Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности читательских интересов старших дошкольников




(в числовом выражении)

 

  Задание / тема Проза Поэзия Другие виды и жанры Предпочитаемая тематика
Сказки Рассказы Повести Стихи Поэмы Пьесы Учебная литература   Природа Общественная жизнь Дети Приключения Другое
  Беседа                            
                         
                         
  Игра                          
                         
                         

 

Таблица12

Мотивы читательских предпочтений старших дошкольников

(в числовом выражении)

  Задание Отказ от мотивации Слабо осознанная мотивация Интерес к содержанию Интерес к иллюстрациям Интерес к общению со взрослым по поводу книг Комплекс мотивов Нелитературный интерес (утилитарный, учебный и пр.)
  Беседа              
             
             
  Игра в «Библиотеку»              
             
             

 

 

@ Проведите сравнительный анализ двух конспектов работы по ознакомлению детей с литературным произведениемпо сле­дующим вопросам:

• Обоснуйте выбор задач с точки зрения требований педагогики, психологии и искусства.

• Проанализируйте качество решения задач в ходе работы над произведением.

• Оцените направленность методов и приёмов работы на разви­тие художественного восприятия в единстве эмоций, воображения, понимания содержания.

• Определите возможный характер взаимодействия педагога и ребенка (постановка ребенка в субъектную позицию, реализация ин­дивидуально-дифференцированного подхода, организация разных ви­дов детской деятельности).

Конспект 1.

Чтение рассказа Я. Носова «Живая шляпа»

(Из книги: Ушакова О. С, Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литера­турой. — М.: ТЦ СфераЛ998)

Задачи:

учить детей понимать юмор ситуации; уточнить представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров;

— учить детей придумывать продолжение и окончание рассказа. Материал:

Лист бумаги, разделенный на три части, книга Н. Носова «Живая шляпа». Ход занятия:

Воспитатель: Вы уже хорошо знаете, что такое сказка, стихотворение,
умеете их различать. А сегодня на занятия я прочту вам рассказ.

— Вспомните, чем отличается рассказ от сказки.

— В рассказе говорится о том. что случилось в жизни или могло случиться. В рассказе нет чудес и сказочных выражений. Послушайте рассказ Н. Носова «Живая шляпа».

После чтения воспитателем рассказа проводится беседа.

— Смешная это история или печальная? Что вам показалось самым смеш­ным?

— Почему мальчики подумали, что шляпа живая?

— Расскажите, как мальчики испугались.

— Как узнали мальчики секрет шляпы? Постарайтесь рассказать об этом интересно.

— Рассказ называется «Живая шляпа». Как по-другому можно назвать этот рассказ?

— В каждом рассказе, в каждой сказке обязательно есть как бы три части — начало, середина и конец, иначе ничего не было бы понятно. Вспомните, как начинается рассказ «Живая шляпа». Какое название можно придумать для этой части? А что бы вы нарисовали про первую часть?

Воспитатель обращает внимание детей на листы бумаги и помогает сориен­тироваться на листе.

— Какая вторая часть рассказа? О чем в ней говорится? Какое название можно придумать для этой части? Какой рисунок вы нарисуете во второй части листа?

— Чем закончилась история про мальчиков и котенка? Какое название можно дать третьей части? Как бы вы нарисовали окончание рассказа?

— После занятий нарисуйте то, что вы хотели бы рассказать о каждой части.

— Сейчас я вам предложу интересное задание — придумать окончание рассказа- Послушайте, с чего все начиналось: «Однажды летом дети пошли в лес собирать грибы. День был солнечный. На полянке видимо-невидимо ягод. Бро­сились дети собирать их: кто в кувшин, кто в корзинку, а кто в рот. Много ягод собрали. Устали. Сели отдохнуть под кустом. Пообедали тем, что принесли с со­бой, прилегли натравке. И вдруг... »

— Что случилось дальше и чем закончилась эта история, придумайте сами. Помните, что вам надо придумать окончание рассказа, а не сказки. Воспитатель выслушивает и записывает 2-3 варианта окончания.

Конспект 2.

Чтение рассказа Н. Носова «Фантазеры»

(Из книги: ГуровичЛ. М. БереговаяЛ. Б., Логинова В. И. Пирадова В. И. Ребёнок и книга. — СПб.: Детство-Пресс, 1999)

 

Рассказы и сказки Н. Носова для детей совмещают в себе два ценных и ред­ко соединяемых качества — юмор и поучительность.

В рассказе «Фантазеры» Н. Носов забавно, занимательно и понятно говорит с ребенком-читателем о сложных вещах — об отличии веселой, несущей людям радость, бескорыстной фантазии (вымысла) от лжи (измышления), придуманной для какой-либо выгоды.

Программное содержание:

1. Помочь детям проникнуть в замысел рассказа: веселая добрая фантазия доставляет радость, ложь — неприятности, огорчения.

2. Помочь осознать смысл слова «фантазеры» («фантазия»), учить самостоятельно объяснять его, используя текст рассказа. Обратить внимание детей на неко­торые приемы комического (смешные ситуации, преувеличения, игра слов и др.).

3. Воспитывать чувство юмора — умение понимать и ценить юмор, радо­ваться ему.

Ход занятия:

1. Перед чтением воспитатель залает детям вопросы: «Любите ли вы смеш­ные, веселые книги? За что вы их любите?» Сообщает название рассказа и имя автора. Спрашивает, кого, по их мнению, называют фантазерами. (Если дети не смогут ответить или скажут неправильно, нет смысла объяснять им это слово на данном этапе занятия — сам рассказ Н. Носова ярко и четко раскроет его смысл.) Читает рассказ.

2. После чтения воспитатель обращается к детям со следующими вопросами.

— Чем вам понравился рассказ?

— Что показалось вам в рассказе особенно смешным?

— Кто из ребят вам понравился больше? Почему?

— Какие были Стасик и Мишутка? (Веселые, умные, смешные. справедли­вые, добрые.)

— Почему Носов назвал их фантазерами? (Они придумывали истории смешные, интересные, невероятные, как сказка.)

— А был ли фантазером Игорь? (Но он ведь тоже придумывал?)

— Как назвали его ребята? (Кого так можно назвать?)

— Чем отличаются выдумки фантазеров Стасика и Мишутки от выдумки Игоря? (У Стасика и Мишутки выдумки веселые, добрые, а у Игоря — плохие, злые. Он их сочинял ради своей выгоды.)

3. Продолжая беседу, педагог спрашивает детей: «Какую из придуманных Мишуткой и Стасиком историй вы хотели бы послушать еще раз?» Читает от­рывки по заявкам.

 

@ Выполните задание на основе анализа детски с рассказов.

Для этого:

  • проанализируйте творческие рассказы ребенка, записанные на начальном (констатирующем) и завершающем (контрольном) этапах эксперимента;
  • предположите направления педагогической работы, которая проводилась в группе по теме: «Обучение детей творческим расска­замс комическим содержанием».

Рассказы Пети Ж.

Начальный этап работы: «Я придумаю рассказ про птицу. Вот она лета­ет, летает и крыльями машет. (Показывает, как летает птица). Дальше не знаю. Это все.

Итоговый этап работы: «Мальчик дома один остался и слышит: по квартире кто-то ходит и громко топает. Мальчик испугался, он решил, воры пришли. И закрыл я дверь в комнату, даже шкаф притащил и загородил дверь. А воры к двери подошли и трясут ее. Мальчик дрожит, боится. Но тут мама вернулась и говорит: «Ты что Рэссю в комнату не пускаешь?». Мальчик смот­рит, это их кош т Рэсси ходит и в дверь скребется. А мальчик боялся один дома сидеть и думал, что это воры ходят и дверь толкают».

$ Список рекомендуемой литературы

  • Гуровин Л. М., Логинова В. И., Береговая Л. Б., Пирадова В. И. Ребенок и книга. — СПб. Акцидент, 2000.
  • Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком дошкольником ху­дожественного п хшзведения // Избранные психологические труды. — М., 1985.
  • СтрелковаЛ. П. Уроки сказки. — М.: Просвещение, 1989.
  • УшаковаО. С., Г'авришН. В. Знакомим дошкольников с литературой. — М.: Творческий центр, 1999.
  • Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. — Харьков: Фолио, 1996.
  • Чуковский К, И. От двух до пяти. — М., 1991.

Занятие 16




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных