Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Раненые люди из Южной Африки




Невзирая на вполне объяснимую разницу в стиле, фигуры, идентичные образу раненого человека из Европейского региона, встречаются — столь же редко — в южноафрикан- ском искусстве каменного века. В качестве одного из наи- более ярких примеров можно упомянуть раненого человека из Свободной провинции, который был бы уместен в том числе и в Куньяке, и в пещере Пеш-Мерль. Ведь и это суще- ство, подобно французским созданиям, имеет некоторые признаки териантропии [18].

Фигура изображена распростертой, как если бы она плыла или парила в воздухе. И со всех сторон в нее вонза- ются острые, короткие линии (не менее пятидесяти), пред- ставляющие собой копья или стрелы [19].

 

Раненых людей рисовали и художники сан. Это фигура из Восточной Свободной провинции, Южная Африка (RARI)

В округе Мутоко, что находится в Зимбабве, к востоку от столицы этой страны Хараре, можно увидеть еще одно изображение раненого человека, созданного художником племени сан. Его фигура пронзена восемью или девятью линиями, похожими на стрелы. И он тоже словно бы парит в воздухе [20].

Два следующих образца также обнаружены в Зимбабве. Оба они нарисованы на одной и той же скале в округе Ma- кони, к югу от Мутоко. В первом случае художник изобра- зил бегущую фигуру с гротескно раздутой головой, длин

Раненый человек, Мутоко, Зимбабве (по Гарлаке, 1995)

 

Раненые люди, Макони, Зимбабве (по Гарлаке, 1995)

ным телом и укороченными ногами. Четыре линии вонза- ются в крестец, нижнюю часть спины, живот и лицо этого существа [21].

У второй фигуры, раненной в спину и живот, человече- ские ноги и туловище совмещены с хвостом слона [22].

Проблема знаков

Териантропы и раненые люди, а также странное равенство между ними остаются одной из наиболее сложных загадок пещерного искусства. В следующих главах мы подробно ос- тановимся на том, каким образом нейропсихологическая теория Дэвида Льюиса-Вильямса отвечает на этот и многие другие вопросы, до сих пор считавшиеся абсолютно нераз- решимыми.

Одной из наиболее важных в этом списке является про- блема «знаков», присутствующих наряду с изображениями животных едва ли не во всех наскальных росписях эпохи верхнего палеолита. В число таких знаков входят волнистые и зигзагообразные линии, изображения решеток, шахмат- ных досок и лестниц, фигуры, напоминающие паутину, пус- тые и заштрихованные квадраты и прямоугольники, ром- бовидные узоры, так называемые фестоны (сформированные из многочисленных дугообразных линий, расположенных параллельно друг другу), группы точек (то образующих фи- гуры животных, то вытянутых в линии), а также целый ряд других, нередко геометрических знаков [23].

 

До сих пор ученые так и не смогли предложить ни од- ной приемлемой интерпретации подобных фигур, а также характера их взаимосвязей с натуралистическими образа- ми животных, которыми, собственно, и знамениты доисто- рические пещеры [24]. Очень часто знаки и фигуры накла- дываются непосредственно на изображения животных и людей, тем не менее исследователи пещерного искусства не раз высказывали ничем не подтвержденную гипотезу о независимом существовании двух этих «систем изображе- ния»: «Одна из них носит образный, весьма реалистический характер. В ней проявляется способность художника наблю- дать за реальной природой. Вторая система, включающая в себя не образы, а знаки, с полным правом может быть на- звана символической, и ее значение нами до сих пор не объ- яснено» [25].

Обе эти системы возникли в самом начале эпохи верх- него палеолита. Во французской пещере Шове можно ветре- тить рисунки животных и териантропов, которые считают- ся одними из древнейших в мире. И там же представлены первые образцы тех узоров, которые археологи традици- онно называют «знаками».

И обе эти системы благополучно просуществовали до самого конца эпохи, отмеченной расцветом пещерного

Шове: слева — из тучи точек вырисовывается форма животного;
справа — параллельные дуги и крест

 

искусства. В пещере Шове, совсем недалеко от входа в это подземное царство, находится просторный и высокий грот Бунюэль, богато декорированный всевозможными знака- ми, включая три панно из крупных точек, нарисованных красной охрой, и причудливое скопление изогнутых ли- ний, увенчанное крестом [26].

Если углубиться еще дальше в лабиринт комнат и кори- доров Шове, то можно добраться до так называембй гале- реи Красных Панно. Здесь, между двумя отпечатками чело- веческих ладоней и головой крупного хищника, представ- лен полукруг из дюжины маленьких красных точек [27].

Шове: хищник и точки

Совсем рядом находится Панно знаков, на котором изображена необычайно загадочная геометрическая фигу- pa. В центре ее вытянулся по вертикали узкий знак, кото- рый с большой натяжкой можно назвать прямоугольником. Верх у этого знака несколько шире низа, и по всей длине его пересекают шесть изогнутых горизонтальных линий, заметно выступающих по обеим сторонам фигуры [28].

Этот знак почти — и все же не совсем — напоминает те- ло какого-то большого насекомого, при этом шесть парал- лельных линий могут обозначать его ноги. Однако «нали- чие в пещере очень похожих, но гораздо более выражен- ных геометрических узоров» вынуждает исследователей «воздерживаться от каких-либо поспешных зоологических

 

/

Шове: геометрия?
или насекомое?

интерпретаций», определяя загадочный рисунок в катего- рию абстрактных символов [29]. И в этом случае он уже не подлежит дальнейшим исследованиям, поскольку становит- ся причастным к той группе знаков, которую специалист по пещерному искусству Энн Сивкинг описывает как «язык, для которого у нас нет словаря» [30].

В главе четвертой мы уже говорили о том, что статуэтки из кости мамонта, обнаруженные в немецких пещерах Фо- гельхерд, Гайсенклостерле, Холе-Фельс и Холенштайн-Шта- дель, были созданы примерно в то же время, что и росписи Шове — то есть около 32 тысяч лет назад. И часть этих изящ

Фогельхерд: фигура льва, украшенная точками
и крестообразными насечками

 

ных фигурок также оказалась украшена геометрическими узорами, очень похожими на таинственные знаки из фран- цузских пещер.

Так, например, на статуэтку льва из Фогельхерда нане- сен узор из пятен, а на■ боку животного сделаны глубокие зарубки, образующие некое подобие ромбовидной решет- ки [31]. Голова второй статуэтки украшена рисунком из то- чек [32]. На третьей фигурке выгравирована целай серия дугообразных линий, точек и штрихов [33].

Фигуры Фогельхерда: решетки, точки и дуги
(по Доусону и Пору, 2001)

Если же мы перенесемся на несколько тысяч лет вперед, то тут нашему взгляду предстанут росписи пещеры Пеш- Мерль. Здесь наиболее распространенным узором, ветре- чающимся в самых разных местах, являются ряды точек, нанесенных на стены с помощью эмульсии каменного уг- ля, черного марганца и красной охры. Я уже упоминал о том, что в галерее Комбель имеется несколько изображений «вымышленных животных» (о них мы поговорим позднее), возраст которых оценивается в 25 тысяч лет. Но в той же галерее есть целый ряд небольших боковых комнат, укра- шенных разного рода знаками, составленными из тех же точек [34]. Вокруг отпечатка руки молодой женщины, на- долго приковавшего к себе мое внимание, расположен еще один интересный геометрический знак, выполненный из красных точек. Неподалеку от него, возле фигур женщин

Панно с лошадьми из Пеш-Мерль: пересекающиеся точки и фигуры

бизонов, можно видеть еще два рисунка из точек, отдален- но напоминающих круги.

На панно с лошадьми отметины, украшающие шкуры животных, выполнены из черных пятен, к которым позд- нее были добавлены красные. Причем обе группы точек вы- ходят за пределы главных фигур. Грива, шея и голова рас- положенной справа лошади, возраст которой составляет 24,6 тысячи лет [35], оттенены рядами черных пятен.

Вновь переместившись на несколько тысяч лет вперед, мы оказываемся в пещере «Голова Льва», расположенной в департаменте Ардеш. На стене пещеры художник нарисо

Слева — зубр и узор из точек в пещере Голова Льва. В центре
и справа — дуги и фигуры, составленные из линий. Пещера Коске

 

вал большого зубра. По мнению ученых, возраст этого изо- бражения составляет 22 тысячи лет. А прямо над фигурой животного находится квадратная решетка, составленная из красных точек [36]. В пещере Коске, росписи которой от- носятся к тому же периоду, можно наблюдать на редкость интересный узор, отчасти напоминающий ромб. Он состо- ит из восьми дугообразных линий, четыре из которых ори- ентированы в одну сторону и четыре — в другую [37].

В другом месте пещеры находится еще один странный знак — своего рода геометрически антропоморфная ком- позиция. Он включает в себя несколько прямых линий, на- поминающих ступени лестницы, четыре параллельных ду- ги и четырехугольную решетку, наложенную на геометри- ческий узор [38]. Кроме того, в пещере можно встретить большое количество зигзагообразных узоров, образующих самостоятельные знаки или же включенные в состав дру- гих символов и фигур.

Со временем частота использования таких знаков в пе- щерном искусстве лишь возросла. И уже в эпоху Мадлен- ской культуры, развивавшейся в период между 17 и 12 ты- сячами лет назад (то есть в самом конце того временного промежутка, который принято называть верхним палеоли- том), эти изображения начинают преобладать среди про- чих форм наскальной живописи [39].

V

״ ׳ 1

 

if *7СУ***'Jfo* /

у YY

״ п

NЛЛ/Чуууд

ΆΛ/ν׳'·:';:

Пещера Коске. Зигзагообразные линии, расположенные отдельно
и включенные в состав фигур и других знаков

 

Именно этим периодом датируются росписи в пещере Нио. На главном панно Черного Грота, расположенного в полукилометре от входа в пещеру, изображена фигура ибек- са. Изгиб рогов этого животного изящно сочетается с изо- гнутой же зигзагообразной линией.

В одном из гротов пещеры Труа Фрер, получившем на- звание Святилища, представлена целая композиция из по- добных образов. В их число входит фигура большого мед- ведя, покрытого узором из крупных горошин. А над ним парит фигура бизона, украшенная волнистыми и зигзаго- образными линиями.

Ч;

Слева — ибекс с зигзагообразными рогами, Нио. Справа — медведь,
украшенный пятнами, и бизон с волнистыми и зигзагообразными
линиями, Tpya Фрер (Брейль, 1952)

В Ласко, самой известной из всех пещер Мадленской эпохи, также имеется немало примеров сочетания изобра- жений животных с разного рода знаками. И прежде всего это касается Осевой галереи, отходящей к востоку от Зала Быков. На потолке, сразу после входа в галерею, нарисова- на желтой охрой прямоугольная решетка. И расположена она непосредственно между фигурами зубров и лошадей, которые словно бы кружат над вами в каком-то непости- жимом танце. Если пройти немного дальше, то на южной стене маленькой галереи можно обнаружить тринадцать круглых отметин, расположенных непосредственно под

 

фигурой оленя с филигранно вычерченными рогами. Ли- ния из точек заканчивается возле прямоугольного знака, который находится под головой оленя. Затем, уже на неко- тором расстоянии, линия возникает вновь. Теперь она про- ходит перед фигурой очень странной на вид лошади с боч- кообразным животом и непропорционально маленькой го- ловой. На уровне передних ног животного линия изгибается и принимает форму ярма.

Ласко. Точки и прямоугольный знак в сочетании
с фигурами животных

Пройдя еще несколько метров, вы снова замечаете на потолке двух лошадей, словно бы движущихся по направ- лению к вам. Над гривой одной из них расположен узор из четырех вертикальных линий, перечеркнутых сверху двумя горизонтальными. Очередные пять метров — и вы оказы- ваетесь перед изображением большой самки зубра, кото- рая прыгает, вытянув передние ноги таким образом, как ес- ли бы она не бежала, а парила. И сразу перед животным на- рисована еще одна решетка из пяти вертикальных линий, перечеркнутых тремя горизонтальными. При этом рисунок удивительно точно накладывается на общий рельеф стены.

Пройдя еще три метра, вы оказываетесь у восточного конца галереи. Здесь два ибекса стоят друг напротив друга последние 17 тысяч лет, разделенные одной лишь прямо- угольной решеткой, которая отчасти напоминает окно с шестью створками [40].

 

Ласко: решетка и прыгающая самка зубра

И это далеко не единственные знаки четырехугольной формы, которые можно обнаружить в пещерах Ласко. Бо- лее сорока из них находится в зале, именуемом Апсидой, и еще четыре — в Нефе [41]. Одна такая фигура, на редкость простая и вместе с тем изящная, имеет форму большого квадратного окна с девятью полихромными створками [42]. Наконец, на стенах пещеры можно увидеть множество узо- ров, составленных из точек самых разных размеров.

В Зале Быков шесть таких отметин нарисованы на плече четвертого зубра и еще четыре — на груди третьего. В Осе

Ласко. Два ибекса, разделенные «створчатой» решеткой

 

вой галерее, помимо упомянутой ранее линии из точек, про- тянувшейся между лошадью и оленем, можно увидеть два других знака, образованных теми же точками. Расположены они в самом конце галереи, В наиболее отдаленных частях пещеры — у основания одной из шахт и в конце Грота Хищников — находятся несколько прямоугольных знаков, состоящих из шести точек — по три в каждой линии [43].

Среди росписей знаменитой испанской пещеры Альта- мира, возраст которых составляет от 14,5 до 16,5 тысячи лет [44], тоже можно обнаружить загадочное смешение геомет- рических знаков и натуралистических образов животных, обитавших на территории Европы в эпоху ледникового пе- риода.

Узоры с потолка Альтамиры, напоминающие сети, паутину
и «вспышки звезд»

На полихромном потолке главного зала представлены сети и решетки, зигзагообразные линии, узоры, похожие на «вспышки звезд» и паутину. Есть там и четырехугольная фигура, напоминающая створчатое окно [45]. В маленькой боковой галерее, расположенной возле Зала II, можно уви- деть еще один необычный узор. Пять узких «лестниц» (каж- дая из которых представлена двумя вертикальными линия- ми, пересеченными множеством горизонтальных) сбегают вниз по левой стене галереи.

Ближе к полу эти «лестницы» изгибаются и переплета- ются друг с другом. А в самом конце галереи находятся че

Узоры

из маленькой боковой
галереи Альтамиры,
отчасти напоминающие
лестницы

тыре искривленных прямоугольника, каждый из которых пересекает несколько горизонтальных линий. И лестницы, и эти прямоугольники выполнены красной охрой [46].

Пройдя дальше в глубь пещеры, мы оказываемся в уз- ком, извилистом переходе, получившем название Лошади- ного Хвоста. Стены этого коридора покрыты причудливы- ми «масками» человеко-бизоньих лиц, которые художнику удалось создать весьма незамысловатым способом — доба- вив несколько черных линий к естественным очертаниям, проступившим на скальной поверхности. Среди этих обра- зов неизвестный художник раз!местил целый ряд геометри- ческих знаков — несколько групп навикулярных фигур и один четырехугольник, — вычертив их с помощью того же каменного угля. Как уже было отмечено, одна из этих фи- гур представляет собой почти идеальный прямоугольник, стенки которого слегка изогнуты вовне. Он разделен на пять вертикальных полос, две из которых имеют подобие лестниц с крохотными горизонтальными перекладинами, еще две заполнены ромбовидными штрихами, тогда как внутренняя полоса остается совершенно пустой. Навику- лярные фигуры похожи очертаниями на маленькие лодки, плоские «палубы» которых прочерчены горизонтальными

 

Альтамира: наиболее интересные узоры из Лошадиного Хвоста

линиями. Такие же линии пересекают и изогнутые «кили». Иногда еще одна черта тянется параллельно самому «килю». А в одном случае вся фигура оказалась разделена на пять- десят с лишним маленьких квадратиков [47].

В нескольких километрах к югу от Альтамиры находят- ся еще две пещеры — Эль Кастильо и Ла Пасьега. Они рас- положены глубоко в недрах горы, возвышающейся над го- родом Пуэнте Вьесго. Росписи и гравюры, покрывающие стены этих пещер, создавались на протяжении многих ты- сячелетий. Первые из них появились здесь около 30 тысяч лет назад, а последние — 13 тысяч лет назад, то есть в кон- це Мадленской эпохи.

В Ла Пасьеге вы идете вдоль галереи, стены которой ук- рашают бесчисленные фигурки животных — главным об- разом оленей, зубров, бизонов и лошадей. А затем вы внезап- но оказываетесь напротив целого скопления четырехуголь- ных и лестницеобразных знаков, изображенных красной охрой. Более двадцати таких фигур разместились вокруг и внутри входа в узкую расщелину, расположенную в конце галереи [48].

В Эль Кастильо также есть небольшой коридор, укра- шенный всевозможными знаками [49]. Здесь можно увидеть многочисленные волнообразные линии из красных точек, сложенные в самые разные геометрические узоры, включая и крест. Иногда эти линии группируются в вертикальные по- лосы, чем-то напоминающие нити бус [50]. И здесь же, бок

 

о бок друг с другом, представлены десять отчетливо про- сматривающихся прямоугольных знаков, поделенных на множество дополнительных панелей. В некоторые из них оказались включены высокие, узкие «лестницы». Один из таких прямоугольников, слегка искривленный и поделен- ный на шесть «окошек», удивительным образом напомина- ет знаменитый логотип компании Microsoft («летающее ок- но»), предваряя его на целых 14 тысяч лет.

В другой части Эль Кастильо неизвестный художник ук- расил стену узкого коридора большим количеством крупных красных точек, выстроив их в извилистую линию, отдельные

Слева — геометрические узоры из Эль Кастильо;
справа — деталь этой же композиции

 

части которой дублируются дополнительными рядами точек Общая длина этой линии составляет 50 метров [51].

Чуть дальше на стене заметны очертания человеческой руки: художник просто обвел краской чью-то ладонь. Ka- кой-нибудь метр в сторону — и вы уже оказываетесь перед узором из перекрещенных зигзагообразных линий, напо- минающих кусочек двойной спирали ДНК [52].

Что же можно сказать обо всех этих знаках к началу второго столетия академических исследований, посвящен- ных проблеме пещерного искусства?

«Вполне возможно, что мы так никогда и не узнаем зна- чения росписей, созданных в эпоху палеолита, — говорит Энн Сивкинг, выражая тем самым мнение подавляющего большинства ученых, — ведь если натуралистический эле- мент этих росписей потенциально постижим, то идиома- тический и схематический — уже нет» [53].

В основу столь пессимистического мышления легло, как отметил Дэвид Льюис-Вильямс, то обстоятельство, что «так называемые знаки европейского искусства эпохи верхнего палеолита сдали непреодолимым препятствием для архео- логов, и до сих пор... не было выдвинуто ни одного прием- лемого их истолкования» [54].

Знаки племени сан

Мы уже успели отметить, что доисторическое искусство пле- мени сан, обитавшего некогда на территории Южной Аф- рики, имело немало общих черт с европейскими роспися- ми эпохи верхнего палеолита. Так что вряд ли стоит удив- ляться TOiMy обстоятельству, что «лестничные» узоры, очень похожие на фигуры из Альтамиры и Эль Кастильо, были обнаружены в южноафриканских горах [55]. Здесь же мож- но встретить и образцы других узоров, типичных для пе- щерного искусства Европы.

Одним из наиболее распространенных знаков являются зигзаги и зигзагообразные линии. Так, в Драконовых горах, в провинции Квазулу-Наталь, можно увидеть человеческую фигуру (с шестью пальцами на руках!), руки и шея которой выписаны с помощью зигзагообразных линий [56].

 

Южноафриканские наскальные росписи: узоры,
напоминающие лестницы

В Пещере Шаманов неподалеку от города Юниондейл также имеется весьма примечательный узор, сложенный из тех же зигзагов и отдаленно напоминающий человеческую фигуру [57]. Поблизости от Ущелья Бушменов, расположен- ного в Кедровых горах, находится небольшая пещера, по- лучившая название Чарли Браун. Здесь можно увидеть изо- бражение целой группы танцующих женщин, помеченных все теми же зигзагообразными линиями.

Фигура с зигзагообразными ногами
и шестью пальцами на руках,
район Драконовых гор

 

Кедровые горы: слева — танцующие женщины и зигзагообразные
линии; справа — Белая Сеть

Помимо этого в горах можно встретить немало узоров, напоминающих сети и решетки. Достаточно вспомнить хо- тя бы так называемую Белую Сеть, расположенную прямо под выступом скалы — причем так низко, что для того, что- бы увидеть ее, необходимо лечь на спину [58]. А возле реки Райет в Северной Капской провинции можно увидеть не- мало геометрических узоров, выгравированных прямо в скале [59]· И среди них — бесчисленные решетки, заклю- ченные в квадраты, овалы и круги и напоминающие «окна» из Ласко и Эль Кастильо.

В округе Гуруве, расположенном на севере Зимбабве, часто встречаются овальные узоры, внутри которых нахо- дятся все те же геометрические решетки [60].

Г еометрические
гравюры, Северная
Капская провинция,
округ реки Райет

 

На северо-востоке страны, в округе Мурева, нам прихо- дилось видеть целые потоки из точек, нарисованных меж- ду парами волнистых параллельных линий. И там же мы наблюдали узор, в котором квадраты ровного цвета мере- довались с квадратами, заполненными точками [61].

В Западной Опекой провинции (Южная Африка) есть ме- сто, называемое Салманслагте. Ландшафт здесь не слишком радует разнообразием: сплошные ущелья, русла пересохших рек, скалы и нагромождения валунов. И одна из таких скал (60 метров в длину) вся расписана фигурами людей и животных, перемешанных с разного рода геометрическими знаками — как схематического, так и идиоматического плана.

Слева и в центре — «волшебный ковер־> и зигзагообразные узоры
из Западной Капской провинции. Справа — сеть из тонких линий,
нарисованная в Кару художниками сан

Как мы уже отмечали ранее, подобное смешение явля- ется типичным и для европейского пещерного искусства. Мое внимание привлекли к себе так называемый «волшебный ковер» — прямоугольник, заполненный крупными точками, а также несколько заштрихованных решеток или сетей, зигзагообразные узоры и целая композиция из «арок» с на- рисованной поверх нее фигурой животного [62].

Но особенно интересным показался мне узор из волно- образных линий, по общей структуре весьма сопостави- мый с теми «фестонами» из пещеры Коске, о которых мы упоминали чуть ранее [63]. А еще в Салманслагте можно увидеть так называемую навикулярную (то есть схожую с лодкой) фигуру, изогнутым «килем» весьма напоминающую рисунки из Альтамиры. Поверхность этой фигуры украше- на многочисленными волнистыми линиями [64].

 

Западная Капская провинция: слева — параллельные дуги
и нарисованная поверх них фигура животного; справа — фестоны
и сложная навикулярная (похожая на лодку) фигура

Вообще знаки, сложенные из параллельных дуг и напо- минающие по форме лодку, довольно часто можно встретить в наскальной живописи Южной Африки. Порой такие знаки являются составной частью более сложных узоров. Так, в округе Харриесмит, в Северо-Восточной Свободной провин- ции, один из навикулярных знаков превращен в полноцен- ную лодку с высоким носом и кормой.

Основание этого судна украшено пятью зигзагообраз- ными линиями, расположенными параллельно друг другу. И поскольку рядом художник пририсовал птиц, создается впечатление, будто лодка эта парит в небе. Фигуры двух те- риантропов с человеческим туловищем и головами анти- лоп с любопытством смотрят с палубы на проплывающую внизу землю [65]. Еще один териантроп изображен прямо под лодкой.

Северо-Восточная
Свободная провинция:
небесная лодка
с териантропами (RARI)

 

В наскальных изображениях южноафриканского племе- ни сан, как и в искусстве европейских художников эпохи верхнего палеолита, часто встречаются всевозможные узо- ры из точек. Один такой рисунок, обнаруженный учеными в Восточной Капской провинции, во многом напоминает панно с лошадьми из пещеры Пеш-Мерль [бб]. В обеих ком- позициях присутствуют группы точек двух разных цветов, причем и там, и там точки эти накладываются на фигуры животных — лошадей в Пеш-Мерль и антилопу-канну в Boc- точной Капской провинции [67].

Правда, в южноафриканской композиции имеются та- кие геометрические элементы, которых нет в пещере Пеш- Мерль. Это горизонтальная зигзагообразная линия, распо- ложенная у ног антилопы, и решетка над ее головой. Одна- ко мы знаем, что схожие геометрические знаки в большом количестве встречаются в других европейских пещерах.

Вверху — панно с лошадьми, Пеш-Мерль. Внизу — рисунок
бушменов сан из Восточной Капской провинции (RARI)

 

Заключительным элементом южноафриканской компо- зиции является гигантская рогатая змея, словно бы выпол- зающая из трещины в самой скале. И хотя в европейских пе- щерах нет подобных фигур, тот способ, каким змея исполь- зует поверхность стены — как бы возникая из расщелины и подтягивая понемногу остальную часть тела, — весьма на- поминает одну из наиболее излюбленных техник европей- ских скульпторов и художников эпохи верхнего палеолита.

Динамическая скала

Я побывал в 17 европейских пещерах, украшенных доисто- рическими рисунками — в 13 французских и 4 испанских [68]. И главное, что меня поразило во всех этих местах, — поистине фантастический уровень творческого воображе- ния древних мастеров при выборе и использовании скальной поверхности. Это же обстоятельство было отмечено всеми без исключения исследователями, как специалистами, так и неспециалистами, изучавшими пещерное искусство эпохи верхнего палеолита.

В главе второй я уже упоминал о первом своем опыте знакомства с подобным феноменом в пещере Пеш-Мерль. Там неизвестный художник вдохновенно использовал ес- тественные выпуклости, трещины и углубления скалы, до- бавив к ним порой всего лишь несколько штрихов и создав таким образом иллюзию присутствия множества животных, то возникающих из стены, то скрывающихся в ней. Совер- шенно очевидно, что фигуры эти были расположены здесь не в соответствии с каким-то заранее продуманным пла- ном. Просто естественный рельеф скалы подтолкнул ху- дожника к подобному решению. И потому было бы вполне разумным предположить, что именно из-за этих природ- ных особенностей наши далекие предки остановили свое внимание на пещере Пеш-Мерль, украсив ее изображения- ми различных животных — и прежде всего, мамонтов, общее число которых достигает здесь двадцати семи [69]. И это далеко не случайно. Как указал итальянский историк Паоло Грациози, многие сталагмитовые формации в пещере напо- минают именно мамонтов с их покрытыми шерстью шку

 

рами и куполообразными черепами. Как раз таких живот- ных и рисовали чаще всего художники из Пеш-Мерль [70].

В этой связи можно вспомнить и панно из пещеры Кунь- як, которое я описал чуть ранее. Художник изобразил на нем большого красного ибекса и двух раненых людей, включив в композицию кальцитовые наслоения.

Куньяк: ибекс (слева) и мегацер (справа)
с
нарисованным поверх него раненым человеком

Так, все ноги ибекса сформированы из вертикальных потеков кальцита, которые художник обвел красной охрой. Другой ряд кальцитовых наслоений стал основой для мох- натой шкуры животного. Линия шеи, передние и задние ноги мегацера, поверх которого нарисован первый раненый человек, также сформированы из потеков кальцита, под- крашенных красной охрой.

То же самое можно сказать и о туловище мамонта, по- верх которого находится фигура второго раненого человека.

В нескольких сотнях миль к северо-западу от Куньяка, в пещере Арси-сюр-Кюр, была использована та же самая тех- ника. Так, например, нарисованные ноги, тело и голову ма- монта дополняет кальцитовый хобот. В глубине пещеры, в конце так называемого грота Морских Волн, еще один ма- монт изображен на основании естественных выпуклостей стены, так что вся фигура представляется едва ли не трех- мерной. Неподалеку от нее можно увидеть изображение мегацера, выполненное в черном цвете с небольшим добав- лением красной охры. Рога этого животного сформирова

 

ны естественными трещинами и утолщениями в стене. Осмат- ривая пещеру, я обнаружил высоко на стене так называемой Комнаты Хаоса целое скопление сросшихся сталагмитов.

Это природное образование обладало удивительным сходством с фигурой «Венеры», то есть женщины с преуве- личенно пышными формами, изображения которой неред- ко встречаются в пещерах эпохи верхнего палеолита [71]. Без сомнения, доисторическим художникам Арси-сюр-Кюр это сходство тоже бросилось в глаза, поскольку они подкра- сили возможные рот и груди фигуры красной охрой. А пря- мо напротив, словно бы подчеркивая значимость сталаг- митового образования, находится отпечаток человеческой руки. На этот раз художник не стал обводить контуры ладони, как то было сделано, например, в пещере Пеш-Мерль, а вы- мазал ладонь краской и просто приложил ее к стене. Немно- гим далее я вновь натыкаюсь на фигуру «Венеры», сформи- рованную все теми же сталагмитами. И здесь, как и в первом случае, сходство еще больше подчеркнуто красной охрой [72].

Значительная часть красочных изображений пещеры Ласко также использует в качестве основы естественный рельеф скальной поверхности [73]. Так, например, в Зале Бы- ков выступ на стене пещеры образует спину, голову и уши маленького медведя. Рядом можно увидеть заднюю часть ту- ловища зубра, которая, как отметила французский специа- лист Аннет Ламин-Амперер, «очерчена с помощью горизон- тальной складки в стене пещеры... При неярком освещении бок и костлявый крестец животного выступают с особой, рельефной отчетливостью» [74].

В Осевой галерее пещеры Ласко имеет смысл еще раз взглянуть на изображение оленя и маленькой лошади, опи- санное нами ранее. Думаю, читатель припомнит и прямо- угольный знак, разделяющий двух этих животных, и линию из черных точек, которая начинается под головой оленя. Эта черта словно бы останавливается у прямоугольника. Да- лее на ее пути возникает светловатая выпуклость в стене, по- еле которой линия из точек появляется вновь и тянется даль- ше, изгибаясь петлей возле головы лошади.

Создается впечатление, будто веревку, протянутую вдоль поверхности скалы, продели в отверстие, расположенное с

 

Точки словно бы образуют непрерывную линию, которая исчезает
под поверхностью скалы, а затем возникает из нее

одной стороны выпуклости, и вытащили затем с другой ее стороны [75].

Подобный эффект можно наблюдать и во французской пещере Шове, где передняя часть туловища зубра возникает из отверстия в скале, как если бы он выбирался на поверх- ность стены [76].

А в пещере Руффиньяк можно увидеть голову лошади, изображенную на основе кремниевого выступа на поверх- ности скалы. В общем и целом складывается впечатление,

Шове: набросок зубра, возникающего из тени

 

будто остальная часть туловища лошади тоже присутству- ет — только по другую сторону скалы [77].

В нескольких километрах от этого места, в пещере Бара Бао, еще один кремниевый узел был использован совсем с другой целью. Художник нарисовал на основе этого высту- па сразу две формы животных, сделав его одновременно копытом лошади и глазом зубра [78].

В Фон-де-Гом фигура бизона была начерчена художни- ком вокруг естественного образования в стене пещеры, став- шего глазом животного. Художник даже пририсовал зрачок, поставив в центре глаза красную точку. Немногим дальше в той же самой пещере можно обнаружить еще 12 таких жи- вотных (в так называемой Часовне Бизона). При изображе- нии этих фигур художник максимально использовал есте- ственный рельеф стены с его трещинами и неровностями [79].

То же самое верно и в отношении большого полихром- ного потолка Альтамиры, с которого свисает около дюжины крупных шишковидных наростов. Причем некоторые из них составляют в диаметре более метра. На каждом из таких выступов была нарисована фигура бизона. И все эти живот- ные изображены по-своему — в зависимости от естествен- ных очертаний основы [80].

В пещере JIe Портель во Франции фигуры двух людей были изображены красной охрой вокруг кальцитовых на- ростов, представляющих их гениталии [81]. В пещере Нио, примерно в километре от входа, находится место, куда во- обще не проникает солнечный свет. И здесь, в одной из

Нио

 

стен, находится неровное отверстие, напоминающее очер- таниями голову оленя. Около 15 тысяч лет назад кто-то при- шел сюда со светильником, подметил это сходство и при- рисовал пару черных рогов, дополнив таким образом кар- тину [82].

Тот же самый принцип — использование потенциаль- ной формы камня — заметен и в изображении человека- бизона из Эль-Кастильо (глава четвертая), созданного на ос- нове естественного рельефа сталагмита. Контуры выступов и складок, сформированные потеками кальцита, художник умело использовал для создания общих очертаний териан- тропа, стоящего на задних ногах [83]. Если же выключить в пещере электрическое освещение и смотреть на изображе- ние при неровном свете огня, можно заметить и еще одну деталь: огромная тень бизона, падая на заднюю стену, слов- но бы смешивается там с целым рядом бизоньих ног, нари- сованных, должно быть, все тем же художником [84].

Схожие образцы можно встретить едва ли не в каждой из 300 европейских пещер, украшенных наскальными ри- сунками. Однако достаточно и этих примеров, чтобы прий- ти к определенному выводу. Как бы мало мы ни знали о менталитете доисторических художников, одно представ- ляется неоспоримым: для них поверхность камня была не просто основой для рисунка, но динамичной составляю- щей их композиций. И именно от нее зависел нередко сам факт того, будет ли нанесен здесь рисунок или нет.

Любая теория, пытающаяся интерпретировать характер пещерного искусства, должна прежде всего объяснить, по- чему доисторические художники придавали столь большое значение сочетаемости их рисунков с поверхностью скалы.

Прежде чем продолжить наше повествование, хотелось бы вспомнить еще один интересный образ. Во француз- ском регионе Шарон, в местечке Ля Шер-а-Кальвин, можно увидеть весьма редкое изображение, на котором представ- лены две совокупляющиеся лошади [85]. Изящные очерта- ния животных прорываются сквозь шероховатую поверх- ность скалы подобно играющим дельфинам, которые бук- вально на мгновение вырываются из недр океана, чтобы затем вновь исчезнуть в его глубинах.

Когда смотришь на подобные изображения, невольно

 

создается впечатление, что за всем этим кроется совершен- но независимый мир, обитатели которого — люди, живот- ные, гибриды и даже монстры, как мы увидим позднее, — существуют по ту сторону скалы и лишь порой, в результа- те какого-то странного волшебства, становятся видимы нам.

У стен есть уши

Поразительным остается и то, насколько доисторическое искусство Южной Африки, будучи отделено от европей- ского и географически, и хронологически, поддерживает, тем не менее, все ту же динамическую взаимосвязь с поверхно- стью скалы. Причем, как и в Европе, где подобная техника применялась практически в каждой пещере, то же самое сочетание рисунка с поверхностью скалы наблюдается ед- ва ли не во всех местах, украшенных южноафриканской росписью или гравировкой (а их на сегодняшний день об- наружено не менее 20 тысяч). Вот лишь несколько приме- ров, которые позволят проиллюстрировать сказанное.

Подобно изображениям из европейских пещер, на- скальные росписи в Южно-Африканском регионе нередко сделаны таким образом, что у наблюдателя создается впе- чатление, будто перед ним лишь часть фигуры, а все ос- тальное скрыто в камне. Так, например, в Лесото можно уви- деть прекрасно сохранившуюся сцену, на которой изобра- жены голова, шея, передние ноги и туловище антилопы — все, кроме задних ног. Нередко так происходит потому, что какая-то часть рисунка просто стирается со временем. Но в этом случае художник намеренно использовал подобный прием. «Складывается впечатление, будто часть туловища животного скрыта за поверхностью скалы и просто недос- тупна нашему взору», — отмечает профессор Льюж>Виль- ямс [86].

Очень интересное изображение сохранилось в Северо- Восточной Капской провинции. Здесь вдоль кальцитового потека была проведена красная зигзагообразная линия, к вершине которой художник пририсовал два белых уха, соз- дав тем самым иллюзию животного, которое мы наблюда- ем спереди [87].

 

Фигуры, сочетающиеся с естественным рельефом
скальной поверхности

В Западной Капской провинции, в ущелье Элефант Хант, маленькая человеческая фигурка изображена вокруг яйце- видной дыры в поверхности скалы [88].

В свою очередь, в провинции Квазулу-Наталь в Драко- новых горах еще одно отверстие в скале также было вклю- чено в человеческую фигуру, послужив ей грудью и слегка вздутым животом [89].

Как мы уже отмечали ранее, схожая техника была ис- пользована и во французской пещере Нио, когда доистори- ческий художник сумел превратить отверстие в стене в го- лову оленя.

И вновь Северо-Восточная Капская провинция.

Замазав черным цветом естественное углубление в ска- ле, художник умело воссоздал иллюзию тени.

Из этого темного пятна выступает верхняя часть тела териантропа с головой антилопы. Здесь же пририсован це- лый ряд других необычных существ. Несколько рыб, при- сутствующих на картине, указывают на то, что дело проис- ходит под водой. Позднее мы еще поговорим о значимости этих «подводных» или «речных» образов.

• В Баркли Ист, на границе Капской провинции, изображена удивительная змея с двумя рогами и головой антилопы, скользящая по поверхности скалы. Из носа у этого суще

ства капает кровь [90]. Эта необычно длинная змея со- ставляет в ширину около четверти метра. Спустя примерно четыре метра ее тело на 40 сантиметров «исчезает» за есте- ственным выступом скалы, после чего появляется вновь — уже с другой его стороны [91]. Мы уже говорили о том, что в Осевой галерее пещеры Ласко линия из точек между ло- шадью и оленем исчезает и появляется точно таким же образом.

Огромная змея, из носа
у которой течет кровь,
выбирается сквозь
поверхность скалы

 

Химеры

Змея с рогами и головой антилопы заставляет нас заду- маться еще об одной загадке, типичной как для наскальной живописи Южной Африки, так и для европейского пещер- ного искусства. Наряду с натуралистическими изображе- ниями животных, обнаруженными в обоих регионах, здесь представлены совсем иные образы фантастических, или хи- мерических, существ, которые сочетают в себе характери- стики сразу нескольких видов или же обладают дополни- тельными ногами, головами и хвостами. Hy а порой мы име- ем дело с настоящими чудовищами. Совершенно очевидно, что любая теория, пытающаяся интерпретировать европей- ское или южноафриканское искусство, должна принять во внимание и эти странные образы. Вот лишь несколько при- меров, позволяющих понять, о чем идет речь.

• Франция, пещера Бара Бао: существо, являющее собой на- стоящий гибрид — с телом лошади и головой льва [92].

• Франция, пещера Труа Фрер: два медведя, у одного из ко- торых голова волка, а у другого — хвост бизона [93]. Пе- щера Коске: животное с длинной лошадиной шеей и дву- мя рогами, напоминающими бизоньи [94]. Пещера Шове: медведь/лев/бизон [95]. Пещера Комбарель: лошадь с тре- мя передними ногами.

Лошадь с тремя передними ногами из пещеры
Ле Комбарель (Брейль, 1952)

 

Небесная пещера, Кару: полулев-полуантилопа

• Южная Африка, Небесная пещера, округ Кару: очередной гибрид — полулев-полуантилопа [96].

• Франция, пещера Пэр-нон-Пэр: так называемый Агнус Деи (Агнец Божий) — гравюра животного с телом оленя и головами лошади и ибекса [97]. Франция, Труа Фрер: лев с двумя головами и двумя хвостами [98].

• Южная Африка, Восточная Капская провинция, ущелье Ша- миссо: лев с двумя хвостами [99]. Южная Африка, Драконо- вы горы: антилопа-канна с тремя задними ногами [100].

• Франция, Шове: бизон с семью ногами [101]; мамонт с тре- мя бивнями [102]. Италия, пещера Фумане: неопознанное животное с пятью ногами [103].

Труа Фрер: лев с двумя головами и двумя хвостами

 

Слева: лев с двумя хвостами из Шамиссо; справа: мамонт
с тремя бивнями из Шове

Южная Африка, Кедровые горы, стоянка 2 в Севилла Трейл: так называемые «чудовища». Три жутковатых создания, на- рисованных красной охрой. У двоих длинные шеи и челю- сти динозавров. Третье исследователи прозвали «дьяволом» за раздвоенные копытца, шипастую спину и нечто напо- минающее рога [104].

Франция, пещера Пергусе: тоже «чудовища». Все помеще- ние заполнено образами причудливых, уродливых, «не- мыслимых» существ [105].

Южная Африка, Кедровые горы, ущелье Фоллен Рок: анти- лопа с чудовищной головой и огромными челюстями. При ближайшем рассмотрении выясняется, что челюсти и го- лова сформированы с помощью волнистых и зигзагооб- разных линий, весьма схожих с группой абстрактных гео- метрических знаков, о которых упоминалось ранее [106]. Зимбабве, место неподалеку от Хараре: три причудливых су- щества с крыльями, рогами и человеческими лицами [107].

 

• Франция, Ле Портель: чудовищное создание, не похожее ни на одно реально существующее животное [108]. Шове: какое-то млекопитающее с клювом большой птицы [109]. А в главе второй мы уже говорили о том, что изображе- ния сверхъестественных животных можно увидеть в том числе и в галерее Комбель (Пеш-Мерль).

• Франция, Ласко, Зал Быков: засмотревшись на огромного зубра, легко упустить из вида необычайное переплетение рогов у маленькой группы благородных оленей [110]. А вот и еще одна загадка: почему, например, единственная на всю пещеру фигура северного оленя изображена с пере- пончатыми ступнями, как у какой-нибудь водоплавающей птицы? [111]

Чудовище» из Фоллен Рок
(по Слингсби, 1997)

 

Сходства

Таким образом, можно заключить, что народы, создавшие европейское пещерное искусство эпохи верхнего палеоли- та и наскальные росписи на территории Южной Африки, придерживались весьма сложных, а порой и необъяснимых представлений о нашем мире. И эти свои идеи они отобра- зили в росписях, скульптуре и гравюрах:

• Люди могут в одно и то же время обладать характеристи- ками человека и животного. Они способны также перево- площаться в животных.

• Людей иногда пронзают стрелами, копьями или гарпуна- ми. Очень часто это происходит именно в тот момент, ко- гда они начинают превращаться в животных.

• Животные могут превращаться в других животных или представлять собой смешение двух и более видов.

• Существуют животные причудливой внешности и просто настоящие чудовища.

• Повсюду имеются геометрические узоры.

• Поверхность скалы динамична и проницаема. И это не- обходимо учитывать при нанесении на нее рисунка.

И это далеко не все формы подобия между доистори- ческим искусством Европы и Южной Африки. В частно- сти, художники обоих регионов явно испытывали тягу к наложению друг на друга множества самых причудливых и разных образов. Совершенно очевидно, что делалось это без учета более ранних работ. Для обеих систем характер- но также практически полное отсутствие базы или линии горизонта, так что образы словно бы парят в безгранич- ном пространстве. Наконец, и южноафриканское, и евро- пейское искусство пренебрегает шкалой относительности (так что некрупное по природе своей животное, как, напри- мер, олень или антилопа, может быть изображено очень большим — больше мамонта или слона, расположенных неподалеку). В европейских пещерах эпохи верхнего па- леолита и на доисторических скалах Южной Африки мож- но увидеть большое количество отпечатков человеческих Рук [112].

 

Отпечатки рук: Южная Африка (слева)',

Юго-Западная Европа (справа)

И в том, и в другом случае художники использовали не только схожую палитру — желтую и красную охру, черный марганец и каменный уголь, — но и одинаковые техники рисунка и гравировки. Как в Южной Африке, так и в Евро- пе художники выбирали для изображения лишь часть жи- вотных, обитающих в их регионе, тогда как другую часть полностью игнорировали. Причем рисовали они прежде всего тех животных, на которых не охотились [113]. Есть и еще одно сходство: люди практически никогда не селились в тех пещерах или скальных укрытиях, которые они укра- шали рисунками. Скорее, эти места были для них чем-то вроде святилища. Приходили они сюда редко и лишь с оп- ределенными ритуальными целями [114].

Объяснение

Невзирая на все это сходство, было бы ошибочным утвер- ждать, что между доисторическим искусством Южной Аф- рики и Европы вообще не существует никаких различий. Напротив, тут можно указать на целый ряд очень важных моментов. В частности, европейское пещерное искусство пре- кратило свое существование около 12 тысяч лет назад, тогда как в Южной Африке последние его образцы были созда- ны немногим более 100 лет назад.

 

Другое важное отличие касается местонахождения ри- сунков и гравюр. В Европе это были темные подземные пе- щеры, а в Южной Африке — открытые и хорошо освещен- ные, но вместе с тем труднодоступные убежища в горах.

Третье, не менее важное отличие заключается в том. что южноафриканские художники изображали большое коли- чество человеческих фигур. На сегодняшний день их насчи- тывается несколько десятков тысяч — то есть почти столько же, сколько животных. Зато в трехстах европейских пеще- рах, украшенных рисунками и гравюрами эпохи верхнего палеолита, вряд ли найдется хотя бы сто человеческих изо- бражений. И здесь количество животных явно доминирует над количеством людей [115].

Но вряд ли это должно удивлять нас, ведь, как отмечал профес- сор Льюис-Вильямс, «следовало ожидать, что ученым удастся обнаружить разницу между искусством южноафриканского племени сан и удаленным от него во времени и пространстве западноевропейским искусством эпохи верхнего палеолита. Большое количество схожих элементов — вот что должно удив- лять нас и наводить на размышления» [116].

Занимаясь изучением этого вопроса, я с удивлением об- наружил, как мало удалось достичь ученым за сто с лишним лет академических исследований в сфере истолкования ев- ропейского доисторического искусства и наскальной жи- вописи южноафриканского племени сан. Откровенно го- воря, за первые восемьдесят лет двадцатого века, до момента появления теории Льюиса-Вильямса, предложившего совер- шенно новое истолкование фактов, в этой области не было достигнуто практически ничего.

Во всяком случае, так кажется лично мне. Почему — об этом речь пойдет дальше.

 

ГЛАВА ШЕСТАЯ

АКАДЕМИЯ ДРЕВНОСТИ

Во всем мире наберется едва ли несколько сотен специали- стов, изучающих доисторическое искусство. И на всех чле- нах этого маленького, крепко спаянного сообщества лежит серьезная ответственность. В Европе, где усилия этих спе- циалистов поддерживались на протяжении нескольких по- колений, где правительства оказывали им всевозможную, в том числе и финансовую, поддержку, стараниями все тех же ученых более 90 процентов известных ныне пещер с рисунками и гравюрами эпохи верхнего палеолита оказа- лись полностью закрыты для посещений публики. Разуме- ется, подобная предусмотрительность неизбежна и даже необходима, если мы хотим сохранить для будущего эти удивительные места. Однако у подобной меры есть и иные, практические, последствия. Получилось так, что на сего- дняшний день те самые специалисты, которые имеют неог- раниченный доступ к сокровищам пещер, фактически рас- полагают монополией на базовые исследования в сфере доисторического искусства. А это, в свою очередь, позволя- ет им контролировать большую часть сведений, касающих- ся этого самого искусства, выставляя на всеобщее обозре- ние лишь то, что они сами считают необходимым.

И дело здесь, разумеется, не в каком-то тайном сговоре, поскольку мы уже привыкли передавать контроль над жиз- ненно важными для человечества сферами в руки немно- гих избранных. Возьмем, к примеру, физиков-ядерщиков. Никто из нас не удивляется и тем более не чувствует себя обделенным только потому, что они имеют доступ к знани- ям, недоступным для широкой публики. Так почему бы и ар- хеологам не хранить у себя ключи от пещер, украшенных доисторическими рисунками?

 

Тем более что археологи — далеко не единственные, у кого есть доступ к произведениям доисторического искус- ства. Среди ведущих экспертов в этой области можно упо- мянуть антропологов, а также ученых самых разных специ- альностей, чьи работы позволяют внести новые элементы в общую картину исследований. Наконец, специалисты по пещерному искусству весьма склонны полемизировать друг с другом на страницах весьма уважаемых научных журна- лов. По язвительным замечаниям, то и дело проскальзы- вающим в этих статьях, ясно, что речь идет не просто о «дружеских разногласиях» среди коллег, в остальном высту- пающих единым фронтом. Напротив, в сфере изучения до- исторического искусства кипят настоящие страсти, обуслов- ленные как территориальным соперничеством, так и раз- ницей в научных подходах.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных