Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лекция 3. Современные социологические теории




 

1. Важнейшие парадигмы социологического знания.

2. Институционализация социологии в Казахстане.

 

1. Важнейшие парадигмы социологического знания.

 

 

Исследователи истории социологии считают, что если в XIX веке центром социологической мысли была Западная Европа, то, начиная с 20-х годов XX в. США прочно удерживают позиции лидера в мировой социологии. Решающее влияние на бурное развитие социологии в США оказали два взаимосвязанных фактора: быстрое прохождение социологией всех стадий внешней институционализации и большой объем конкретных, эмпирических социальных исследований.

В Западной Европе социология долго развивалась на инициативной основе. Например, О. Конт не имел постоянного заработка, и многие социологи были вынуждены работать вне университетской сферы. В США же социология с самого начала начинает складываться как университетская наука. В 1892 году была открыта первая в мире кафедра социологии и социологический факультет в Чикагском университете. В 1901 году курс социологии преподавался в 169 университетах и колледжах, а к концу 80-х годов почти в 250.

Социология в США с самого начала формируется как прикладная эмпирическая наука. Уже в 1910 г. в стране было проведено более 3 тысяч эмпирических исследований. Сейчас их количество возросло на два порядка. Социологические исследования базируются на большой финансовой основе. В настоящее время на проведение социологических исследований ассигнуется до 2 миллиардов долларов. Причем примерно половину этой суммы ассигнует правительство США, а половину - частный бизнес. В стране имеется около 100 тысяч специалистов по социологии, которые объединяются в ряд ассоциаций. Правительство и предприниматели рассматривают социологию как важный инструмент преодоления социальных конфликтов и обеспечения социальной стабильности, как инструмент социального контроля и управления, повышающий производительность труда и обеспечение благосостояния граждан. Благодаря развитию эмпирических исследований, разработке фундаментальной методологии, использованию математического и статистического аппарата, моделирования и эксперимента социология в США превратилась в точную науку.

Значительное развитие получили исследования по социологии труда и управления. Огромное влияние на развитие американской социологии труда, организации, планирования и управления оказали знаменитые Хоторнские эксперименты, проводимые под руководством Э. Мэйо в 1927 -1932 гг. в условиях жесточайшего экономического кризиса, потрясшего США и страны Западной Европы. Главной задачей было стремление изыскать дополнительные факторы повышения эффективности производства. В данных экспериментах было открыто явление неформальной организации трудовых коллективов.

Особую роль в мировой социологии сыграл Питирим Сорокин (1889 – 1968), который родился в бедной семье на территории нынешней Республики Коми, а ушел на пенсию как профессор и основоположник факультета социологии Гарвардского университета. П. А. Сорокин был одним из лидеров правого крыла партии эсеров, после Февральской революции 1917 года - секретарь Керенского, с 1920 г. - профессор Петроградского университета, в 1922 г. в числе большой группы российской интеллигенции по решению ЦК ВКП(б) выслан из России за границу. Создатель т. н. «интегральной социологии», заложил основы современной теории социальной стратификации (неравенства) и социальной мобильности, разработал теорию социокультурной динамики, которая описывала исторический процесс как циклические флуктуации (колебания) между тремя типами культуры.

Долгое время в США в методологии социологических исследований господствовал бихевиоризм. Бихевиоризм (от англ. behaviour - поведение) утверждает, что социология - это поведенческая наука, или наука о человеческом поведении. Основоположниками бихевиоризма были Э. Торндайк, Д. Б. Уотсон, Беррес Скиннер (1904 – 1990). Согласно учению бихевиористов, все поведение человека сводится к стимулам и реакциям. Меняя стимулы, вы задаете определенные реакции. Следовательно, поведение человека в значительной мере управляемо. Бихевиористы рассматривали задачу социологии как создание науки об управлении людьми.

Однако абсолютизация поведенческого аспекта, внешних форм исследования и количественных методов анализа ведет к упрощенному взгляду на общественную жизнь в целом и на личностное взаимодействие, в частности. Поиски новых методологий в американской социологии привели к разработке других парадигм.

Структурный функционализм – основоположники Талкотт Парсонс (1902 – 1979) и Роберт Мертон (1910 – 2003). Представили общество как элемент системы действия - наряду с биологическим организмом, личностью и культурой. Общество «встроено» в эту систему действия, система действия – в живую систему, и каждая из них целостна, самодостаточна по отношению к окружающей среде, и в то же время открыта. Каждая подсистема выполняет определённую функцию по отношению к системе в целом. Таким образом, для любого социального явления можно найти место в социальной системе – определить уровень, на котором оно находится и функции, которые выполняет по отношению к среде.


 

Функции подсистем

Функции Информация (контроль) Энергия (условия)
L: Поддержание латентного образца (латентность) (формирование и поддержание главных, контролирующих образцов системы)  
I: Интеграция (внутренняя взаимосвязь, единство)
G: Достижение целей (по отношению к внешней среде)
А: Адаптация (к внешней среде) – например, получение ресурсов, энергии

 

Живая система:

Подсистемы Информация (контроль) Энергия (условия)
L: Трансцендентная система  
I: Система действия
G: Органическая система
А: Физико-химическая система

Система действия

 

Функции Информация (контроль) Энергия (условия)
L: Культура  
I: Общество
G: Личность
А: Биологический организм человека

 

Общество:

Функции Информация (контроль) Энергия (условия)
L: Система поддержания культурных образцов – разделяемые символы, верования и т. п.
I: Социетальное сообщество
G: Политическая система
А: Экономическая система

 

Теории конфликта. Это не одна из отраслевых социологий, как можно подумать, а одна из общесоциологических парадигм, которая начала формироваться еще Марксом и Энгельсом, Зиммелем и другими классиками. В 20 веке оригинальные концепции были созданы Льюисом Козером (Коузером) (1913 – 2003) и Ральфом Дарендорфом (1929 - 2009). «Задачей социологии является выведение конфликта из особых социальных структур, а не объяснение конфликта психологическими переменными (агрессивность) или историческими описаниями (ввоз негров в США) или случаем» (Р. Дарендорф). Согласно концепции Козера, открытое общество реализует себя через баланс конфликтов, устанавливающих принципы социального взаимодействия между индивидами и социальными группами. И Козер, и Дарендорф анализировали как негативные, так и позитивные функции конфликтов в обществе.

 

2. Институционализация социологии в Казахстане.

 

Социологическая мысль в Казахстане первоначально развивалась как часть советской социологической науки, которая, в свою очередь, была преемницей российской дореволюционной социологии.

Её зарождение в России после 60-х годов 19 века, прежде всего, связано с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как П. Л. Лавров (1829 - 1900) и Н. К. Михайловский (1822 - 1904). Развиваемое ими направление социальной мысли получило название субъективной социологии. Сущность общественного развития, по Лаврову, состоит в переработке культуры, а именно: в переработке традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкими, динамичными структурами и отношениями. Цивилизация истолковывается субъективными социологами как сознательное историческое движение. Это движение осуществляется, прежде всего, критической мыслью. Но поскольку мысль реально осуществляется только через действия личности, постольку, рассуждают они, главной движущей силой общественного развития выступают критически мыслящие личности, передовая интеллигенция. Таким образом, личность в концепции субъективных социологов выступает ещё и мерилом общественного прогресса. Идеалом общественного развития является создание таких отношений, при которых бы были созданы предпосылки для всестороннего развития («разнородности») личности. А это возможно только в рамках социализма. История до сих пор шла по линии развития «разнородности» общества, его социальной дифференциации и разделения труда, что приводило к односторонности личности, к превращению ее в простой придаток общественного механизма. Концепция социализма в субъективной социологии довольно существенно отличалась и от марксистской концепции социализма и от так называемого «реального социализма», который был воплощен в СССР и других странах социалистического содружества. Н. К. Михайловский определял социализм как «творчество личного начала при посредстве начала общинного».

В тесной связи с общесоциологической теорией находилась и методология субъективной социологии. В ней подчеркивалась мысль о существовании принципиального различия между природными и общественными явлениями. Природные - это закономерные, повторяющиеся явления, общественные - неповторимые, индивидуальные, изменяющиеся. На основе этого разграничения утверждалась необходимость использования различных методов познания - научного и социологического.

Естественнонаучный метод в своей основе - объективный метод. Социологический же должен быть субъективным методом. Обоснование необходимости использования субъективного метода в социологии строилось по такой схеме: основной единицей общества является не класс, группа, коллектив, а личность. Социальную деятельность личности определяют ее субъективные помыслы и цели. А познать объективными методами эти помыслы и цели невозможно. Наряду с субъективной социологией, заметное место в социальной науке того периода занимают работы М. М. Ковалевского (1851-1916). Ведущую роль в своей социологической теории М. М. Ковалевский отводит учению о социальном прогрессе, сущность которого он видел в развитии солидарности между социальными группами, классами и народом. М. М. Ковалевский активно использовал и развивал сравнительно-исторический метод, с помощью которого стремился выявить общее и особенное в социальных явлениях, осуществить познание различных исторических ступеней развития одного и того же явления или двух разных осуществляющих явлений. М. М. Ковалевский верил, что с помощью сравнительно-исторического метода через «параллельное изучение фактов и явлений общественной эволюции народов можно выявить общую форму поступательного движения общественной жизни».

Параллельно с субъективной социологией и позитивизмом М. М. Ковалевского, в борьбе с ними в России развивалась социология марксизма, представленная двумя основными направлениями. Ортодоксальный марксизм в тот период представляли две ведущие фигуры - Г. В. Плеханов и В. И. Ленин, а так называемый «легальный марксизм» - П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, Н. А. Бердяев и др.

Несмотря на первую мировую войну, революцию, гражданскую войну до середины 30-х годов нарастает процесс институционализации. В 1918 - 1919 гг. в Петроградском и Ярославском университетах были созданы кафедры социологии. В 1920 г. в Петроградском университете при факультете общественных наук было создано социологическое отделение, во главе которого стал уже упоминавшийся Питирим Александрович Сорокин. В это же время продолжается развитие теоретической социологии, разворачиваются эмпирические социологические исследования. Центральное место в них занимают исследования по социальным и социально-психологическим проблемам труда и быта рабочих и крестьян В этой области наиболее плодотворно работали А. К. Гастев, С. Г. Струмилин, А. Ф. Журавский и др. В тот же период активно разрабатывались социальные проблемы города, народонаселения и миграции (Н. Анцифиров, А Годулов, В Смулевич и др.), социальные проблемы культуры (И. Загорский, Н. Трояновский, Р. Елизаров).

В ЗО-х годах марксизм окончательно утвердился в качестве идеологической основы общества. Было провозглашено, что «исторический материализм - это и есть социология марксизма». Это была теоретическая предпосылка разгрома социологии и ее полного упадка в СССР. Социология как социальный институт полностью прекращает свое существование.

Возрождение социологии начинается в конце 50-х - начале 60-х годов, на волне «хрущевской оттепели». В этот период были проведены масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников, их отношение к труду. Большое распространение получило «социальное планирование» - составление планов социального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов и совхозов и даже некоторых городов. В ходе этих исследований был накоплен богатый фактический материал; отработаны методики социологического исследования, приобретены навыки проведения социологических исследований большим количеством социологов-самоучек.

В 60-х годах социология постепенно восстанавливает статус социального института. В середине 1960 года было создано первое социологическое учреждение - отдел социологических исследований в Институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском госуниверситете. В 1962 году была создана Советская социологическая ассоциация, а в 1964 году на философском факультете МГУ - кафедра конкретно-социологических исследований. С 1974 года начал выходить специализированный журнал «Социологические исследования». Но академического статуса у неё по-прежнему нет, она существует как «исследования», т. е. должна заниматься прикладным и эмпирическим «обслуживанием» советской философии, экономической науки и др.

На рубеже 60-х – 70-х годов начинают проводиться первые социологические исследования в Казахстане. С 1970 – в области управления развитием межнациональных отношений (М. Сужиков). В 1975 г. под руководством М. Батырбекова начинает работу лаборатория промышленной социологии в Казахском политехническом институте. Также на базе Академии наук Казахской ССР проводятся исследования по социологии села, социологии труда, молодёжи и др. В это же время социология впервые начинает изучаться как самостоятельная дисциплина – первоначально в Институте повышения квалификации при КазГУ.

Окончательная реабилитация социологии стала возможна с началом горбачёвской перестройки – посредством специального постановления правительства в 1988 г. В том же году создаются социологические факультеты в Московском, Ленинградском, Свердловском, Киевском университетах, отделение социологии в Казахском Государственном университете, Республиканский центр изучения общественного мнения (функционирует до сих пор) в Алма-Ате. Кооператив «Социолог» под руководством Ю. Дубермана на базе ИПК КазГУ начинает проводить первые «коммерческие» социологические исследования.

Большую роль в окончательной институционализации социологии в независимом Казахстане сыграли такие ученые как Нариман Абдрахманович Аитов, Марат Мухамбеткалиевич Тажин и ряд других. В настоящее время в Казахстане существуют академические, правительственные и независимые социологических центры, проводящих эмпирические и теоретические исследования в самых различных областях общественной жизни.

 

1. Каковы основные категории структурно – функционального анализа? Как они взаимосвязаны?

2. В чём особенности развития социологии в Казахстане?

 

Литература.

1. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология. М., 1999.

Аитов, Н. А. Социология: Учеб. для вузов / Н. А. Аитов, К. У. Биекенов; Каз. нац. ун-т им. Аль-Фараби.- Алматы: Казак- университет!, 2002.- 293 с.

2. Капитонов, Э. А. Социология XX века. История и технология: Учеб. пособие для вузов.-Ростов н / Д.: Феникс, 1996.- 509 с






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных