Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Раскрываем тайны моста




И все же, как отмечает Льюис-Вильямс, если мы желаем раз- гадать всю сцену, нам необходимо двигаться дальше. И пре- жде всего он обращает наше внимание на научные изыска- ния Ричарда Катца, работавшего с бушменами Ju/hoansi из пустыни Калахари, чьи традиции, связанные с опытом вхо- ждения в транс, вполне сопоставимы с практикой шаманов сан. Катц, будучи по профессии психиатром, просил буш- менов Jufhoansi нарисовать себя такими, какими они сами себя представляли. Те, у кого не было опыта вхождения в транс, рисовали простые фигурки из прямых линий (сверху).

 

¥

Спирали и зигзаги, автопортрет
шамана Jи/Jooansi (по Катцу, 1982)

KfiJ

 

К׳״

 

 

Зато изображения шаманов, привычных к измененным состояниям сознания, были совершенно иными (о чем сви- детельствуют два нижних рисунка).

Один шаман начертил семь параллельных зигзагов. Та линия, к которой были приделаны ноги, представляла, по его словам, позвоночник. Другие зигзаги олицетворяли уносимое прочь тело. Другой шаман нарисовал три вертикальных спирали и сказал, что это и есть его тело [58].

Мы уже говорили в прошлых главах о том, что узоры подобного рода являются не чем иным, как энтоптически- ми феноменами, наблюдаемыми в измененном состоянии сознания, и что люди нередко воспринимают их в связи с полноценными портретными образами. Кстати говоря, это свидетельство в очередной раз сводит на нет нападки Бана и Гельвенстон на нейропсихологическую модель Льюиса- Вильямса. Как утверждают два эти критика, ни один «есте- ственный» транс (то есть ни одна форма транса, за исклю- чением тех, которые были вызваны приемом ЛСД, мескалина или псилоцибина) не способен вызвать ту последователь- ность энтоптических феноменов и портретных галлюци- наций, которые необходимы для подтверждения нейроп- сихологической модели. Однако то состояние транса, в ко

 

торое входят шаманы Ju/’hoansi, обретается естественным путем — а именно, с помощью ритуального танца. И все же, как доказывают рисунки бушменов, их видения состоят из того же смешения энтоптических и портретных эле- ментов, которое было предсказано нейропсихологической моделью. И вряд ли можно счесть случайностью то обстоя- тельство, что зигзаги — как обособленные, так и в соедине- нии с другими фигурами — постоянно встречаются в на- скальных росписях сан. Мы уже говорили в пятой главе о том, что в Драконовых горах можно увидеть весьма приме- чательное изображение человеческой фигуры с шестью паль- цами на каждой руке.

Превращение в зигзаг (справа, RARI)

Интересно, что шея и ноги этого существа сформирова- ны из зигзагов [59]. Фигура из Юниондейла (рисунок ввер- ху, справа) представляет человека, погруженного в ритуаль- ный танец — о чем свидетельствует специальная «палка тан- цора». Таким образом, можно предположить, что шаману, все глубже погружающемуся в состояние транса, собственное тело казалось чем-то вроде зигзагообразной линии.

Все это свидетельствует о наличии в культуре сан весь- ма своеобразного феномена, который был отмечен в том числе и среди западных добровольцев, принимавших уча- стие в нейропсихологических экспериментах. Оказалось, что вхождение в состояние транса нередко сопровождает

 

ся значительными изменениями в восприятии собственного тела [60]. В результате таких исследований, подтвержден- ных, в свою очередь, многими рисунками сан, оказалось, что «соматические галлюцинации» включают в себя поли- мелию (появление дополнительных рук, ног и пальцев), а также ощущение того, что собственные тело и конечности удлиняются самым невероятным образом [61].

Наконец, благодаря этнографическим записям мы зна- ем и о том, что шаманы сан рассказывали о волосах, кото- рые вырастают у них на теле в момент вхождения в транс. Льюис-Вильямс предполагает, что это описание является не чем иным, как попыткой истолковать то ощущение пока- лывания и дискомфорта, которое ассоциируется обычно с ранними стадиями транса [62]. в






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных