ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Суицид как экзистенциальная проблемаЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ СМЫСЛ СУИЦИДА: ЖИЗНЬ КАК ВЫБОР Д.А. Леонтьев
Самые счастливые, самые удачливые люди однажды задумывались о самоубийстве. И отвергли его.
Ричард Бах
Есть люди типа «жив» и люди типа «помер» Б.Гребенщиков (2006, с.160)
Суицид как экзистенциальная проблема Проблемы суицида занимает особое место как в клинической психологии, где констатируется отсутствие единой концепции и модели превенции и немногочисленность эмпирических данных (Соколова, Сотникова, 2006, с.103), так и в философии и общей персонологии, без выхода на уровень которых эта проблема оказывается редуцированной к клиническому синдрому, однопорядковому с другими клиническими синдромами (неврозы, зависимости и др.). Более целостный взгляд на суицид позволяет увидеть в нем, прежде всего, дистанцированное отношение к собственной жизни, занятие произвольной и опосредованной позиции по отношению к ней, в отличие от непроизвольного и нерефлексивного «бытийствования». Таков взгляд на данную проблему с позиций экзистенциального миропонимания (см. Леонтьев, 2007а). Экзистенциализм часто ошибочно понимают как размышления «о жизни вообще». Однако, отличительным признаком экзистенциального взгляда на жизнь, в отличие от многочисленных других взглядов на нее, выступает признание возможности занять по отношению к своей жизни рефлексивную и произвольную позицию, в том числе и менять эту позицию. Очевидно, что именно проблема суицида выступает критической для экзистенциального миропонимания, и наоборот, экзистенциальный взгляд на суицид оказывается наиболее полным, особенно взгляд экзистенциальной психологии, интегрирующий философско-персонологическое измерение проблемы с клинико-психологическим. В опубликованном недавно экзистенциальном анализе проблемы смерти (Леонтьев, 2004) был поставлен акцент на осознании и осмыслении смерти как неотвратимой неизбежности, как данности в жизни человека, как неотъемлемого элемента самой жизни, без которого сама жизнь теряет многие из своих существенных характеристик. Однако проблема суицида демонстрирует иное отношение к смерти – как к осознанно выбранной возможности. А.Камю и Ж.-П.Сартр говорили, что возможность самоубийства – это то, что отличает человека от животных, ибо она связана с осознанием и с выбором, а Г.Марсель видел в нем начальную точку любого подлинно метафизического мышления. Самоубийство связывалось даже с человеческим достоинством – Камю усматривал суть вопроса в том, чтобы «стать хозяином собственной смерти» (1990, с.336). Этот же акцент был сделан в известной книгеГ.Ш.Чхартишвили «Писатель и самоубийство»: развивая идеи Камю и Сартра, Чхартишвили отмечает, что человек стал человеком, когда он «осознал свою смертность и понял, что обладает свободой выбора – жить или не жить» (1999, с.50). Таким образом, проблема суицида выходит далеко за пределы сугубо клинического контекста. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|