Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Государственное регулирование рынка банковских услуг




Рынок банковских услуг является одной из основных составляющих финансового рынка. Согласно Закону о защите конкуренции банковская услуга - разновидность финансовой услуги, а кредитные организации относятся к финансовым организациям.

Банки являются кредитными организациями, которые на основании лицензии, выдаваемой Центральным банком РФ, имеют право привлекать денежные средства от юридических и физических лиц и от своего имени размещать их на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществлять иные банковские операции. К кредитным организациям, помимо коммерческих банков, относятся иные небанковские финансово-кредитные структуры, которые могут выполнять отдельные банковские операции. Банк России и кредитные организации в совокупности представляют собой двухуровневую банковскую систему.

Кредитные организации, занимающие нижний уровень этой системы, являются однопорядковыми субъектами и в силу этого должны быть юридически равноправными во взаимоотношениях друг с другом и осуществлять свою деятельность на основе свободной конкуренции.

В соответствии со ст. 2 Закона РСФСР от 2 декабря 1990 г. N 395-I (в ред. от 29 декабря 2006 г.) "О банках и банковской деятельности" правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией РФ, Законом о банках, Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ (в ред. от 2 марта 2007 г.) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

Государственное регулирование рынка банковских услуг представляет собой государственное регулирование одного из видов предпринимательской деятельности - банковской деятельности. В свою очередь, под банковской деятельностью можно понимать осуществление банковских операций, к которым в соответствии со ст. 5 Закона о банках относятся:

привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

размещение данных привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц;

инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

выдача банковских гарантий;

осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

При осуществлении государственного регулирования рынка банковских услуг используются правовые, экономические и организационные формы.

Определенным отправным моментом для совершенствования форм государственного регулирования финансового рынка и всех его составляющих частей, в том числе и рынка банковских услуг, послужил финансовый кризис августа 1998 г. При этом были внесены изменения в Закон о банках в части регулирования деятельности банковских групп и банковских холдингов, предоставления информации о деятельности кредитных организаций. Усилия законодателя были направлены на достижение финансовой устойчивости и стабильности.

Специфическим органом государственного регулирования рынка банковских услуг выступает Банк России, который занимает первый уровень банковской системы, является ее центром, осуществляет функции регулирования данной системы. Банк России, обладая государственно-властными полномочиями, сам осуществляет банковские операции. Согласно ст. 11 Закона о Банке России его прибыль определяется как разница между суммой доходов от банковских операций и сделок и доходов от участия в капиталах кредитных организаций и расходами, связанными с осуществлением своих функций. При этом, согласно ст. 3 Закона о Банке России получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Особый статус Банка России является предметом постоянных научных дискуссий. Для характеристики статуса Банка России применяются различные понятия: орган государственной власти особого рода, орган государственного управления специальной компетенции, орган государственного регулирования и государственный орган, не входящий ни в одну из известных ветвей власти. Указанные позиции оттеняют особый характер деятельности Банка России как регулятора денежно-кредитной системы, наделенного государственно-властными полномочиями.

В соответствии со ст. 83 Закона о Банке России Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России. Национальные банки республик в составе Российской Федерации являются территориальными учреждениями Банка России.

Как субъект предпринимательского (хозяйственного) права, Банк России сочетает функции непосредственного ведения хозяйственной деятельности и регулирования такой деятельности. Причем для характеристики осуществления первой функции, как и в отношении других кредитных организаций, можно использовать термин "специальная правоспособность", а для характеристики второй - "специальная компетенция". Банк России наделен определенным имуществом, которое является федеральной собственностью. По отношению к закрепленному за ним имуществу Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению, это позволяет утверждать, что Банк России обладает этим имуществом на праве хозяйственного ведения.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства и если иное не предусмотрено федеральными законами (ст. 2 Закона о Банке России). Таким образом, ответственность за нарушение своих обязательств как признак субъекта предпринимательского (хозяйственного) права предусмотрена и для Банка России.

Что касается государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательского (хозяйственного) права, то Банк России в ней не нуждается, поскольку он является органом государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности и его легитимация произведена на законодательном уровне; он создан в учредительно-распорядительном порядке.

Анализ норм законодательства о банковской деятельности, в том числе Закона о Банке России, позволяет сделать вывод, что регулирующее воздействие Банка России распространяется не только на рынок банковских услуг, но и на экономику в целом, включая и предпринимательскую деятельность. Банк России организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль, проводит анализ и прогнозирование состояния экономики России в целом и по регионам, издает нормативные акты.

Согласно ст. 56 Закона о Банке России Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. С учетом этого можно сделать вывод, что Банк России применяет правовые и организационные формы государственного регулирования рынка банковских услуг. Вместе с тем приведенное положение не исключает применение Банком России и экономических форм такого регулирования.

К экономическим формам государственного регулирования рынка банковских услуг, применяемым Банком России, относятся процентные ставки по операциям Банка России, с помощью которых он воздействует на рыночные процентные ставки. Процентные ставки по операциям Банка России согласно ст. 35 Закона о Банке России рассматриваются в качестве одного из основных инструментов и методов денежно-кредитной политики Банка России. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций. Рефинансирование представляет собой экономическую форму государственного регулирования, хотя соответствующие отношения опосредуются в каждом конкретном случае через правовую форму регулирования - вертикальный предпринимательский договор, заключаемый и исполняемый по правилам, устанавливаемым одной из его сторон - Банком России.

Посредством такой экономической формы государственного регулирования, как валютные интервенции Банка России, под которыми понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег, может осуществляться государственная поддержка экономики в целом и предпринимательской деятельности в частности.

Согласно ст. 42 Закона о Банке России Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений государственной денежно-кредитной политики. Речь идет об экономической форме государственного регулирования - планировании (прогнозировании и программировании).

Осуществляя правовое регулирование рынка банковских услуг, Банк России, в частности, устанавливает:

правила осуществления расчетов в Российской Федерации, которые распространяются на все субъекты хозяйственной деятельности и являются правовой формой государственного регулирования хозяйственной и предпринимательской деятельности;

правила проведения банковских операций;

правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

нормативы, обязательные для кредитных организаций;

процентные ставки по различным видам своих операций;

правила организации внутреннего контроля для кредитных организаций и банковских групп;

методики определения собственных средств (капитала) кредитной организации, активов, пассивов и размеров риска по активам для каждого норматива;

порядок формирования и размер образуемых до налогообложения резервов (фондов) кредитных организаций для покрытия возможных потерь по ссудам, валютных, процентных и иных финансовых рисков.

По требованию Банка России уже с 1 июля 2007 г. банки обязаны в договорах с клиентами отражать так называемую эффективную ставку по кредитам, предоставляемым гражданам. Стоимость кредита с учетом всех комиссионных должна стать предельно прозрачной. Иначе непосвященным невозможно реально оценить конечную сумму платежа, поскольку условия "разбросаны" по разным пунктам договора и в итоге гражданам приходится платить, например, не 25 процентов, как обещал банк, а все 50, а то и 80.

Организационным формам государственного регулирования рынка банковских услуг отводится значительная часть деятельности Банка России.

Государственная регистрация кредитных организаций и лицензирование банковских операций представляют собой организационные формы государственного регулирования, в результате осуществления которых происходит легитимация деятельности кредитных организаций на рынке банковских услуг.

Кредитные организации, создаваемые как коммерческие организации в форме хозяйственных обществ, подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о государственной регистрации, но при этом решение об их государственной регистрации принимается Банком России. Именно соответствующее решение Банка России является основанием для внесения кредитной организации в Единый государственный реестр юридических лиц. Банк России в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций.

Лицензия на осуществление банковских операций выдается кредитной организации после ее государственной регистрации. В ст. 16 Закона о банках предусмотрены основания для отказа в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций.

В соответствии со ст. 13 Закона о банках Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего банковские операции без лицензии.

Будучи лицензирующим органом, Банк России осуществляет и лицензионный контроль, результатом которого в установленных в Законе о банках случаях может быть отзыв лицензии у кредитной организации. Кроме того, ст. 20 Закона о банках содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым Банк России обязан отозвать лицензию. После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций она должна быть ликвидирована. Принудительная ликвидация кредитной организации может быть произведена:

по требованию Банка России, с которыми он обращался в арбитражный суд; при этом Банк России обязан обратиться с соответствующим требованием в течение 15 дней со дня отзыва лицензии;

в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", если ко дню отзыва лицензии у кредитной организации имеются признаки банкротства.

Аннулирование лицензии кредитной организации производится Банком России только по ходатайству кредитной организации в случае прекращения ее деятельности на основании решения учредителей. Таким образом, в отличие от отзыва лицензии, аннулирование в данной сфере регулирования не является неблагоприятной мерой воздействия (санкцией). Кроме того, приостановление действия лицензии здесь не предусмотрено.

Обязательные для кредитных организаций нормативы, установленные Банком России, являются организационными формами государственного регулирования рынка банковских услуг. Согласно ст. 25 Закона о банках банк обязан выполнять норматив обязательных резервов, депонируемых в Банке России. Порядок депонирования обязательных резервов определяется Банком России.

В ст. 62 Закона о Банке России содержится законченный перечень обязательных нормативов, которые может устанавливать Банк России.

Организационной формой государственного регулирования рынка банковских услуг являются прямые количественные ограничения, под которыми в ст. 42 Закона о Банке России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

Важнейшей организационной формой государственного регулирования рынка банковских услуг является банковский надзор. Российский банковский надзор проходил оценку международных экспертов на соблюдение принципов в 2002-2003 гг. Результаты показали, что наш банковский надзор по целому ряду позиций соответствует (или в основном соответствует) международным стандартам. Идея о выделении надзора из Банка России и создании так называемого мегарегулятора, по мнению руководства Банка России не обусловлена реальными потребностями экономики, банковской сферы, системы государственного регулирования. Эта идея в значительной степени носит конъюнктурный характер.

Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные Законом о Банке России санкции по отношению к нарушителям. Проверки могут осуществляться уполномоченными представителями (служащими) Банка России в порядке, установленном Советом директоров, или по поручению Совета директоров аудиторскими организациями.

При осуществлении функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России, как правило, не вправе проводить более одной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала). При этом проверкой могут быть охвачены только 5 календарных лет деятельности кредитной организации (ее филиала), предшествующих году проведения проверки. Проведение Банком России повторной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала) за уже проверенный период разрешается по основаниям, предусмотренным ст. 73 Закона о Банке России (например, если такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией кредитной организации).

Согласно ст. 76 Закона о Банке России в целях защиты интересов вкладчиков и кредиторов Банк России вправе назначить в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, уполномоченного представителя Банка России. Данная мера является организационной формой регулирования.

В период деятельности уполномоченного представителя Банка России кредитная организация вправе осуществлять разрешенные ей федеральными законами сделки только по согласованию с уполномоченным представителем Банка России в порядке, установленном Законом о банках.

Нормы, касающиеся организационных форм государственного регулирования рынка банковских услуг, содержатся также в Законе о банкротстве кредитных организаций. Согласно ст. 12 Закона о банкротстве кредитных организаций Банк России вправе направить в кредитную организацию требование об осуществлении мер по ее финансовому оздоровлению. Такое требование должно содержать указание причин, послуживших основанием для его направления, а также рекомендации о формах и сроках осуществления мер по оздоровлению кредитной организации. В течение 5 дней со дня получения требования Банка России об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации руководитель кредитной организации обязан обратиться в совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации с ходатайством об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации и (или) ходатайством о ее реорганизации.

Согласно ст. 17 Закона о банкротстве кредитных организаций Банк России вправе назначить временную администрацию, если:

кредитная организация не удовлетворяет требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие 7 и более дней с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

кредитная организация допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30 процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20 процентов;

кредитная организация не исполняет требования Банка России о замене руководителя кредитной организации либо об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации в установленный срок;

в соответствии с Законом о банках имеются основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Банк России обязан назначить временную администрацию в кредитную организацию не позднее дня, следующего за днем отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Временная администрация управляет кредитной организацией в целях предотвращения ее банкротства. Функции временной администрации в Законе о банкротстве кредитных организаций дифференцированы в зависимости от того, ограничиваются или приостанавливаются полномочия исполнительных органов кредитной организации. Определенная специфика в деятельности временной администрации появляется и в случае ее назначения после отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

В случаях, установленных Законом о банкротстве кредитных организаций, Банк России вправе направить требование о реорганизации кредитной организации в форме слияния или присоединения. Органы управления кредитной организации обязаны в срок не позднее 10 дней с момента получения такого требования известить Банк России о принятом решении. По своей правовой природе данная мера является больше санкцией организационно-экономического характера, чем организационной формой государственного регулирования. В Законе о банкротстве кредитных организаций финансовое оздоровление кредитной организации, назначение временной администрации и реорганизация кредитной организации определены как меры по предупреждению банкротства.

Помимо Банка России, в государственном регулировании рынка банковских услуг участвуют и другие государственные органы.

В целях создания и определения условий формирования, обработки, хранения и раскрытия информации, характеризующей своевременность исполнения заемщиками своих обязательств по договору займа (кредита), повышения защищенности кредиторов и заемщиков за счет общего снижения кредитных рисков, повышения эффективности работы кредитных организаций был принят Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ (в ред. от 21 июля 2005 г.) "О кредитных историях". Согласно этому закону услуги по формированию, обработке и хранению кредитных историй, а также по предоставлению кредитных отчетов и сопутствующих услуг оказывают бюро кредитных историй, являющиеся коммерческими организациями. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору за деятельностью бюро кредитных историй, является Федеральная служба по финансовым рынкам.

Согласно ст. 32 Закона о банках соблюдение антимонопольных правил в сфере банковских услуг контролирует Федеральная антимонопольная служба.

В налоговом законодательстве устанавливается определенная специфика такой экономической формы государственного регулирования, как налоговое регулирование деятельности на рынке банковских услуг. В частности, в целях налогообложения прибыли Налоговый кодекс РФ закрепляет особенности определения доходов и расходов банков.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных