Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОБОРУДОВАНИЕ ГАЗОВОЗА АКТИВНЫМИ СРЕДСТВАМИ ПОЖАРОТУШЕНИЯ




Прежде чем рассматривать средства активного пожаротушения, необходимо отметить еще одну особенность газово­зов. Все они оборудуются системой аварийной остановки грузовых насосов, которая может быть приведена в действие с помощью специальных включателей, расположенных в различных частях судна, или автоматически. Автоматическая остановка грузовых насосов происходит при срабатывании плавких предохранителей, которые установлены над купо­лом каждого танка, в районе манифолдов, в компрессорных помещениях. При нагревании вставки до 100°С она плавится, в результате чего размыкается управляющая цепь и срабатывает система аварийной остановки насосов, а также происходит автоматический запуск системы орошения.

К активным средствам тушения пожаров на газовозе относятся:

• система водотушения;

• система орошения;

• система порошкового тушения;

• система пенотушения;

• системы объемного тушения.

Остановимся немного подробнее на преимуществах и недостатках каждой из систем.

Система водотушения. Вода — универсальное и самое доступное средство тушения пожаров на судне. Огнетушащее действие воды заключается в ее охлаждающем эффекте, причем использовать ее можно самым различным образом.

• Пущенная компактной струёй вода позволяет сбить пламя и быстро охладить поверхность. Иногда при тушении горящего газа пущенная по ходу пламени струя воды может сбить пламя и потушить возгорание.

• Струя воды в виде широкого конуса — идеальная защита для персонала, участвующего в тушении пожара.

• Распыление воды над раскаленной поверхностью способствует охлаждению поверхности и уменьшению содер­жания кислорода в области горения за счет образования пара.

Однако водой нельзя потушить горящий сжиженный газ и нефтепродукты, поскольку попадание ее в сжиженный газ вызывает усиленное его кипение и соответственно выделение горючих паров. А при попадании воды на поверхность нефтепродуктов происходитих разбрызгивание и увеличение площади горения.

Газовоз должен быть оборудован стационарной системой водотушения таким образом, чтобы по меньшей мере две струи воды из разных пожарных рожков (одна из которых подается по цельному пожарному рукаву) доставали до любой части судна в опасной зоне (т. е. в районе грузовой палубы). Поэтому количество и размещение пожарных гидрантов, длина пожарных шлангов должны удовлетворять этим требованиям.

Для работы пожарной магистрали в случае ее повреждения при пожаре или взрыве на ней должны быть установле­ны секущие клапаны через 40 м, не более. Количество и производительность пожарных насосов должны быть доста­точными, чтобы обеспечить подачу необходимого количества воды в пожарную магистраль. Запуск пожарных насосов должен осуществляться дистанционно с нескольких мест.

Все пожарные стволы должны быть комбинированного типа, т. е. иметь возможность подавать как компактную, так и распыленную струю воды.

Система орошения. На газовозах в дополнение к системе водотушения используется система орошения. В началь­ный момент возникновения пожара на газовозе ее воздействие весьма эффективно, поскольку происходит охлаждение поверхностей и предотвращение возникновения дополнительных источников возгорания. Система запускается автома­тически при нагреве специальных плавких вставок до 100°С.

Все поверхности газовоза, которые находятся в контакте со взрывоопасными грузами в процессе эксплуатации, должны иметь температуру, которая исключает самовоспламенение газов. Для того чтобы предотвратить чрезмерный нагрев таких поверхностей, система орошения должна перекрывать:

• купола танков,

• манифолды,

• лобовую переборку надстройки,

• помещение компрессоров,

• палубные помещения, расположенные в опасной зоне.

Запуск системы орошения должен осуществляться из нескольких стратегически важных мест судна как в районе грузовой палубы, так и за ее пределами. Производительность системы орошения должна обеспечивать подачу воды с интенсивностью 10 л/мин на каждый квадратный метр горизонтальной поверхности и с интенсивностью 4 л/мин — на каждый квадратный метр вертикальной поверхности.

Система порошкового тушения. Помимо водотушения все газовозы оборудованы стационарными системами по­рошкового тушения. Причем мониторы этой системы должны быть расположены таким образом, чтобы перекрывать весь район грузовой палубы.

В качестве тушащего агента используется обычная пищевая сода (бикарбонат натрия). Под высоким давлением происходит распыление порошка над поверхностью горения. Эффект воздействия порошка в следующем: при его по­падании в зону с высокой температурой начинается процесс разложения бикарбоната натрия с большим выделением углекислого газа, за счет чего происходит снижение содержания кислорода в зоне горения. Помимо этого, при нали­чии в воздухе огромной массы твердых частиц (для 1 кг порошка площадь взаимодействия около 200 м2) происходит отбор тепла из зоны горения и снижение температуры.

Стоимость такой системы довольно высока. Использовать ее целесообразно только в начальный момент пожара, когда еще не произошло нагревания металла до температуры, способной вызвать повторное воспламенение газа.

Порошки нетоксичны, некоррозийны, нетокопроводны, однако они гигроскопичны и склонны к комкованию.

Весьма эффективно использование порошка при тушении пожаров в виде струи газа под давлением: достаточно одной атаки порошком по направлению струи — и пожар будет потушен, правда, только если газ не соприкасается с раскаленным металлом.

Как показывает практика, порошковое тушение недостаточно эффективно при тушении горящих сжиженных га­зов, разлившихся по палубе.

Систему порошкового тушения устанавливают на газовозах как основную. Установка порошкового тушения долж­на обеспечивать подачу порошка под необходимым давлением как минимум на два ствола, способных перекрыть всю опасную зону. В качестве газа, создающего давление в системе, используется азот. Система порошкового тушения должна состоять как минимум из двух установок порошкового тушения, которые можно использовать отдельно и совместно. Скорость подачи порошка через стационарный монитор должна быть не ниже 10 кг/с, а через ручной ствол — не ниже 3,5 кг/с.

Судно должно иметь достаточное количество порошка для обеспечения работы всех мониторов и переносных ство­лов в течение 45 с.

Система пенотушения. Как известно, горит не горючая жидкость, а пары, которые образуются при ее нагреве, т. е. между поверхностью жидкости и пламенем существует небольшое пространство.

Пена представляет собой скопление небольших пузырьков воздуха, заключенных в оболочку пенообразующего агента. Удельный вес пены очень мал, и это позволяет ей растекаться по горящей поверхности, образуя плотное покрытие, перекрывающее доступ паров груза в зону горения.

Применяются различные виды пенных концентратов и пен:

• стандартная протеиновая пена,

• фтористо-протеиновая пена,

• синтетические концентраты,

• пена, устойчивая к воздействию спиртов (Alcohol Resistant Foam).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных