Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Из Манифеста к европейским народам




В таком союзе мы усматриваем спасение не только для нас одних, но и для свободы просвещения и вообще гражданственности и верим в готовность образованной Европы прийти нам на помощь в деле его осуществления. Во всяком случае мы решились добиваться в Австрии всеми доступными нам способами полного признания за нашими народностями таких же прав в государстве, какими уже пользуются нации немецкая и мадьярская, полагаясь при этом на мощную поддержку, которая найдется для правого дела в каждом истинно свободном сердце.

Взято из: Хрестоматия по истории южных и западных славян. Мн., 1989. Т. 2. С. 78.

2. Из брошюры “Каковы намерения иллиров?”

Брошюру написал Богослав Шулек (1816—1895) — один из ведущих либеральных деятелей национально-освободительного движения (иллиризма). Брошюра вышла анонимно в Белграде в 1844 г. В ней изложена программа иллиризма, важным положением которой является защита “муниципальных прав” Хорватии и Славонии.

А что означают муниципальные права? Муниципальными правами называются те свободы хорватов и словенцев, которыми они пользуются как члены хорватского и славонского королевства; их источник восходит еще к тому времени, когда Хорватия и Славония соединились с Венгрией, так как... хорваты и славонцы пришли к соглашению с венграми только на определенных условиях. Муниципальные права, следовательно, основа Хорватского и Славонского королевства подрывают основу — обрушится все здание.

Каковы эти муниципальные права? Хорваты и славонцы имеют право избирать своего бана, который с разрешения короля может созвать сабор... на котором хорватские и славонские делегаты совещаются и для повышения благосостояния родины принимают соответствующие законы. Это самое важное преимущество, так как оно ясно доказывает, что эти королевства совершенно независимы от венгерского управления.

Взято из: Хрестоматия по истории южных и западных славян: В 3 т. Мн., 1989. Т.2. С. 30—31.

3. «Требования народа»

25 марта 1848 г. в Загребе состоялось первое публичное собрание хорватской общественности — Великая народная скупщина. Под руководством либералов она приняла «Требования народа» — документ, ставший программой хорватского национально-освободительного движения в первые месяцы революции. 27 марта в Вену отбыла хорватская депутация в составе 400 человек, вручившая императору «Требования» для их утверждения.

Мы, славянский народ Триединого королевства, желая, как и до сих пор, остаться и далее под венгерской короной, с которой наши предки свободным волеизъявлением соединили свободную корону Королевства Далмации, Хорватии и Славонии, и желая также остаться верными теперешней правящей династии... и одновременно желая сохранить целостность австрийской монархии и венгерского государства, наконец, быть сильной опорой тех больших завоеваний, которые достигнуты для всей австрийской монархии в кровавые и важные дни 12, 13 и 14 марта этого года в Вене, требуем от нашего праведного короля следующего:

1. Ввиду того, что мы находимся в чрезвычайном положении и для восстановления законного состояния необходимо, чтобы мы имели законного верховного главу, поэтому мы единодушно избираем баном Триединого королевства барона Иосипа Елачича Бу-жинского, каковому бану надлежит передать и командование войсками Границы и право созыва сабора.

2. Созвать наш государственный сабор не позднее 1 мая этого года в главном городе Загребе.

3. Прочное и новое соединение во всех отношениях нашего, по закону и истории нам принадлежавшего Королевства Далмация с хорватским и славонским королевством, а также всей нашей Военной Границы в отношении политического управления, как и всех остальных, с течением времени утерянных, с венгерскими вармедиями и с австрийскими провинциями соединенных частей нашей родины.

4. Нашу национальную самостоятельность.

5. Собственное, самостоятельное, перед нашим сабором ответственное правительство, членами которого должны быть люди, желанные нации и проникнутые новым духом прогресса и свободы.

6. Введение национального языка во внутреннее управление и во внешние сношения нашего королевства и одновременно во все высшие и низшие учебные заведения.

7. Основание университета в Загребе.

8. Политическое и духовное развитие на основе свободного национального духа.

9. Свободу печати, вероисповедания, обучения и слова.

10. Ежегодный созыв государственного сабора попеременно в Загребе, Осиеке, Задаре или Риеке.

11. Представительство народа как на первом предстоящем, так и на всех

последующих наших государственных саборах на основе равенства без различия сословий.

12. Равенство всех без различия сословий и вероисповеданий перед судом, одновременно гласное устное судопроизводство, суд присяжных и ответственность судей.

13. Равенство всех в несении обязанностей и налогообложении без различия сословий, притом налоги должны устанавливаться на нашем саборе.

14. Освобождение подданных (кметов) от барщины и затем от подданства.

15. Основание национального банка.

16. Возвращение наших национальных касс и фондов, которыми до сих пор управляла Венгрия...

17. Национальную гвардию; государственный воевода или капитан, избранный на нашем саборе согласно старому обычаю, да будет ее верховным командующим.

18. Национальные войска всякого рода, если нет войны, должны оставаться на родине, они должны иметь местных командиров и командование следует осуществлять на национальном языке; в период же караульной службы, особенно на кордоне, как и войны против внешнего неприятеля они обеспечиваются питанием, платой и одеждой. Инонациональные войска из края удалить, а граничары, которые находятся в Италии, тотчас вернуть на родину...

20. Все политические заключенные, как нашего Триединого королевства, так и всех свободных австрийских народов должны быть освобождены из тюрем, особенно это касается нашего знаменитого писателя и достойного сына родины Николы Томмазео.

21. Право объединений, собраний, петиций.

22. Ликвидировать все таможни на границах нашей земли и славянско- и итальянско-австрийских провинций и провозгласить свободное общение между указанными провинциями и нами...

24. Подобно тому, как ликвидирована в провинциале господская барщина, должны быть отменены и на Военной Границе все королевские и общинные работы, а граничарским общинам возвращены их леса и пастбища.

25. Фонд граничарских доходов, которым управлял Дворцовый военный совет, отныне должен быть в ведении нашего правительства.

26. Каждый граничар как свободный человек должен пользоваться одинаковыми правами и свободой с остальными гражданами Триединого королевства.

27. Организовать на Границе городские и сельские общины на свободной основе, предоставив им право самоуправления и судопроизводства.

28. Восстановить старое название — жупания — и устроить жу-пании по старинному принципу, но на новой основе теперешней свободы.

29. Начиная с этого дня, все местные должности, включая самые высокие как духовные, так и светские, никто не имеет права получать и занимать, кроме как сыновья Триединого королевства. 30. Ликвидация целибата и введение национального языка в церкви согласно старинному хорватскому праву и обычаю.

4. Фрагмент газетной корреспонденции
А. Т. Брлича из Вены

Весной и летом 1848 г. в Австрийской империи было распространенным мнение о возможности ее распада. В этой ситуации хорватские деятели разных направлений искали пути решения национального вопроса. 22 апреля 1848 г. в газете «Новине далматинско-хорватско-славонске» («Далматинско-хорватско-славонская газета») выступил Андрия Торкват Брлич (1826—1868), молодой клирик, идейно близкий Л. Гаю. Находясь в Вене, Брлич активно участвовал в национальных акциях славян и внимательно следил за политической атмосферой в имперской столице.

Смеем ли мы о Великой Иллирии не только в литературном, но и в политическом смысле теперь думать и писать? — А как же! Вот ведь немцы хотят один парламент, почему бы и нам не позвать наших горько страдающих братьев в Турции, наших словенцев и сербов в одно союзное с нами государство? Да, патриоты! Нужно думать, должно говорить, необходимо писать, следует действовать, чтобы идея югославянского и даже славянского союза завладела и стала душой всех наших действий, стала словом, которое превратилось бы в дело.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных