Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Практическое занятие № 7




Тема: «Классическая немецкая философия»

 

Кант Иммануил (1724-1804). «Критика практического разума» (1788). Сочинения. В 6 т. М., 1963-1966. Т.4.

 

Только разумное существо имеет волю, или способность по­ступать согласно представлению о законах, т.е. согласно принци­пам. Так как для выведения поступков из законов требуется разум, то воля есть не что иное, как практический разум. Практическим императивом, таким образом, будет следую­щий: поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству.

Вопрос: почему категорический императив вытекает из практического разума?

 

В ряду це­лей человек (а с ним и всякое разумное существо) есть цель сама по себе, т.е. никогда никем (даже Богом) не может быть использован только как средство, не будучи при этом вместе с тем и целью, что, следовательно, само человечество в нашем лице должно быть для нас святым, так как человек есть субъект морального закона, стало быть, того, что само по себе свято.

 

Вопрос: категорический императив является целью или средством человеческого существования? Обоснуйте свой ответ, используя текст.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831). Сочинения. В 14 т. М.-Л., 1929-1959. Т.5.

 

Диалектика есть, следовательно, движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собою принцип, который один вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость, равно как в нем же зак­лючается подлинное, а не внешнее, возвышение над ко­нечным.

 

Вопрос: что такое диалектика, по Гегелю, и какими характерными чертами она обладает?

Фейербах Людвиг (1804-1872). «Сущность христианства» (1841). Избранные философские произведения. В 2 т. М., 1955. Т.1.

Новая философия превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший пред­мет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку. <…> Мое учение или воззрение может быть, поэтому выражено в двух словах: природа и человек. С моей точки зрения, существо, предшествующее человеку, существо, являющееся причиной или основой человека, которому он обязан своим происхождением и существованием, есть и называется не Бог ‒ мистическое, не­определенное, многозначащее слово, а природа ‒ слово и су­щество ясное, чувственное, недвусмысленное. Существо же, в котором природа делается личным, сознательным, разумным существом, есть и называется у меня ‒ человек.

Вопрос: какова суть антропологического материализма?

 

Человек никогда не может освободиться от своей подлинной сущности. <…> Внутренняя жизнь человека тесно связана с его родом, с его сущностью. Человек мыслит, то есть беседует, говорит с самим собой. <…> Человек одновременно и «Я» и «ты»; он мо­жет стать на место другого именно потому, что объектом его сознания служит не только его индивидуальность, но и его род, его сущность.

Вопрос: в чём сущность человека как родового существа?

 

Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства. Сила мышления есть свет познания, сила воли ‒ энергия характера, сила чувства ‒ любовь. Ра­зум, любовь и сила воли ‒ это совершенства. В воле, мыш­лении и чувстве заключается высшая, абсолютная сущность человека, как такового, и цель его существования. Человек существует, чтобы познавать, любить и хотеть… Подлинное существо есть существо мыслящее, любящее, наделенное во­лей.

Вопрос: какими ценностными качествами обладает человек?

 

Истина ‒ не в мышлении и не в знании, как таковом. Исти­на ‒ в полноте человеческой жизни и существа. Отдельный человек, как нечто обособленное, не заключает че­ловеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в мыслящем. Человеческая сущность налицо только в обще­нии, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты. <…> Уединенность есть конечность и ограниченность, общение есть свобода и бесконечность. Человек для себя является человеком в обычном смысле; человек в общении с человеком, единство Я и Ты есть бог.

Вопрос: как проявляетсячеловеческая сущность?

 

Единство бытия и мышления истинно и имеет смысл лишь тогда, когда основанием, субъектом этого единства берется чело­век. <…> Отсюда вытекает следующий категорический императив. Не стремись быть философом вразрез с человеком, будь только мыс­лящим человеком...

Вопрос: истинно ли, что человек представляет собой единство бытия и мышления?

 

Вопросы для обсуждения и задание для самостоятельной работы:

1. Кому принадлежат и что означают понятия: «вещь в себе» и «абсолютная идея»?

2. Является ли универсальным закон единства и борьбы противоположностей?

3. Приведите высказывания о религии немецких философов.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных