Акцент
| Направление
размышления
| Вопросы
| Комментарий
|
Основная тема
| Понимание
основных идей сказки, то есть того, что с ее помощью нам
хотели передать наши предки, какой опыт, о чем хотели предупредить, чем подбодрить
и пр.
| О чем эта сказка? Чему она учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится
то, что мы узнали из сказки?
Как конкретно мы это знание будем использовать в своей жизни?
| Через основную тему нам передаются общие нравственные
ценности, стили поведения и взаимодействия с окружающими, Общие
ответы на общие вопросы
|
Линия героев
сказки. Мотивы поступков
| Понимание
видимой и скрытой
мотивации
героев сказки
| Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле?
Зачем один
герой был
нужен другому?
| Можно размышлять и проводить обсуждение
отдельно для
каждого героя
или во взаимосвязи героев друг с другом
|
Линия героев
сказки. Способы преодоления трудностей
| «Составление списка»
способов преодоления
трудностей
героями сказки
| Как герой
решает
проблему?
Какой способ
решения
и поведения он выбирает — активный или
| Имея набор способов решения проблем — прямое нападение на врага,
хитрость, использование волшебных предметов, групповое решение, важно оценить, в каких ситуациях реальной жизни мы можем использовать тот или иной способ разрешения трудностей
|
Линия героев
сказки. Отношение к окружающему миру
и к самому себе
| Понимание
общей направленности героя:
созидатель он
или разрушитель по отношению к окружающему миру,
другим героям?
| Что приносят
поступки героя окружающим:
радость, горе,
прозрение?
В каких ситуациях он созидатель, а в каких — разрушитель? Как в реальной жизни человека распределяются эти тенденции?
| Важно при обсуждении развивать гибкий подход к созидательным и разрушительным тенденциям. Проявление базовой тенденции во многом зависит от конкретной жизненной
ситуации
|
Актуализированные чувства
| Осознание
эмоциональной
реакции, которую вызывает
у героя определенная ситуация
и почему это
именно так?
| Какие чувства
вызывает эта
сказка? Какие эпизоды вызвали радостные чувства, какие — грустные? Какие ситуации вызывали страх,
какие — раздражение? Почему герой реагирует именно так?
| Размышляя над сказкой
с позиции чувств, которые
она вызывает, можно делать акцент на источниках чувств внутри нас
|
| | | | | |