Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕМА 10. Европейский и советский марксизм




1. Суть марксизма как философского течения и критика марксистами немецкой классики.

2. Законы диалектики в марксизме и их применение к истории, обществу и человеку.

3. Философия истории марксизма (формации, материалистическое понимание истории).

4. Практика и понятие отчуждения в марксизме.

5.Специфика советского марксизма.

6. Переосмысление и критика марксизма в неомарксизме (Лукач, Грамши, Маркузе, Фромм).

 

Базовые понятия

Материалистическое понимание истории, общественное бытие, общественное сознание, классовая борьба, способ производства, производительные силы, производственные отношения, базис, на дстройка, закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количества в качество и обратно, закон отрицания отрицания, отчуждение, практика.

 

Рекомендуемая литература:

1. Маркс К. Экономическо-политические рукописи / К. Маркс // К. Маркс, Ф. Энгельс. Собр. соч. Т. 42.

2. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // К. Маркс, Ф. Энгельс. Собр. соч. Т. 42.

3. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

4. Вильчек В.М. Прощание с Марксом: алгоритмы истории. М., 1993.

5. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX – начала XX века. М, 1988.

6. Межуев В.М. Маркс против марксизма - статьи на непопулярную тему. — М. 2007.

7. Умер ли марксизм? Материалы дискуссии // Вопросы философии. 1990. № 10.

8. Ципко А.С. Хороши ли наши принципы? // Новый мир. - № 4. – 1990.

9. Горский Д.П. Учение Маркса об обществе (Критический анализ): Пособие для преподавателей вузов. – М.: Наука, 1994.

 

Основное содержание темы:

Марксистская философия возникла в 40-х годах XIX столетия. Предпосылки её создания: формирование пролетариата и «дикого» капитализма, классовые противоречия времен развивающегося капитализма. Марксизм также опирался на немецкую классическую философию, диалектику Гегеля, английскую политэкономию, идеи социалистических утопий, антропологический материализм Фейербаха. Карл Маркс и Фридрих Энгельс - создатели диалектико-материалистической философии марксизма. Главный труд марксизма – знаменитый «Капитал» К. Маркса.

Основные идеи марксизма:

1) Материалистическое понимание истории - общественное бытие (экономика, производство) определяет общественное сознание (политика);

3) Классовая борьба – двигатель истории;

4) Классовая борьба обусловлена диалектическими противоречиями в обществе (между классом эксплуататоров и теми, кого эксплуатируют).

10.1. Материалистическое понимание истории в марксизмеозначает, что в основе её развития лежат материальные, экономические факторы. Это прогресс техники и производства, развитие самих производительных сил. Общественное бытие определяет взгляды людей, их цели и ценности, а значит, и общественное сознание. Общественное сознание – осознание обществом самого себя и окружающего мира.

Главное в общественном бытии – производство и способ производства. Способ производства обусловливает всю социальную, политическую и духовную жизнь. Марксисты выделяли азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный способы производства.

Способ производства - единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы – это орудия труда, средства труда и люди, участвующие в производстве. Производственные отношения – это отношения между людьми по поводу производства, распределения его результатов.

Когда противоречия между компонентами способа производства обостряются, может произойти революция, которая, в свою очередь, может сменить всю организацию общества. Причина этих противоречий в присвоении эксплуататорами т.н. «прибавочной стоимости» - разницы между продажной ценой товара и его ценой в производстве, затратами на производство. В таком случае, происходит переход к новой формации. Формация - это исторический тип развития общества, обусловленный формой собственности, уровнем развития производительных сил, социальной структурой.

Формаций всего 5, и их названия схожи со способами производства: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Смена формаций, как считают марксисты – естественный процесс, через него проходят большинство обществ. Базис формации – это экономика, а н адстройка - общественное сознание, идеология, политика.

Однако революции возможны только в тех обществах, где есть противоречия. Первобытнообщинная и коммунистическая формации – не антагонистические, т.е. в них нет противоречий. В остальных есть, и эти противоречия приводят, в конечном счете, к их смене.

10.2. Законы диалектики в интерпретации марксизма. Важную роль в этом играют законы диалектики. Они описывают и развитие природы, и развитие общества, и человека. В отличие от диалектики Гегеля, диалектика Маркса материалистична – здесь действует не абстрактный абсолютный дух, а материальные факторы.

1. Закон единства и борьбы противоположностей – борьба противоположностей приводит к их единству, временному или постоянному, как в процессе смены формаций.

2. Закон перехода количества в качество и обратно – количественные изменения преобразуют систему, давая ей новое качество. Развитие внутри одной формации – накопление количественных изменений, переход к новой – качественное. Другой пример – конвейерное и ручное производство.

3. Закон отрицания отрицания – если есть альтернативы, их синтез (третья позиция) будет отрицать обе альтернативы, но будет содержать в себе остатки этих альтернатив.

В истории противоречия – это классы, которые имеют противоположные интересы. Поэтому двигатель истории - классовая борьба. Одна из причин классовой борьбы – отчуждение. Первая ступень отчуждения - когда от человека отчуждаются результаты труда, и он ими не распоряжается. Труд превращается в обязанность. Кроме того, человек не владеет и орудиями труда, он отчужден от них (из-за частной собственности они принадлежат работодателю). В конечном счете, человек отчуждается от самого себя, своей человеческой сущности, у него нет свободного времени и средств на собственное развитие.[iii]

До марксизма реальный мир часто понимался как чуждый, наказание (христианство) или арена предзаданного саморазвития неких высших сил, в котором люди бессильные свидетели (Абсолютный дух Г. Гегеля). Если человек много занимался земными делами, считалось, что это отдаляет его от Бога. Философия истории марксизма, очевидно, ставит понимание истории в русло более материалистическое. В марксизме практика и реальный мир выше всего – сам прогресс истории зависит от экономической деятельности людей. Практика является и критерием истины в познании.

10.3. Марксизм в России. Среди радикальных последователей Маркса наибольшую известность получили некоторые его российские последователи. Хотя сам Маркс сомневался, что в России применимы его идеи – из-за своеобразия России и того, что капитализм только начал развиваться. В.И. Ленин (Ульянов) утверждал, что коммунизм сам не наступит, и нужна профессиональная революционная организация, которая будет вести борьбу за его ускоренный приход. По Марксу же, переход между формациями нельзя был ускорить, и происходил он по внутренним механизмам развития формаций.

Ускорение прихода коммунизма требовало ликвидации всякого сопротивления тех социальных групп, которые не исчезли сами собой в процессе истории – так развернулась борьба большевиков с царской аристократией, армией, предпринимателями, что стало причиной Гражданской войны в России. По Марксу же коммунизм должен был наступить в результате полного разложения общественных отношений, построенных на частной собственности, когда её владельцы исчезли бы как социальная группа. В этом случае переход к коммунизму произошел бы во всех капиталистических странах примерно одновременно. Попытки приближения коммунизма во всемирном масштабе (с помощью «экспорта революции» в страны Европы) не оправдались. После этого И.В. Сталин (Джугашвили) в своих выступлениях стал обосновывать тезис о возможности построения социализма и коммунизма в одной, отдельно взятой стране.

Сердцевиной учения марксизма было представление-мечта о социальной справедливости и, особенно, учение о преодолении отчуждения. Эти представления сформулировали по-новому идею гуманизма, дополнив риторику мыслителей Возрождения (призывавших довольно абстрактно к свободе). Однако реализация радикального марксизма на практике выявила несоответствие гуманистических идеалов марксизма и реальной практики - парадоксально, но марксизм стал основой для тоталитарных государственных режимов – СССР, Северной Кореи и др. Девиз «цель оправдывает средства» показал, что применение бесчеловечных средств, гражданские войны и репрессии лишь отодвигают в ещё более далекое будущее цель, ради которой всё начиналось.

Парадоксально несчастлива судьба марксизма как научной теории. Рационально сформулированная, основанная на ясных критериях экономического прогресса, развития производства, выдвинувшая диалектические законы развития, марксистская теория виделась многими как основа будущего понимания общества и экономики. Однако основные предсказания марксизма – нарастание классовой борьбы, разделение общества на капиталистов и рабочий класс, непримиримый характер их противоречий – не наблюдались на практике. Марксисты столь часто пытались объяснить неудачные предсказания общественного развития, перетолковывая задним числом сами предсказания, что попали в разряд псевдонауки по К. Попперу, который поставил марксистские предсказания в один ряд с астрологическими.

По всей видимости, явно упрощенными оказались и представления марксистов о экономике, классах, процессе смены формаций. Так, присвоение прибавочной стоимости оказалось не только источником неравенства между капиталистами и рабочими, но и источником развития производства, обогащения самих рабочих. Парадоксальным образом, современный пролетариат и предприниматель оказались в одинаковом положении, т.к. покупка товаров в кредит стала обыденностью и для современных «эксплуатируемых». Вместо понятия «класс» стали использовать теорию страт П. Сорокина, которая представляла общество как «слоёный пирог» со множеством прослоек, а не две противостоящие части.

10.4. Неомарксизм в Европе. Немало своеобразных интерпретаций марксизма появилось в рамках неомарксизма. Отечественные представители – П. Струве, Г. Плеханов, зарубежные - Д. Лукач, А. Грамши, Г. Маркузе, Э. Фромм. Эти мыслители немало писали о пороках капитализма и пытались выявить причины и рецепты излечения западного общества. Так. Э. Фромм писал о формировании т.н. «одномерного человека», затянутого в общество потребления и потерявшего творческую суть. В работе «Бегство от свободы» Фромм писал о том, как в современных обществах люди отказываются от свободы, права выбора в поисках «сильной руки», сильной власти государства, что ведёт к появлению фашистских и тоталитарных режимов.

 

ТЕМА 11. Философия позитивизма и постпозитивизма (19-20 в.)

1. Основные характеристики позитивизма как философского направления, этапы его развития.

2. Позитивная философия О. Конта.

3. Общая характеристика неопозитивизма и постпозитивизма (Т.Кун, И. Лакатос).

4. Критерии научности – общая характеристика. Верификация и фальсификация как критерии научности.

5. Критика позитивизма. Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда.

 

Базовые понятия

Позитивизм, неопозитивизм, махизм, постпозитивизм, критерии научности, верификация, фальсификация, эпистемологический анархизм, парадигма, научная программа, псевдонаука.

Рекомендуемая литература:

1. Асмус В.Ф. Огюст Конт // Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. — М., 1984. — С. 203-216.

2. Крафт В. Венский кружок. Возникновение неопозитивизма — М.: Идея-Пресс, 2003.

3. Конт О. Дух позитивной философии. (Слово о положительном мышлении) / Перевод с французского И. А. Шапиро. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 256 с

4. Фейерабенд П. Против метода. М., Прогресс, 1986.

 

Основное содержание:

11.1. Позитивизм как философское направление. Позитивизм (лат. positivus — положительный, правильный) — направление в философии и науке, считающее своей задачей изучение «позитивного» знания.

Причины появления:

1) бурный прогресс естественных наук;

2) преобладание в философии идеалистических теорий, которые не могли быть основой научного понимания мира;

3) развитие капитализма, спрос на естественные науки;

4) успехи естествознания, учёные-естественники считают, что нашли рецепты точного знания. Поэтому они пытаются переделать философию, социологию, психологию, превратить их в точные науки.

Основные этапы в развитии позитивизма:

1. Классический позитивизм - О. Конт, Дж. С. Милль, Г. Спенсер.

2. Эмпириокритицизм (махизм)- в XIX — начале XX в. Э. Мах.

3. Неопозитивизм (логический позитивизм)- 30—60-е гг. XX в. (Л. Витгенштейн).

4. Постпозитивизм – 60-70-е г. (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос).

Основные идеи позитивизма:

1) Научный метод должен быть один и тот же, независимо от того, в гуманитарных или естественных науках он применяется.

2) Точные науки (математическая физика) дают методы работы другим наукам.

3) Необходимо внимание к фактам и их тщательной проверке.

4) Все подлинное положительное знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их объединения. Философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет смысла. Каждая наука — сама себе философия.

11.2. О. Конт об истории, познании и философии. О. Конт – представитель первого позитивизма. Он критиковал философию, которую считал по большей части устаревшей и отставшей от уровня развития естественных наук, сильно продвинувшихся вперед в 17-19 веках. Устаревшая философия должна быть устранена, вместо неё нужна т.н. «позитивная философия». Только положительная философия может стать твердой основой общества и прекратит кризис, испытываемый всеми цивилизациями. Любое знание должно быть основано на фактах.

Польза и назначение положительной философии по Конту:

1) Положительная философия находит логические законы.

2) Она должна руководить воспитанием и образованием.

3) Она может влиять на специальные науки, совершенствуя их методы работы.

4) Она - единственная прочная основа для общественных реформ.

Конт выделяет три основных стадии интеллектуальной эволюции человечества в понимании природы. В первом, теологическом состоянии люди объясняют природу сверхъестественным образом (религия). Во втором, метафизическом (или абстрактном) состоянии природа объясняется абстрактными силами (философия). В третьем, научном (или положительном) состоянии человек стремится к тому, чтобы познать действительные законы, правильно комбинируя рассуждения, наблюдения и эксперименты. Суть в том, что это именно стадии, одна идет за другой, а не виды мировоззрения, сосуществующие в одно время. Иначе говоря, Конт считает все предшествующие стадии отжившими, а актуальной только науку.

11.3. Эволюция позитивизма в начале XX в. Однако конец 19-начало 20-го века – время научной революции, существенно изменившей и идеологию, философию науки. Происходит открытие рентгеновских лучей, радиоактивности, электромагнетизма, электрона, давления света, кванта энергии. Объяснить их механистически в духе Ньютона не выходило, а предложенные А. Эйнштейном и Н. Бором решения некоторых проблем сами стали источником для дискуссий. Объяснение стало запутанным, и понимание сути стало уступать место чисто внешнему математическому описанию. Поэтому второй позитивизм становится гораздо менее уверенным в себе и более идеалистическим. Жесткое противопоставление гуманитаристики и естественных наук сменяется размышлениями о том, что такое наука, насколько точны и строги законы и понятия науки, каковы исторические формы науки и есть ли четкие границы науки с другими формами культуры.

Э. Мах - представитель второго позитивизма. Он отказывается считать понятия классической физики объективными и независимыми от человека, говоря о субъективности понятий массы, силы и т.д. В природе, по его мнению, нет причин и следствий. Не стоит искать в физике понимания сущности явлений, она говорит лишь о функциональных связях элементов. Понятия Мах рассматривал как «комплексы ощущений», а науки - как совокупность гипотез.

Неопозитивизм, или логический позитивизм можно найти в концепциях Л. Витгенштейна. Внимание Витгенштейна направлено на «королевскую проблему» философии науки – проблему демаркации науки и ненауки. Витгенштейн предлагает разграничение на уровне лингвистического анализа высказываний. Метафизические предложения (непроверяемые с помощью наблюдения или эксперимента) бессмысленны, метафизические проблемы он считает псевдопроблемами. Философия сводится автором к анализу естественных и искусственных языков.

Витгенштейн много анализирует эмпирический критерий истинности знания, названный критерием верификации. Верификация (доказательство, подтверждение) — установление истинности научных положений их эмпирической проверкой с помощью наблюдения, измерения или эксперимента.

11.4. Постпозитивизм в философии XX в. В 60 - 70 гг. 20-го века развивается постпозитивизм. Постпозитивизм – современное направление, которое ещё рано считать законченным, однако уже сложилось, что его представителями считают Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда и др.

Основные его черты:

1) Внимание к философии науки

2) Отказ от разграничения философии и науки.

3) Анализ научного знания, его структуры и динамики развития.

4) Релятивизм, выразившийся в приравнивании науки к ненаучным формам познании.

11.5. К. Поппер. Фальсификация, теория «открытого общества». К. Р. Поппер одним из первых заинтересовался проблемами роста научного знания и пришел к выводу, что этот процесс связан со сменой научных теорий. Посещая лекции по физике Эйнштейна, астрологии, марксизму и др., он заметил, что между этими теориями есть некое различие, которое, однако, не может быть описано критерием верификации. Как заметил Поппер, подтверждаться (хотя бы иногда) может совершенно бессмысленная теория. Какова же тогда разница между научной теорией и ненаучной?

По Попперу, научная теория должна не столько подтверждаться, сколько быть опровержимой, т.е. подчиняться критерию фальсификации – любая научная теория должна быть в принципе опровержима. Это значит, что должны быть границы применения теории. Если она претендует на глобальность, всеохватность, объясняет любые свои неудачи, то она не научна. В науке же, по его мнению, любая теория неполна; наука развивается путем проб и ошибок разных теорий, что означает, что иногда теории признаются неверными (вернее, почти любая научная теория рано или поздно оказывается неверной или неполной).

Принципы развития науки Поппер распространил и на общество в целом в своей известной работе «Открытое общество и его враги». Марксизм, нацизм и капитализм критикуются Поппером, ищущим новое мироустройство в виде государств, открытых для социального соревнования, политической конкуренции. В таком обществе практически нет табу, запретов и догм – оно открыто как для других государств, так и для своих граждан, поднимающихся вверх по социальным лифтам. Гарантия прав личности и частной собственности вместе с реальной конкуренцией создают предпосылки для быстрого прогресса – социального, технологического, научного. Закрытые же общества, по мнению Поппера, обречены на изоляцию, затухание конкуренции, технологическую отсталость, неэффективность политической системы (закостенелость и несменяемость элит останавливают «социальный лифт» и вызываются недовольство).

11.6. Развитие науки в интерпретации Т.Куна. Слабости теории самого Поппера не укрылись от пристального взгляда его учеников и последователей. Т. Кун – автор знаменитой книги «Структура научных революций» (1963 г), одной из самых известных и цитируемых работ в истории философии науки.

Автор её считал, что фальсификация научных теорий совсем не главное в научном прогрессе. История науки, по его мнению, борьба между научными парадигмами - теоретическими стандартами, методами, ценностями ученых. Парадигма гораздо шире конкретной научной теории или программы. Если парадигма сильна, это период «нормальной науки» - учёные разрабатывают те проблемы, которые диктует парадигма, никаких революционных открытий нет. Рано или поздно появляются аномалии – несоответствия теории и практики, те факты, которые теория не может объяснить. В период научной революции создаются новые парадигмы; они должны хотя бы частично разрешить противоречия и дать истолкование аномальных случаев. Старая и новая парадигмы всегда несовместимы, преемственности в этом смысле нет. Однако отказ от парадигмы сопряжен не столько с фальсификацией или верификацией, сколько с переоценкой ценностей и иррациональным выбором учёных.

Рисунок 6 Лондонская школа экономики и политических наук - место работы и споров К. Поппера, Т. Куна и И. Лакатоса.

11.7. И. Лакатос о «научно-исследовательских программах». П. Фейерабенд. И. Лакатос, другой видный постпозитивист, представляет развитие науки как непрерывный процесс выдвижения и уточнения гипотез. Он говорит о смене научно-исследовательских программ. В модели Лакатоса нет революций, аномалии не ведут к смене господствующей теории. В научном знании он выделял две области. Позитивная эвристика – это принятые в науке теории, проверенные. Для механики это законы Ньютона. Есть также область негативной эвристики – здесь факты и теории, не укладывающиеся в известные теории (например, движение световых квантов). Но они рано или поздно проходят проверку на научность и входят в область позитивной эвристики, либо отвергаются как ненаучные. Иногда это может привести и к появлению новой программы (на основе исследований света, в оптике, А. Эйнштейн сформулировал свою теорию относительности). Модель Лакатоса – как он сам считал - «утончённый» фальсификационизм.

П. Фейерабенд иногда называется «Фейербахом позитивизма» в том смысле, что он много критиковал предшественников, подобно тому, как Фейербах критиковал немецких идеалистов. Он отвергал особый статус научной объективности и считал, что наука – только один из равноправных способов объяснения мира. Он утверждал, что наука вовсе не так рациональна, как это обычно считается. Учёные многое принимают с недостаточными доказательствами, нерационально защищают явно устаревшие концепции, не чуждаются и подтасовок. Фейерабенд считал науку идеологией, а раз так, то ее нужно отделить от государства, как, например, религию. Точка зрения Фейерабенда - «методологический анархизм». Он считает, что в науке «всё подходит», надежных методов нет. Нужно создавать множество теорий, не думая об их обоснованности, а конкуренция сама покажет, что к чему.

На постпозитивизме завершился большой круг позитивизма – позитивизм попытался исключить всё человеческое, всё субъективное из познания, но, в конце концов, обнаружил, что сделать это невозможно.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных