Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЭРГОНОМИКА В СТОМАТОЛОГИИ




Эргономика — комплексная научная дисциплина, изучающая функциональное состояние возможностей человека в трудовых процессах с целью создания для него оптимальных условий труда. Эргономика тесно связана с психологией, физиологией, гигиеной, использует данные анатомии, токсикологии, технических наук.

Задачи эргономики

1. Обеспечение максимального удобства для работы врача, создание и использование оборудования, мебели, инструмента и спецодежды с учетом антропометрических измерений и анатомо-физиологических особенностей трудовой деятельности.

2. Правильная организация рабочего места и рациональное размещение оборудования.

3. Обеспечение комфорта воздушного климата, освещения, борьба с шумом и вибрацией.

4. Снижение психологической и эмоциональной нагрузок на врача, обеспечение безопасности работы с техническим оснащением кабинета.

5. Снижение физиологической нагрузки на врача путем правильной организации рабочего места, выбора удобных поз (основных и вспомогательных), рациональных рабочих движений, максимальное упрощение оформления медицинской документации.

6. Правильная организация режима труда и отдыха, разработка методов предупреждения профессиональных заболеваний.

7. Разработка методов работы с кадрами, повышение квалификации врачей и среднего медперсонала.

Важность эргономики в стоматологии приобретает в наши дни особое значение в связи с широким использованием в клинике современных технологий и инструментов.

Для четкой организации лечебной работы необходима правильная расстановка медицинской мебели и стоматологической установки. Это позволяет сократить время передвижения персонала и упорядочить рабочее пространство. "Отцом" европейской эргономики в стоматологии общепризнан проф. Шан, который в деталях разработал методы работы врача-стоматолога с ассистентом. В настоящее время этот метод называется "работа в четыре руки". Врач и ассистент должны сидеть в физиологически удобных позах, что снижает нагрузку на позвоночник. Рабочее положение врача и ассистента является идеальным, если конструкция сиденья позволяет прямую посадку и имеет упор для спины, бедра находятся горизонтально, ноги — на полу; у ассистента посадка чуть выше, чем у врача, и ноги опираются на нижнюю планку сиденья. При "работе в четыре руки" пациент находится в положении лежа, при этом подголовник кресла располагается на уровне коленей врача. Внедрению элементов эргономики в стоматологию, кардинальному изменению искривленного и нефизиологичного положения врача способствовала новая концепция конструкции стоматологических установок. До 1970 г. установки конструировались по принципу стоящего врача и сидящего пациента (рис. 5). Позже начали появляться новые установки, разработанные для сидячего положения врача и лежащего пациента.

Впервые в России В.А. Качесов (1998) провел исследования общепринятой позы врача-стоматолога, сидящего справа от пациента, находящегося в кресле. Результаты этой работы показали, что длительное напряжение мышц в течение рабочего дня (5 часов и более) приводит к «винтообразному» искривлению позвоночника в грудном и поясничном отделе, а также к быстрому формированию S-образного сколиоза у таких врачей, что было подтверждено данными рентгенологических исследований. Он также отмечал, что у врачей, работающих в указанной позе, наблюдались периодически возникавшие головные боли, явления плечелопаточного периартрита, боли в шее с затруднением вращения в шейном отделе вокруг вертикальной оси, «хруст» при поворотах головы. С течением времени развивается типичная для всех стоматологов поза и осанка. Этой позе В.А. Качесов дал название «поза стоматолога».

В настоящее время согласно рекомендациям ВОЗ предложено несколько позиций работы врача у кресла по принципу движения часовой стрелки. Положение врача относительно пациента можно рассматривать на примере часового циферблата (рис. 3):

1) 12 часов — рекомендуется при лечении передней группы зубов (нижней и верхней челюсти). Для проведения большинства процедур в этой позиции врачу необходимо применять зубоврачебное зеркало, чтобы не допускать сильного изгиба спины и шеи;

2) 11 часов — считается самой универсальной позицией, при которой обеспечивается доступ ко всем зубам, за исключением нижних правых жевательных зубов;

3) 9 или 7 часов — наиболее удобная позиция при лечении нижних правых жевательных зубов;

4) пациента располагают в кресле в полулежачем или лежачем положении (на спине) таким образом, чтобы он находился в положении над коленями врача и на высоте его локтя (рис. 4).

Большую часть манипуляций врач выполняет в положении 8—10 часов. Иногда врач работает в положении 12 часов, в этом случае он находится за головой пациента.

В соответствии с рекомендациями ВОЗ наиболее благоприятным считается прямое положение спины врача с опорой на спинку стула, ступни ног плотно прилегают к полу, ноги расслаблены, бедра располагаются параллельно полу, руки (по возможности) находятся в естественном положении, слегка согнуты в локтях. Расстояние от глаз врача до операционного поля при правильном положении тела сохраняется в пределах от 35 до 45 см. Эта позиция обеспечивает оптимальные условия доступа к операционному полю и лучший обзор, а также способствует удобной позиции врача-стоматолога, что позволяет ему работать без физического напряжения, даже в течение длительного времени.

В зависимости от характера лечебного вмешательства врач-стоматолог может работать в положении сидя либо стоя или чередовать эти позы в течение рабочего дня. Большую часть рабочего времени врач должен работать сидя. Сидя выполняются манипуляции, требующие длительных и точных движений. Стоя проводятся кратковременные операции, требующие значительных физических усилий

Наиболее правильным следует считать «динамическое» рабочее положение, когда врач 60 % времени работает сидя, а 40 % — стоя и перемещаясь по кабинету.

Необходимо уделять внимание обуви, в которой работает врач. Она должна быть сменной, свободной и иметь широкий устойчивый каблук высотой не более 3 см. Нельзя работать в обуви, лишенной каблука, т.е. в тапочках, поскольку это приводит к развитию плоскостопия. Нельзя работать и в обуви на высоком каблуке, так как она быстрее вызывает утомление и патологические нарушения, обусловленные работой стоя, появляются раньше.

Рис. 3. Позиции врача.

 

Ротовая полость пациента рассматривается как инфицированное пространство, поэтому при приеме пациента врач и ассистент должны использовать индивидуальные средства защиты от инфекции (медицинский халат, перчатки, маска, очки или защитный экран) (рис. 6). Большое значение для профилактики инфицирования помещений имеет использование вакуумного оборудования (трубка для отсасывания жидкости и мелких пылевых частиц из ротовой полости). Использование принципов эргономики в лечебной работе позволяет повысить производительность труда, предупредить возникновение профессиональных заболеваний и способствует профессиональному долголетию.

Рис. 4. Положение врача при работе с пациентом (а) и в соответствии с циферблатом часов (8-12) (б).

Рис. 5. Неправильное положение врача у кресла больного, при работе сидя (а) и стоя (б).

 

Рис. 6. Защитные очки, маска и перчатки.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных