Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Т.А. Дубовицкая, Стерлитамаская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой




Приоритетной задачей современного высшего профессионального образования становится подготовка компетентного специалиста, обладающего, в том числе, опытом конструктивного социального взаимодействия и способного актуализировать его в собственной профессиональной деятельности. Данная способность совершенствуется в ходе профессиональной деятельности, но основу для этого необходимо заложить на этапе профессионального обучения.

К примеру, основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки «Управление персоналом», определяет, в частности, следующие компетенции выпускника: способен отстаивать свою точку зрения, не разрушая отношения (ОК-7); готов к кооперации с коллегами, к работе на общий результат, обладает навыками организации и координации взаимодействия между людьми, контроля и оценки эффективности деятельности других (ОК-8); стремится к личностному и профессиональному саморазвитию, умеет расставлять приоритеты, ставить личные цели, способен учиться на собственном опыте и опыте других (ОК-11); умеет критически оценивать личные достоинства и недостатки, конструктивно реагировать на критику в свой адрес (ОК-12) и др.

Овладение вышеперечисленными компетенциями будет наиболее эффективным в условиях организации взаимодействия студентов в совместной учебной деятельности, которое должно носить конструктивный характер. Широко внедряемые в последние десятилетия в преподавание учебных дисциплин методы контекстного обучения (деловые и ролевые игры, тренинги, проектный метод, метод кейсов и др.), воссоздающие в различных формах контекст овладеваемой студентами профессии, осуществляются в ходе взаимодействия студентов учебной группы друг с другом (А.А. Вербицкий). При этом нужно учитывать тот факт, что эффективность такого взаимодействия зависит от ряда особенностей самой группы. Нередко некоторые студенты, либо сами никак не вовлекается в совместную деятельность, либо отторгаются группой, что негативно сказывается на их профессиональной подготовке.

Согласно И.А. Зимней, взаимодействие есть основа и условие установления самых разнообразных связей между объектами, включая причинно-следственные, каузальные. Оно является основой любой системы, которая, как известно, всегда предполагает связь (в форме взаимодействия) ее элементов, компонентов [3].

В понятии «взаимодействие» раскрывается не только коммуникативная сторона: обмен информацией, но и интерактивная: организация совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность. В ходе ее для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую деятельность [5].

Понятие «конструктивный» означает плодотворный, который можно положить в основу чего-либо. Конструктивное взаимодействие – это вид социального взаимодействия, характеризующийся, с одной стороны, продуктивностью и результативностью совместной деятельности, а с другой – эмоциональной удовлетворенностью процессом и результатом субъектов взаимодействия [4].

Конструктивные взаимодействия в психолого-педагогической литературе обозначаются по-разному: сотрудничество, гуманные отношения, оптимальное взаимодействие (общение), продуктивное взаимодействие, субъект-субъектные отношения, конструктивное разрешение конфликтов, сотворчество и др. Так или иначе конструктивное взаимодействие – это такое взаимодействие, которое приносит пользу всем его участникам.

С психологической точки зрения, конструктивные взаимодействия – это совместно построенные действия участников образовательного процесса, обеспечивающие необходимые условия для личностного роста, развития личностного потенциала, развития навыков рефлексивного поведения, преодоления стереотипизации восприятия, эмоционально-душевного комфорта, развития навыков эффективного вербального и невербального общения, саморегуляции, развитие потребности в самоактуализации [1].

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в исследованиях в той или иной степени представлены следующие аспекты конструктивного взаимодействий субъектов образовательного процесса: влияние социального взаимодействия на психическое развитие его субъектов (Л.С. Выготский, Дж. Г. Мид, Ж. Пиаже, В.В. Рубцов, Т.А. Яценко); гуманизация, личностно-ориентированные тенденции образовательного процесса, субъект-субъектные отношения (З.А. Абасов, Ш.А. Амонашвили, А.С. Белкин, Э.Ф. Зеер, Г.К. Селевко, И.Д. Демакова); особенности взаимодействия учителя и ученика (К.Н. Волков, И.А. Зимняя, Е.Н. Ильин, Е.В. Коротаева); взаимодействие между студентами и преподавателями (И.И. Ирхен, Смирнов С.А, Царев С.А,); формирование опыта конструктивного взаимодействия обучающихся (О.М. Забелина, В.С. Смирнов).

Конструктивное взаимодействие в совместной учебной деятельности, реализуемой в учебной студенческой группе, на наш взгляд, должно стать предметом самостоятельного исследования. Особенно это актуально для студентов управленческих специальностей. Будущие менеджеры должны не только знать феномены группового взаимодействия, но и уметь его организовывать, диагностировать уровень развития конструктивного взаимодействия в своей рабочей группе, при необходимости приглашать специалиста по командообразованию, ставя перед ним определенные задачи.

Учебную студенческую группу можно рассматривать как малую группу, занимающуюся совместной учебной деятельностью, а процессы общения в группе во время занятий – как процессы, формирующие межличностные отношения, а также профессионально значимые умения и качества личности. В структуре конструктивного взаимодействия субъектов совместной деятельности можно, на наш взгляд, выделить три компонента: 1) продуктивный – способность группы успешно решать возникающие проблемы, достигать значимых результатов; 2) удовлетворенность отношениями – привлекательность группы для ее участников; 3) возможность самореализации – возможность участников группы максимально реализовать свой потенциал, проявить способности. Уровень развития данных компонентов определяет уровень конструктивного взаимодействия в группе.

Сформированность названных компонентов определяется рядом условий. В их число, в частности, входит феномен распределения социальных ролей в группе. Согласно М. Белбину, каждый из членов группы играет в ней двойную роль. Первая – связана с его функциональными обязанностями в формальной структуре группы (организации). Вторая – собственно «роль в группе». Такими ролями являются: «лидер», «реализатор», «генератор идей», «объективный критик», «организатор», «снабженец», «душа коллектива», «контролер».

В успешно действующей группе, независимо от числа ее участников, как правило, представлены все восемь ролей. Если группа действует не очень успешно, возможно, в ней никто не играет какой-либо из важных ролей. В этом случае необходимо изменить состав организации, пополнив ее соответствующими сотрудниками, или сориентировать определенных членов организации на выполнение соответствующих ролей. Также должен быть обеспечен баланс восьми ролей, без доминирования какой-либо одной, представленной большим числом членов группы, нежели другие роли. Особое внимание следует уделить подбору людей на роли «лидера» и «генератора идей». «Лидер» должен быть властным, авторитетным и вдохновляющим, вызывающим доверие. Для того чтобы группа действовала успешно, в ней должен быть один «генератор идей» (если в группе много «генераторов», она погрязает в бесплодных дебатах и дискуссиях) [5].

Личность в группе обучается взаимодействию с другими людьми, принятию совместных решений, что способствует формированию соответствующей установки на деятельность в групповых условиях, которая положительно сказывается на последующей профессиональной адаптации и эффективности деятельности.

Литература

1. Бильгильдеева Т.Ю. Воспитание личности младшего школьника как создание условий для ее самореализации. Автореф. дис. канд. пед наук. – Кострома, 1999 [Электронная версия]. http://dissertation1.narod.ru/avtoreferats1/a78.htm

2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.– М.: Высщая школа, 1991.– 214 с.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону:Феникс, 1997. – 480 с.

4. Смирнов В.С. Педагогические условия формирования опыта конструктивного взаимодействия у курсантов военного вуза в трудных ситуациях жизнедеятельности. Автореф. дис.канд. психол. наук. Москва, 2009 [Электронная версия]. http://www.dissercat.com

5. Урбанович А.А. Психология управления. – Минск: «Харвест», 2005. – 295 с.

e-mail: tatdm@mail.ru

 

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных