Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Нормативная и волевая регуляция.




Проблема моральной нормативности поведения и отношений в контексте особенностей развития профессионализма стала объектом специальных акмеологических исследований совсем недавно. На этом мы останавливались в первом разделе при обсуждении концепции развития профессионала. Моральная нормативность обычно представляется как результат действия социально-экономических и исторических условий и факторов, но при этом недооценивается роль субъективных факторов. В акмеологических исследованиях были определены ее личностные корреляты и детерминанты, которые влияют на продуктивное личностно-профессиональное развитие.

В соответствии с концепцией кумулятивно-факторных причин моральная нормативность формируется под влиянием преломления в субъективном пространстве жизненного пути человека, его окружения, условий и обстоятельств развития, но особенно велика ее роль в детские годы. На моральную нормативность влияют также социальные нормы, эмоциональные переживания, рациональное осмысление ситуаций и событий. Связь моральной нормативности и интеллекта неоднозначна: высокой моральной нормативностью обладают настоящие профессионалы с высоким уровнем интеллекта (проявление личностных принципов) и лица с инертностью и ригидностью мыслительных процессов (в силу этих обстоятельств они сильно зависимы от группы и поэтому последовательно придерживаются групповых моральных норм).

Данный тип нормативности выше тогда, когда он является действенным фактором успешной адаптации и социализации. Установлено, что лица с высокими показателями моральной нормативности отличаются «силой личности» (высокие показатели Эго), эмоциональной устойчивости. У таких людей нервная система более инертна, они менее чувствительны, но более опосредованы в своих эмоциональных проявлениях. Также известно, что конфликтность личности негативно сказывается на уровне ее моральной нормативности.

Все это позволяет определить новые пути повышения моральной нормативности, прежде всего за счет психологической коррекции личности. Повышение моральной нормативности в профессиональной деятельности, безусловно, позитивно скажется на ее результативности, характере межличностного взаимодействия и морально-психологическом климате.

Весьма ценными для прикладной акмеологии являются исследования роли волевой регуляции в процессе личностно профессионального развития. Роль волевого фактора, несомненно, очень велика, однако конструктивных работ в этой области акмеологии мало. В исследованиях, посвященных развитию волевой сферы государственных служащих \ было показано, что волю следует рассматривать как интегральную характеристику, влияющую на эффективность самоконтроля и саморегуляции.

Волевые качества способствуют развитию таких личностно-профессиональных качеств, как инициативность, целеустремленность, способность к риску, автономность и самостоятельность определяют субъективные волевые возможности личности. Волевая регуляция поведения и деятельности тесно связана с уровнем развития аутопсихологической компетентности, что положительно сказывается на эффективности профессиональной деятельности. На разных этапах развития профессионализма роль волевой регуляции неоднозначна: если вначале она очень велика, то по мере развития личностно-профессиональных качеств, навыков, умений и эффективных алгоритмов деятельности, повышения нормативности поведения и отношений ее роль уменьшается.

Важным компонентом волевой регуляции и психологической характеристикой деятельности является самоконтроль. Самоконтроль в деятельности и поведении рассматривается как рефлексивно-регуляторная система обратных связей, влияющая на процессы личностного оценивания, сравнения, выбора эталонов, принятия решений о коррекции поведения и отношений.

В самом общем виде с системных позиций самоконтроль можно представить как свойство личности, имеющее трехкомпонентную структуру.

Первым компонентом являются эталоны уровня профессионализма, стандарты поведения, деятельности и отношений, социальные и корпоративные нормы.

Вторым компонентом являются контролируемые составляющие – основные личностно-профессиональные характеристики личности, деятельности, поведения и отношений.

Третий компонент – психологические механизмы сравнения, дающие информацию о имеющемся «рассогласовании» и побуждающие к его устранению.

Значимыми факторами запуска самоконтроля являются:

¦ мотивация;

¦ ответственность;

¦ самооценка;

¦ проявление «уверенности – неуверенности».

Личностными коррелятами высокого уровня самоконтроля являются:

¦ локус контроля;

¦ эмоциональная стабильность и низкий уровень психотизма;

¦ самоэффективность.

С ростом профессионализма роль самоконтроля повышается, личностные стандарты ужесточаются. У настоящих профессионалов самоконтроль отличается не только свойством постоянности, но и «автоматизированностью» – он осуществляется практически «автоматически», за пределами сознательного контроля и волевых усилий.

Приведенные примеры доказывают эффективность прикладных акмеологических исследований. Проведенный анализ некоторых результатов акмеологических исследований, направленных на поиск условий и факторов развития профессионала и профессионализма, свидетельствует об их перспективности и высокой результативности. Представленные данные имеют не только содержательный, но и иллюстративный характер, поэтому они могут служить своеобразным ориентиром для тех, кто решить работать в проблемном поле прикладной акмеологии

Контрольные вопросы к теме 8.

1. Дайте характеристику рефлексивной культуры как фактора развития профессионализма.

2. Какова роль раскрытия потенциала личности в становлении профессионала?

3. Расскажите о самооценке и ценностных ориентациях и их влиянии на личностно-профессиональное развитие.

4. Как используется индивидуальная ресурсность в развитии профессионализма?

5. Какова роль моральной нормативности и волевой регуляции в развитии профессионализма?

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных