ст. 32.2 (см. коммент. к ней). В практике возникает вопрос: допускалось ли с 1 июля 2002 г. взимание административного штрафа в размере 100 руб. должностным лицом органа ГИБДД в месте совершения административного правонарушения (например, предусмотренного в ст. 12.3)? Систематическое толкование ст. 28.6, 32.2, 32.3 позволил ответить на этот вопрос положительно.

2. После 01.01.08 (в связи с вступлением в силу изменений внесенных в ч. 1 ст. 28.6 Законом N 210 от 24.07.07):

1) протокол об административном правонарушении не составляется при условии, что административное наказание:

а) назначается физическому лицу при совершении им административного правонарушения (любого, а не только предусмотренного главой 12 КоАП);

б) выступает в виде предупреждения или штрафа (при этом предельный размер назначаемого штрафа - более не устанавливается!)

2) должностное лицо (непосредственно на месте совершения административного правонарушения):

а) либо оформляет назначение виновному предупреждение (в соответствии с ст. 32.1, см. коммент. к ней);

б) либо выносит постановление о наложении административного штрафа. Последний уплачивается в соответствии с установленными правилами (т.е. путем перечисления суммы штрафа).

3. Федеральным законом от 09.11.09 N 249-ФЗ "О внесении изменений в КоАП РФ" в ч. 1 ст. 28.6 внесены существенные изменения (они вступили в силу с 24.11.09). Установлено, что в случаях указанных в ч. 1 протокол не составляется, а ДЛ:

1) выносит постановление (о назначении предупреждения или штрафа) на месте совершения АП;

2) обеспечивает при этом соблюдение порядка установленного в ст 29.10 (в т.ч. в постановлении указывает информацию о получателе штрафа в соответствии с приказом Минфина от 24.11.04 N 106н "Об утверждении правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ" (в ред. от 01.10.09). См. об этом подробнеекомментарий к ст. 29.10. Следует учесть, что с 24.11.09 ст. 32.3 - утратила силу, а в ст. 31.5, 32.2 - внесены соответствующие изменения (см. комментарий к ним);

3) обязан (под расписку!) вручить копию постановления лицу в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему (если он об этом просит, в т.ч. и в устной форме).

В связи с изложенным внесены изменения и в часть 2 ст. 28.6 (из нее исключены положения регулировавшие случаи, когда лицо отказывалось от уплаты штрафа на месте совершения АП, см. об этом ниже).

4. Законом N 225 от 02.10.07 ст. 28.6 дополнена частью 1.1 (она вступила в силу с 01.02.08). Установлено, что:

1) протокол об административном правонарушении не составляется, при нарушении законодательства об исполнительном производстве и неисполнении должником исполнительного документа (см. об этом коммент. к ст. 17.14, 17.15);

2) в указанных случаях рассмотрение дел об административных правонарушениях, а также назначение наказания и его исполнение осуществляются с обязательным учетом особенностей предусмотренных Законом об исполнительном производстве.

5. Применяя правила ч. 2 ст. 28.6 (в т.ч. и пересмотре вступивших в законную силу судебных актов), нужно учесть, что:

1) они действуют в случаях, когда лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает:

а) наличие события административного правонарушения (так, по его словам, он вообще не совершал действий, за которые его собираются привлечь к административной ответственности);

б) назначенное ему административное наказание (например, он не согласен, что ему назначили административный штраф, и полагает, что можно было ограничиться предупреждением);

2) до 24.11.09 - также в случаях, когда лицо, которому был назначен административный штраф, не оспаривал справедливость его назначения, но отказался уплатить сумму штрафа на месте совершения правонарушения. О том, что это положение утратило силу с 24.11.09 - см. выше;

3) они предписывают в упомянутой ситуации составлять протокол об административном правонарушении (несмотря на то, что размер административного штрафа не превышает 100 рублей);

4) сумма административного штрафа в этих случаях до подлежит взысканию в порядке, предусмотренном в ст. 29.10 (а до 24.11.09 - в соответствии с ст. 32.2, см. коммент. к ней).

6. Часть 3 введена в ст. 28.6 Законом N 210 от 24.07.07 и вступила в силу с 01.07.08. Если виновный совершил административное правонарушение в области дорожного движения (см. об этом коммент. к ст. 12.1-12.37):

1) при условии, что оно выявлено и зафиксировано с помощью работающих в автоматическом режиме СТС, имеющих функции фото-, киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи (см. об этом коммент. к ст. 2.6.1) - протокол не составляется;

2) участие лица в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении - не требуется: и без него постановление по делу может быть вынесено. Оно оформляется в соответствии с ст. 29.1 (см. коммент. к ней);

3) в любом случае указанному лицу должны быть вручены копии постановления и материалов перечисленных в ч. 3 (путем направления их по почте, с нарочным, курьером и т.д.) не позднее 3 дней со дня составления постановления (отсчет начинается с следующего дня). Штраф уплачивается в порядке предусмотренном в ст. 29.10 (см. комментарий к ней).

 

Статья 28.7. Административное расследование

1. Анализ правил ч. 1 ст. 28.7 показывает, что:

1) они посвящены такому самостоятельному правовому институту, как административное расследование;

2) административное расследование проводится лишь при выявлении административного правонарушения в области:

а) антимонопольного законодательства (см. коммент. к ст. 14.9), а также законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем (см. коммент. к ст. 15.27, 23.62); законодательства об естественных монополиях, законодательства о государственном регулировании цен, тарифов, на товары и услуги (с 31.12.06);

б) валютного законодательства (см. коммент. к ст. 15.25) и законодательства о рекламе (см. коммент. к ст. 14.3), а после вступления в силу Закона от 27.12.05 (т.е. после 09.01.06) - также законодательство об авторском праве, смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, патентного законодательства;

в) законодательства о защите прав потребителей (см. коммент. к ст. 14.4-14.8);

г) налогов и сборов (см. коммент. к ст. 15.3-15.13);

д) таможенного дела (см. коммент. к ст. 16.1-16.22); а с 22.05.06 - экспортного контроля; с 09.08.06 - законодательства о банкротстве;

е) охраны окружающей среды (см. коммент. к ст. 8.1-8.40);

ж) производства и оборота этилового спирта и алкогольной и спиртосодержащей продукции (см. коммент. к ст. 14.16-14.19);

з) пожарной безопасности (см. коммент. к ст. 19.13, 20.4);

и) дорожного движения и транспорта (см. коммент. к ст. 12.1-12.37), а с 06.02.06 - также законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Об иных случаях, когда проводится административное расследование см. ниже;

3) административное расследование проводится постольку, поскольку по делу об административных правонарушениях (из числа упомянутых выше):

а) осуществляется экспертиза (о порядке ее назначения и проведения, а также составления заключения эксперта см. коммент. к ст. 25.9, 26.4);

б) необходимо провести иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат (например, если это сопряжено с привлечением специалиста, который дает пояснения, см. коммент. к ст. 25.8).

2. Применяя правила ч. 2, 3, 3.1 ст. 28.7, нужно обратить внимание на то, что:

1) решение о возбуждении дела и проведении административного расследования принимается должностными лицами, перечисленными в ст. 28.3 (см. коммент. к ней);

2) о возбуждении дела и проведении административного расследования (после вступления в силу с 12.07.09 изменений внесенных в ч. 3 всякие дискуссии о том, выносится ли самостоятельное определение о проведении административного расследования - теряют смысл) выносится определение (если дело возбуждается прокурором, то последний выносит постановление, см. об этом подробныйкоммент. к ст. 28.4). И определение, и постановление выносится немедленно (т.е. тотчас, сразу же) после выявления административного правонарушения (однако не стоит упускать из виду, что сам этот факт может быть установлен в результате проведения административного расследования). См. об этом также п. 10 Обзора от 28.05.08;

3) сведения в соответствии с ч. 3 ст. 28.7 в упомянутом определении указываются обязательно; отсутствие хотя бы одного из них обесценивает определение (о сведениях, которые включаются в постановление прокурора, см. коммент. к ч. 2 ст. 28.4, 28.2);

4) ч. 3.1 была введена Законом от 05.01.06 (он вступил в силу с 20.01.06) в ст. 28.7 внесены серьезные дополнения. Установлено, что при вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования соответствующее должностное лицо обязано:

а) разъяснить права и обязанности лицам, в отношении которых оно вынесено;

б) направить его копию по почте, либо вручить в руки (в ходе личной встречи) под расписку лицу, в отношении которого данное определение вынесено, а также потерпевшему.

3. Как отмечалось выше, виды административных правонарушений по которым проводится административное расследование - часто дополняются, например, Законом от 02.02.06 (он вступил в силу 09.02.06) установлено, что административное расследование проводится также по делам о нарушениях законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (см. о таких правонарушениях комментарий к ст. 7.29-7.32). Федеральным законом от 08.05.06 N 65-ФЗ "О внесении изменений в КоАП РФ" установлено, что оно проводится по дедам об АП нарушающим законодательство в области экспортного контроля. Федеральным законом от 27.07.06 N 139-ФЗ "О внесении изменений в КоАП РФ" установлено, что административное расследование проводится и при нарушении законодательства о банкротстве. Федеральным законом от 22.07.08 N 126-ФЗ "О внесении изменения в ст. 28.7 КоАП РФ" установлено, что оно проводится и при нарушении законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах". Законом N 281 от 25.12.08 установлено, что административное расследование проводится и при нарушении законодательства об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса. Законом N 9 от 09.02.09 установлено, что оно проводится и при нарушении законодательства об АО, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах. Федеральным законом от 03.06.09 N 112-ФЗ о внесении изменения в ст. 28.7 КоАП РФ" установлено, что административное расследование проводится и при нарушении миграционного законодательства. И в дальнейшем перечень таких видов может изменяться, в связи с эти необходимо отслеживать эти изменения. (так, последнее изменение внесено Законом N 380 от 28.12.09: установлено, что с 28.03.10 административное расследование проводится и по делам об АП нарушающих законодательство об охране здоровья граждан, а также законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).

4. Характеризуя правила ч. 4-5.2 ст. 28.8, нужно отметить, что:

1) административное расследование проводится либо по месту совершения (например, по месту нарушения прав потребителей) административного правонарушения, либо по месту его выявления (например, если административное правонарушение в области налогов и сборов выявлено в ходе камеральной проверки в помещении налогового органа). С 01.10.04 (после вступления в силу Закона N 118), если дело возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административных правонарушениях (см. о них коммент. к ст. 28.3), то он и проводит административное расследование. Однако руководитель органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении (либо его заместитель) могут поручить расследование другому должностному лицу, (но также из числа лиц уполномоченных составлять протокол);

2) в ч. 5 до 28.03.10 было установлено, что срок административного расследования:

а) не может превышать календарного месяца (т.е. и нерабочие дни из подсчета не исключаются) с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Отсчет срока начинается со следующего после того, как вынесено соответствующее определение дня;

б) в исключительных случаях может быть продлен на срок не более одного календарного месяца. При этом нужно учесть, что:

срок может быть продлен только по письменному ходатайству (см. коммент. к ст. 24.4) должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении;

до 12.07.09 этот срок вправе был продлить только вышестоящее должностное лицо (как непосредственно вышестоящее, так и должностное лицо еще более высокого уровня, например, МВД России). После 12.07.09 срок вправе продлить руководитель (его заместитель) органа в производстве которого дело об АП.

в) по делам о нарушении таможенных правил срок продлевается только руководителем вышестоящего таможенного органа. При этом в данном случае срок может быть продлен до 6 календарных месяцев (учитывая сложность данной категории дел). После вступления в силу изменений, внесенных в ст. 28.7 Законом N 210 от 24.07.07 (т.е. с 11.08.07) аналогично решается вопрос о продлении срока и по делам о нарушении ПДД или правил эксплуатации ТС (повлекшим причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью); при этом правом продления срока наделен руководителем вышестоящего органа внутренних дел (чаще всего - ГИБДД);

После вступления в силу (с 28.03.10) изменений внесенных в ч. 5 Законом N 380 от 28.12.09 указанные правила несколько уточнены. Установлено, что месячный срок проведения административного расследования может быть продлен только решением руководителя (либо его заместителя):

- органа в производстве которого находится дело об АП - но не более чем на 1 календарный месяц;

- вышестоящего таможенного органа (либо решением непосредственно руководителя ФТС или его заместителя) - на срок не более 6 календарных месяцев;

- вышестоящего органа (например, органа ГИБДД) по делам о нарушении ПДД или нарушения правил эксплуатации ТС (если это повлекло причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, см. об этом комментарий к ст. 12.24) - на срок не более 6 календарных месяцев;

3) части 5.1 и 5.2 были введены Федеральным законом от 29.06.09 N 133-ФЗ "О внесении изменений в ст. 28.7 КоАП РФ" и вступили в силу с 12.07.09. Они посвящены определению (именно таким актом оформляется решение о продлении срока) руководителя (его заместителя) о продлении срока административного расследования. Оно:

а) должно содержать все сведения прямо указанные в ч. 5.1. Отсутствие хотя бы одного из этих сведений - обесценивает данное определение;

б) может содержать и иные сведения, которые отражают специфику данного конкретного случая: правила ч. 5.1 - этому не препятствуют;

в) не позднее одних календарных суток (с момента вынесения) вручается (в виде копии) под расписку или высылается лицу в отношении которого административное расследование проводится, а также потерпевшему.

5. В соответствии с ч. 6 ст. 28.7 после окончания административного расследования (и с учетом его результатов):

а) либо составляется протокол об административном правонарушении (в соответствии со ст. 28.2, см. коммент. к ней);

б) либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 29.9, 29.10). Данное постановление может быть обжаловано (см. коммент. к ст. 30.1). О судебной практике применения ст. 29.7 см. п. 3 Пост. N 5. В частности ВС отметил, что круг ДЛ, уполномоченных на проведение административного расследования - является исчерпывающим. Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных ДЛ, направленных на установление всех обстоятельств АП, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Оно должно состоять из реальных действий, направленных на получение сведений, в т.ч. путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности. Не являются административным расследованием процессуальные действия, совершенные в соответствии с УПК.

 

Статья 28.8. Направление протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении

1. Анализ правил ч. 1 и 2 ст. 28.8 позволяет сделать ряд выводов. Протокол об административном правонарушении (а в случаях, указанных в ст. 28.4, постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении) должен быть направлен:

а) судье, органу, должностному лицу, уполномоченному рассматривать (в соответствии с правилами ст. 23.1-23.61, см. коммент. к ним) данное дело;

б) в течение 72 часов с момента составления этого протокола (вынесения постановления);

в) судье - немедленно после составления (вынесения), если по данному делу может быть назначен административный арест (в качестве административного наказания) или административное выдворение (данное положение введено в ст. 28.8 Законом N 126 и вступило в силу с 28.11.04)

2. Применяя правила ч. 3 ст. 28.8, необходимо учесть, что:

1) судья, орган, должностное лицо обязаны направить (возвратить) протокол об административном правонарушении лицу, уполномоченному в соответствии со ст. 28.3 составлять протокол, в случаях, когда:

а) протокол был составлен неуполномоченным лицом (т.е. лицом, не соответствующим требованиям ст. 28.3);

б) протокол был составлен неправильно (отсутствуют сведения, указанные в ст. 28.2, нет необходимых подписей и т.п.);

в) неправильно оформлены иные материалы дела об административном правонарушении (прилагаемые к протоколу);

г) протокол и иные материалы дела об административном правонарушении страдают неполнотой (см. об этом также коммент. к ст. 29.4);

2) о возвращении протокола в упомянутых выше случаях судья, орган, должностное лицо выносят определение;

3) недостатки протокола об административном правонарушении (иных материалов) подлежат устранению в срок не более 3-х календарных суток, отсчитываемых со следующего дня после даты поступления (получения) их от судьи, органа, должностного лица;

4) все материалы дела (после устранения упомянутых выше недостатков, внесения в них необходимых исправлений и дополнений) должны быть направлены судье, органу, должностному лицу (рассматривающим дело об административном правонарушении) в течение 24 часов со дня устранения недостатков. Возможность дальнейшего продления упомянутых выше сроков нормами КоАП не предусмотрена. О судебной практике см. п. 4 Пост. N 5. ВС полагает, что нарушение установленных в ст. 28.5 и 28.8 сроков составления протокола об АП и направления протокола для рассмотрения судье - относятся к несущественным недостаткам протокола (они могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу).

3. Часть 4 введена в ст. 28.8 Законом N 45 от 09.05.05 и вступила в силу с 14.08.05. Протоколы (упомянутые в ч. 4) подлежат передаче судье немедленно после их составления. Перечень таких протоколов - изложен в ч. 4 исчерпывающим образом.

 

Статья 28.9. Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение

1. Анализ правил ст. 28.9 позволяет сделать ряд выводов:

1) обстоятельства, исключающие производство (либо рассмотрение, если производство по делу было начато) по делу об административном правонарушении, исчерпывающим образом перечислены в ч. 1-8 ст. 24.5 (см. коммент. к ней);

2) при наличии хотя бы одного из этих обстоятельств должно быть вынесено постановление о прекращении производства по делу (а не определение).

2. Часть 2 введена в ст. 28.9 Законом N 203 от 04.12.06 и вступила в силу с 01.01.07. Установлено, что постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении совершенном военнослужащим (иными лицами перечисленными в ст. 2.5, см. коммент. к ней) подлежит направлению:

1) в воинскую часть (орган, учреждение, перечисленные в ст. 2.5) по месту прохождения службы (сборов) правонарушителем;

2) со всеми материалами дела собранными до момента направления;

3) в течение 24 часов отсчитываемых с момента вынесения постановления (отсчет начинается со следующего часа).

3. Для правильного применения ст. 28.9 нужно учитывать:

1) положения ст. 29.10 (о содержании постановления по делу об административном правонарушении, см. коммент. к ней);

2) нормы ст. 29.9 о том, что постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится также в случае:

а) объявления устного замечания (в соответствии со ст. 2.9, см. коммент. к ней);

б) передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного расследования, в случаях, когда в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления (см. коммент. к ст. 29.9). О примере формы постановления о прекращении производства по делу об АП см. приказ Роструда от 10.12.04 N 47.

 

Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/5872064/28/#block_280#ixzz4A1O3n1Od

 

 

Статья 29.1. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении

1. Анализ правил ст. 29.1 позволяет сделать ряд выводов:

1) подготовка к рассмотрению дел об административном правонарушении - самостоятельная стадия производства;

2) рассмотрение дела об административном правонарушении налицо и при назначении административного наказания без составления протокола (см. об этом коммент. к ст. 28.6). Отсюда и в этом случае также имеет место подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении;

3) в зависимости от результатов подготовки судья, орган, должностное лицо выносят или определение, или постановление (см. коммент. к ст. 29.7).

2. Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении обязаны выяснить следующие вопросы:

1) относится ли к их компетенции (путем анализа ст. 23.1-23.65, ст. 28.3 и состава административного правонарушения) рассмотрение данного дела;

2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, органом, должностным лицом (например, есть ли личная заинтересованность, имеются ли иные обстоятельства, указанные в ст. 29.2, см. коммент. к ней);

3) правильно ли составлен протокол об административном правонарушении (т.е. соответствует ли он требованиям ст. 28.2, см. коммент. к ней), другие протоколы (например, протокол об административном задержании, см. коммент. к ст. 27.4), а также правильно ли оформлены иные материалы дела (см. коммент. к ст. 28.9, 29.4);

4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу (см. коммент. к ст. 24.5);

5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу (при их недостаточности судья, орган, должностное лицо обязаны вернуть материалы дела в соответствии с правилами ч. 3 ст. 28.8, см. коммент. к ней);

6) имеются ли ходатайства (заявления в соответствии со ст. 24.4), отводы (они должны быть заявлены в соответствии с правилами ст. 25.12, 25.13, см. коммент. к ним). О судебной практике по применению ст. 29.1 см. п. 2 Пост. N 5. ВС в частности, разъяснил, что при подготовке к рассмотрению дела об АП судья обязан произвести перечисленные в ст. 29.1 процессуальные действия, а также выявлять причины и условия, способствовавшие совершению АП.

 

Статья 29.2. Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом

1. Анализ правил ст. 29.2 позволяет сделать ряд выводов:

1) они императивны: иные правила не могут устанавливать ни сами судьи, органы, должностные лица, ни законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях;

2) их необходимо применять с учетом правил:

а) ст. 29.3 (о самоотводе и отводе судьи, органа, должностного лица, см. коммент.);

б) ст. 25.12 (об обстоятельствах, исключающих возможность участия в производстве по делу об административных правонарушениях, например, специалиста, эксперта, защитника);

в) ст. 29.4 (об определениях, выносимых в связи с наличием обстоятельств, указанных в ст. 29.2).

2. Применяя правила ст. 29.2, нужно учесть, что:

1) обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении данным судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом, по существу изложены в ст. 29.2 неисчерпывающим образом (ибо формулировка "лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела" оставляет открытым круг обстоятельств, которые могут свидетельствовать о наличии такой заинтересованности);

2) родственные отношения (указанные в ст. 29.2) следует определять не в соответствии с правилами Примечания к ст. 25.6 (в нем речь идет о близких родственниках и только в отношении свидетелей), а по правилам ст. 2, 14 СК.

 

Статья 29.3. Самоотвод и отвод судьи, члена коллегиального органа, должностного лица

1. Характеризуя правила ч. 1, 2 ст. 29.3, нужно иметь в виду, что:

1) судья, орган, должностное лицо именно обязаны заявить самоотвод при наличии хотя бы одного обстоятельства, предусмотренного в ст. 29.2 (см. коммент. к ней);

2) заявление о самоотводе должно быть подано:

а) председателю соответствующего суда. В практике возникает вопрос: а если (в соответствии со ст. 23.1) дело об административном правонарушении рассматривается мировым судьей, кому он подает заявление о самоотводе? К сожалению, в ст. 29.3 налицо пробел и его нужно восполнить. Впредь до этого можно рекомендовать заявление о самоотводе направить в районный суд (ст. 19-21 ГПК, ст. 1-3 Закона о мировых судьях), хотя ГПК не препятствует рассмотрению данного заявления и самим мировым судьей. Верховному Суду РФ, наверное, нужно определить свою позицию по данному вопросу;






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных