Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социально-экономическое положение Беларуси (сер. 80-90-х г.г. 20в.)




 

Во вт. пол. 80-х г.г. 20в. стала видна необходимость поиска новых путей развития страны, обусловленная назреванием кризисных явлений в экономике республики, которые начались позже, чем в других советских республиках. Кризисные явления в экономике проявились, в первую очередь, в падении темпов роста производительности и ухудшении ее основных экономических показателей. Однако путей выхода из экономического кризиса до этого не было разработано. Поэтому их пришлось искать в соединении адинистративных методов руководства экономикой “сверху” с самоуправлением “снизу” на местах.

В Беларуси была принята республиканская программа “Интенсификация”. Первоначальной задачей в 1987г. была признана необходимость обеспечить переход от централизованной, командной системы управления к демократичной, основанной на экономических методах. Выход из скложного экономического положения виделся в переводе отраслей народного хозяйства, предприятий и объединений на полный хозрасчет и самофинансирование. При хозрасчете доходы, которые получало предприятие продажи, покрывают его расходы на производство этой продукции. При самофинансировании даходы предприятия превышают расходы и, т.о., оно само зарабатывает деньги и не имеет необходимости в государственном финонсировании.

Уже в 1988г. на беларуси в условиях хозрасчета и самофинансирвоания работали вся промышленность, агропромышленный комплекс, транспорт, торговля, большинство строительных организаций. Основной проблемой экономических преобразований являлось обеспечение выпуска продукции высокого качества и надежности, конкурентноспособной на мировом рынке, своевременное ее обновление в соответствии с потребностями потребителей. Однако в условиях командной экономики, итоги достигались в основном за счет административных методов. Т.о., перевод промышленных предприятий на полный хозрасчет и самофинансирование явился первым этапом экономической реформы, однако ожидаемых итогов он не дал.

Медленно осуществлялись преобразования в с/х, кот. были направлены на смягчение командного руководства колхозами со стороны государства. Состояние с/х ухудшилось и для обеспечения населения продуктами питания была введена система талонов. В этих условиях более настойчиво стали подниматься вопросы о необходимости перехода к разнообразным формам и способам хозяйствования на земле. В 1990г. был принят “Закон о собственности”, кот. предусматривал частную, коллективную и государственную собственность. В 1991г. был принят Закон “О сельском (фермерском) хозяйстве”. Однако фермерских хозяйств в Беларуси было создано очень мало.

Поиски путей перехода Беларуси к рыночным отношениям начались в связи с неэффективнстью всех принятых в кон. 80-х г.г. мер по интенсификации, хозрасчету, самофинансированию в условиях, когда в экономике продолжали перевешивать командные методы руководства. Началась разработка программы, необходимой для проведения рыночной экономической реформы. Так были приняты законы об аренде и индивидуальной рабочей деятельности. Однако меры, которые намечались программой, реализовать не удалось. Кризисное состояние экономики углубилось, а вместе с тем осложнились условия перехода к рынку. Наиболее остро встал вопрос об остановке обвального спада производства и инфляции. В нач. 90-х г.г. элементами рынка в республике стали введение рыночных цен на основную часть товаров и услуг, налаживание хозяйственных связей, становление предпринимательских, банковских и комерческих структур, проведение приватизации – передачи объектов из государственной собственности в частную. Между тем экономические показатели продолжали ухудшаться.

В кон. 90-х г.г. в качестве национальной модели РБ была определена социально ориентированная рыночная экономика. Она призвана соединить преимущества рыночной конкуренции и эффективной системы защиты интересов населения, идеи рыночного самоуправления и государственного руковдства. На первом этапе реализации этой модели преобладало государственное регулирвоание.

 


87. Общественно-политическая жизнь Республики Беларусь (сер. 80-х 20в. – нач. 21в.)

 

В сер. 80-х годов Беларусь вступила в период радикальных социально-экономических преобразований. Кризисные явления в жизни советского общества быстро нарастали. Перед высшим партийным и государственным руководством встала задача прекратить распад системы социализма. В марте 1985г. после смерти Черненко генеральным секретарем ЦК КПСС был избран Горбачев. В своем выступлении на апрельском (1985г.) Пленуме он объявил о планах реформ всестороннего обновления общества.

На январском (1987г.) Пленуме была высказана мысль о необходимости усовершенствования социализма с помощью широких рабочих масс, интенсификации экономики на основе достижений науки и техники. Стержнем преобразований являлась демократизация всех сфер жизни, реформирование политических институтов. Первоначально значительную роль сыграла объявленная в 1987г. гласность. В стране возникают неформальные клубы и объединения, где ведутся дискуссии по всем вопросам политической и общественной жизни, была существенно ограничена роль цензуры.

Расширение демократизации было невозможно без реформы политической системы. В декабре 1988г. в соответствии с решениями 19 партконференции был принят Закон «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР», согласно с которым было решено созывать съезд народных депутатов и создать постоянно действующий Верховный Совет СССР (2/3 депутатов должны были избираться населением по территориальным округам, 1/3 – от общественных организаций).

Первые свободные выборы проводились в 1989г. Всего от Беларуси было избрано 60 депутатов. На первом съезде народных депутатов СССР Председателем Президиума был избран Горбачев, было принято решение о разработке новой конституции, созданы парламентские комиссии. Съезд закончился созданием двух направлений: либерального во главе с Горбачевым и радикального – в виде официально оформленной в конце июня 1989г. Межрегиональной депутатской группы, в которую вошли Собчак, Попов, Ельцин, лидер – Сахаров. Межрегиональная группа заявила о необходимости демонатажа системы и стала в оппозицию к власти, они потребовали отмены 6-й статьи Конституции о ведущей роли КПСС.

Уже в январе 1990г. в партии возникает Демократическая платформа, организаторами которой стали Шестоковский и Лысенко. В ее руководство сначала вошли и некоторые члены Межрегиональной депутатской группы – Ельцин, Попов. Параллельно в партии возникают центристское и ортодоксальное течение, что свидетельствовало об углублении кризиса. Начинается массовый выход из ее рядов. В середине 1990г. III съезд депутатов отменил 6-ю статью Конституции. На съезде было принято решение об избрании Президента, которые произошло сразу же на съезде. Был избран Горбачев.

Важную роль в политической реформе сыграло восстановление выборной системы в союзных и автономных республиках. В октябре 1989г. сессия Верховного Совета БССР приняла Закон о выборах народных депутатов БССР и о выборах народных депутатов местных Советов. По примеру союзного законодательства было сохранено право избрания 50 депутатов от общественных организаций. Выборы в Верховный Совет БССР прошли 4 марта 1990г. В мае 1990г. прошла первая сессия Верховного Совета БССР, где председателем был избран Дементей. Верховный Совет развернул законодательную деятельность, направленную на реформирование экономики, политической системы, все уклада жизни.

В соответствии с реформой политической системы в 1990г. был принят Закон СССР «Об общественных организациях». Население получило права на создание товариществ и объединений, а также политических партий. Однако это произошло гораздо раньше. В 1989г. в Вильнюсе организационно оформился народный фронт «Возрождение». В программном заявлении было подчеркнуто, что БНФ выступает за перестройку общества на принципах демократии и социальной справедливости, правовое государство, реальный суверенитет Беларуси. Народный фронт создал в Верховном Совете парламентскую оппозицию. В октябре 1990г. прошел установочный съезд Объединенной Демократической партии Беларуси (ОДПБ). Главная цель – постройка демократического общества с приоритетом общечеловеческих ценностей. По своей ориентации это организация общедемократической направленности, она выступала за свободу личности, частную собственность, семейные традиции.

Для защиты политических прав и экономических интересов крестьянства в феврале 1991г. была создана Белорусская крестьянская партия (БКП). Главная задача – осуществление земельной реформы и ликвидация командно-административной системы в с/х. Реформа должны была проходить в двух направлениях: создание фермерских хозяйств и преобразование колхозов и совхозов в ассоциации и акционерные товарищества.

В республике начали возрождаться и социал-демократические традиции. Группа народных депутатов в Верховном Совете БССР, ученых и писателей, организовали свою партию – Белорусскую социал-демократическую громаду (БСДГ), установочный съезд которой прошел в 1991г. В программном заявлении говорилось, что задачи партии основаны на общечеловеческих ценностях и традициях белорусской социал-демократии начала ХХв. Громада основной целью объявила постройку свободного и демократического общества, основанного на принципах свободы, равенства, приоритета права. БСДГ выступила за преобразование общества с помощью реформ, без принуждения и насилия при достижении своих целей, опираясь на Конституцию и законодательство.

Создание политических партий и объединений свидетельствовало о глубоких изменениях в общественной жизни и развитии демократии. Несмотря на небольшой количественный состав, они содействовали возникновению в республике парламентской оппозиции, расширению прав граждан, поиску новых подходов к определению сложных проблем общественной жизни. Многопартийность означала конец монополии коммунистов на власть. Под воздействием этих процессов возникают идеи о необходимости реформирования коммунистической партии в направлении ее демократизации и преобразования в партию парламентского типа.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных