Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Религиозная философия




В противовес философии декабристов, другим направлениям философии, которые не соглашались с официальной идеологией, возникла ортодоксально-монархическая философия с ее главным лозунгом «Православие, самодержавие, народность». Важную роль в этой философии играло религиозное направление, видными представителями которого были Н. В. Федоров, К. Н. Леонтьев.

Н. В. Федоров (1828-1903) избрал основными темами своей философии:

- единство мира

- проблему жизни и смерти

- проблему морали и правильного (морального) образа жизни.

Философия Федорова призывает всех к отказу от вражды, грубости, конфликтов между людьми и к признанию необходимости жить «с каждым и для каждого», считал эгоизм и альтруизм недопустимыми.

К. Н. Леонтьев (1831-1891) критиковал негативные явления русской жизни, центром этой критики был развивающийся капитализм – «царство хамства и подлости», путь к вырождению народа, гибели России. Путь спасения – отказ от капитализма, изоляция от Западной Европы, строгое сословное деление (желание Бога), жесткая деспотическая власть, которая ради сохранения государства может применять насилие, несправедливость, рабство.

Представителями философского религиозного направления были также известные русские писатели – Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой, оставившие кроме литературного, большое философское наследие.

Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) видел будущее России не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую «национальную почву» - обычаи, традиции. Ключевую роль в судьбе государства и каждого человека должна играть религия, которая дает человеку духовность, она есть «панцирь», оберегающий от грехов и зла. Все творчество Достоевского буквально пронизано проблемой человека, он выделяет два варианта жизненного пути, по которому может идти человек:

· путь человекобожества (путь абсолютной свободы, отрицания любых авторитетов, в том числе и Бога, ощущения безграничных личных возможностей)

· путь богочеловека (путь следования Богу, стремления к нему в своих поступках). Достоевский считал его наиболее верным, праведным и спасительным для человека.

Лев Николаевич Толстой (1828-1910) создал особую религиозно-философскую доктрину – толстовство. Суть которого в следующем:

· многие религиозные догмы должны быть отброшены

· Бог, религия – это добро, любовь, разум и совесть в душе и сердце

· смысл жизни – самосовершенствование

· главное зло на Земле – смерть и насилие

· насилие не может быть способом решения проблем

· в основе поведения человека должно быть непротивление злу насилием

· государство – отживший институт, его надо подорвать, игнорировать и уничтожить.

За свои взгляды Толстой был подвергнут анафеме (проклятию) и отлучен от Церкви.

Представителями революционно-демократического направления русской философии XIX в. были Чернышевский Н. Г., народники Н. К. Михайловский, М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев, анархист П. Кропоткин, марксист Г. В. Плеханов. Общая черта этих направлений – социально-политическая направленность. Они все отвергали существующий строй, но будущее видели по-разному.

Чернышевский Н. Г. видел выход из кризиса раннего капитализма в «возвращении к земле» - к аграрности России, личной свободе и общинном укладе жизни.

Народники мечтали о переходе к социализму, минуя капитализм, опираясь на самобытность русского народа, для свержения существующего строя эффективным считали террор.

Анархисты выступали против государства как общественного института, которое, по их мнению, является источником всех бед, механизмом подавления свободы.

Марксисты видели будущее России в соответствии с учением Маркса и Энгельса социалистическим, с преобладающей государственной собственностью.

Завершает философскую традицию XIX в. либеральное направление, наиболее ярким представителем которого стал русский философ Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900). Основные идеи его философии:

- идея всеединства – объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной)

- идея нравственности как главного содержания жизни человека, низший уровень нравственности – право, высший – любовь)

- идея прогресса – как всеобщей связи поколений

- идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых (телесно-духовное), как главная цель стремлений человечества

- идея Бога как выражение добра

- идея «богочеловека» - путь личности следования Богу, добру, нравственности

- идея Софии – всеобщей Божьей мудрости

- русская идея (состоящая из трех идей): «Святая Русь» (Москва – Третий Рим), «Великая Русь» (реформы Петра I) и «Свободная Русь» (дух декабристов и Пушкина).

Основными направлениями русской философии конца XIX-начала XX в. были:

- философия «золотого века» (религиозная философия, космизм)

- естественнонаучная философия

- советская философия

- философия русского зарубежья.

Вторая половина XIX в. – 10-е гг. XX в. – расцвет, «золотой век» русской философии. В этот период окончательно оформляется оригинальная национальная философия, ядром которой является русская религиозная философия выдающихся представителей В. Соловьева, Н. Бердяева, С. Булгакова, Н. Лосского, Л. Шестова, Н. Федорова и др.

Видными представителями религиозного направления того периода были С. Н. Булгаков, братья Трубецкие, П. А. Флоренский, С. Л. Франк и др.

С. Н. Булгаков (1871-1944) выдвинул идею объединения всех христианских церквей в единую христианскую «экуменическую» Церковь.

П. А. Флоренский (1882-1937 или 1943?), священник и философ, погиб на Соловках в заключении. Рассматривал мир как единое взаимосвязанное целое. Выдвинул идею, что в будущем в связи с новейшими техническими открытиями будет найдено новое понимание взаимоотношений материи и духа, относительность, непостоянство времени и пространства (предвосхитив открытия Эйнштейна и др.). Творчество его многогранно, затрагивает все сферы философии.

Космизм – оригинальное, глубокое, перспективное направление в философии, которое рассматривало космос, окружающую природу, человека как единое целое. Объединяло множество философов, поэтов, художников, музыкантов, ученых. Наиболее яркими представителями были Н. Ф. Федоров (родоначальник русского космизма), Н. В. Бугаев, В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, Н. А. Бердяев, А. Л. Чижевский и др. Главные идеи космизма:

- тесная связь человека и космоса и их влияние друг на друга

- постоянная восходящая эволюция, в которой человек не расценивается как вершина развития жизни и разума

- космическая природа человека и наличие в нем скрытых духовных сил

- бессмертие духовной сущности человека

- выход человека в космос и его разумное преображение.

Особое место в этом течении, да и вообще в мировой философии, занимает учение о космической эволюции человека – Живая Этика (Агни-Йога), созданное в первой половине XX в. Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем Рерихами под руководством Духовных учителей (Махатм). Ученики Махатм расценивали Живую Этику в качестве «Новейшего Завета» или «духовного Откровения» будущей Шестой расы. Последователи этого учения считали йогу практическим духовным совершенствованием человека, которое преображает человека в высшее космическое существо, которое получит связь с Космическим Сознанием, беспредельные познания и власть над силами природы. Особая роль в развитии духовной культуры мира отводилась России, которую последователи учения считают «сердцем мира», именно Россия даст основу духовной цивилизации – Шестой расы.

Среди множества религиозно-идеалистических учений первой половины XX в., представителей философии русского зарубежья, выделялись:

- экзистенциальный персонализм Н. А. Бердяева

- интуитивизм Н. О. Лосского

- иррационализм Л. И. Шестова

- публицистические заметки И. Ильина.

Н. А. Бердяев (1874-1948) – самая масштабная фигура русской религиозной философии после Вл. Соловьева, считают исследователи. Его философия многоаспектна:

- он утверждал высшей ценностью в мире свободу

- свобода, «соборность» (единство духа и воли) составляют основу существования человека

- свобода человека подвергается угрозе извне, которую несут государство и общество, задача человека – не дать ассимилировать себя, сохранить индивидуальность

- ключевую роль в жизни человека играет религия

- Бог должен быть нравственным символом, примером для человека, Бог и человек должны быть «на равных», Бог не должен быть в роли господина, а человек – в роли его раба

- историческая миссия России – построить «Царство Божие» на земле, основанное на любви и милосердии

- философия Бердяева имеет эсхатологическую направленность (обосновывает «конец света» в будущем).

20-е гг. – 80-е гг. XX в. – период советской философии, основой которой является марксистско-ленинская философия, признанная в СССР единственно верной философской системой. Государство поставило философскую мысль под строгий контроль, инакомыслие пресекалось в зародыше, философия стала средством обоснования социалистической идеологии. Тем не менее, начиная с 1960-х гг. идеологический пресс начинает постепенно ослабевать. В рамках советской философии появляются социологические, логические, этические и эстетические направления исследования. Среди философов этого периода особо выделяются Н. Бухарин, А. Луначарский, А. Лосев, М. Бахтин (проблемы гносеологии), М. Мамардашвили, Л. Гумилев (история), А. Зиновьев (социальная философия).

Говоря о современной русской философии, следует отметить ее две основополагающие черты:

- сильное влияние советской традиции (например, материализм, формационный подход к истории)

- обновление, объединение ее различных направлений (советской, зарубежной и др.), освобождение от догм, приближение к проблемам мировой философии.

Обобщим.

Русская философия, являясь составной частью мировой философии, имеет вместе с последней общие вопросы и проблемы исследования (метафизика, онтология, гносеология, социальная философия и т. д.), общий категориальный аппарат. Вместе с тем, русской философии присущ и ряд характерных особенностей. Это религиозная философия, где в центре внимания стоят вопросы духовно-ценностной ориентации человека, проблемы философской и религиозной антропологии. К отличительным особенностям, характеризующим проблематику русской философии, можно отнести концепцию мирового всеединства, русского космизма, русскую религиозную этику, русскую герменевтику, идею соборности, поиск правды и т. п. Основной вопрос русской философии - это вопрос об истине - смысле бытия человека, его космического и земного назначения. Решается этот вопрос в духовно-религиозной теории истины.

Формирование русской философии было обусловлено двумя традициями: славянской мифологической и греко-византийской религиозно-философской. После появления идеи Филофея происходит дальнейшее обоснование особого предназначения православной Руси для развития мировой цивилизации. Таким образом, русская философия на протяжении XVI-XIX вв. развивалась в противоборстве двух тенденций. Первая акцентировала на самобытности русской мысли и связывала эту самобытность с неповторимым своеобразием русской духовной жизни. Вторая же тенденция стремилась вписать Россию в процесс развития европейской культуры и предложить ей следовать тем же историческим путем. Первую тенденцию представляли славянофилы, а вторую — западники. Идею западников поддерживали в XIX в. В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, А. И. Герцен.

Работы «западников», в большей мере, воспроизводят идеи; Чернышевский - Фейербаха. Белинский - Гегеля, Герцен - французских материалистов и т. д., выступали за усвоение российским обществом западных ценностей.

Славянофилов представляли И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, братья Аксаковы — русские философы, полагающие Россию самодостаточным социумом.

Советская философия имела ярко выраженный материалистический характер, развивалась в рамках марксистской философии. Развил марксистское учение Владимир Ильич Ленин. Яркий след в советской философии оставили также другие философы – И. Ильин (исследование философии Гегеля), А. Лосев (бытие в знаке, символе, имени), Б. Кедров (гл. ред. журнала «Вопросы философии»), Н. Моисеев (вопросы коэволюции, экологический императив), А. Панарин (анализ трансформационных процессов современной России) и др.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных