Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






А.Н. Елизаров, МГГУ им. М.А. Шолохова




В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 050100 – Педагогическое образование (квалификация (степень) бакалавр) указано, в частности, что в области педагогической деятельности выпускник должен решать задачи изучения возможностей, потребностей, достижений учащихся в сфере образования. В области культурно-просветительской деятельности этому соответствует задача изучения потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности.

Таким образом, в деятельности будущего бакалавра можно выделить диагностическую функцию, задачами которой являются:

– изучение возможностей учащихся применительно к задачам обучения, воспитания, развития, культурно-просветительской деятельности;

– изучение потребностей учащихся применительно к этим же задачам;

– изучение достижений учащихся по итогам обучения, воспитания, развития, культурно-просветительской деятельности.

– составление заключения по результатам решения этих трех задач.

В данном стандарте указано также, что бакалавр в области педагогической деятельности на основе результатов, полученных в ходе изучения возможностей, потребностей и достижений учащихся, должен осуществлять проектирование индивидуальных маршрутов обучения, воспитания, развития учащихся. Задачами проектировочной функции в педагогической деятельности будущего бакалавра, следовательно, являются:

– проектирование индивидуальных маршрутов обучения в соответствии с возрастными, гендерными, социальными и культурными особенностями учащихся;

– проектирование индивидуальных маршрутов воспитания в соответствии с указанными особенностями учащихся;

– проектирование в соответствии с ними индивидуальных маршрутов саморазвития учащихся.

В области культурно-просветительской деятельности задачей в рамках проектировочной функции является разработка культурно-просветительских программ для различных социальных групп.

В ФГОС ВПО по педагогическому образованию указано, что в области профессиональной деятельности бакалавр должен решать задачу организации обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся и отражающих специфику предметной деятельности.

В рамках воспитательной функции можно выделить следующие задачи: воспитание личным примером, самораскрытием педагога, организацией совместной деятельности, воспитание диалогом, воспитание идеалом, воспитание замечанием, использованием санкций и поощрений в процессе воспитания.

В рамках обучающей функции бакалавра задачами являются: проведение лекций. занятий в форме дискуссии, руководство научно-исследовательской работой учащегося, проведение зачета, экзамена, практикума, руководство практикой, использование рабочей тетради.

Выполнение задач воспитательной и обучающей функций предполагает решение соответствующих им задач диагностической и проектировочной функций.

Рассматриваемый стандарт позволяет выделить в области педагогической деятельности будущего бакалавра также функцию самообразования. На эту функцию указывает следующая профессиональная задача ФГОС ВПО в области педагогической деятельности: «Осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры». Соответственно, при разработке банка учебных заданий можно указать на следующие задачи в рамках функции самообразования: проектирование дальнейшего образовательного маршрута, профессиональной карьеры, осуществление профессионального самообразования, личностный рост.

Применительно к культурно-просветительской функции ее задачами, предполагающими составление списка учебных заданий, являются:

· формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;

· организация культурного пространства;

· реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп;

· популяризация профессиональной области знаний общества.

Наличие нормативных компетенций предполагает необходимость деятельности по институциализации в рамках каждой из представленных задач, то есть осознания, фиксации, упорядочения, формализации и стандартизации различных путей их достижения. Результатом должно стать наличие нормативных документов для каждой из задач, воспользовавшись которыми студент может самостоятельно выполнить каждое конкретное задание.

Например, применительно к задаче «Проведение лекции» можно последовательно сформулировать несколько заданий по формированию разных компетенций, итогом выполнения которых будет проведение лекции:

1. Получить нормативные документы, регулирующие деятельность по проведению лекции (Задание соответствует инструментальной компетенции «Готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения и переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией»).

2. На основе использования нормативных документов разработать план написания лекции (Задание соответствует нормативной компетенции «Готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности»).

3. На основе разработанного плана написать лекцию (Задание соответствует мировоззренческой компетенции «Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения»).

4. Прочитать написанную лекцию (Задание соответствует инструментальной компетенции «Владеет основами речевой профессиональной культуры»).

Целесообразно составлять последовательности заданий, отражающих системный характер выделенных функций. Так, выполнение серии заданий применительно к задаче «Проведение лекции» логично завершить заданиями, направленными на задачи в рамках функции самообразования – по результатам проведенной лекции студент проектирует свой дальнейший образовательный маршрут, осуществляет профессиональное самообразование. Но это следует делать лишь после выполнения заданий, направленных на решение задач в рамках диагностической функции – после изучения достижений, возможностей, потребностей учащихся по итогам обучения, воспитания, развития. Только после этого студент сможет понять, насколько эффективной была его лекция, спроектировать свой дальнейший образовательный маршрут, осуществить профессиональное самообразование, перейти к проектированию и осуществлению следующего этапа своей педагогической деятельности.

Разработка подобных последовательных серий заданий в рамках каждой из представленных задач в сочетании с деятельностью по институциализации, открывает широкие перспективы для гибкого проектирования образовательных систем с заданными свойствами. При этом то, что функции, которым соответствуют задачи, объединены в систему, конгруэнтную логике деятельности, которую выпускникам предстоит осуществлять, обеспечивает целостность, системный характер образования.

E-mail: psychologia@narod.ru

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных