Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Дар обращения к Богу




О духовной слепоте

Нередко бывает так: если кто чего-нибудь лишён, то ему обидно видеть, что другие этим обладают. Чужое преимущество уязвляет и оскорбляет; и редко кто умеет «прощать» другим их одарённость. Обида превращается в зависть и злобу… Но если обойдённый завистник добьётся власти, тогда он сделает всё, чтобы расправиться с «невыносимыми» талантами. Это духовно слепой и глухой безбожник. Мы – счастливы, он – нет; нам дано духовное богатство, он лишён его; он сам не замечает своей слепоты и переживает её, как особое преимущество. Всё у него искажено и перевёрнуто вверх ногами. Мы видим перед собой в высшей степени самоуверенных глупцов, принимающих своё духовное скудоумие за высший дар. Они считают нас «отсталыми мракобесами». Когда слепой ведёт слепого, оба падают в яму. Но, чтобы слепой брался вести зрячих, это неслыханно. Мы должны принять их вызов и дать им достойный ответ. Спокойно, предметно и убедительно доказать, что мы не нуждаемся в их «просвещении»; мы уже видим духовный свет. Вера освобождает нас своею силою и никакого освобождения от этой свободы нам не нужно. Мы должны доказать, что их новое «открытие» мнимое, слепое, ведёт к погибели и не даёт им никакого права на власть. Верующие в Бога не слепы и видят гораздо больше и более важное, чем близорукие и не видящие безбожники. Лицемеры есть во всех направлениях. Но истина всегда проявит себя. Фантазёр смотрит в пустоту, сочиняет небылицы, а мы говорим о сущей реальности, наши чувственные ощущения трезвы и здравы. Среди верующих много гениальных учёных и изобретателей: Коперник, Галилей, Кеплер, Лейбниц, Ломоносов, Менделеев и др. Они создали нашу науку. Это трезвые наблюдатели, зоркие исследователи, ответственные мыслители, великие мастера. Они Верят в Бога и открыто говорят и пишут об этом.

Тот, кто заранее всё отрицает, тот не имеет ни права, ни основания даже критиковать Веру. Что может сказать слепорождённый о красоте картины? Ничего… Что может написать о музыке глухонемой? Человек с заглохшим сердцем, ничего не знающий о любви, духе и свободе, не представляющий, что есть добро и зло, не имеет права говорить о духе. Истинная Вера возникает не из страха, а из преодоления его. Безбожие несёт худшее в мире рабство – порабощение вещам (материальному) и тиранам, разложение.

Истинная вера имеет дело с реальностями, пробуждающими лучшие творческие силы человечества. Верующие освобождаются от страхов и не уступают им даже тогда, когда нужно решиться на исповедничество и мученичество, когда начинается борьба за священное. Страх преодолевается силой духа и человек уходит из жизни победителем. Бог живёт не только «по ту сторону», но и здесь. Он даёт людям свет и силу. Принимать прекрасное, истинное и совершенное: в расцвете природы, в любви, в героическом деянии, искусстве, науке, справедливости, свободе, труде, доброте. Где мы обращаемся к Богу, там Бог среди нас.

Безбожники говорят, – «мы не видим Его, покажи, где Он?» Наивно думать, что реально только то, что видно. Человек, покинутый Богом, утрачивает творческую силу, становится бессильною и жестокою тварью. Жизнь его заполняется страхом и взаимным предательством. Кто проповедует безбожие, тот готовит людям величайшие бедствия, унижение, рабство и муку… Путь без Бога ведёт к погибели. Но как показать это духовным слепцам, которые не могут и не хотят видеть?

 

Горное озеро

Бог видит всё.

В стороне от исхоженных дорог, высоко у подножия крутой стены, покоится горное озеро. Оно смотрит чистым оком вверх, и принимает в себя всё, что посылает ему небо. Долог подъём, терпеливо надо идти, шаг за шагом, всё вверх и вверх. Всё труднее восхождение, всё строже и скуднее – природа, всё прохладнее бодрящий воздух. Священная тишина. И вдруг путник чует его близость, его лёгкое, влажное веяние. Просты и строги его берега. Оно лежит открыто, чтобы видеть всё и на всё отвечать. В нём отображена захватывающая красота горного хребта и облаков в лучах солнца. Прозрачная вода так глубока, что глаз не верит расстоянию. Это словно первозданное глубокомыслие и безмолвная молитва отшельника. Природа умеет беречь свои тайны. Сердце трепещет радостью: оно верит и не верит своему ясновидению, оно слышит гимн Богу, чувствует разумность и красоту вселенной, жаждет новых видений света и глубины. Потрясённый и счастливый путник стоит у берега, желая навсегда запомнить увиденное. А когда уходит дневной свет, появляются первые звёзды. Ветер и священная тишина. Какая радость искать и находить все эти образы в потемневшей глубине озера. И вот Божественная заря. Как изумительны богатства прозрачного озера. С какой ясностью показывает оно глубину своего существа, посвящая всякого человека в свои тайны. О, чистота сердца. О. прозрачная, щедрая мудрость. Как великолепны, как ослепительны его отражённые видения… Как верно воспринимает его гладь эти дары, как охотно и радостно отдаёт их всякому оку. Оно радуется всему, исходящему от Всевышнего Света, – и голубому небу, и звёздам, и облаку, каждому дереву, каждой скале, каждому новому гостю, которому дано поглядеться в него. О, смирение духа. О, созерцательность покоя. О, радость служения! Это око мира, воспринимающее и хранящее Божии дары, подобно праведнику, который ищет небесных видений и свято блюдёт чистоту и прозрачность своего сердца. Два мира встречаются в нём – внутренний мир сокровенных помыслов и внешний мир от Бога. Оба они срастаются в единое, светлое и щедрое богатство мудрости.

Будучи слепым, можно ли увидеть свет? Будучи зрячим, можно ли без света увидеть озеро в кромешной тьме? В замутненном озере можно ли увидеть, имея свет и зрячесть, его глубину? Не имея ясности, можно ли увидеть в глубине озера отражённую высоту неба? Не зная всего этого можно ли понять и увидеть Бога?

Ослеплённых и оглушённых ненавистью лечит любовь и доброта, открывающая глаза и уши. Подвиг мужественного героя освящает и показывает верный жизненный путь согретым любовью и желающим увидеть. Ясность и духовная сила рассказа проповедника о подвиге героя, идущего от сердца к сердцу, направит к высоким устремлениям. Таким путём, мы, верно воспитаем народ.

 

Возвращение

«Спасём Русь с Божьей помощью нашими руками!»

Современное человечество переживает великую смуту. Колеблются все основы жизни. Замутились все источники духа. Идёт великий распад. В этих бедствиях и страданиях нашего времени мы снова учимся обращаться к Богу. Ибо без этого человек отпадает от Бога, выдан началу зла и теряет силы для противостояния ему.

1. Первая задача всякого воспитания, начиная со школы и заканчивая академией – это умение собирать свои душевные силы. Нами овладевают пустяки лишённые всякого смысла. Пыль засоряет глаза, засасывает болото растления, тщеславия и жадности. Нужно освободиться ото всего этого для лучшего, высшего и Священного.

Обращение к Богу, есть искренний призыв обращённый к совершенству. Мы обращаемся к Богу, к Всевышнему. Мы видим в Боге неисчерпаемый источник любви и благой силы. Так нам даётся три величайших утешения: чувство общения с Богом; чувство, что наше обращение услышано Им; и чувство, что Он нас слышит, любит и бережёт. Православному присуща особенная уверенность в том, что он не может быть покинут Богом. Православный русич обращается к Богу сердцем, открытым и искренним. Всем нам нужно пережить эпоху крушения, искать Его покрова, Его помощи, Его света и силы. Нельзя призывать бога в бессовестных начинаниях. Обращение к Богу имеет смысл только в борьбе за добро. Обращаться к Богу с тем, чтобы верно отличить добро от зла, чтобы верно служить Его делу на Земле. Уверенность прибавляет сил в праведном деле. Следующий православной совести обращается к Богу с великой уверенностью и «дерзновенно» просит помощи в служении Делу Твоему. Кто просит удачи в преступлениях обращается не к Богу, а к врагу его.

2. Никакое обращение к Богу не исключает моих собственных усилий: моя любовь, мой труд, моя борьба должны служить тому делу, с которым я обращаюсь к Богу. Если это дело действительно хорошее и верное перед лицом Божиим, то я должен вкладывать в него все свои силы, служить ему, бороться за него, идти против угроз и на всякую опасность. Тогда я обращаюсь к Богу своим служением. Всевышний очистит моё сердце, поможет увидеть ясно и верно. И я становлюсь уверенным в том, что моё обращение к Богу будет услышана, что недостижимое будет достигнуто, а победа неизбежна. Дерзновенно взывает к Богу тот, кто в борьбе за Божье Дело пренебрегает личными делами и не щадит себя самого.

Обращение к Богу есть целое искусство, которое мы должны восстановить перед лицом великой смуты. Все беды и страхи, революции и войны есть великое чистилище души, училище Веры.

Обращение к Богу

Самое действенное и чистое утешение есть обращение к Богу. Оно несёт сразу очищение, укрепление и целение. Нельзя тонуть в болоте и несущественностях быта. Жизненные содержания есть ничтожные, и есть Священные. Одни укрепляют душу, ведя вверх, другие разрушают и обессиливают её, делают её мелочной, растленной и слепой. Есть такие, которыми стоит жить, и есть те, которыми не стоит жить. Нужно научиться различать их, и жить существенно-священным. Так человек поймёт смысл и цель жизни. Путь к этому умению указывает и прокладывает обращение к Богу. Нет на Земле такой власти, которая может погасить нашу внутреннюю свободу – и, прежде всего свободу обращения к Богу.

Для каждого неверующего может настать время величайшей беды и он, в отчаянии, не будет представлять себе откуда может придти спасение. Он просит о помощи, и когда проходит этот порыв, у него остаётся чувство, что он всегда Веровал. Мудрость сердца восторжествовала над глупостью ума. Великие бедствия дают возможность преодолеть препятствия. Настоящее обращение к Богу может излиться и в связных словах, но она может и не найти их. Даже одно слово, насыщенное сердцем, будет весить больше, чем множество душевно-пустых слов. Тяжело раненый не может перекреститься. Живущий в эпоху гонения на Веру умеет обращаться к Богу сердцем без высказанных слов. Сердце, главный горн души. Обращение к Богу – сердечный жар и благодатная сила исцеления. Коперник внимал законам природы. Ломоносов, Пушкин и Лермонтов – каждым актом вдохновения.

 

Горы

Костная пассивность и рабская покорность никогда не были угодны Богу, а всякий искренний порыв и ропот приемлются на небесах.

Снежные горы, поднимаются к облакам подобно Земле, восходящей к небу. Их спокойствие передаётся мне, и я иду всё выше и выше. Много времени нужно, чтобы одолеть высоту. Вверх, вверх, всё выше – и, исчерпав последние силы надо идти и дойти. Внизу воздух густой и пыльный, выше разреженный, и, наконец – режущий холодом, ледяной и жгучий. И вот, наконец, подъём закончен. Я на верху. Потрясающая тишина, слышны лишь удары собственного сердца. Молчаливая красота. Стоишь и учишься блюсти в высоких сферах жизни целомудренную тишину. Солнце поёт ему величественный гимн; звёзды несут ему знамения и пророчества; горы и море зовут его. Вся вселенная полна дремлющей любви и пения: цветы, птицы, деревья, ветер. Он приобщается к сокровенному.

Кто может верно, точно и сильно выразить идеи Бога? Один выражает в звуках и пении. Другой рисует. Иные строят и танцуют. Все создания их больше их самих. Кто верно видит и слышит, трепещет сердцем и радуется духом.

 

Огонь

Я могу часами сидеть перед камином и смотреть на огонь. Радостно играет свет. Я постигаю вечные истины и благодатное тепло. Смотрю, как прикованный. Так сидели у домашнего очага наши далёкие предки и размышляли о своей суровой жизни, предвидели новые вторжения врагов и готовились к отпору. Вся жизнь Руси протекает в борьбе и русский человек всегда должен быть готов идти на смерть во имя народа и Родины. От созерцания очищающего Божественного огня душа наша становится подобна огню. Огонь учит свободе и единению. У очага собирается вся семья и чувствует своё единство. Где огонь вспыхивает, там он утверждает свою победу, триумф победоносного танца. Огонь, есть величайшая сила мира и источник жизни, он светит и греет. Огонь горит в любящем сердце и обращении к Богу. Свет истины, крещение огнём.

 

О страдании

Лучшие люди страдают больше всех. Достоевский, мастер терзающегося сердца, был призван пролить свет на земную трагедию.

Представим себе, что в человеке угасла воля к совершенству и у него отняты изобретательность и любознательность. Тогда возникает отвратительная особь без огня и любви, порочные, безвкусные идиоты, самодовольные, тупые, плоские, низкие лбы.

Страдание пробуждает дух. В нём закаляется стойкость, мужество, решительность, воля, самообладание и сила характера. Без страдания нет ни истинной любви, ни истинного счастья. И тот, кто хочет научиться свободе, тот должен преодолеть страдание.

Гегель сказал однажды, что всё великое создано страстью. Мы не должны уклоняться от страдания. Встать лицом к нему и пойти ему на встречу. Бремя страдания состоит на половину из страха перед страданием. Раскрыть запасы жизненной силы и в борьбе устранить причину страдания.

Не правы те, кто мучает себя самобичеванием – ложный путь.

Страдание есть не только плата за исцеление, но призыв к преображению жизни, путь к совершенствованию. Страдающий не должен терять терпение и тем более отчаиваться. Нет человека, который умел бы всё и знал бы всё. Для победы над своей немощью нужна высшая мощь. Каждая попытка, каждое усилие будут вознаграждены. Надонаучиться упорной, спокойной и твёрдой Вере в победу, не предаваясь страхам. Страдание есть не проклятие, а благословение, в нём скрыт некий духовный заряд, зачаток новых постижений и достижений.

 

О смерти

Опять пришло такое время, что смерть парит надо всеми нами. Такие времена называют «тяжёлыми» и «страшными», а в действительности это время духовного испытания и обновления – суровые, но благотворные времена.

Что касается законов природы, то они действуют неумолимо. Человек старится, становится немощным, страшным и глупым. От этого всего избавляет приходящая в своё время благословенная смерть, как целительница и избавительница. Слава Богу, что вся бесконечная земная борьба со слепым безразличием человеческой толпы, в которой я от времени до времени изнемогаю, доходя до муки и отчаяния, - всё это не будет длиться вечно. Я твёрдо знаю, что придёт избавление. И вот главное, чтобы мой земной конец стал не обрывом, а завершением всей моей жизни: все цели мои, все мои труды должны вести к этому. Признавая, что срок не слишком далёк, нельзя терять времени. Нельзя откладывать того, что должно быть сделано. Но есть и много того, что надо совсем отменить, устранить с дороги. Осмотревшись вокруг видишь, неизмеримое, чудесное богатство мира: природы, культуры и др. Всё это неисчерпаемо. Нужно научиться различать, что действительно хорошо и что только кажется хорошим. Есть много занятий, которыми не стоит жить, и есть такие, которые осуществляют истинный смысл жизни. Око смерти смотрит строго. Ничтожество истлевает в пепел, Всё истинно ценное и священное утверждается перед лицом смерти победоносно, являясь в своём истинном сиянии и величии (великая музыка, труды великих писателей и зодчих, подвиги героев, изобретения учёных, продолжение рода, служение и борьба за народ и Родину). Бывают в человеческой жизни такие дни и минуты, когда человек внезапно видит смерть перед собой. И вся наша жизнь проносится перед глазами. Мгновенно родятся планы новой жизни, беззвучно произносится клятва верности Богу (Да – это так, я знаю, испытал на себе).

Не всё, чем мы живём, стоит жизни. Полноценно только то, что не боится смерти и может утвердиться перед её лицом. Всё, что стоит нашей любви и служения, даже в предсмертный час, – прекрасно и достойно. За что можно и должно отдать жизнь, то и надо любить, тому и надо служить. Жить стоит только тем, за что стоит бороться насмерть и умереть; всё остальное малоценно или ничтожно. Всё, что не стоит смерти, не стоит и жизни. Ибо смерть есть великое мерило и страшный судья. Ради рождения и воспитания детей, ради народа и Родины стоит жить, сражаться и умирать. Смерть нужна нам для жизни. Она воспитывает в нас вкус к жизни. Её приближение делает наши слабые близорукие глаза – зрячими и дальнозоркими. Каждый миг нашего земного пути невозвратим. Жизнь не менее таинственна, чем смерть. А смерть, если её верно увидеть и понять, есть особый и величественный акт личной жизни. И тому, кто её верно увидит и постигнет, она открывается как новый друг, бережный, верный и мудрый.

О бессмертии

Каждый человек и в особенности учёный исследователь должен обладать верным чутьём и духовным опытом. Страшно нам, земнородным, помышлять о смерти. Страшно, что угаснет наше самосознание прилепленное к телу. Как добыть себе очевидность духовного бессмертия?

Мы не можем и не должны презирать или тем более «отвергать» наше тело. Оно открывает нам все чудеса созданной Богом твари. Воплощение мудрой, живой и художественной мысли Бога. Наше тело входит в земной состав нашей личности. Оно не входит в состав нашего духовного бытия. Человек призван утвердить в себе Божию искру, из которой разгорится пламя. Превращающее человека в земной маяк Всевышнего. Дух – это энергия. Земная смерть есть сверхземное рождение. Чтобы оказаться достойным этого рождения нужно стараться жить так, как предписал Всевышний, ибо всякое несовершенство неугодно Богу. Так, я понимаю бессмертие человеческого духа.

Дух человека живёт в его детях, в тех, кого он воспитал и в тех делах, которые он совершил).

 

О терпении

Все люди связаны друг с другом. Если одному плохо, то и всем нехорошо. Его беда, беда общая. Несостоятельный человек, неудачник или пьяница, свою беду во все стороны излучает, всех задевает, всех бременит. Добрый же человек всем помогает словом и делом.

Человек одинок тогда, когда он никого не любит. Кто любит у того сердце радуется. Человек, который меряет и вешает, не любит. Вокруг него образуется пустота и холод. Другие люди это чувствуют и отворачиваются от него. И вот он сидит в полном одиночестве.

Любовь это счастье. Людей можно разбудить только любовью. На любовь получаешь ответные лучи любви. Иллюзия «невозможности» рассеивается и душа черпает откуда-то новые силы. Мы недооцениваем силы, которые нам даны. Мы гораздо сильнее. Духовное терпение – это великая сила личной и национальной жизни, без которой не возникла и не удержалась бы никакая культура. Что стало бы с нами, русскими людьми, если бы не духовное терпение. Как бы русский народ смог бы справиться с этими несчастьями, лишениями, опасностями, испытаниями, войнами и унижениями? Сколь велика его выносливость, его упорство, мужество и решительность, его верность, его великое искусство не падать духом, стоять до конца, строить на развалинах и возрождаться из пепла… Мы, потомки великих борцов, должны восстановить в себе духовное терпение, чтобы в новой великой борьбе возродить Русь. Научиться спокойно принимать «отказы» жизни. Выносить их, не сдаваться, вести борьбу и побеждать. Одолеть в себе малодушие. Воспитать в себе жизненного стратега: спокойно предвидеть наступление «врага» и твёрдо встречать его с уверенностью в собственной победе, ибо победа без уверенности невозможна. Извлекать из борьбы с лишениями, опасностями и испытаниями всё новую и новую силу духа, закаляться и укрепляться. Несчастие – это школа терпения, обучающая человека быть сильнее себя самого. Бывает так, что окружает непроглядная тьма, без всякой перспективы и искры надежды. Уметь увидеть свет и там, где непроглядная тьма. Мужественно встречать страдание. Это нелегко, этому надо учиться и научиться. Это удаётся далеко не каждому и не всегда. Человек сластолюбив от природы, он ищет острых ощущений и утех. Искусство жить есть искусство воспитывать себя самого к Божественному совершенству.

Нет такого тупика, который нельзя проломить терпением. Научиться терпеть легко. Мужество – есть власть над собой. Малодушное «я не выдержу», совсем не должно появляться в нашей душе. Терпение требует от нас доверия к себе и усиливает нас во много раз. Нужно думать о неисчерпаемости своего терпения. Бессильный и отчаявшийся человек готов на всё, от мелкого, унизительного компромисса, до последней низости.

Излить своё отчаяние, своё бессилие искренне только перед Богом. Просить у Него силы для борьбы и победы. Тогда поток отчаяния иссякнет, душа очистится и снова почувствует истинную силу, готовность терпеть до победы. Обращение к Богу уводит человека из страдания, помогает преодолеть его. Терпение не есть «пассивная слабость» или «тупая покорность», как думают некоторые, напротив – оно есть великая сила и активная духовная борьба. Терпение есть искусство ждать, Вера в победу и путь к победе. Терпение есть выносливость и одоление слабости. Оно ведёт через все пропасти искушения. Оно есть орудие и сила самого Совершенства, начавшего борьбу… Отнимите у человека терпение, и всё распадётся. Черпая силу из терпения, человек сумеет нести нечеловеческое бремя и создавать великое и чудесное.

 

О совести

Увидев замерзающего нищего, король завернул его в свою шубу. «Идём, – сказал он ему, поднимая на ноги, – в моей стране найдётся и для тебя любящее сердце…»

Так проявляется совесть в человеческой душе – часто неожиданно, но захватывающе и властно. В бессловесной тишине она овладевает нашим сердцем и волей. Вдруг отпадают все «умные» расчёты и совершается верный поступок. Совесть учит забывать о себе. Она укрепляет духовную личность в человеке. Мелкое, жадное, порочное отодвигается, уступая место высшему. Человек никогда не забудет то чувство блаженной силы и свободы, которое ему дано было пережить. Он жил им, он испытал его, и всегда будет тянуться к нему. Мы живём в состоянии раскола между нашими эгоистическими побуждениями и Божественным призванием. Дух требует от нас самого лучшего: любви, мужественной верности, радостного исполнения долга. Зов совести ведёт меня по собственной свободной воле. «Приятное», «удобное», «выгодное», «умное» к совестному акту не имеет никакого отношения. Нужно искать нравственно лучшего на самом деле. Это совершённый поступок из глубины сердца.

Что есть оптимизм

Вот что нужно современному человеку – как воздух, как вода и огонь – это здоровый и творческий оптимизм. Нам нужны новые творческие идеи. Нужно Верить, что грядущее обновление нам удастся и спокойно, сосредоточенно приступить к решению поставленных задач. От нашего успеха зависит развитие мира. От нас потребуются огромные усилия во всех областях, ибо дело идёт о религиозном, культурном, социальном и политическом обновлении. Для этого нужен духовно-верный оптимизм.

Оптимист не предвидит успех и счастье при всяких условиях, ход жизни может обещать в дальнейшем не подъём, а падение, и оптимист не может закрывать себе на это глаза. Настоящий оптимист не разменивается по бытовым мелочам. Страшное бремя, лишения и страдания не влияют на его оптимизм. Он видит духовную судьбу мира. Обращаясь к Всевышнему он идёт на встречу неизбежным опасностям. Настоящий оптимист никогда не переоценивает своих сил. Им движет воля и верность победе. Где пессимист теряет волю, где ложный оптимист не справляется с затруднениями, – там настоящий оптимист справляется со всякой задачей. Трезво и зорко следит он за событиями, не поддаваясь страху и не преувеличивая опасность; и чем вернее он видит действительность, тем лучше он понимает, какая сила воли и какая выдержка потребуются. Он – волевой человек, питающий свою волю из божественного источника. Воля есть замечательная сила, которая может стать ещё более мощной и упорной, чем это кажется с виду. Воля настоящего оптимиста есть дар силы, искусство самоусиления, живая бесконечность усилий.

Ложный «оптимист» живёт сам по себе, вне течения жизни, вне великих мировых событий. Он видит мало или ничего. Перед лицом духовных проблем он поверхностен и легкомыслен. Его уверенные разглагольствования имеют веса не больше, чем жужжание мухи.

Настоящий оптимист видит современный ход жизни, его смысл и черпает свою силу из бесконечного источника воли ведомой Богом. Он непоколебимо верит в победу своего дела, хотя бы эта победа казалась временами «его личным поражением», ибо его победа есть победа Божьего Дела, которому он служит.

Об искренности

Одинокость основа свободы духовности и личного очищения. Тело ограждает нашу душу, обороняет самоопределение нашего духа, соблюдает тайну личного обращения к Богу. Утвердить свою самобытность и самостоятельность на надлежащей высоте, а не тонуть во всесмешении. Самосовершенствоваться. Свободу нельзя понимать как свободу от духа, совести и всякой веры. Дух колеблющегося есть ничья вещь, и он будет принадлежать «первому захватчику». Его «любовь» не сильна и мало стоит, он не надёжен в делах, ибо в нём идёт «гражданская война». Человек есть мир в малом масштабе («микрокосм»), который должен осуществить в себе одухотворение, воспитать в себе духовный характер. Искренность – лучшее проявление. Чтобы быть искренним, человек должен найти себя, иметь достаточно мужества быть самим собой, подчинить своей святыне свою жизнь. Он должен носить в себе огонь, источник света, тепла и порядка. Его воля верна и сильна, его решения искренни и ясны. Такие люди призваны совершать важнейшее в жизни, в культуре и в летописи мира: их дело – обращение к Богу и познание, воспитание, правление и суд. Им даётся в жизни истинная дружба, возникающая из творческого обмена искрами. Такие люди суть столпы Веры, семьи. Народа, Родины и государства: ибо все союзы без искренности вырождаются ото лжи, обмана и предательства.

Вера, построенная на неискренности, искажает своё дело, и теряет дверь в Царство Божие, она есть ложь на святом месте. Семья, построенная на обмане, есть пустая иллюзия; у неё нет духовной державы и она обречена на распад. Лживое государство подрывает всякое доверие. Благородная сила сердца всегда добивается искренности. Сердце может петь только искренно; фальшивое пение не звучит перед Богом. Молитва идущая не из сердца есть притворство. Неискренняя Вера есть самообман. Неискренняя доброта – есть лицемерие. Великая беда современного человечества в том, что оно утратило искренность сердца. Из лицемерия и лжи ещё никогда не возникало ничего великого и крепкого.

Поющее сердце

Если у человека поёт сердце, то он счастлив. Сердце поет, когда любит; когда приходят страдания и муки, когда близится смерть, когда зло празднует победу за победой и кажется, что добру суждена гибель. Человек владеет истинным счастьем и Божий луч не покидает его душу. Петь из сердца и нести свет и счастье удаётся только одарённому меньшинству. Душа, взволнованная страстью, не поёт, а стонет, она слепа, завистлива и ревнива. А поющее сердце благостно и щедро, радостно, прощающее и вдохновенно – это настоящая любовь. Сердце поёт не от влюблённости, а от любви; пение его есть бесконечная мелодия, с живым и гармоничным ритмом. Сердце приобретает эту способность когда открывает доступ к Божественному. Настоящее пение радостно. Сердце дарит любовь каждому существу и даже злодею. Духовное око, с его зрячею силою надо будить с самого раннего детства. Оно воспринимает каждую искру живого совершенства, радуется ей, любит её. Оно зовёт отдать личные силы служению Божьему Делу на Земле. Сердце поёт при созерцании природы, ибо в ней всё светится и сверкает. Сердце поёт и от соприкосновения с людьми, ибо в каждом из них Божья искра. Сердце поет, воспринимая героические деяния духа – в искусстве, в познании, в добродетели, в политике, в праве, в подвиге, труде и обращении к Богу.

Солнце умеет беречь, украшать и радовать каждую пылинку, и моё сердце запело от радости. В тёплый летний день я лёг однажды в траву и увидел мир света и тени. Моё сердце запело дивясь от восторга. Часами я мог сидеть в Крыму у берега таинственного, грозного и прекрасного Чёрного моря и внимать лепету его волн, шороху его камушков, зову его чаек и внезапно водворяющейся тишине. И трепетно я благодарю Бога поющим сердцем. Однажды мне довелось созерцать любовный танец белого павлина, сочетающий гордое изящество и любовное преклонение; красота и безгрешность природной любви, – и сердце моё наполнилось радостью и благодарностью. У каждого из нас сердце раскрывается и поёт при виде доверчивой, ласковой и беспомощной улыбке ребёнка. Каждый из нас чувствует настоящую человеческую доброту. Сердце наше поёт, когда сквозь мелодию мы воспринимаем духовный свет. Сердце наше поёт, когда мы созерцаем звёздное небо. Сердце наше всегда поёт во время цельного и вдохновенного обращения к Богу. Если нам сверх даётся возможность в меру любви участвовать в событиях мира и воздействовать на них, то счастье жизни может стать полным. Ничто не проходит бесследно, ничто не теряется и не исчезает: ни одно слово, ни одна улыбка, ни один вздох… Кто хоть раз доставил другому радость сердца, тот улучшил весь мир; а кто умеет любить и радовать людей, тот становится художником жизни. Каждый звук поющего сердца влияет на мир больше, чем «великие» события хозяйства и политики, которые совершаются в плоском и жестоком плане, назначение которых в том, чтобы люди поняли их пошлость и обречённость.

Надо признать, что именно божественные мгновения составляют истинную основу мира. Человек с поющим сердцем есть остров Божий – Его маяк.

Путь к очевидности

О новом человеке

Человек призван освободить себя из духовной слепоты и начать обновление – свободно, мужественно и активно. Нужно сосредоточиться на том, что мы утратили. Человечество попыталось за последние два века создать культуру без Веры, без сердца и совести; ныне эта «культура» являет своё бессилие и переживает крушение. Люди отреклись от сердца, Веры, народа и Родины, погрузились в духовное затмение. Нужно наметить верный путь, ведущий к духовному обновлению. Надо будить духовное начало в детском инстинкте, приучить к чувству ответственности, укрепить волю к духовной цельности. Указать духовные раны современной культуры, исследовать бездны, где гнездится зло мира и восстановить в себе подлинную религиозность.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных