Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Насырова Валейзяна Султановича




ПРЕДИСЛОВИЕ

Данная книга явилась результатом обсуждения автора с коллегами и студентами формулировки и содержания ст.2 Конституции РФ 1993 г. Постановка вопроса о некорректности этого законодательного суждения поначалу вызывала недоумение – «Что может быть предосудительного в провозглашении человека, его прав и свобод высшей ценностью?». Но ставился вопрос: «Почему авторы Конституции в отличие от большинства статей главы 2 не использовали в указанной статье слово «каждый»?». Предлагалось вставить это прилагательное в данную декларацию и «прислушаться». Становилось ясно, что в оценочном суждении эпитеты «каждый» и «высший» не сочетаются. Если возникает проблема сочетания прав и интересов нескольких «человеков», что и составляет само содержание общественной жизни, то становилось непонятным: так кто же из них и чьи права и свободы высшая ценность. Тогда возникал следующий вопрос: «Кто или что имеется в виду в ст. 2, если не каждый человек в отдельности?». Выяснялось, что речь идет об общем принципе индивидуализма и свободы, то есть о закреплении в ст. 2 начал классического либерализма. Но это означало выявление в Конституции РФ 1993 г. противоречия ст. 2 со ст. 13, которая провозглашает идеологический плюрализм и отказ от признания какой либо идеологии официальной.

В целом, формулировка ст. 2 явилась результатом не столько содержательных и глубоких размышлений о высшей социальной ценности, сколько проявления «эффекта маятника», стремления противопоставить прежнему социализму и коллективизму абстрактный индивидуализм. Хотя декларации, определяющие высшие социальные ценности, сменились, но, как и в советское время, делаются ссылки на наличие единственно верной идеологии, опять государство «клянется» в том, что «все во имя человека, все на благо человека» и возлагает на себя обязанность «служить» народу, понимаемому в настоящее время как объединение отдельных граждан - «высших ценностей». И при этом вновь наблюдается игнорирование прав и интересов не просто отдельных граждан, а целых социальных групп и всего общества. И самое поразительное, что если прислушаться к политической риторике 90-х гг., это произошло не вопреки, а благодаря ссылкам на ценностные установки новой господствующей идеологии.

Примерно такие вопросы ставились в ходе обсуждения этой статьи Конституции, закрепившей, по словам конституционалистов, не просто принцип, а «суперпринцип». Время устного общения ограничено, и поэтому доводы, приведенные в процессе толкования ст.2, оказывались не доконца высказанными, и оставалось ощущение некоторого недопонимания. Для более обстоятельного объяснения тезиса о необходимости содержательного и даже критического восприятия данной конституционной декларации и возникла необходимость в написании этого объёмного комментария только одной статьи Конституции РФ 1993 г. Фактор реальной и предполагаемой студенческой аудитории непосредственно повлиял на стиль и структуру данной книги, имеющей характер курса лекций. Вопросы, возникавшие в ходе полемики, предопределили содержание комментария и ключевые проблемы обсуждения - человек, идеология, ценность, право, свобода, государство, история. Необходимо было включить в диалог еще не усвоенные в должной мере правоведами и не отраженные в учебной литературе исследования иных, кроме юристов, гуманитариев, что объясняет наличие множества цитат из произведений философов, богословов, социологов. О том, в какой степени при этом выдержана целостность исследования, судить читателю. Но все проблемы рассмотрены в контексте полемического по отношению к ст. 2 тезиса - «Человек больше, чем высшая ценность, он самоценность». В качестве эпиграфа, в котором выражена истина, проявляющаяся в самых разнообразных социальных явлениях, можно привести один из вариантов известного высказывания Антуана де Сент-Экзюпери – «Есть только одна подлинная ценность – это связь человека с человеком» [1]. « Живописным» выражением этой истины можно считать картину Гогена «Беседа», использованную при оформлении обложки этой книги.

 

Содержание

Ведение с. 8-14






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных