Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Государственная поддержка предпринимательской деятельности как форма государственного регулирования экономики




В отличие от других форм государственного регулирования предпринимательской деятельности, посредством которых, как правило, устанавливаются определенные рамки, границы деятельности хозяйствующих субъектов, государственная поддержка предпринимательской деятельности направлена на расширение их возможностей.

Государственная поддержка должна быть направлена не только на активизацию деловой активности субъектов предпринимательской деятельности, но и на повышение их социальной ответственности. Важнейшей функцией социальной ответственности предпринимательства является развитие отечественного производства, увеличение налогооблагаемой финансовой базы. С правовой точки зрения под социальной ответственностью бизнеса можно понимать обязанность субъектов предпринимательской деятельности осуществлять такую деятельность не только не нарушая интересы общества и контрагентов, но и участвуя в решении общественных (публичных) проблем. Социальная ответственность бизнеса в таком понимании - это не что иное, как позитивная ответственность хозяйствующих субъектов. Более того, это реальное воплощение принципа партнерства в предпринимательских отношениях не только по горизонтали, но и по вертикали.

В международной практике корпоративная социальная ответственность представляет собой философию поведения и концепцию выстраивания деловым сообществом, компаниями и отдельными представителями бизнеса своей деятельности в целях устойчивого развития и сохранения ресурсов для будущих поколений.

О значении всемерного стимулирования субъектов предпринимательства говорится и в работах представителей науки административного права. Поощрение как метод регулирования позволяет побуждать субъекты хозяйствования к совершению полезных действий путем создания их заинтересованности в получении дополнительных благ.

Государственная поддержка является специфической формой государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности и может осуществляться, посредством правовых, экономических и организационных форм. Государственная помощь в смысле, придаваемом ей антимонопольным законодательством, охватывается понятием "государственная поддержка", поскольку государственная поддержка может заключаться не только в передаче объектов гражданских прав и прав доступа к информации в приоритетном порядке федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, но и в других формах, тем более что государственную поддержку могут оказывать не только органы исполнительной власти, но, например, и Президент РФ.

Государственная поддержка осуществляется в отношении как конкретных направлений или видов предпринимательской деятельности (например, инновационной деятельности), так и определенных субъектов такой деятельности (например, субъектов малого предпринимательства). Разумеется, это деление является условным, так как в конечном счете государство должно стимулировать деловую активность предпринимательства. Цель государственной поддержки - создание благоприятных правовых, организационных и экономических условий для развития предпринимательской деятельности.

В юридической литературе имеют место и другие теоретические подходы к определению понятия "государственная поддержка". Необходимо разграничить государственное нормативное регулирование и систему государственной поддержки малого предпринимательства: "Будучи разными понятиями, они подразумевают подготовку и реализацию комплекса мер, отличающихся по своему содержанию. Если в первом случае имеется в виду создание на федеральном и региональном уровне законодательной базы малого бизнеса, то во втором случае речь должна идти о разработке федеральных, региональных, отраслевых, муниципальных программ, методах и направлениях государственной поддержки малых и средних предприятий, о создании благоприятных условий для их функционирования".

Во-первых, здесь говорится, о разграничении нормативного регулирования и собственно конкретных мер государственной поддержки. Во-вторых, такой подход необходим для повышения эффективности мер государственной поддержки. В-третьих, понятие "государственная поддержка" в таком смысле (более узком, чем приведено выше) в основном сводится к экономическим формам, хотя она может осуществляться также посредством правовых и организационных форм.

Формы государственной поддержки предпринимательской деятельности можно классифицировать по различным основаниям.

Во-первых, как уже отмечалось выше, соответственно формам государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности формы государственной поддержки предпринимательской деятельности могут быть правовыми, экономическими и организационными. Меры государственного поощрения в основном являются организационными формами государственной поддержки.

Во-вторых, формы государственной поддержки могут носить материальный или моральный характер. Материальными формами государственной поддержки предпринимательской деятельности являются, например, государственные инвестиции, бюджетное и налоговое кредитование. Приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 7 декабря 2006 г. N 371 утверждены Правила предоставления в 2006 г. из федерального бюджета Федеральным агентством по промышленности субсидий на финансирование отдельных мероприятий по реализации федеральной целевой программы "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года". Моральными формами государственной поддержки предпринимательской деятельности являются определенные меры государственного поощрения, влияющие на деловую репутацию субъектов предпринимательской деятельности. Кроме того, к моральным формам поддержки можно отнести информационную и консультационную помощь субъектам предпринимательской деятельности.

В-третьих, формы государственной поддержки предпринимательской деятельности можно подразделить на прямые и косвенные. Прямые формы государственной поддержки устанавливаются в отношении конкретных видов и субъектов предпринимательской деятельности, в частности, в отношении субъектов малого предпринимательства. Косвенные формы государственной поддержки оказывают опосредованное влияние на конкретные виды предпринимательской деятельности. Это в первую очередь всевозможные меры при импорте товаров, принимаемые в целях поддержки отечественных товаропроизводителей. Кроме того, прямые формы государственной поддержки в отношении одних видов и субъектов предпринимательской деятельности могут, по своей сути, одновременно выступать косвенными формами государственной поддержки других видов и субъектов предпринимательской деятельности. Например, государственная поддержка отечественных производителей сельскохозяйственной техники может опосредованно оказывать благоприятное влияние на сельское хозяйство.

Можно было бы говорить, например, о косвенном (опосредованном) государственном регулировании и, соответственно, о косвенной государственной поддержке через государственной сектор частного сектора экономики; тогда государственный сектор экономики можно было бы назвать не только направлением, но и формой государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности. Однако это более характерно, например, для Франции, чем для России, где государственный сектор неизменно и последовательно сводится к неоправданному минимуму и отношение к нему - с подачи представителей либеральной экономической теории и цивилистической науки - весьма скептическое.

Исходя из приведенных оснований классификации форм государственной поддержки предпринимательской деятельности, можно определить место конкретных мер государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности в этой классификации.

Амортизация (амортизационная политика), безусловно, должна выступать в качестве косвенной экономической формы государственной поддержки материального характера; особенно это касается ускоренной амортизации. Речь идет о поощрении капитальных вложений в модернизацию и реконструкцию производства, но для этого необходима адекватная, надлежащая законодательная база.

Амортизация может выступать гарантированным источником инвестиций. В некоторых странах предусмотрена возможность удвоения амортизационных отчислений в первый год приобретения нового оборудования и технологий (стимулирование покупок и роста производительности труда). В целях расширения спроса на новое оборудование для малого бизнеса осуществляется стимулирование трехкратным расширением ставки списания из налогооблагаемой прибыли затрат, потраченных на приобретение капитального оборудования. Одним из приоритетов в экономической политике США является создание новых поколений компьютерной техники. Для притока инвестиций в эту сферу компании получили право ускорить амортизацию и списывать 30 процентов стоимости компьютеров и другого электронного оборудования сразу после их приобретения.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных