Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Про­ис­хо­ж­де­ние ры­цар­ских тур­ни­ров.




Реферат по истории

На тему

«Рыцарская культура «

 

Выполнил: Дворников Виктор

студент группы 2015-11

Проверила:

Мишенева Алена Петровна

преподаватель истории и обществознания

 

Липецк, 2016.

План.

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава I. Сущность рыцарства, феодальное общество……………………………11

Глава II. Рыцарские турниры.

2.1. Происхождение рыцарских турниров…………………………………….9

2.2.Церковь и турниры…………………………………………………………10

Глава III. Рыцарское вооружение (на примере Англии)………………………….16

Глава IV. Любовь и рыцарство……………………………………………………..20

Заключение……………………………………………………………………………23

 

 

Вве­де­ние.

Ты­ся­че­лет­ний пе­ри­од ис­то­рии че­ло­ве­че­ст­ва от чет­вер­то­го ве­ка на­шей эры до Ре­фор­ма­ции при­ня­то на­зы­вать сред­не­ве­ковь­ем. Сле­ду­ет от­ме­тить, что вы­ра­же­ние «сред­ние ве­ка» не со­всем точ­но и не со­всем на­уч­но. Еще не ус­та­но­ви­лись те гра­ни­цы и рам­ки, в ко­то­рых долж­но за­клю­чать­ся так на­зы­вае­мое сред­не­ве­ко­вье.

Од­ни на­ча­лом сред­не­ве­ко­вой ис­то­рии счи­та­ют ве­ли­кое пе­ре­се­ле­ние на­ро­дов, ко­то­рое сов­па­да­ет с па­де­ни­ем За­пад­ной Рим­ской им­пе­рии; дру­гие – вре­мя Кон­стан­ти­на и по­строе­ние но­во­го Ри­ма или Кон­стан­ти­но­по­ля; тре­тьи на­ча­ло сред­не­ве­ко­вой ис­то­рии ото­дви­га­ют к на­ча­лу хри­сти­ан­ст­ва, то есть к эпо­хе пер­вых рим­ских им­пе­ра­то­ров.

Тер­мин сред­ние ве­ка не есть что-ли­бо сра­зу ус­та­но­вив­шее­ся. В кон­це 17 ве­ка в не очень из­вест­ных ис­то­ри­че­ских кни­гах, а имен­но в со­чи­не­ни­ях нем­цев Кел­ле­ра и Лё­ше­ра, поя­ви­лось но­вое вы­ра­же­ние – medium aevum. При­ни­мая этот тер­мин ус­лов­но, как по­ня­тие пе­рио­ди­че­ское, как пред­став­ле­ние о вре­ме­ни пе­ре­ход­ном, от­де­ляю­щем ан­тич­ную ис­то­рию от яв­ле­ний бо­лее на близ­ких, мы бу­дем долж­ны вый­ти за пре­де­лы тех ра­мок, в ко­то­рые учеб­ни­ки за­клю­ча­ют сред­не­ве­ко­вую ис­то­рию с це­лью сис­те­ма­ти­за­ции из­ло­же­ния.

Что же ча­ще все­го при­хо­дит на па­мять при мыс­ли о сред­них ве­ках? Хри­сти­ан­ст­во, вар­вар­ст­во, фео­да­лизм, кре­сто­вые по­хо­ды на вос­ток, ры­цар­ст­во с его обя­зан­но­стя­ми к сю­зе­ре­нам, к рав­ным и сла­бым,.

Ис­то­рия сред­не­ве­ко­во­го ры­цар­ст­ва — сю­жет, имею­щий в гу­ма­ни­тар­ных нау­ках дав­ние тра­ди­ции изу­че­ния. Вме­сте с тем в по­след­ние де­ся­ти­ле­тия он пе­ре­жи­ва­ет оп­ре­де­лен­ный ре­нес­санс.

К со­вре­мен­ной ис­то­рио­гра­фии мож­но от­не­сти сбор­ник па­мя­ти Ю.Л. Бес­смерт­но­го (1923-2000). Опуб­ли­ко­ван­ный сбор­ник но­сит не толь­ко на­уч­ный, но и лич­ный ха­рак­тер. Что­бы мог­ли на­пи­сать все же­лаю­щие, бы­ло ре­ше­но, что сбор­ник бу­дет пред­став­лять со­вре­мен­ное со­стоя­ние ис­сле­до­ва­ний в тех на­прав­ле­ни­ях ис­то­ри­че­ской нау­ки, к ко­то­рым в раз­ное вре­мя при­над­ле­жал Юрий Льво­вич. От­дель­ный раз­дел по­свя­щен ис­то­ри­ку и его вре­ме­ни во­об­ще и Юрию Льво­ви­чу в ча­ст­но­сти. К уча­стию в сбор­ни­ке, в ча­ст­но­сти, был при­гла­шен ши­ро­кий круг за­ру­беж­ный и оте­че­ст­вен­ных ис­то­ри­ков. Круг тем, ко­то­рый пред­ла­га­лось ох­ва­тить ав­то­рам, вклю­чал: 1) ме­то­до­ло­гия и тео­рия ис­то­рии; ис­то­рио­гра­фия;.
2) сред­не­ве­ко­вая де­рев­ня;.
3) ры­цар­ст­во и ры­цар­ская куль­ту­ра;.
4) но­вая де­мо­гра­фи­че­ская история;

5) ин­ди­ви­ду­аль­ное, уни­каль­ное и ти­пи­че­ское в ис­то­рии;.
6) про­чие про­бле­мы в рам­ках но­вой со­ци­аль­ной ис­то­рии.

Фео­даль­ное об­ще­ст­во.

Во­круг ры­ца­рей, ко­то­рых од­ни на­зы­ва­ют не­уст­ра­ши­мы­ми вои­на­ми, пре­дан­ны­ми вас­са­ла­ми, за­щит­ни­ка­ми сла­бых, бла­го­род­ны­ми слу­га­ми пре­крас­ных дам, га­лант­ны­ми ка­ва­ле­ра­ми, а дру­гие — не­ус­той­чи­вы­ми в бою, на­ру­шаю­щи­ми своё сло­во, алч­ны­ми гра­би­те­ля­ми, жес­то­ки­ми уг­не­та­те­ля­ми, ди­ки­ми на­силь­ни­ка­ми, кич­ли­вы­ми не­ве­ж­да­ми, вер­те­лась в сущ­но­сти ис­то­рия ев­ро­пей­ско­го сред­не­ве­ко­вья, по­то­му что они в те вре­ме­на бы­ли един­ст­вен­ной ре­аль­ной си­лой. Си­лой, ко­то­рая нуж­на бы­ла всем: ко­ро­лям про­тив со­се­дей и не­по­кор­ных вас­са­лов, кре­сть­ян, церк­ви; церк­ви — про­тив ино­вер­цев, ко­ро­лей, кре­сть­ян, го­ро­жан; вла­ды­кам по­мель­че — про­тив со­се­дей, ко­ро­ля, кре­сть­ян; кре­сть­я­нам — про­тив ры­ца­рей со­сед­них вла­дык.

Го­ро­жа­нам, прав­да, ры­ца­ри бы­ли не нуж­ны, но они все­гда ис­поль­зо­ва­ли их во­ен­ный опыт. Ведь ры­царь — это пре­ж­де все­го про­фес­сио­наль­ный во­ин. Но не про­сто во­ин. Ры­царь, рей­тер, ше­ва­лье и т.д. на всех язы­ках зна­чит всад­ник. Но не про­сто всад­ник, а всад­ник в шле­ме, пан­ци­ре, со щи­том, копь­ем и ме­чом. Всё это сна­ря­же­ние бы­ло весь­ма до­ро­гим: ещё в кон­це Х в., ко­гда рас­чёт вёл­ся не на день­ги, а на скот, ком­плект воо­ру­же­ния, то­гда ещё не столь обиль­но­го и слож­но­го, вме­сте с ко­нём сто­ил 45 ко­ров или 15 ко­бы­лиц. А это ве­ли­чи­на ста­да или та­бу­на це­лой де­рев­ни.

Но ма­ло взять в ру­ки ору­жие — им на­до уметь от­лич­но поль­зо­вать­ся. Для это­го не­об­хо­ди­мы бес­пре­стан­ные уто­ми­тель­ные тре­ни­ров­ки с са­мо­го юно­го воз­рас­та. Не­да­ром маль­чи­ков из ры­цар­ских се­мей с дет­ст­ва при­уча­ли но­сить дос­пе­хи — из­вест­ны пол­ные ком­плек­ты для 6—8-лет­них де­тей. Сле­до­ва­тель­но, тя­же­ло­воо­ру­жён­ный всад­ник дол­жен быть бо­га­тым че­ло­ве­ком, рас­по­ла­гаю­щим вре­ме­нем. Круп­ные вла­де­те­ли мог­ли со­дер­жать при дво­ре лишь очень не­боль­шое чис­ло та­ких вои­нов. А где взять ос­таль­ных? Ведь креп­кий кре­сть­я­нин, ес­ли и име­ет 45 ко­ров, то не от­даст их за гру­ду же­ле­за и кра­си­во­го, но не год­но­го для хо­зяй­ст­ва ко­ня. Вы­ход на­шёл­ся: ко­роль обя­зы­вал мел­ких зем­ле­вла­дель­цев ра­бо­тать оп­ре­де­лён­ное вре­мя на круп­но­го зем­ле­вла­дель­ца, снаб­жать его нуж­ным ко­ли­че­ст­вом про­дук­тов и ре­мес­лен­ных из­де­лий, а тот дол­жен был быть го­тов оп­ре­де­лён­ное ко­ли­че­ст­во дней в го­ду слу­жить ко­ро­лю в ка­че­ст­ве тя­же­ло­воо­ру­жён­но­го всад­ни­ка.

На по­доб­ных от­но­ше­ни­ях в Ев­ро­пе вы­строи­лась слож­ная фео­даль­ная сис­те­ма. И к XI—XII вв. тя­же­ло­воо­ру­жён­ные всад­ни­ки пре­вра­ти­лись в кас­ту ры­ца­рей. Дос­туп в это при­ви­ле­ги­ро­ван­ное со­сло­вие ста­но­вил­ся всё бо­лее труд­ным, ос­но­ван­ным уже на ро­до­ви­то­сти, ко­то­рая под­твер­жда­лась гра­мо­та­ми и гер­ба­ми. Ещё бы: ко­му хо­чет­ся тес­нить­ся и до­пус­кать к жир­но­му кус­ку по­сто­рон­них. А ку­сок был жир­ным, и чем даль­ше, тем боль­ше.

За клят­ву вер­но­сти сень­о­ру ры­царь по­лу­чал зем­лю с ра­бо­таю­щи­ми на не­го кре­сть­я­на­ми, пра­во су­да над ни­ми, пра­во сбо­ра и при­свое­ния на­ло­гов, пра­во охо­ты, пра­во пер­вой но­чи и т.д. Он мог ез­дить ко дво­рам вла­дык, раз­вле­кать­ся це­лы­ми дня­ми, про­пи­вать, про­иг­ры­вать в го­ро­дах день­ги, со­б­ран­ные с му­жи­ков. Обя­зан­но­сти его сво­ди­лись к то­му, что­бы во вре­мя во­ен­ных дей­ст­вий слу­жить на сво­их хар­чах сень­о­ру око­ло ме­ся­ца в го­ду, а обыч­но и то­го мень­ше. За «сверх­уроч­ную» служ­бу шло боль­шое жа­ло­ва­нье. Во­ен­ная до­бы­ча — тро­феи, вы­куп за плен­ных, са­ми плен­ные — то­же дос­та­ва­лась ры­ца­рю. Мож­но бы­ло во вне­слу­жеб­ное вре­мя и по­ра­бо­тать «на­ле­во» — на­нять­ся к по­сто­рон­не­му сень­о­ру или к го­род­ско­му ма­ги­ст­ра­ту. По­сте­пен­но ры­ца­ри ста­ли всё боль­ше и боль­ше ман­ки­ро­вать свои­ми обя­зан­но­стя­ми. Ино­гда по ус­ло­ви­ям лен­но­го до­го­во­ра ры­царь дол­жен был слу­жить то ко­ли­че­ст­во вре­ме­ни, на ко­то­рое у не­го хва­тит про­до­воль­ст­вия. И вот та­кой храб­рый муж яв­лял­ся с око­ро­ком, при­ла­гал все уси­лия, что­бы съесть его за три дня, и уез­жал в свой за­мок.

Ну а как ры­ца­ри вое­ва­ли? По-раз­но­му. Срав­ни­вать их с кем-то очень труд­но, так как они в Ев­ро­пе бы­ли в во­ен­ном от­но­ше­нии пре­дос­тав­ле­ны са­мим се­бе. Ра­зу­ме­ет­ся, в сра­же­ни­ях уча­ст­во­ва­ла и пе­хо­та — ка­ж­дый ры­царь при­во­дил с со­бой слуг, воо­ру­жён­ных копь­я­ми и то­по­ра­ми, да и круп­ные вла­де­те­ли на­ни­ма­ли боль­шие от­ря­ды луч­ни­ков и ар­ба­лет­чи­ков. Но до XIV в. ис­ход сра­же­ния все­гда оп­ре­де­ля­ли не­мно­гие гос­по­да-ры­ца­ри, мно­го­чис­лен­ные же слу­ги-пе­хо­тин­цы бы­ли для гос­под хоть и не­об­хо­ди­мым, но лишь под­спорь­ем. Ры­ца­ри их в рас­чёт во­об­ще не при­ни­ма­ли. Да и что мог­ла сде­лать тол­па не­обу­чен­ных кре­сть­ян про­тив за­ко­ван­но­го в дос­пе­хи про­фес­сио­наль­но­го бой­ца на мо­гу­чем ко­не? Ры­ца­ри пре­зи­ра­ли соб­ст­вен­ную же пе­хо­ту. Го­ря не­тер­пе­ни­ем сра­зить­ся с дос­той­ным про­тив­ни­ком, то есть ры­ца­рем же, они топ­та­ли ко­ня­ми ме­шаю­щих им сво­их же пе­ших вои­нов. С та­ким же рав­но­ду­ши­ем ры­ца­ри от­но­си­лись и к всад­ни­кам без дос­пе­хов, лишь с ме­ча­ми и лёг­ки­ми копь­я­ми. В од­ной из битв, ко­гда на груп­пу ры­ца­рей на­ле­тел от­ряд лёг­ких всад­ни­ков, они да­же не сдви­ну­лись с мес­та, а про­сто пе­ре­ко­ло­ли свои­ми длин­ны­ми копь­я­ми ло­ша­дей про­тив­ни­ка и толь­ко то­гда по­ска­ка­ли на дос­той­но­го вра­га — ры­ца­рей.

Вот тут-то и про­ис­хо­дил на­стоя­щий бой: два за­ко­ван­ных в же­ле­зо всад­ни­ка, за­кры­тых щи­та­ми, вы­ста­вив впе­рёд длин­ные ко­пья, сши­ба­лись с на­лё­та, и от страш­но­го та­ран­но­го уда­ра, уси­лен­но­го тя­же­стью дос­пе­хов и ве­сом ло­ша­ди в со­че­та­нии со ско­ро­стью дви­же­ния, враг с трес­нув­шим щи­том и рас­по­ро­той коль­чу­гой или про­сто ог­лу­шён­ный вы­ле­тал из сед­ла. Ес­ли же дос­пе­хи вы­дер­жи­ва­ли, а ко­пья ло­ма­лись, на­чи­на­лась руб­ка на ме­чах. Это бы­ло от­нюдь не изящ­ное фех­то­ва­ние: уда­ры бы­ли ред­ки­ми, но страш­ны­ми. Об их си­ле го­во­рят ос­тан­ки вои­нов, по­гиб­ших в сра­же­ни­ях сред­не­ве­ко­вья, — раз­руб­лен­ные че­ре­па, пе­ре­руб­лен­ные бер­цо­вые кос­ти. Вот ра­ди та­ко­го боя и жи­ли ры­ца­ри. В та­кой бой они ки­да­лись очер­тя го­ло­ву, за­быв об ос­то­рож­но­сти, об эле­мен­тар­ном строе, на­ру­шая при­ка­зы ко­ман­дую­щих. Хо­тя ка­кие там при­ка­зы — ры­ца­рям лишь пред­ла­га­ли дер­жать строй, их про­си­ли.

При ма­лей­шем при­зна­ке по­бе­ды ры­царь ки­дал­ся гра­бить ла­герь вра­га, за­бы­вая обо всём, — и ра­ди это­го то­же жи­ли ры­ца­ри. Не­да­ром не­ко­то­рые ко­ро­ли, за­пре­щая бой­цам ло­мать бое­вой по­ря­док при на­сту­п­ле­нии и ход бит­вы из-за гра­бе­жа, строи­ли пе­ред бо­ем ви­се­ли­цы для не­сдер­жан­ных вас­са­лов. Бой мог быть до­воль­но дол­гим. Ведь он рас­па­дал­ся обыч­но на не­скон­чае­мое ко­ли­че­ст­во по­един­ков, ко­гда про­тив­ни­ки го­ня­лись друг за дру­гом.

Ры­цар­ская честь по­ни­ма­лась весь­ма свое­об­раз­но. Ус­тав там­плие­ров раз­ре­шал ры­ца­рю на­па­дать на про­тив­ни­ка спе­ре­ди и сза­ди, спра­ва и сле­ва, вез­де, где мож­но на­нес­ти ему урон. Но ес­ли про­тив­ни­ку уда­ва­лось за­ста­вить от­сту­пить хоть не­сколь­ких ры­ца­рей, их со­рат­ни­ки, за­ме­тив это, как пра­ви­ло, уда­ря­лись в па­ни­че­ское бег­ст­во, ко­то­рое не в си­лах был ос­та­но­вить ни один пол­ко­во­дец (как, впро­чем, и управ­лять бо­ем по­сле на­ча­ла ата­ки). Сколь­ко ко­ро­лей ли­ши­лись по­бе­ды толь­ко по­то­му, что преж­де­вре­мен­но те­ря­ли го­ло­ву от стра­ха!

Ни­ка­кой во­ин­ской дис­ци­п­ли­ны у ры­ца­рей не бы­ло и быть не мог­ло. Ибо ры­царь — ин­ди­ви­ду­аль­ный бо­ец, при­ви­ле­ги­ро­ван­ный во­ин с бо­лез­нен­но ост­рым чув­ст­вом соб­ст­вен­но­го дос­то­ин­ст­ва. Он про­фес­сио­нал от ро­ж­де­ния и в во­ен­ном де­ле ра­вен лю­бо­му из сво­его со­сло­вия вплоть до ко­ро­ля. В бою он за­ви­сит толь­ко сам от се­бя и вы­де­лить­ся, быть пер­вым мо­жет, толь­ко по­ка­зав свою храб­рость, доб­рот­ность сво­их дос­пе­хов и рез­вость ко­ня. И он по­ка­зы­вал это все­ми си­ла­ми. Да кто же тут мог что-то ему ука­зать, при­ка­зать? Ры­царь сам зна­ет всё, и лю­бой при­каз для не­го — урон чес­ти. Та­кое са­мо­соз­на­ние ры­ца­ря бы­ло хо­ро­шо из­вест­но пол­ко­вод­цам, го­су­дар­ст­вен­ным дея­те­лям — свет­ским и цер­ков­ным. Ви­дя, что не­со­кру­ши­мые всад­ни­ки тер­пят по­ра­же­ния из-за сво­ей го­ряч­но­сти и свое­во­лия, вы­ле­тая в ата­ку раз­роз­нен­ны­ми груп­па­ми, и зная, что тя­жё­лая кон­ни­ца не­по­бе­ди­ма, ко­гда на­ва­ли­ва­ет­ся всей мас­сой, го­су­дар­ст­вен­ная и цер­ков­ная ад­ми­ни­ст­ра­ции при­ни­ма­ли ме­ры, что­бы на­вес­ти хоть ка­кой-то по­ря­док. Ведь к то­му же ры­ца­рей бы­ло ма­ло. На­при­мер, во всей Анг­лии в 70-х гг. XIII в. на­счи­ты­ва­лось 2750 ры­ца­рей. В бо­ях уча­ст­во­ва­ло обыч­но не­сколь­ко де­сят­ков ры­ца­рей, и лишь в боль­ших сра­же­ни­ях они ис­чис­ля­лись сот­ня­ми, ред­ко пе­ре­ва­ли­вая за ты­ся­чу. По­нят­но, что это ми­зер­ное ко­ли­че­ст­во пол­но­цен­ных бой­цов нель­зя бы­ло рас­тра­чи­вать, рас­пы­лять по ме­ло­чам. И то­гда с кон­ца XI в., во вре­мя кре­сто­вых по­хо­дов, ста­ли воз­ни­кать ду­хов­но-ры­цар­ские ор­де­на со стро­ги­ми ус­та­ва­ми, рег­ла­мен­ти­рую­щи­ми бое­вые дей­ст­вия.

Но са­мый креп­кий по­ря­док был, ра­зу­ме­ет­ся, в бан­дах от­ря­дах ры­ца­рей-на­ём­ни­ков, рас­пло­див­ших­ся в XII—XIV вв., пред­ла­гав­ших свои ус­лу­ги ко­му угод­но и гра­бив­ших всех под­ряд в мир­ное вре­мя. Имен­но для борь­бы с эти­ми бан­да­ми и бы­ли соз­да­ны в XIV в. фран­цуз­ски­ми ко­ро­ля­ми впер­вые в сред­не­ве­ко­вой Ев­ро­пе ре­гу­ляр­ные ар­мии — ма­лень­кие, со­сто­яв­шие из раз­ных ро­дов войск, где вои­ны слу­жи­ли за пла­ту по­сто­ян­но. На­до ска­зать, что вся стро­гость ры­цар­ских во­ин­ских рас­по­ряд­ков ис­ся­ка­ла в тех раз­де­лах, ко­то­рые трак­то­ва­ли бое­вые дей­ст­вия. То есть стро­гость бы­ла, но тре­бо­ва­ния бы­ли са­мы­ми об­щи­ми: не по­ки­дать и не ло­мать строй, обо­ро­нять­ся при не­уда­че, а не сра­зу бе­жать. Не на­чи­нать до по­бе­ды гра­бить ла­герь про­тив­ни­ка. Итак, как же вое­ва­ла ры­цар­ская кон­ни­ца? Что­бы со­хра­нить строй к ре­шаю­ще­му мо­мен­ту схват­ки, она под­хо­ди­ла к про­тив­ни­ку ша­гом, бы­ла «по­кой­на и не­воз­му­ти­ма, подъ­ез­жа­ла не то­ро­пясь, как ес­ли бы кто-ни­будь ехал вер­хом, по­са­див­ши впе­ре­ди се­бя на сед­ло не­вес­ту», как пи­сал один сред­не­ве­ко­вый ав­тор. И толь­ко подъ­е­хав к вра­гу со­всем близ­ко, ры­ца­ри бро­са­ли ко­ней в бо­лее бы­ст­рый ал­люр. Мед­лен­ное сбли­же­ние име­ло ещё и тот смысл, что эко­но­ми­ло си­лы ло­ша­ди для ре­шаю­ще­го бро­ска и схват­ки. По­жа­луй, са­мым удоб­ным по­строе­ни­ем был из­дав­на при­ду­ман­ный для тя­жё­лой кон­ни­цы «клин», «ка­ба­нья го­ло­ва», или «сви­нья», как на­зы­ва­ли его рус­ские дру­жин­ни­ки, лю­бив­шие, кста­ти, это по­строе­ние ни­чуть не мень­ше сво­их за­пад­ных «кол­лег».

«Ка­ба­нья го­ло­ва» име­ла вид ко­лон­ны, слег­ка су­жен­ной спе­ре­ди. Дав­но из­вест­но, что кон­ни­цу во­дить в ко­лон­нах очень вы­год­но, так как в этом слу­чае луч­ше все­го со­хра­ня­ет­ся си­ла её мас­си­ро­ван­но­го, та­ран­но­го уда­ра. Это не столь­ко бое­вое, сколь­ко по­ход­ное по­строе­ние — ко­гда «клин» вре­за­ет­ся в ря­ды про­тив­ни­ка, вои­ны, еду­щие в зад­них ря­дах, не­мед­лен­но «раз­ли­ва­ют­ся» в сто­ро­ны, что­бы ка­ж­дый всад­ник не топ­тал пе­ред­них, но в пол­ную ме­ру про­явил свои бое­вые ка­че­ст­ва, рав­но как и ка­че­ст­ва ко­ня и ору­жия. У «кли­на» бы­ло и ещё од­но пре­иму­ще­ст­во: фронт по­строе­ния был узок.

Де­ло в том, что ры­ца­ри очень лю­би­ли сра­жать­ся, но со­всем не хо­те­ли уми­рать — ни за сень­о­ра, ни за свя­тую цер­ковь. Они долж­ны бы­ли и хо­те­ли толь­ко по­бе­ж­дать. Это­му, соб­ст­вен­но, и слу­жи­ли их дос­пе­хи. Это­му слу­жил и «клин». Ведь ко­гда от­ряд ры­ца­рей мед­лен­но, шаг за ша­гом, при­бли­жал­ся к вра­гу, он ста­но­вил­ся ве­ли­ко­леп­ной ми­ше­нью для луч­ни­ков про­тив­ни­ка. Хо­ро­шо, ес­ли у то­го нет мет­ких луч­ни­ков. А ес­ли есть? Ес­ли у них вдо­ба­вок от­лич­ные даль­но­бой­ные, мощ­ные лу­ки? Мон­го­лы при Лиг­ни­це и анг­ли­ча­не при Крес­си и Пу­а­тье имен­но из лу­ков бу­к­валь­но рас­стре­ля­ли пре­крас­но за­щи­щён­ных дос­пе­ха­ми ры­ца­рей. А при по­строе­нии «кли­ном» пе­ред вра­же­ски­ми стрел­ка­ми ока­зы­ва­лось толь­ко не­сколь­ко всад­ни­ков в са­мом на­дёж­ном за­щит­ном сна­ря­же­нии.

Да, ры­ца­ри уми­ра­ли весь­ма не­охот­но. Они пред­по­чи­та­ли бе­жать или сда­вать­ся в плен в слу­чае не­уда­чи. В ев­ро­пей­ских вой­нах гиб­ло их очень ма­ло — еди­ни­цы, и лишь в круп­ней­ших бит­вах, ре­шав­ших судь­бы стран, — не­сколь­ко со­тен.

И де­ло тут не толь­ко в дос­пе­хах. Ры­ца­ри к XIII в. ощу­ти­ли се­бя не­ким все­мир­ным ор­де­ном, кас­той, для ко­то­рой не важ­ны ни­ка­кие тер­ри­то­ри­аль­ные гра­ни­цы, ни­ка­кое под­дан­ст­во. Ведь гра­ни­цы всё вре­мя ме­ня­лись, об­лас­ти пе­ре­хо­ди­ли от од­но­го ко­ро­ля к дру­го­му, а ры­ца­ри си­де­ли в тех же зам­ках, изъ­яс­ня­лись на фран­цуз­ском язы­ке и все, как один, счи­та­лись слу­га­ми свя­той ка­то­ли­че­ской церк­ви. И уби­вать со­бра­та, кто бы и от­ку­да бы он ни был, ста­но­ви­лось не­при­лич­ным. Вот одо­леть его — сбить с ко­ня, взять в плен и, глав­ное, по­лу­чить вы­куп — это по­бе­да. А что поль­зы от тру­па? Вой­ны пре­вра­ща­лись в мас­со­вые тур­ни­ры. Но не пре­вра­ти­лись.

Не по­зво­ли­ли «гру­бые му­жи­ки» — кре­сть­я­не и го­ро­жа­не, вое­вав­шие в пе­хо­те. Им-то ры­ца­ри по­ща­ды не да­ва­ли. Но уж и они в дол­гу не ос­та­ва­лись — плен­ных не бра­ли. А ко­гда в XIV в. сфор­ми­ро­ва­лась бое­спо­соб­ная пе­хо­та, сра­жаю­щая­ся в плот­ном строю, не боя­щая­ся кон­ных атак и с длин­ны­ми але­бар­да­ми са­ма бро­саю­щая­ся в бой, ры­ца­ри об­ра­ща­лись в бег­ст­во при од­ном ви­де швей­цар­ских «ба­та­лий» и гу­сит­ских по­во­зок, с ужа­сом и воз­му­ще­ни­ем рас­ска­зы­вая о не­при­выч­ных кро­ва­вых по­бои­щах: ведь у швей­цар­цев, на­при­мер, под стра­хом смер­ти за­пре­ща­лось брать плен­ных. И ко­гда ры­ца­ри то­же ста­ли всё ча­ще при­ме­нять глу­бо­кие плот­ные по­строе­ния, так что от­ряд пре­вра­щал­ся в же­лез­но­го ди­ко­бра­за, их сно­ва сме­ла — те­перь уже на­все­гда — пе­хо­та, воо­ру­жён­ная ог­не­стрель­ным ору­жи­ем.

 

Ры­цар­ские тур­ни­ры.

Про­ис­хо­ж­де­ние ры­цар­ских тур­ни­ров.

Во­ен­ные иг­ры, по­жа­луй, бы­ли вез­де и все­гда. Од­на­ко ры­цар­ские тур­ни­ры – не со­всем то же са­мое. Они по­яв­ля­ют­ся око­ло 1125 го­да ме­ж­ду Луа­рой и Шель­дой как но­вое со­ци­аль­ное яв­ле­ние сво­его вре­ме­ни, бы­ст­ро во­вле­каю­щее в свою ор­би­ту ты­ся­чи лю­дей. Уже в 1179-м тур­нир в Ла­ньи, уст­ро­ен­ный по слу­чаю ко­ро­на­ции Фи­лип­па Ав­гу­ста, со­би­ра­ет че­тыр­на­дцать гер­цо­гов и гра­фов. За воз­ник­но­ве­ни­ем и мо­мен­таль­ным рас­про­стра­не­ни­ем тур­ни­ров вста­ют на­сущ­ные со­ци­аль­ные про­бле­мы ве­ка и сре­ды.

Ос­нов­ная мас­са тур­нир­ных бой­цов – ры­цар­ская «мо­ло­дежь». На язы­ке эпо­хи так на­зы­ва­ют хо­ло­стых, не об­за­вед­ших­ся сво­им до­мом муж­чин. Сред­не­ве­ко­вый прин­цип май­о­ра­та (стар­шин­ст­ва) от­да­вал льви­ную до­лю ро­до­во­го на­след­ст­ва стар­ше­му сы­ну. Млад­шим брать­ям ос­та­ва­лось по­за­бо­тить­ся о се­бе са­мо­стоя­тель­но. Меч­таю­щие о со­ци­аль­ном воз­вы­ше­нии, они об­ре­че­ны на бро­дя­чую жизнь в по­ис­ках сла­вы и до­бы­чи, при­об­ре­тае­мых на вой­не, а еще боль­ше – на тур­ни­рах.

Ес­ли «мо­ло­дежь» пред­ста­ет наи­бо­лее аг­рес­сив­ным и ма­ло­управ­ляе­мым со­ци­аль­ным эле­мен­том сво­его вре­ме­ни, то тур­ни­ры, пе­ре­во­дя­щую во­ен­ную аг­рес­сию про­зя­баю­щих без на­стоя­ще­го де­ла ры­ца­рей в иг­ро­вые фор­мы, воз­ни­ка­ют в ро­ли ин­ст­ру­мен­та от­но­си­тель­но уми­ро­тво­ре­ния «мо­ло­де­жи». Не слу­чай­но тур­ни­ры раз­ви­лись в тех зем­лях, где кня­же­ская уз­да сде­ла­лась к 12 ве­ку наи­бо­лее ощу­ти­мой. По со­об­ще­нию Галь­бер­та из Брюг­ге, флан­д­рий­ский граф Карл До­б­рый в 20-е го­ды 12 ве­ка, а по Гис­ле­бер­ту Монс­ско­му, юный граф Эно Бо­ду­эн пя­тый в 70-х го­дах, пре­се­каю­щие ча­ст­ные вой­ны с не­слы­хан­ной твер­до­стью, лич­но ве­дут на тур­ни­ры знать сво­их ре­гио­нов.

По чис­лу уча­ст­ни­ков, ха­рак­те­ру и про­стран­ст­ву схват­ки тур­ни­ры это­го вре­ме­ни ско­рее на­по­ми­на­ют не­шу­точ­ные бит­вы. Тур­нир­ное по­ле ли­ше­но точ­ных гра­ниц. Барь­е­ры от­де­ля­ют лишь мес­та, где мож­но пе­ре­вес­ти дух и под­кре­пить си­лы. Пе­ре­се­чен­ная ме­ст­ность с ес­те­ст­вен­ны­ми пре­гра­да­ми и ук­ры­тия­ми под­хо­дит для уст­рой­ст­ва за­сад и ло­ву­шек – на­ли­чие зри­те­лей по­ка яв­но не пре­ду­смат­ри­ва­ет­ся.

Как на вой­не глав­ны­ми дей­ст­вую­щи­ми ли­ца­ми вы­сту­па­ют ры­ца­ри. По­доб­но на­стоя­щим сра­же­ни­ям, тур­ни­ры – вре­мя, ме­сто и фор­ма столк­но­ве­ния зна­ти раз­ных об­лас­тей. Во гла­ве со сво­им кня­зем или без не­го груп­пи­ру­ют­ся за­тем в две ко­ман­ды, си­лы ко­то­рых не обя­за­тель­но рав­ны; у ка­ж­дой – свой каф­тан, об­щие цве­та и во­ин­ский клич. «Нор­манд­цы» обыч­но объ­е­ди­ня­ют­ся с «анг­ли­ча­на­ми» про­тив «фран­цу­зов», ес­те­ст­вен­ны­ми со­юз­ни­ка­ми ко­то­рых яв­ля­ют­ся ры­ца­ри Шам­па­ни и Бур­гун­дии.

Ры­ца­ри сра­жа­ют­ся в кон­ном строю от­ря­дов по 10-30 че­ло­век, плот­ном на­столь­ко, что­бы «под­бро­шен­ная пер­чат­ка не смог­ла упасть на зем­лю». В этом за­лог не­уяз­ви­мо­сти для про­тив­ни­ка. Не­об­хо­ди­мо­стью бла­го­ра­зум­но со­хра­нять спа­си­тель­ный строй го­то­вы пре­неб­речь те, кто жа­ж­дет сла­вы и до­бы­чи. Са­ма за­да­ча за­клю­ча­ет­ся в том, что­бы рас­се­ять вра­же­ский от­ряд, по­сле че­го на­чи­на­ет­ся на­стоя­щая охо­та за бо­га­то эки­пи­ро­ван­ны­ми про­тив­ни­ка­ми. Ра­ди это­го мно­гие и при­ез­жа­ют на тур­ни­ры. По­бе­ди­тель за­вла­де­ва­ет ло­ша­дью и воо­ру­же­ни­ем сво­его плен­ни­ка, ко­то­ро­го от­пус­ка­ют на сво­бо­ду под за­лог или по­ру­чи­тель­ст­во вы­ку­па.

Сра­же­ний по­доб­но­го мас­шта­ба не бы­ло за­тем во Фран­ции це­лое сто­ле­тие, вплоть до Бу­ви­на(1214-й). Иное де­ло – тур­ни­ры. Ес­ли ве­рить по­ве­ст­во­ва­нию об Уиль­я­ме Мар­ша­ле, про­слав­лен­ном тур­нир­ном бой­це кон­ца 12 ве­ка, пле­нив­шем пять­сот ры­ца­рей, тур­ни­ры про­хо­дят в этот пе­ри­од ед­ва ли не ка­ж­дые две не­де­ли и в от­ли­чие от вой­ны не пре­кра­ща­ют­ся да­же зи­мой. Тур­ни­ры – и страсть, и не­об­хо­ди­мое во­ен­ное уп­раж­не­ние. Сре­ди об­стоя­тельств воз­ник­но­ве­ния тур­ни­ров – но­вая, труд­ная прак­ти­ка фех­то­ва­ния на копь­ях, тре­бую­щая от ры­ца­ря уме­ния управ­лять ко­нем, от­пус­тив по­во­дья; сло­во «тур­нир» про­ис­хо­дит от гла­го­ла со зна­че­ни­ем «по­во­ра­чи­вать ко­ня».

Са­ма вой­на яв­ля­ет­ся для ры­цар­ст­ва и раз­вле­че­ни­ем, и до­ход­ным про­мыс­лом и вос­при­ни­ма­ет­ся пря­мым и че­ст­ным столк­но­ве­ни­ем по­став­лен­ных в рав­ные ус­ло­вия про­тив­ни­ков в со­от­вет­ст­вии с пре­дус­та­нов­лен­ны­ми пра­ви­ла­ми: тур­ни­ры без тру­да впи­сы­ва­ют­ся в этот строй пред­став­ле­ний о во­ен­ной ак­тив­но­сти и впо­след­ст­вии са­ми влия­ют на об­раз вой­ны и сра­же­ния.

На круп­ней­шие тур­ни­ры схо­дят­ся ты­ся­чи ры­ца­рей, не счи­тая их ору­же­нос­цев, пе­ших вои­нов (роль и чис­лен­ность ко­то­рых еще не оп­ре­де­ле­ны и не ог­ра­ни­че­ны, как впо­след­ст­вии), слуг и тол­пы тор­гов­цев, заи­мо­дав­цев, куз­не­цов, ба­рыш­ни­ков, про­даж­ных де­вок, при­хле­ба­те­лей, «всех тех, кто за­ра­ба­ты­ва­ет или кра­дет день­ги». «Яр­мар­ки» - это на­зва­ние при­хо­дит на ум со­вре­мен­ни­кам до то­го, как тур­ни­ры ста­ли име­но­вать­ся тур­ни­ра­ми. Тур­ни­ры воз­ни­ка­ют как но­вая фор­ма мно­го­пла­но­во­го, эко­но­ми­че­ско­го и куль­тур­но­го об­ме­на.

Пе­ред ли­цом не ве­даю­щих бла­го­род­ст­ва куп­цов, под рев­ни­вы­ми взо­ра­ми сво­их то­ва­ри­щей ры­ца­ри вы­ну­ж­де­ны де­мон­ст­ри­ро­вать жад­ность осо­бен­но­го ро­да: су­ля­щая бо­га­тую по­жи­ву во­ен­ная доб­лесть ни­че­го не сто­ит без щед­ро­сти; ры­ца­рю при­ста­ло ис­кать сла­вы, вос­хи­щен­но­го изум­ле­ния и при­зна­тель­но­сти ок­ру­жаю­щих, и бо­гат­ст­во ему жиз­нен­но не­об­хо­ди­мо за­тем, что­бы его рас­то­чать. Тур­ни­ры не про­сто от­ра­жа­ют ры­цар­ское са­мо­соз­на­ние, но и ак­тив­но его фор­ми­ру­ют и спо­соб­ст­ву­ют рас­про­стра­не­нию, пред­ста­ют шко­лой ры­цар­ст­ва в мо­мент, ко­гда в его ря­ды ин­тег­ри­ру­ют­ся еще мно­го но­вых лю­дей. Со­би­рая знать из глу­ши за­хо­лу­стий, они не слу­жат про­из­вод­ст­ву со­ци­аль­ных свя­зей, ре­гио­наль­но­му и кор­по­ра­тив­но­му еди­не­нию ры­цар­ст­ва.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных