Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Деятельность международных экономических организаций в области регулирования международной деловой практики




 


18.1. Разработка и установление общих правил международной торговли


 


В регулировании международной коммерческой практики основную роль играет унификация и гармонизация международного торгового права. Цель такой унификации — сокращение юридических препятствий в между­народной торговле. В ее основе — разработка и применение международ­но-правовых документов, принятых на межгосударственном уровне, каса­ющихся вопросов международной купли-продажи товаров, транспортировки грузов, оформления документации, совершения торгово-посреднических, лизинговых, факторинговых и других операций. Регулированием между­народной коммерческой практики занимаются: Комиссия ООН по между­народному торговому праву — ЮНСИТРАЛ; Международный институт уни­фикации частного права — УНИДРУА; Европейская экономическая ко­миссия ООН - ЕЭК ООН.

18.1.1. Комиссия Организации Объединенный Наций по праву международной торговлиЮНСИТРАЛ (United Nations Commission on International Trade LawUNCITRAL)

Учреждена в 1966 г. с целью содействия согласованию и унификации права международной торговли. Комиссия начала свою работу в 1968 г. Она состоит из 36 членов, представляющих все географические регионы и основ­ные правовые системы мира.

ЮНСИТРАЛ является центральным правовым органом в системе ООН в области права международной торговли.

В ее функции входит:

• содействие согласованию и унификации права международной тор­
говли;

• координация работы международных организаций, занимающихся воп­
росами права международной торговли;

• содействие более широкому участию государств в существующих меж­
дународных конвенциях и разработка новых международных конвенций и дру­
гих документов, относящихся к праву международной торговли;

357


• подготовка кадров и оказание помощи в области права международ­
ной торговли с учетом особых нужд развивающихся стран;

• изучение и подготовка единообразных норм права в следующих облас­
тях: международная купля-продажа товаров, международные платежи, меж­
дународный торговый арбитраж и международное законодательство в области
морских перевозок.

Основным направлением деятельности является подготовка и приня­тие конвенций — законодательных документов по унификации международ­ного торгового права.

Комиссия подготовила следующие международные конвенции, кото­рые были приняты в рамках системы ООН:

Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже това­ров (1974 г.);

Конвенция ООН о морской перевозке грузов (так называемые Гамбур­гские правила) (1978 г.);

Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (так называемая Венская конвенция о купле-продаже) (1980г.);

Конвенция ООН о международных переводных векселях и международ­ных простых векселях (1988 г.).

Кроме того, Комиссия приняла:

Арбитражные правила ЮНСИТРАЛ 1976;

Правовые принципы составления международных контрактов промыш­ленного строительства.

Комиссия постоянно ведет работу по унификации в сфере платежей и перевода денежных средств; она разрабатывает типовой закон об электрон­ных переводах денежных средств (ЭПДС).

Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи была при­нята в 1980 г. на Конференции ООН по договорам международной купли-продажи товаров, созванной в соответствии с резолюцией Генеральной Ас­самблеи ООН от 16 декабря 1978 г. Конференция проходила в Вене и поэто­му принятая на ней Конвенция получила название Венской. В конферен­ции участвовало 62 государства, в том числе 22 промышленно развитых, 29 развивающихся, а также восточноевропейские страны, СССР, Юго­славия, КНР. Для вступления Конвенции в силу достаточно было подпи­сания ее 10 государствами. Участниками Конвенции являются 30 стран. СССР присоединился к Конвенции в 1990 г. на основе постановления Вер­ховного Совета СССР. РФ стала его преемницей. Для РФ юридическое значение присоединения к Венской конвенции заключается в том, что ее положения заменяют соответствующие нормы гражданского права, приме­нявшиеся к внешнеторговой поставке товаров. Однако положения Конвен­ции о заключении договора, противоречащие действующему в РФ порядку совершения внешнеторговых сделок, не применяются к договорам междуна­родной купли-продажи товаров, стороны которых находятся на территории государств—участниц Конвенции, но и при определенных в Конвенции ус­ловиях к договорам сторон из других государств, вне зависимости от того, принимают такие государства участие в Конвенции или нет.

358


Значение Венской конвенции о международном договоре купли-про­пажи товаров состоит в том, что она:

содержит единообразное регулирование заключения и исполнения до­говоров международной купли-продажи товаров и в основном позволяет уст­ранить существенные расхождения в национальных законодательствах;

способствует ускорению, облегчению и удешевлению коммерческих пе­реговоров, поскольку отпадает необходимость в изучении иностранного за­конодательства и практики его применения;

создает предпосылки для однозначного понимания сторонами догово­ра их прав и обязанностей;

содействует устранению возможности навязывания более сильным парт­нером более слабому односторонних выгодных условий договора, что имеет существенное значение для ликвидации неравноправных дискриминацион­ных отношений в международной торговле;

определяет основные обязательства продавца и покупателя по договору;

регулирует отношения по субъектам (сторона договора) и объектам (предмету) договора в случае возникновения споров между сторонами, от­носящимися к государствам, не участвующим в Конвенции;

устанавливает перечень объектов договора купли-продажи, на которые не распространяется ее действие;

определяет признаки договора купли-продажи, к которым Конвенция не применяется.

Положения Конвенции, касающиеся содержания прав и обязанностей сторон договора купли-продажи, применяются к взаимоотношениям конк­ретных заключивших такой договор партнеров в том случае, если они в этом договоре не урегулировали свои взаимоотношения каким-либо иным обра­зом, чем это зафиксировано в Конвенции. Конвенция, таким образом, пред­ставляет участникам договора широкие возможности для формулирования условий сделки в соответствии с их взаимными интересами и с учетом осо­бенностей ее содержания, используя сложившиеся международные обычаи, а также обыкновения, свойственные для определенной отрасли торговли, к которой можно отнести эту сделку. В том случае, когда вопрос взаимоотно­шений партнеров не урегулирован в заключенном между ними контракте, применяются положения Конвенции.

Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи содержит унифицированные правила, регулирующие международную куп­лю-продажу товаров, которые могут быть приемлемыми для большинства стран с различными общественными, экономическими и правовыми системами, способствовать устранению правовых барьеров в международной торговле, конвенция, как это в ней предусмотрено, не затрагивает действия любого Другого международного соглашения, которое уже заключено или может быть заключено и которое содержит положения по вопросам, являющимся пред-*етом регулирования Конвенции. Характер Конвенции — нормативный, т.е. содержащиеся в ней положения являются нормами права, которые, однако, юсят диспозитивный характер. Это означает, что стороны могут в договоре отступить от любого положения Конвенции или изменить его действие. Кон-

359


венция применяется только к договорам, которые имеют международный характер и устанавливает четкий критерий международности таких догово­ров: договор признается международным, если коммерческие предприятия его сторон находятся в разных государствах. Венская конвенция имеет целью содействовать унификации национальных законодательств, регулирующих международную куплю-продажу товаров. Положения Конвенции могут ис­пользоваться в международной практике при формулировании условий дого­вора в той мере, в какой они не противоречат нормам применяемого нацио­нального законодательства.

18.1.2. Междунаролный институт унификации частного праваУ НИ АРУ A (UNIDROIT)

Создан в 1926 г. как вспомогательный орган Лиги наций и после пре­кращения ее деятельности был воссоздан в 1940 г. на основе многосторон­него международного договора, утвердившего его статут. Участниками Ин­ститута могут быть государства, присоединившиеся и признающие этот ста­тут. Государства, являющиеся членами УНИДРУА (их более 50, включая РФ) представляют все пять континентов и различные правовые, экономи­ческие и политические системы.

Цели УНИДРУА:

• создание условий для благоприятного развития международных эко­
номических отношений путем разработки и внедрения в международную прак­
тику единообразного правового регулирования;

• изучение путей гармонизации и согласования частного права отдель­
ных государств и групп государств;

• разработка для постоянного принятия различными государствами еди­
нообразных норм частного права.

Основные направления деятельности Института:

подготовка исследований и различных проектов в основном в следую­
щих отраслях права: купля-продажа и связанные с ней проблемы, правовое
регулирование предоставления кредита, транспортное право, правовое регу­
лирование гражданской ответственности за правонарушения, процессуаль­
ное право, туристическое право.

разработка международно-правовых документов, принимаемых на меж­
государственном уровне. Среди них: конвенции о единообразных законах о меж­
дународной купле-продаже товаров (Гаага в 1964 г.); Международная конвенция
о туристическом контракте (Брюссель в 1970 г.); Конвенция о представительстве
(агентстве) в международной купле-продаже товаров (Женева в 1983 г.); Кон­
венция о международной финансовой аренде (лизинге) (Оттава в 1988 г.); Кон­
венция о международном факторинге (Оттава в 1988 г.). Среди международно-
правовых документов, базой для которых в разное время послужили разработки
Института, можно назвать следующие: Конвенция о международной дорожной
перевозке грузов (1956 г.), Европейская конвенция об обязательном страхова­
нии фажданской ответственности в отношении автомобильного транспорта
(1959 г.), Европейская конвенция об ответственности владельцев гостиниц в

360


отношении имущества постояльцев (1962 г.), Протоколы 1 и 2 к Конвенции о регистрации судов во внутреннем водном судоходстве (1965 г.);

разработка документов по унификации правовых норм в различных сфе­
рах.
При этом важное значение имеет выбор способа унификации, а также
сферы, где будет применяться унифицированное решение. Юридический
характер разрабатываемых документов различается в зависимости от вида из­
бранного правового инструмента. Так, международная конвенция должна
применяться приоритетно по отношению к внутреннему праву того государ­
ства, которое ее приняло у себя в соответствии с существующими в данном
государстве национальными правовыми нормами. Такие конвенции могут
включать в себя оговорки, и государство, воспользовавшееся такими оговор­
ками, вполне может отклониться от общей цели гармонизации или унифи­
кации правового регулирования. С другой стороны, подобные оговорки пред­
ставляются неизбежными с точки зрения интересов достижения действительно
компромиссных решений;

разработка альтернативных методов унификации: типовых законов и
рекомендаций, кодексов поведения в определенной области деятельности,
стандартных форм договоров. Такие документы адресуются непосредственно
деловым кругам, которые сами решают вопрос о том, придерживаться им в
своей деятельности этих норм и правил или нет;

выполнение по просьбе других международных организаций предваритель­
ных сравнительно-правовых исследований
или осуществление подготовки про­
ектов конвенций, которые кладутся в основу дальнейшей работы над между­
народными правовыми актами, разрабатываемыми и принимаемыми в рам­
ках этих международных организаций;

сотрудничество на постоянной основе с международными организация­
ми,
осуществляющими свою деятельность в области унификации правового
регулирования международного товарооборота. При этом речь идет не толь­
ко о межправительственных организациях, но и о неправительственных меж­
дународных организациях, объединяющих деловые и профессиональные круги
как на глобальном, так и на региональном уровнях.

Высшим органом Международного института унификации частного пра­ва является Генеральная Ассамблея, которая включает представителей пра­вительств всех стран-участниц. Генеральная Ассамблея созывается ежегодно и рассматривает на своих сессиях принципиальные вопросы деятельности Института: утверждает ежегодный бюджет, принимает трехлетний план ра­боты Института, избирает его Административный совет. Повседневное ру­ководство работой Института осуществляет Административный совет, со­стоящий из 25 членов. Этот орган, по существу, несет ответственность за подготовку Рабочей программы Института и определение методов достиже­ния целей деятельности Института, как они сформулированы в его статуте. Исполнительным органом Института является его Секретариат, который от­вечает за осуществление Рабочей программы Института. Возглавляет Секре­тариат Генеральный секретарь, назначаемый Административным советом по представлению Президента.

361


18.1.3. Европейская экономическая комиссия ООНЕЭК ООН

ЕЭК в области регулирования международной деловой практики ре­шает большой комплекс вопросов в рамках Комитета по развитию торговли В работе Комитета принимают участие представители внешнеэкономичес­ких ведомств большинства стран региона, а также ЕС.

Комитет по развитию торговли в области международной коммер­ческой практики на ежегодных сессиях рассматривает следующие вопро­сы: долгосрочные соглашения об экономическом сотрудничестве и тор­говле; различного рода препятствия на пути развития торговли; компенса­ционная торговля в регионе; информация о рынках, методах маркетинга и деловых связях; совершенствование процедур международной торговли; раз­работка стандартов ООН/ЭДИФАКТ (Правила электронного обмена дан­ными ООН в управлении, торговле и на транспорте); международная до­говорная практика в области промышленности и др. В рамках Комитета на постоянной основе работает Группа экспертов по международным до­говорам на поставку промышленной продукции, разрабатывающая руко­водства по составлению таких договоров, и Рабочая группа по упрощению процедур международной торговли, разрабатывающая рекомендации по системам передачи внешнеторговой информации и внешнеторговой доку­ментации.

Рабочие документы, принимаемые ЕЭК и ее органами, имеют раз­личный правовой статус и области применения. Резолюции и решения, принятые ЕЭК, имеют силу полностью согласованной нормы. Для коор­динации политики в различных областях деятельности с соответствующи­ми международными и региональными организациями различного уровня принимаются рекомендации. Международные соглашения и конвенции устанавливают требования, обязательные для договаривающихся сторон. Правила ЕЭК, разработанные на основе межправительственных соглаше­ний и протоколов, содержат обязательные для подписавших эти соглаше­ния требования.

В ходе изменения структуры ЕЭК был создан Комитет по развитию торговли, промышленности и предпринимательства. Это обусловлено тем, что в настоящее время акцент в работе ЕЭК делается на общих вопросах раз­вития предпринимательства. В своей работе ЕЭК исходит из положения о том, что эффективность международной торговли может быть обеспечена как результат деятельности по упрощению процедур торговли, расширения дос­тупа к информации о конъюнктуре мировых товарных рынков и принятия новых концепций предпринимательской деятельности.

В своих Рекомендациях ЕЭК исходит из того, что правительства стран должны обеспечить учет вопросов упрощения процедур торговли в процессе разработки торговой и транспортной- политики; содействовать проведению субрегиональных совещаний национальных комитетов в составе представите­лей правительственных ведомств по упрощению процедур; обеспечить нацио­нальными комитетами по упрощению процедур торговли помощь в осуше-

362


ствлении торговыми фирмами своих операций по двум направлениям: (1) путем упрощения, согласования и стандартизации процедур экспор­та и импорта с использованием всех видов транспорта; (2) в результате разработки унифицированной системы импортной и экспортной документа­ции как для бумажных документов, так и для их электронных эквивалентов на основе международных стандартов, формуляра-образца Организации Объе­диненных Наций для бумажных документов, Правил ООН для электронного обмена данными в управлении, торговле и на транспорте (ЭДИФАКТ) для представления в электронном виде деклараций судового груза, товарных дек­лараций и пр. ЕЭК рекомендовало также странам разработать упрощенные процедуры для получения иностранной валюты, необходимой для участия в международной торговле; упростить процедуры выдачи свидетельств о проис­хождении грузов; разработать упрощенные процедуры получения экспортно-импортных лицензий, причем после выдачи лицензии осуществление конт­роля должно увйзываться с обычным экспортным и импортным контролем, например, с таможенной очисткой; поощрять на основе соблюдения между­народных стандартов использование наиболее оптимальной практики, вклю­чая информационную технологию, на всех этапах торговли, перевозок и рас­пределения, а также при осуществлении платежей.

Особое внимание предлагается уделять информационному обеспечению мелких и средних предприятий, не имеющих достаточного опыта участия в международной торговле; оказывать им содействие в использовании телеком­муникационных сетей для осуществления ими торговых операций на мест­ном, национальном и международных уровнях.

ЕЭК осуществляет тесное сотрудничество со всеми международными организациями, действующими в области деловой практики, в частности, с ЮНКТАД, Международным торговым центром ЮНКТАД/ВТО. В разрабо­танных совместно с ними принципах деловой практики международной тор­говли предусматривается необходимость субъектам, обслуживающим между­народную торговлю, принимать следующие меры: (1) компаниям, обслужи­вающим международную торговлю, — упростить свои процедуры оказания услуг и использовать международные унифицированные процедуры и стан­дарты в области информации для документации и электронных сообще­ний; (2) транспортным фирмам — разрабатывать многоцелевые погрузоч­ные ордера и транспортные инструкции в качестве части национальных систем документации, а также пересматривать коммерческие и официаль­ные процедуры по мере развития смешанных транспортных систем; (3) мор­ским перевозчикам — предлагать участникам торговых операций необорот­ные документы в качестве альтернативы оборотному коносаменту; (4) фи­нансовым организациям — пересмотреть порядок осуществления коммерчес­ких платежей с использованием аккредитивов и приема документов на ин­кассо с целью обеспечения его соответствия современной практике торговли и перевозок, а также соблюдения международных стандартов; внедрять ис­пользование систем денежных экспресс-переводов; упростить порядок стра-

363


хования грузов; (5) организациям связи — обеспечивать подключение сетей с дополнительными средствами (СДС), с тем чтобы участники торговых операций могли связываться со всеми своими клиентами-поставщиками; по­ощрять использование поставщиками и пользователями деловой информа­ции существующих стандартов и систем кодирования, таких как электрон­ный обмен данными в управлении, торговле и на транспорте (ЭДИФАКТ) для обмена данными, Регистр компаний (COMREG) и Согласованная сис­тема (СС) для классификации товаров.

Упрощение процедур в международной торговле. В современных услови­ях международные экономические организации и национальные органы и ведомства уделяют значительное внимание вопросам упрощения процедур международной торговли — разработке типовых формуляров документов, ко­торые подлежат обработке с применением средств электронно-вычислитель­ной техники. Создание и использование во многих странах систем автомати­зированной обработки данных (АОД) и необходимость информационной совместимости АОД различных стран, участвующих в международной тор­говле, требуют разработки и совершенствования единого информационно-документного обеспечения и, в частности, разработки международного со­глашения об унифицированной стандартизованной форме передачи внеш­неторговых данных на машинных носителях и по каналам современной свя­зи. Важное значение в связи с этим придается разработке и применению данных формуляров-образцов для основных форм внешнеторговых докумен­тов, ориентированных на электронную обработку данных. В настоящее время такую работу осуществляют следующие международные экономичес­кие организации:

Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) — Рабочая группа по упрощению процедур международной торговли при Комитете по развитию внешней торговли совместно с Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД ООН);

специальная программа по упрощению процедур торговли при Совете по торговле и развитию ЮНКТАД.

Указанными организациями издаются сборники и разработки по упро­щению внешнеторговых процедур и документов, в которых представлены их рекомендации. В этих рекомендациях регулируются вопросы, связанные с разработкой: основных форм внешнеторговых документов; кодов условий поставки и платежа; единиц измерения и видов упаковки; обработкой на ЭВМ и передачей внешнеторговой информации по каналам связи и на машинных носителях.

В соответствии с принципами построения формуляра-образца ООН разрабатываются унифицированные серии документов для конкретных групп внешнеторговых документов — контрактных, расчетных, транспортных и ДР-, которые тесно связаны между собой по составу, наименованию и располо­жению содержащихся в них элементов данных. Формуляры-образцы таких документов могут применяться в качестве бланков без каких-либо измене-

364


ний. В ряде стран введены в действие национальные формуляры-образцы, содержашие сведения о составе и расположении как основных, так и допол­нительных элементов данных, требуемых на национальном уровне. В осно­ве национальных формуляров-образцов унифицированных серий документов разработаны и внедрены типовые формы внешнеторговых документов с уче­том соответствующих формуляров-образцов на группы документов. Они со­держат все общие реквизиты для определенной группы документов (или от­дельных документов) и являются основой для изготовления соответствующих бланков документов.

Рабочей группой по упрощению процедур международной торговли ЕЭК ООН разработаны и утверждены в 1987 г. в качестве международного стандарта ИСО «Правила электронного обмена данными в управлении, тор­говле и на транспорте» (ЭДИФАКТ) и «Единообразные правила поведения в области обмена данными» (ЮНКТАД), рекомендованные к применению всеми странами. С 1990 г. началась постепенная замена бумажных внешне­торговых документов электронными сообщениями, передаваемыми по ка­налам связи и формулируемыми на ЭВМ. Отсюда следует, что работа по упрощению внешнеторговых процедур и документов, проводимая в рамках международных экономических организаций и на национальном уровне, будет направлена на ускорение процесса подготовки унифицированных документов, что позволит применять передовую технологию изготовле­ния, обработки и передачи внешнеторговых данных по каналам связи с использованием ЭВМ и других современных средств передачи информа­ции (см. Приложения 4, 5).

18.2. Регулирование рекламной деятельности

-

Международное регулирование рекламной деятельности осуществля­ется преимущественно неправительственными организациями, объединяю­щими предпринимателей разных стран. Его целью является установление нормативов и этических норм рекламной деятельности, которые кладутся в основу национальных законодательств. В каждой стране имеются нацио­нальные организации по рекламе, которые разрабатывают стандарты дея­тельности в области рекламы, принимают меры для борьбы с их нарушите­лями, рассматривают жалобы и разногласия в случаях, на которые не рас­пространяется компетенция других государственных органов. Рекламные ас­социации осуществляют коллективный контроль за содержанием рекламы и деятельностью рекламодателей, рекламных агентств, средств массовой ин­формации. Государственное регулирование рекламной деятельности отра­жает специфические условия рекламы на территории различных стран, свя­занные с их национальными, моральными, религиозными особенностями. При этом государственные организации и национальные рекламные фирмы

365


(агентства) руководствуются в области международной рекламы Междуна­родным кодексом рекламной деятельности, разработанным Международной торговой палатой (Кодекс МТП) (см. Приложение 6). В нем содержатся этические нормы и стандарты рекламной деятельности, которых должны при­держиваться все участники рекламного рынка: рекламодатели, рекламопро-изводители, средства массовой информации.

В качестве основных принципов и требований к рекламе выдвигаются следующие: реклама должна быть законной, пристойной, честной и правди­вой; должна соответствовать принципам добросовестной конкуренции, об­щепринятым в коммерческой деятельности; не должна злоупотреблять дове­рием общественности и потребителя; не должна вводить в заблуждение по­требителя.

Международным кодексом рекламной деятельности руководствуются в 17 европейских странах. В странах ЕС телевизионная реклама некоторых видов продукции регулируется Директивой Совета Европейского сообще­ства по координации рекламной деятельности на радио и ТВ. Существова­ние в стране кодексов или правил добровольного саморегулирования не означает, что данный вид рекламной деятельности не регулируется законо­дательством.

Важную роль в международном регулировании рекламной деятельнос­ти играют международные и региональные рекламные ассоциации:

Международная ассоциация рекламы (International Advertising Association — IAA).Создана в 1993 г., объединяет рекламные ассоциации 60 стран и отдель­ных представителей рекламного бизнеса;

Всемирная федерация рекламодателей (WFA) объединяет 34 нацио­нальные ассоциации и 28 транснациональных корпораций;

Ассоциация по связям с общественностью; создана в 1991 г., объеди­няет государственные и общественные организации, в том числе банки, фонды, высшие учебные заведения;

Европейская ассоциация рекламных агентств (ЕААА); объединяет 20 национальных рекламных ассоциаций Европы;

Европейский союз по этике в рекламе / Европейский альянс по стан­дартам в рекламе (EASA); включает 17 комиссий европейских стран по этике в рекламе.

Международные и региональные рекламные ассоциации осуществляют сбор и предоставление своим членам информации о специфике рекламных рынков и государственном регулировании рекламной деятельности в различ­ных странах, проводят мероприятия, стимулирующие благоприятное отно­шение к их деятельности. Парижская конвенция об охране промышленной собственности и Мадридское соглашение о международной регистрации то­варных знаков сформулировали права и приоритеты и дали возможность пред­принимателям бороться с плагиатом в рекламе в международном масштабе, поставив под охрану фирменные и торговые знаки, а также авторские права на рекламные идеи и решения.

366


Глава 19_________________________________






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных