Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 1. Состояние вопроса




ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение.............................................................................................. 3

 

Глава 1. Состояние вопроса........................................................ …..4

 

1.1 Разминка с позиций общетеоретического анализа спортивной

деятельности.................................................................................. …. 4

 

1.2 Анализ опыта проведения разминки в спортивных единоборствах.... ……………………………………………………………16

 

Глава 2. Задачи, методы, и организация исследования............... …23

 

Глава 3. Обсуждение результатов исследования.............................27

 

Выводы и практические рекомендации............................................. 32

 

Литература........................................................................................... 36

 

Приложение ………………………………………………………………….37


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. О значении разминки и её проведении на разных этапах подготовки, а также условий её организации говорится в работах многих авторов. Мнение почти всех специалистов сходится на том, что разминка необходима для видов спорта, как на тренировках, так и на соревнованиях; разминка необходима как с юными борцами, начинающими свой путь в спорте, так и со спортсменами средней и высшей категории. При этом различают общие и специальные разминки. Они также применяются на разных этапах подготовки. Поскольку на эту часть тренировки затрачивается, в целом, достаточно внушительное время (например, 20 минут х 6 тренировок в неделю х 4 недели в месяц х на 10 месяцев занятий, получается 4800 минут, что составляет 80 часов), нас, интересует, опыт использования данного времени в подготовке борцов.

Объект исследования - структура и содержание тренировки в рамках учебного - тренировочного процесса.

Предмет исследования: вводно-подготовительная часть тренировки (т.е. разминка), используемая в практике подготовки борцов различной квалификации.

Цель исследования - обобщить опыт подбора содержания и проведения разминок различного типа на этапах подготовки борцов различной квалификации.

Гипотеза. Предполагаем, что анализ различных типов и видов разминок поможет совершенствованию учебно-тренировочного процесса борцов различной квалификации.


Глава 1. Состояние вопроса

 

В научно-популярном журнале «Наука и жизнь» (2002, № 12 с.ЗЗ) опубликована маленькая заметка обозревателя «Нужна ли спортсменам разминка?», в которой говорится следующее: «Все твердят: чтобы не растянуть, не порвать мышцы нужно размяться. Австралийские исследователи (университет в Сиднее) не считают, что есть серьёзные научные подтверждения полезности разминки.

Они обнаружили, что наиболее часто включаемые в разминку упражнения: наклоны вперёд т.п. не предотвращают боли в мышцах после соревнований, не снижают риска травм. Почему так происходит? - не ясно. Проведённый ими эксперимент на 77 добровольцах: разминка перед несложными гимнастическими упражнениями и без неё не приносят ощутимой пользы, не способствуют предотвращению болевых ощущений и т.д...».

Можно не брать в расчёт выводы данного сообщения хотя бы потому, что те, кто занимался спортом - не мыслят начало выполнения основной работы без предварительной разминки. Однако, интересно: всегда - ли она должна быть в пределах 15-30 минут? Какова должна быть её интенсивность? Можно ли сразу (без разминки) решать главные задачи тренировки и в каких случаях? Как быть в условиях дефицита времени для разминки перед схваткой (в случаях опоздания на поединок)? Всё это, как для спортсменов, так и для тренеров - интересная и полезная информация.

Вводно-подготовительная часть урока или - разминка в учебно-тренировочном процессе спортсменов берёт своё начало (суть!) в динамике работоспособности на занятиях, как в основе их общей структуры. Структура занятий в значительной степени определяется типичными изменениями работоспособности занимающихся. Изучение работоспособности человека в течение занятия составляет проблему в практике работы по физическому воспитанию. В спорте это естественно, поскольку без учёта данных, о состоянии занимающихся невозможно управлять их развитием.(15).

Изменение работоспособности имеет определённый порядок: в начале занятия уровень работоспособности постепенно возрастает, затем колеблется около некоторого повышенного уровня и к концу занятия снижается. Основные зоны изменения работоспособности обычно именуется: предстартовым состоянием (зона 1), врабатываемостью (зона 2), устойчивым состоянием (зона 3), снижением работоспособности (зона 4). Каждая зона характеризуется сложными перестройками в функциональной деятельности организма и психике человека. Эти перестройки обеспечивают оптимальные условия траты энергии в процессе работы.

Явления предстартового состояния заключается в «дорабочем» учащении сердцебиений, выходе крови из кровяных депо, увеличений лёгочной вентиляции, глубины и частоты дыхания, мобилизации гликогена в печени интификации гликолиза в мышцах и тому подобных общих сдвигах, подготавливающих организм к работе. Общая мобилизация сил до работы, вызываемая осознанным намерением выполнить её, имеет условно-рефлекторную природу. Она характеризуется явлениями установки - взволнованностью, повышением эмоциональности и т.п.

Тип эмоционального состояния при этом может быть различным - от состояния «боевой готовности до «стартовой лихорадки» или, наоборот, апатии. Непосредственно с началом работы продолжаются дальнейшие перестройки физиологических функций - организм врабатывается, так высший уровень работоспособности никогда не достигается сразу. В отличие от предстартового состояния перестройки при вырабатывании носят более специфический характер - мобилизация функциональной деятельности осуществления применительно к данной работе. Снижается упругость мышц; благодаря повышению температуры тела падает их вязкость; усиливается активность ферментов, участвующих в химических реакциях мышечного сокращения. В десятки раз увеличивается кровоснабжение работающих органов за счёт полного использования капилярной сети. Механизмы газо-, тепло- метаобмена постепенно достигают максимальной мощности. Все эти перестройки координируются и направляются центральной нервной системой. Одновременно растёт работоспособность её самой - повышается возбудимость нервных центров, их лабильность, подвижность нервных процессов и т.п. Налаживается согласованность в деятельности всех работающих систем и органов. Субъективно врабатывание воспринимается, в частности, как постепенное нахождение правильного режима работы. Появляется чувство удовольствия от силы и согласованности своих движений. Достигнув необходимого уровня, работоспособность некоторое время колеблется относительно данного уровня. Установлено, например, что даже в беге на короткие дистанции скорость передвижения бегуна, достигнув максимума при стартовом, разбеге, затем периодически (до 5 раз) то повышается, то снижается.

Колебания работоспособности имеют глубокий педагогический и психологический смысл. Выполнение работы требует беспрерывного учёта изменяющихся условий, перестройки координации относительно этих изменений, сбора и переработки информации о результатах работы. В итоге внимание и сопутствующие ему является должны переключаться с объекта работы на работающие органы - в рамках механизмов кольцевого управления. Эти переключения связаны с колебаниями работоспособности, которые, в свою очередь, способствуют нормальной работе психики.

По ходу занятия относительная устойчивость работоспособности сменяется в снижении всех её показателей. Утомление появляется в нарушении координации движений, они разнашиваются всё больше и больше. Накопление молочной кислоты в мышцах приводит к снижению их сократительной способности. Падает деятельность желез внутренней секреции, из-за чего, в конечном счёте, снижается деятельность нервно-мышечного аппарата в целом. В занятиях большой деятельности (более 1-1,5 часа) Утомление, помимо прочего, сопровождается истощением углеводных запасов организма. Субъективно утомление выражается в появлении чувства усталости, нежелании продолжать работу. Степень утомления зависит от характера занятий. После гигиенической зарядки или разминки перед соревнованиями работоспособность в принципе не должна падать ниже исходного уровня, она может снижаться лишь относительно основной части занятия. Это связано с тем, что занятия типа зарядок выполняет функцию врабатывания в трудовой день. Во всех остальных случаях урок, тренировочное занятие, поход и так - в результате занятий работоспособность должна быть в принципе ниже исходной, отражая тем самым затраты для овладения движениями, развития физических качеств и решения других задач физического воспитания. Известно, что некоторая мера утомления служит основным условием сверхвостановления сил после отдыха. Таковы, в самых общих чертах, сдвиги работоспособности в течение одного занятия. Эти сдвиги отражают эволюционно сложившийся характер состояний организма в процессе двигательной деятельности и поэтому имеют силу биологических закономерностей, проявляясь в любом занятии, независимо от его задач, содержания упражнений и способов их выполнения. Другими словами, и в марафонском забеге, и в серии лёгких упражнений утренней зарядки, и, например, в школьном уроке гимнастики - во всех случаях работоспособность занимающихся будет изменяться согласно описанному порядку. Поэтому педагог должен учитывать эти закономерности, используя знание их для верного решения педагогических задач. Соответственно основным зонам работоспособности, а также особенностям содержания деятельности педагога и занимающихся в педагогической литературе выделяют вводную подготовительную, основную и заключительную части занятия.

Стало принятым объединять вводную и подготовительную части, подразделяя занятие на подготовительную, основную и заключительную. Применительно к временным границам определённого занятия такое подразделение более логично, т.к. явления предстартового состояния, к которому приурочивают вводную часть, относятся ещё по времени, предшествующему самому занятию. Правда, такие явления имеют место не только в вводной части, но и перед выполнением всех отдельных задания (выполнение движений на оценку), однако они протекают тогда на ином качественном уровне.

Деление на части имеет важное педагогическое значение.

Во-первых, это даёт возможность в каждом конкретном случае обеспечивать оптимальные условия для врабатываемости, основной работы и её завершения, а также хорошее предстартовое состояния у занимающихся. Пренебрежение этими требованиями может привести к непроизводительному труду, а иногда и повредить здоровью. Так, участие в состязаниях без должной разминки часто ведёт к травмам. Во-вторых, позволяет управлять работоспособностью с тем, чтобы занимающиеся учились, возможно, дольше поддерживать её оптимальный уровень за счёт умения быстро врабатываться и рационально заканчивать работу. Надобность формирования такого умения для подготовки их к практической деятельности очевидна. Однако реализация общих требований составляет только одну сторону в разработке структуры конкретных занятий, так как помимо описанных законов изменения работоспособности порядок деятельности занимающихся зависит также от специфических закономерностей процессов обучения и воспитания на любом занятии. Эти закономерности определяющие логику учебно-воспитательного процесса очевидно, также должны быть учтены при разработке структуры занятий, что и составляет другую сторону вопроса. В связи с этим количество частей в занятии зависит также от значения и количества педагогических задач решаемых на нём.

Известно, что преподавателем обычно ставится много задач: обучение движениям, развитие различных физических качеств, воспитание черт личности, те или иные оздоровительные задачи и т.п. Это означает, что в плане решения педагогических задач деление занятий на три части имеет относительное значение. Следовательно, понятие об общей структуре занятий противоречиво. Если учитывать динамику работоспособности, то в занятиях чётко выделяются подготовительная, основная, заключительная части и соответствующие им общепедагогические задачи. Если же следовать логике учебно-воспитательного процесса более детально, то количество частей может быть большим или меньшим - в зависимости от количества конкретных задач. Это противоречие естественно, его разрешение заключается в следующем.

Решение одних задач требует затраты, больших сил, других -меньших. Поэтому в каждом конкретном случае задачи, не представляющие значительной трудности для занимающихся, включаются в подготовительную и заключительную части занятия, главное и, как правило, более сложные - в основную. Тем самым реализуется обще методическое требование: всякий раз обеспечивать лучшую работоспособность занимающихся. Далее при разработке структуры надо руководствоваться педагогическими соображениями, подчиняя деление занятия на части требованиям логики учебно-воспитательного процесса. Это означает, что в рамках принципиально единой схемы может проводиться разная по структуре учебно-воспитательная деятельность, что, например, разминочные функции должны сочетаться с решением определённых задач и т.п. Это открывает, широкую дорогу творческому проведению занятий позволяет целесообразно использовать время, отводимое на них, преодолевать методические штампы.

Помимо описанных положений для качественного проведения занятий следует опираться на обще-методические требования, вытекающие из особенностей руководства деятельностью занимающихся. В этом отношении различают урочные и внеурочные формы занятий физическими упражнениями. Определение задач урока. Будучи основным звеном учебно-воспитательного процесса, каждый урок должен оказывать на занимающихся и воспитательное, и образовательное, и оздоровительное воздействие. Естественно, преподаватель в каждом отдельном случае обязан ставить перед собой цель лучшим образом организовать это обобщённое воздействие.

Перед учебными уроками ставятся, прежде всего, образовательные задачи, т.к. именно они отличают эту форму занятий от оздоровительных и воспитательных форм занятий в широком смысле слова. Решение образовательных задач достигается выполнением ряда физических упражнений, от сложности и

интенсивности которых зависит оздоровительный и воспитательный эффекты урока. Ведущее значение образовательной направленности учебного урока вовсе не означает, что снижаются его оздоровительный и воспитательный эффекты. Ставя задачи по овладению знаниями, умениями и навыками, решая эти задачи с помощью комплекса разнообразных упражнений, строго дозируя при этом физические нагрузки нужно одновременно добиваться должного оздоровительного и воспитательного эффекта.

Конкретизация учебных задач достигается на основе знания закономерностей процесса обучения двигательным действиям. Следовательно, типичными будут, например, такие формулировки учебных задач урока: «ознакомить с сальто назад в группировке», разучить отталкивание в прыжках в высоту и т.п. Итак, занятия подразделяются на 3 части: подготовительную, основную и заключительную. Далее, учитывая назначение выделенных частей, приступают к детальной разработке структуры урока соответственно его конкретным задачам. В результате получится следующая типичная структура урока. В подготовительную часть входит, прежде всего, начальная организация учащихся. Она сводится к обеспечению порядка в раздевальнях, подготовке одежды и используемого инвентаря, краткого инструктажа дежурных, построения учащихся перед выходом на рабочую площадку и т. п. Эти стороны организации во многом определяют успех всего урока, создавая помимо прочего и необходимый для интенсивной работы эмоциональный фон. Функцию установки непосредственно в начале урока могут выполнять различные действия: построение в шеренгу перед началом урока, сдача рапорта, специальные упражнения на внимание, сообщение задач урока и другие. Они могут использоваться порознь и комплексно. В педагогическом отношении в момент начальной

организации решаются различные задачи: обучение учащихся строю, формирование правильной осанки, приучение к чёткости выполнения команд и т.д. Моменты настройки есть в течение всего урока. Собственно, они предшествуют решению каждой крупной задачи в уроке и его завершению в целом. Правильно осуществить организационную сторону урока - одна из важных обязанностей преподавателя. Благодаря этому учащиеся приучаются к сложным действиям, к умению концентрировать своё внимание на предстоящей работе и т. п. Центральное место в первой части урока занимает функциональная подготовка к предстоящей основной деятельности. Это достигается упражнениями, легко дозируемыми и не требующими длительного времени на подготовку и выполнение. К ним относятся: ходьба, подскоки, общеразвивающие упражнения, простейшие танцевальные шаги, игры и др. движения, хорошо знакомые учащиеся из предыдущих занятий.

При их выполнении могут решаться задачи обучения и воспитания, но всякий раз таким образом, чтобы с должной постепенностью было обеспечено быстрейшее психологическое и физиологическое врабатывание, и лишь постольку, поскольку это совместно с функциями подготовительной части. Между задачами, которые решаются в подготовительной части, урока, должна быть предусмотрена определённая логическая взаимосвязь, обусловленная как физиологическими факторами, так и смысловой последовательностью упражнений. Например, при выполнении комплексов обще развивающих упражнений, руководствуясь принципам постепенности, обычно придерживаются следующего порядка: потягивания; упражнения для рук плечевого пояса; упражнения для ног, приседания; упражнения для туловища; прыжки; упражнения на расслабление.

Подготовительная часть урока должна быть связана с последующими частями. Подбор упражнений в начале урока по координационным механизмам и характеру физических нагрузок должен соответствовать особенностям предстоящей основной деятельности. Для этого включаются так называемые специально подводящие упражнения. Существуют различные варианты подготовительной части урока. В целом на неё выделяется 10-20%общего времени: в школьном уроке - 5-12 мин., в спортивно - тренировочном, занятии - до 30 -40 минут.

Варианты педагогической структуры подготовительной части урока:

1. Упражнения на внимание -> элементы разучивания упражнений -> элементы совершенствования упражнений -> ОРУ -> элементы совершенствования упражнений -> элементы разучивания -> элементы совершенствования упражнений -> ОРУ - элементы совершенствования упражнений.

2. упражнения на внимание + разучивание упражнений - совершенствование разучивание -> ОРУ -> спец - подготовительные упражнения + совершенствование -> спец - подготовительные упражнения + элементы разучивания -> спец - подготовительные упражнения.

3. Подвижные игры + совершенствование упражнений -> ОРУ + разучивание -» упражнений -> спец - подготовительные упражнения + совершенствование упражнений —» упражнения на внимание + совершенствование упражнений.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных