Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Французские просветители




 

XVIII век вошел в историю как век Просвещения. Унаследованная от Локка и

Лейбница идея перестройки жизни на разумных основаниях была подхвачена рядом

мыслителей Англии, Германии, Франции и других европейских стран. Эта перестройка мыслилась как результат распространения положительных, практически полезных знаний о природе и обществе среди широких кругов образованных людей. Особое внимание следовало уделять правителям - приобщить их к новейшим достижениям науки и философии. Просвещенные монархи и должны, полагали просветители, осуществить внедрение принципов разума в жизнь, быт своих государств и народов. А так как знания о природе и обществе противоречили тому, что утверждалось традиционным христианством, то главную свою задачу мыслители-просветители видели в критике его, т.е. в борьбе с религиозными догмами, принимаемыми на веру, но противоречащими здравому смыслу, тем более - не имеющими опытно-рационального обоснования.

 

Поскольку же великие философы и ученые Нового времени - Декарт, Спиноза, Ньютон, Лейбниц в своих построениях так или иначе принимали идею Бога, создавали иллюзию согласованности разума с фундаментальными догматами религии, то атеизм и антиклерикализм просветителей был одновре-менно и критикой любых форм компромисса науки (естествознания) с метафизическим наследием схоластики. Разум, освобожденный от всех пут, признается теперь единственным и высшим судьей всего существующего, призванным указать правильный путь человеку в личной и общественной жизни.

 

Общее философское основание своим взглядам просветители Европы и Северной

Америки нашли в учении Локка об опытном происхождении человеческого знания.

Однако если сам Локк в работе "О рациональном христианстве" еще пытался

согласовать религию с рациональным познанием, опираясь на опыт, то его

английские последователи - Джон Толанд (1670-1722) в сочинении "Христианство без тайн", Антони Колинз (1676-1729) в труде "Обсуждение основ христианской религии" - выступают с явной и открытой критикой религиозней ортодоксии, переходя на позиции деизма, воспринимавшегося в то время как атеизм. Толанд, предтеча материалистов XVIII века, учил тому, что движение является атрибутом материи. Дэвид Гартли (1704- 1757), опираясь на учение Локка, закладывал основы

материалистического понимания психики. Джозеф Пристли (1733-1804) в гносеологии опирался на взгляды Локка и Гартли, в социологии защищал право народа на восстание, если правители попирают естественные права человека. И он, и Гартли, выступая как вольнодумцы, не выходили за пределы деизма, хотя и сочетали его с материалистической трактовкой многих философских воп-росоз. Под влиянием Локка и английских просветителей находились и многие выдающиеся общественные и политические деятели Америки - Томас Джефферсон (1743-1826), Бенджамин Франклин (1706-1790) и др. - основатели Соединенных Штатов Америки, творцы Конституции, проникнутой деистически-просветительскими идеями о человеке и его правах.

 

Особенно ярко дух Просвещения проявил себя во Франции, где мыслители-

просветители идеологически подготовили революцию 1789-1793 гг. Во Франции в это время классовые противоречия достигли особой остроты и напряженности, что и вело неумолимо к открытому политическому взрыву. В центре просветительских теории предреволюционной Франции была теория естественного права и общественного договора, согласно которой каждый человек обладает "естественным", т.е. природным, правом на жизнь и на свое место в мире. И этого права у него тем больше, чем больше у него сил. Но если люди будут неограниченно пользоваться своим правом, т.е. жить в "естественном" состоянии, то их права и интересы неминуемо столкнутся друг с другом, общественная жизнь станет попросту

невозможной. Поэтому личный интерес должен быть подчинен общественному: люди сами, добровольно должны отказаться от части своих естественных прав, передавая, делегируя их верховной власти - государству, между государством (в лице

государя) и народом (подданными государства) заключается общественный договор:

одна сторона (народ) жертвует частью своих прав, другая (государство) - берет на

себя обязанность и заботу обеспечить общественный мир и согласие.

 

В чем же революционный смысл (подтекст) этой теории? Ш. Монтескье, автор

знаменитой книги "О духе законов" (1748), противопоставляя естественные

(человеческие) законы законам божественным (церковным), видел достоинство первых именно в том, что они не застыли, не окостенели, а способны к новизне и

творчеству, а следовательно, к совершенствованию. Развивая идеи Монтескье,

радикальные идеологи Просвещения: Ж. -Ж. Руссо (1712-1778), Д. Дидро (1713-

1784), К. Гельвеции (1715-1771), П. Гольбах (1723-1789) настаивали на том, что

королевская власть свои обязательства перед народом не выполняет, что

общественный договор ею не соблюдается, а поэтому другая договаривающаяся

сторона - народ - вправе такую власть свергнуть! На место абсолютизма (светского

и клерикального) должна прийти власть "просвещенная", выражающая

сбалансированные интересы различных общественных групп (в действительности -

интересы свободного предпринимательства, т.е. интересы буржуазии).

 

Виднейший представитель французского Просвещения Франсуа Вольтер (1694-1778)

познакомил Францию и всю континентальную Европу с учениями Локка и Ньютона.

Творчески восприняв эти учения, он приходил к пониманию философии как великого

орудия разума в борьбе против неразумного, отживающего свой век общества. Все

творчество Вольтера проникнуто антицерковными настроениями; не отрицая религии

как таковой, он требует религиозной свободы. Считая, что в основе всех видов

познания лежит опыт, Вольтер делает из этого вывод, что человек по природе своей

общественное существо, что общественное устройство жизни должно обеспечивать

политическое и юридическое равенство людей. Вместе с тем социальное и

имущественное неравенство Вольтер рассматривал как предпосылку общественного

равновесия и нормального развития общества.

 

Жан-Жак Руссо, выразитель широких демократических слоев общества, оказал

огромное воздействие на формирование идей будущих якобинцев - самых радикальных вождей Французской революции. Как и все просветители, Руссо высоко оценивал общественный прогресс, но он же был первый, кто указал и на его противоречивый характер, связанный с тем, что развитие культуры создает искусственные потребности и отдаляет человека от природы. В условиях антагонистического общества развитие наук и искусств может принять и антигуманный характер, не облегчать, а утяжелять жизнь народа.

 

Великим начинанием французских просветителей было создание "Энциклопедии", в

которой с просвещенческих позиций была дана оценка всего известного из истории

человечества, всех достижений наук, искусств и ремесел. Это был гигантский труд,

в создании которого принимали участие все просветители во главе с философом и

писателем Дени Дидро и ученым-математиком Жаном Д'Аламбером. В центре

мировоззрения энциклопедистов стоял человек как часть природы. Природа, учили

они, существует сама по себе, не нуждаясь ни в каком сверхприродном начале.

Материя - строительный материал природы - вечна и обладает движением как своим

необходимым свойством. От природы человек добр, злым его делают несовершенные

общественные отношения, которые и нужно исправлять, перестраивая жизнь на

принципах разума.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных