Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И НОРМАЛЬНЫМ ПСИХИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ




 

Сравнительный анализ основных показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению старших дошкольников с задержкой психического развития и нормальным психическим развитием

 

Невербальное мышление исследовалось с использованием двух методик: «Четвертое лишнее» и «Выложи в ряд». Статистические данные исследования (см. приложение 2) по всем испытуемым были сформированы в таблицу 2 и отражены в рисунке 1.

Таблица 2

Распределение дошкольников экспериментальной и контрольной групп по уровню сформированности невербального мышления (%).

Уровень сформированности невербального мышления Экспериментальная группа Контрольная группа
Высокий уровень    
Средний уровень    
Низкий уровень    

 

Рисунок 1. Распределение дошкольников экспериментальной и контрольной групп по уровню сформированности невербального мышления (%).

На основании двух методик были определены способности старших дошкольников к обобщению: средний уровень невербального мышления у 25% детей с задержкой психического развития, у 75% наблюдается низкий уровень невербального мышления. Саша, Леша, Ирина, Игорь, Виктор, правильно выбрали лишние предметы, однако объяснить свой выбор на основании существенных признаков полными предложениями не смогли. При раскладе набора картинок допустили одну ошибку. Остальные дети – Артем, Михаил, Даня. Даша. Тимофей, Даша, Егор, Андрей, Елена, Анна и Наташа правильно показали лишний предмет, без объяснения. При выполнении второго задания Даша, Анна, Стас не справились с заданием.

В контрольной группе, где дети с нормальным уровнем развития, у 15% дошкольников выявлен высокий уровень сформированности невербального мышления: они быстро справились с первым заданием «Четвертое лишнее». У 45% детей наблюдается средний уровень сформированности невербального мышления. У 40% дошкольников без отклонений в развитии выявлен низкий уровень сформированности невербального мышления.

На основании этого исследования, можем сказать, что уровень сформированности невербального мышления у подавляющего большинства старших дошкольников с задержкой психического развития ниже, чем у детей без отклонения в развитии.

Исследование вербального мышления проводилось с использованием двух методик: «Последовательность картинок», «Вопросы». Общие результаты исследования даны в таблице 3.

Таблица 3

Распределение дошкольников экспериментальной и контрольной групп по уровню сформированности вербального мышления (%).

Уровень сформированности вербального мышления группа Контрольная группа
Высокий уровень    
Средний уровень    
Низкий уровень    

 

Рисунок 2. Распределение дошкольников по уровню сформированности вербального мышления

У четырех дошкольников (20%) с ЗПР - Миши, Ирины, Игоря, Тани сформирован средний уровень вербального мышления. У Миши получилось разложить картинка, хотя и с подсказкой, однако сам составил рассказ. Ирине и Игорю понадобилась дополнительная подсказка, рассказ состоял из двух коротких предложений; при ответе на вопросы они смогли ответить только на один вопрос: «Зачем в доме нужны окна?» - Чтобы был свет с улицы. Таня испытывала трудности в ответе на первый вопрос: «Почему у автомобиля есть тормоза?» - её ответ, «чтобы затормозить»

У 80% старших дошкольников вербальное мышление не сформировано: при выполнении первого задания «Последовательность картинок» они не смогли разложить картинки; ответили на два вопроса:

- Почему у автомобиля есть тормоза? Ответы: - Чтобы остановиться перед светофором. - Чтобы остановиться и пропустить пешеходов.

- Зачем в доме нужны окна? Ответы: - Чтобы в доме было светло. Чтобы был свежий воздух.

У 5% дошкольников контрольной группы наблюдается высокий уровень вербального мышления; у 50% детей – средний уровень, у 45% - низкий уровень сформированности вербального мышления.

На основании результатов мы видим, что в каждой группе есть дети с низким уровнем сформированности вербального мышления. Данный фактор свидетельствует, что в силу своих психологических возрастных особенностей развития старшие дошкольники ещё не готовы к обучению в школе.

Определение объема зрительного непроизвольного кратковременного запоминания у старших дошкольников с задержкой психического развития и детей без отклонения в развитии производилось с использованием методики «10 слов». Полученные результаты сформированы в таблицу 4.

Таблица 4

Распределение дошкольников экспериментальной и контрольной групп по уровню сформированности зрительной памяти (%).

Уровень сформированности зрительной памяти Экспериментальная группа Контрольная группа
Высокий уровень    
Средний уровень    
Низкий уровень    

 

Рисунок 3.Распределение дошкольников по уровню сформированности зрительной памяти (%).

У 55% дошкольников с задержкой психического развития сформирована зрительная память на среднем уровне. Они смогли запомнить по 4-6 слов, чаще всего называли хлеб, окно, стул, вода, гриб, мед. У 45% детей зрительная память не сформирована: Андрей не смог назвать ни одного предмета, Артем и Анна назвали гриб, мед, Даня и Наташа назвали по три предмета: хлеб, стул, вода; хлеб, вода, гриб; Таня, Роман назвали вода, гриб, мед.

В контрольной группе у 80% сформирован средний уровень зрительной памяти: дошкольники без отклонений в развитии смогли назвать по 4-5-6 слов. Трудности вызвали такие слова: лес, брат, конь, игла. У 20% детей наблюдается низкий уровень зрительной памяти.

Определение объема внимания у старших дошкольников с задержкой психического развития и детей в норме производилось с использованием методики «Найди различия». Полученные результаты сформированы в таблицу 5.

Таблица 5

Распределение дошкольников экспериментальной и контрольной групп по уровню сформированности объема внимания (%)

Уровень сформированности внимания Экспериментальная группа Контрольная группа
Высокий уровень    
Средний уровень    
Низкий уровень    

 

Рисунок 4. Распределение дошкольников по уровню сформированности объема внимания

Средний уровень объема внимания наблюдается у 35% детей: эти дети – Саша, Даша, Даша, Леша, Игорь, Виктор, Стас смогли найти по 5-6 отличий. Этим детям постоянно нужна была помощь педагога: направление внимание на определенный фрагмент картинки, позволял им отыскивать различия. У 65% дошкольников объем внимания низкий: они смогли назвать по 2-3 отличия с помощью активного участия педагога. Егор, Андрей, Наташа, Татьяна не смогли назвать ни одного отличия – обе картинки для них были одинаковыми.

В контрольной группе также не было выявлено высокого уровня сформированности внимания. Средний уровень наблюдается у 50% старших дошкольников: они смогли найти по 5-6 отличий, у 50% детей был выявлен низкий уровень объема внимания. София и Вероника не смогли найти отличий, Карина, Сергей, Руслан смогли отыскать только по три отличия.

Исследование уровня развития речи фиксировалось при проведении всех методик по трем показателям: сформированность словарного запаса в соответствии с возрастом, грамматического строя речи и навыков связной речи. Все наблюдения позволили определить доли дошкольников с разным уровнем сформированности речевых способностей (см. таблицу 6).

Таблица 6

Распределение дошкольников экспериментальной и контрольной групп по уровню сформированности речи (%)

Уровень сформированности речевых навыков Экспериментальная группа Контрольная группа
Высокий уровень    
Средний уровень    
Низкий уровень    

 

Рисунок 5. Распределение дошкольников по уровню сформированности речи

У всех детей с задержкой психического развития слабо развита речь: слабо развитый активный запас словарных слов, конструирование простых нераспространенных предложений или употребление неполных предложений. У большинства детей нарушение речи связано с нечетким или неразборчивым произношением звуков. У 60% дошкольников без отклонений в развитии сформирован средний уровень сформированности речевых навыков: у детей этой группы словарный запас соответствует возрасту, они могут строить связно рассказ. У 40% детей наблюдается низкий уровень сформированности речевых навыков.

Исследование развития мелкой моторики руки, наличие-отсутствие тремора, плавность-прерывистость линий проводилось с использованием методики «Соедини точки». Результаты исследования даны в таблице 7.

Таблица 7

Распределение дошкольников экспериментальной и контрольной групп по уровню развития мелкой моторики рук (%)

Уровень сформированности мелкой моторики Экспериментальная группа Контрольная группа
Высокий уровень    
Средний уровень    
Низкий уровень    

 

Рисунок 6. Распределение дошкольников по уровню развития мелкой моторики рук

сформированности объема внимания (%)

У 30% детей с задержкой психического развития уровень моторики кисти рук находится на среднем уровне: основным показателем служит точное воспроизведение рисунка без отрыва от бумаги. Для подготовки к успешному обучению в школе эти показатели отражают недостаточный уровень развития произвольности действий. У 70% дошкольников эти показатели не сформированы: они пропускали точки для соединения, отрывали руку от рисунка.

В контрольной группе уровень сформированности мелкой моторики рук намного выше: у 5% детей – высокий уровень развития мелкой моторики, у 50% - средний уровень, у 45% - низкий уровень.

У старших дошкольников обеих групп наблюдается низкий уровень развития мелкой моторики рук: это негативно влияет на уровень сформированности речевых навыков и подготовки руки к письму.

Для исследования волевой регуляции и сенсомоторной координации и тонкой моторики руки мы использовали методику «Домик» Н.И. Гуткиной. В таблице 8-10 отражены результаты по данной методике.

Таблица 8

Результаты исследования по методике Н.Н. Гуткиной «Домик» детей экспериментальной и контрольной группы

Имя Экспериментальная группа Контрольная группа
Волевая регуляция Координация, мелкая моторика Волевая регуляция Координация, мелкая моторика
Артемий        
Михаил        
Даня        
Александр        
Дарья        
Тимофей        
Дарья        
Егор        
Алексей        
Андрей        
Елена        
Ирина        
Игорь        
Анна        
Наташа        
Люция        
Таня        
Роман        
Виктор        
Стас        

 

На основании наблюдений за работой старших дошкольников – их способностью точно, аккуратно, сосредоточенно срисовать домик, частоте обращения к образцу был определен самоконтроль деятельности – волевая регуляция.

За основу высокого уровня сформированности самоконтроля – волевой регуляции нами были взяты следующие критерии: дети сосредоточены, внешне собраны, эмоциональные реакции на вид деятельности позитивный. По ходу работы дети редко обращаются к образцу, сверяются с ним.

Средний уровень волевой регуляции: дошкольники сверяют несколько раз свой домик с образцом и частично исправляют ошибки, эмоционально устойчивы, стараются работать качественно.

Низкий уровень волевой регуляции был определен на основе следующего эмоционального поведения детей: постоянно отвлекаются во время выполнения задания, ведут себя беспокойно, рассеяны, на образец внимания не обращают. Исправить самостоятельно ошибки не могут.

По количеству допущенных ошибок, анализу самих рисунков – деталей рисунков (увеличенные или уменьшенные), разрывов прямых линий, штриховок были определены уровни развития мелкой моторики рук.

Высокий уровень сформированности сенсомоторной координации нами был определен на основании следующих критериев: задание было выполнено без ошибок или с 1-2 негрубыми ошибками.

Средний уровень сформированности сенсомоторной координации: задание было выполнено с 2-3 ошибками или неточностями, наблюдалось уменьшение или увеличение некоторых деталей рисунка.

Низкий уровень нами был определен на основании следующих критериев: задание было выполнено с 4-6 ошибками, на рисунках наблюдались нарушения в пропорции деталей по отношению друг к другу.

Таблица 9

Распределение дошкольников экспериментальной группы по уровню сформированности волевой регуляции и сенсомоторной координации (%)

Уровень сформированности Волевая регуляция Сенсомоторная координация
Высокий уровень    
Средний уровень    
Низкий уровень    

 

Рисунок 7. Распределение дошкольников экспериментальной группы по уровню сформированности волевой регуляции и координации движений

Высокий уровень сформированности волевой регуляции на первичном этапе исследования не был выявлен. Средний уровень сформирован у 35% дошкольников: они способны внимательно рассматривать рисунок-образец, рисуют по памяти, только медленно, однако после завершения работы не сумели сверить свой рисунок с образцом. Низкий уровень сформированности волевой регулярности сформирован у 65% дошкольников: они слабо работают с образцом – изобразили домик схематично, без повтора контура рисунка.

Средний уровень сформированности сенсомоторной координации и тонкой моторики руки наблюдается у 40% детей, низкий уровень – у 60%. У детей среднего уровня координации движений были допущены такие ошибки: отклонение прямых линий, неточная штриховка крыши, залезание линий друг на друга при изображении забора трубы. У дошкольников с низким уровнем сформированности сенсомоторной координации движений и мелкой моторики рук наблюдается много ошибок: преувеличены детали домика, забор и домик отдалены друг от друга, разрывы линий.

Таблица 10

Распределение дошкольников контрольной группы по уровню сформированности волевой регуляции и сенсомоторной координации (%)

Уровень сформированности Волевая регуляция Сенсомоторная координация
Высокий уровень    
Средний уровень    
Низкий уровень    

 

Рисунок 8. Распределение дошкольников контрольной группы по уровню сформированности волевой регуляции и координации движений

В контрольной группе средний уровень сформированности волевой регуляции был выявлен у 45% дошкольников, низкий уровень – у 55%.

Средний уровень сформированности сенсомоторной координации и тонкой моторики руки наблюдается у 50% детей, низкий уровень – у 50%. У детей среднего уровня координации движений были допущены такие ошибки: сильная штриховка всех деталей домика, особенно забора и трубы. У дошкольников с низким уровнем сформированности сенсомоторной координации движений и мелкой моторики рук также наглядно видно большое количество ошибок – от 4-х до 6.

Исследование по методике А.Л. Венгер «Мотивационная готовность к школе» способствовало выявлению внутренней позиции дошкольников (см. таблицу 11).

Таблица 11

Уровень сформированности мотивационной готовности к школе у дошкольников на констатирующем этапе исследования

Мотивационная готовность к школе Экспериментальная группа Контрольная группа
Сформированная мотивационная готовность    
Несформированная мотивационная готовность    

 

Рисунок 9. Уровень сформированности мотивационной готовности к школе у старших дошкольников на констатирующем этапе исследования

При анализе статистических данных учитывался правильный вариант ответов детей, именно он показывает личностные особенности качеств ребенка, его мотивационную сферу. На основании полученных ответов было определено, что только у 30% старших дошкольников с ЗПР и 50% детей без отклонения в развитии сформирована мотивационная готовность к школьному обучению. Эти дошкольники хотят пойти в школу, однако она им интересна только внешними факторами и игровыми мотивами: в школе интересно на переменках, в школе не надо спать, можно вместе играть. У 70% дошкольников с ЗПР и 50% детей в норме не сформирована мотивационная готовность к школе. Об этом свидетельствовали такие варианты ответов:

Артем: «Я бы хотел учиться в школе, где есть только рисование и физкультура, не было бы уроков, а только прогулки».

Миша: «Я бы хотел учиться в школе, где много перемен, за каждый правильный ответ давали бы сладости. Я согласился бы ещё ходить в детский сад».

Даня: «Я бы хотел, чтобы меня учила наша воспитательница, вместо школы хочу ходить в детский сад.

Таких ответов было много: это свидетельствует о том, что дети с задержкой психического развития испытывают тревогу и страх перед школой, боятся, что их будут ругать, так как они не умеют читать и писать.

Следовательно, у всех дошкольников с задержкой психического развития наблюдается пониженный уровень психологической готовности к обучению. На основании всех методик (см. приложение 3) был определен общий уровень сформированности готовности к школьному обучению.

Только у 20% детей с ЗПР выявлен средний уровень психологической готовности к школе. Дошкольники этой группы обнаружили познавательные интересы, желание идти в школу, достаточный уровень сформированности волевой регуляции (воспроизведение рисунка по образцу выполняли с негрубыми ошибками). Дети понимали смысл сюжета, изображенного на картинках, частично могли установить причинно-следственные связи, однако, у них наблюдался низкий уровень развития речи.

У 80% детей с ЗПР выявлен низкий уровень психологической и мотивационной готовности к образовательному процессу. Познавательная деятельность детей с задержкой психического развития отличалась следующими особенностями: неустойчивостью внимания, низкой скоростью выполнения перцептивных операций; память ограничена по объему, что выражалось в невысокой прочности запоминания, неточностью воспроизведения. Для детей этой группы характерно доминирование игрового мотива, позитивная внутренняя позиция по отношению к школе у них не сформирована, при воспроизведении образца допускают грубые ошибки. Этим детям свойственно отвлекаться во время выполнения заданий. Исправить самостоятельно ошибки не могут.

К старшему дошкольному возрасту у детей с ЗПР не сформированы соответствующие возрастным возможностям предпосылки логического мышления: вербальные варианты заданий вызывают затруднения, при сравнении предметов опираются на несущественные признаки. Речевые возможности у всех детей находятся на низком уровне. В мотивационной готовности к школе прослеживаются внешние и игровые факторы.

У старших дошкольников без отклонений в развитии уровень психологической готовности к школе выше: у 50% наблюдается средний уровень сформированности интеллектуальной и мотивационной готовности к школе. При выполнении каждого задания дети сосредоточены, внешне собраны, внимательно слушают задания. При рисовании и соединении точек часто обращаются к образцу, сверяются с ним. Однако, также как и у детей с ЗПР, у 50% детей без отклонений в развитии выявлен низкий уровень психологической готовности к школе: у них не сформирована мотивационная готовность, преобладает игровой мотив, внимание, память, мышление не достигают возрастной нормы.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных