Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Практическая работа. Задание 1. Изучите личность школьника с девиантным поведением по следующей схеме:




Задание 1. Изучите личность школьника с девиантным поведением по следующей схеме:

1. Общие сведения о ребёнке.

2. Состояние здоровья ребёнка, особенности его физического развития, соответствие физического развития возрасту (рост, вес, недостатки зрения, слуха, нарушение осанки и т. п.).

3. Направленность личности воспитанника (эгоистическая, деловая, общественная; характеристика осознанных мотивов; взгляды и убеждения, интересы, наличие единства сознания и поведения; потребности, идеалы, ценности, стремления и т. п.).

4. Самооценка личности учащегося (заниженная, завышенная, адекватная), уровень притязаний, требовательность к себе, отношение к критическим замечаниям учителей и товарищей, отношение к самовоспитанию и его проявление.

5. Преобладающий темперамент учащегося.

6. Особенности эмоционально-волевой сферы школьника: характер эмоциональной реакции на педагогические воздействия, развитие чувств (моральных, интеллектуальных, их глубина и устойчивость, степень эмоциональной возбудимости, внешняя выраженность эмоциональных переживаний), волевые особенности (целеустремлённость, самостоятельность и т. п.).

7. Способности учащегося (общие и специальные).

8. Характер воспитанника. Какие отрицательные и положительные черты характера проявляются в отношении школьника к учению, трудовой деятельности (активность, дисциплинированность, добросовестность, ответственность, легкомыслие, упрямство, беспечность, лживость и т. д.); в отношении к людям (уважительность, внимательность, доброта, грубость, эгоизм, жестокость, высокомерие и т. д.); в отношении к самому себе. Имеются ли вредные привычки: курение, сквернословие, употребление спиртных напитков, токсических, наркотических веществ.

9. Характеристика межличностных взаимоотношений воспитанника:

а) в семье (условия семейного воспитания, характеристика семьи по структуре, материальному положению, воспитательному потенциалу, особенности взаимоотношений между взрослыми членами семьи, ребёнка со взрослыми, позиция ребёнка в семье);

б) в классном коллективе (характеристика классного коллектива, социальный статус ученика, его положение в коллективе (лидер, популярный, принятый, изолированный), отношение воспитанника к мнению коллектива, отношение к своей позиции в классе);

в) в сфере свободного общения (с кем общается в свободное время, в состав какой группы входит, какова направленность группы, какое положение занимает в группе, с кем и каким образом предпочитает проводить досуг).

10. Участие в различных видах деятельности:

а) отношение к учебной деятельности (успеваемость, уровень знаний, степень сформированности учебных навыков; основные мотивы учения, проявление особого интереса к какому-либо предмету,; особенности памяти, мышления, уровень развития внимания);

б) отношение к трудовой деятельности (наличие трудовых навыков, умений; предпочитаемые виды труда; способность к длительным трудовым усилиям; участие в общественно полезном труде; трудовые обязанности по дому);

в) проявление устойчивого интереса к какому-либо виду деятельности (член какой-либо секции, клуба, кружка, учащийся учреждения дополнительного образования);

г) наличие профессиональной направленности (намерения, ориентация, направленность, мотивы выбора будущей профессии).

11. Причины отклонений в поведении:

а) отклонения от нормы в состоянии здоровья (нарушения в физическом и психическом развитии, несоответствие физического развития возрастной норме, акцентуации темперамента и характера, неврозы, дефекты памяти, мышления);

б) нарушения в сфере межличностных взаимоотношений (непопулярен, является непринятым, изолированным в классном коллективе, является отверженным в группе свободного общения, конфликтен, отчуждён в семье, бесконтролен);

в) ошибки школьного воспитания (превышение педагогической власти; наказания, связанные с унижением личности ученика; противоречивость предъявляемых требований; отсутствие педагогического такта; недостаточное знание индивидуальных особенностей школьника; возрастных физиологических и психологических особенностей; конфликтные отношения между учителем и ребёнком, учителем и родителями ребёнка и др.);

г) ошибки семейного воспитания (отсутствие психолого-педагогических знаний, отсутствие воспитательного потенциала, перекладывание ответственности за воспитание ребёнка на школу, конфликты в семье, безнадзорность и др.);

д) социальные причины (противоречия в обществе, в микросоциуме);

е) психотравмирующие ситуации.

По кн. Шептенко П. А., Воронина Г. А. Методика и

технология работы социального педагога.- М., 2001.

Задание 2. Используя данные, полученные при изучении личности школьника с отклонениями в поведении, составьте его карту личности.

Карта личности школьника

Ф. И. О.___________________________________________________________

Возраст___________________________________________________________

Класс_____________________________________________________________

Сведения о родителях (Ф. И. О., образование, место работы, количество детей в семье)______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

  На сегодняш- ний день Дополнитель- ные сведения Изменения
1. Состояние здоровья: 1-психические патологии 2-хронические заболевания 3-часто болеющий(ая) 4-удовлетворительное 2. Общественная активность: 1-не участвует в общественной жизни 2-пассивный участник общественных дел 3-активный участник творческих дел 4-организатор коллективных творческих дел 3. Отношение к учёбе: 1-отрицательное 2-избирательное 3-положительное 4-учится с интересом 4. Семья школьника: 1-проблемная семья с пьющими родителями 2-проблемная семья, где пьёт один из родителей 3-внешне благополучная семья, имеются проблемы, которые не выносятся на всеобщее обозрение 4-благополучная семья 5. Характер эмоциональных отношений в семье: 1-напряжённо-конфликтные отношения 2-эпизодически возникающие конфликты, отчуждение, холодность 3-отношения ровные, но без эмоциональной близости 4-атмосфера дружбы, взаимопонимания и поддержки 6. Характер общения со сверстниками: 1-участник асоциальной группы, состоит на учёте в милиции за правонарушения 2-общение на основе пустого времяпрепровождения 3-малообщителен 4-общение на основе полезных интересов 7. Наличие положительно ориентированных жизненных планов: 1-жизненные планы асоциальной направленности 2-планы неопределённые, иногда нереальные 3-планы в основном определились, нет жизненных ориентиров 4-планы и намерения выражены чётко, положительные жизненные ориентиры 8. Уровень развития интересов и потребностей: 1-только материальные потребности, интересы асоциального характера 2-преобладание материальных потребностей, интересы изменчивы 3-разумное сочетание духовных и материальных потребностей, разносторонние интересы 4-преобладание духовных потребностей, чётко выраженные интересы 9. Отношение к педагогическим воздействиям: 1-резкая, грубая форма непринятия любых педагогических воздействий 2-непринятие педагогических воздействий в форме пассивного сопротивления 3-избирательное отношение к педагогическим воздействиям 4-к замечаниям учителей прислушивается, наказания и поощрения воспринимает адекватно 10. Коллективистские проявления: 1-яркий индивидуалист(ка), нормы коллективной жизни отрицаются полностью 2-с нормами коллективной жизни считается в зависимости от настроения 3-пассивный член коллектива, нормы коллективной жизни принимает без критики 4- активный член коллектива, умеет выражать и отстаивать свою точку зрения; к нормам коллективной жизни относится положительно 11. Способность оценивать поступки окружающих с позиций норм, морали и права: 1-открытое неприятие норм морали и права, одобрительное отношение к поступкам асоциальной направленности 2-безразличное отношение к нормам морали и права, «нейтральность» в отношениях 3-принятие не всех норм морали и права, поступки делятся на «плохие» и «хорошие» в зависимости от собственных позиций 4-активное неприятие асоциальных проявлений и борьба с ними 12. Самокритичность и самооценка: 1-критическое отношение к себе отсутствует, самооценка неадекватная 2-критическое отношение к себе проявляется редко, самооценка завышена 3-отношение к себе безразличное, самооценка занижена 4-критическое отношение к себе, самооценка адекватная 13. Отношение к окружающим: 1-проявление жёсткости и агрессии к окружающим 2-чёрствость, грубость, невнимательность проявляются только в поступках «за компанию» 3-эмпатия проявляется только в отношении близких людей 4-действенная эмпатия по отношении к другим людям 14. Волевые качества: 1-сильная воля, проявляющаяся в асоциальных поступках 2-слепое подчинение чужой воле 3-хорошо выраженная волевая саморегуляция, позволяющая противостоять чужому влиянию 4-сильные волевые качества, способность не только противостоять чужому влиянию, но и направлять действия других 15. Внешняя культура поведения: 1-неряшливость, регулярное употребление нецензурных выражений, регулярные асоциальные поступки 2-безвкусный внешний вид, частое употребление нецензурных выражений, вульгарные манеры, способен(на) на асоциальные поступки 3-безразличие к внешнему виду, манерам поведения, в речи могут появляться нецензурные выражения, но редко; на асоциальные поступки способен(на) в исключительных случаях 4-аккуратный внешний вид, развито чувство вкуса, высокая культура речи, не способен(на) к асоциальным поступкам 16. Отношение к наркотикам, алкоголю, курению: 1-употребляет наркотики или токсические вещества, пьёт, курит регулярно 2-наркотик, токсические вещества пробовал(а), алкоголь употребляет часто, курит постоянно 3-к наркотикам и токсическим веществам отношение нейтральное, алкоголь пробовал(а), курит редко 4-отношение к наркотикам и токсическим веществам отрицательное, алкоголь не употребляет, не курит        

 

По кн. Воспитание трудного ребёнка: Дети с девиантным

поведением/Под ред. М. И. Рожкова.-М., 2001.

Задание 3. Изучив карту личности школьника с отклонениями в поведении, составьте вероятный прогноз проявления девиаций в его поведении, дайте рекомендации по организации профилактической и коррекционной работы с данным школьником.

Карта прогнозирования

ФИО учащегося____________________________________________________

Возраст____________________________________________________________

Класс_____________________________________________________________

Данные медицинского обследования___________________________________

 

Факторы, провоцирующие девиантное поведение Проявления и общая характеристика
1. Эмоциональная сфера школьника 2. Особенности настроения 3.Взгляды и отношения 4.Особенности мышления 5.Самооценка 6.Оценка окружающей действительности 7.Сфера интересов, потребностей и желаний 8.Особенности семейного воспитания, взаимоотношения в семье 9.Положение ребёнка в группе(ах), в которую он входит 10. Влияние референтной группы на школьника  

 

Общая характеристика проявления девиантности поведения:______________

__________________________________________________________________

 

Вероятный прогноз:_________________________________________________

__________________________________________________________________

Рекомендации по организации профилактической и коррекционной работы:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 4. Деформация внутрисемейных взаимоотношений является одной из основных причин возникновения отклонений в поведении школьников. Проведите анкетирование, которое поможет определить взаимоотношения в семье, выявить семейные конфликты, наметить пути их устранения.

Анкета

1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:

1) очень хорошими;

2) хорошими;

3) не очень хорошими;

4) плохими;

5) не очень плохими.

2. Считаете ли вы свою семью дружным семейным коллективом?

1) да;

2) не совсем;

3) нет.

3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи?______

__________________________________________________________________

(перечислите эти традиции)

4. Как часто ваша семья собирается вместе?

1) ежедневно;

2) по выходным дням;

3) редко.

5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?

1) решаете сообща жизненные проблемы;

2) занимаетесь семейно-бытовым трудом;

3) работаете на приусадебном участке;

4) вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;

5) обсуждаете вопросы учёбы детей;

6) делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;

7) каждый занимается своим делом;

8) чем-то ещё (допишите)___________________________________________

6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?

1) да;

2) часто;

3) иногда;

4) редко;

5) не бывают.

7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?

1) непониманием членами семьи друг друга;

2) нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и др.);

3) отказом участвовать в семейных делах, заботах;

4) разногласиями в вопросах воспитания детей;

5) злоупотреблением алкоголем;

6) другими обстоятельствами (укажите, какими)_________________________

8. Каковы способы разрешения нравственных конфликтов в вашей семье?

1) примирение;

2) обсуждение ситуации и принятие общего решения;

3) прекращение конфликтов на некоторое время;

4) обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);

5) конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер.

9. Бывают ли дети свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?

1) да;

2) нет;

3) иногда.

10. Как реагируют дети на семейные конфликты?

1) переживают, плачут;

2) становятся на сторону одного из родителей;

3) пытаются помирить;

4) уходят из дома;

5) замыкаются в себе;

6) относятся безразлично;

7) становятся озлобленными, неуправляемыми;

8) пытаются найти поддержку у других людей.

11. Что вы намерены делать для укрепления семейно-бытовых отношений и улучшения микроклимата в вашей семье?

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных