Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Положения, выносимые на защиту




1) Дифференцирование понятий «субъект», «социальный субъект», «субъектность».

В широком психологическом значении субъект определяется как самореализующееся существо, способное разрешать противоречия во все расширяющемся взаимодействии с миром. Субъект – это существо, способное к психическому самоуправлению в ситуации с элементами неопределенности. Личность – это социальное существо. Если речь идет о личности как субъекте, она определяется как социальный субъект - способный эффективно осуществлять управление своей социальной жизнедеятельностью. Поскольку понятие субъекта, прежде всего, связано с человеком как телесным существом, выделение понятия субъектности как функциональной характеристики этого существа дает преимущества при понимании видов субъектности и меры ее проявления.

2) Содержание понятий субъектности и объектности человека.

Субъектность и объектность - базовые функциональные характеристики человека, определяющие его и в психологическом плане, т.е. как проявляющего возможности субъекта деяния либо объекта воздействия.

Субъектность – базовая характеристика человека, которая проявляется и развивается в процессе его жизнедеятельности, позволяя ему самореализоваться, доопределяя систему жизненных координат. В целом, когда требования к человеку как личности превышают его субъектные возможности, это характеризуется как проявление им объектности.

Объектность человека имеет множественную природу в зависимости от фактора воздействия: самость человека, его Я может становиться объектом внешних психосоциальных воздействий, зависеть в проявлении от режима работы психики (бессознательного, переживания и др.) и влияния патологии.

3) Субъектно-объектная психологическая сущность человека, значимая при квалификации обвиняемого как субъекта преступления.

Человеку как личности присущи дихотомные субъектно-объектные атрибуты: активность - реактивность, автономность - зависимость, опосредствованность - непосредственность, целостность – фрагментарность / неинтегративность, креативность - репродуктивность, самоценностность – ничтожность.

Человека как существо, в том числе и социальное, одновременно являющееся и субъектом, и объектом воздействий, при проявлении инкриминируемого деяния могут характеризовать психологические возможности, расположенные в континууме от субъектных до объектных. Системо-комплекс дихотомных атрибутов является средством для экспресс-диагностики.

4) Уровни субъектности человека.

Человек живет в многоконтекстном мире, включающем, как основные, такие жизненные значения: биологические, физические, социальные и индивидуально-личностные. В связи с этим ему свойственны 4 вида субъектности, проявляемые как ее уровни: витальная, индивидная, общественно-социальная, индивидуально-социальная. Им соответствуют 4 вида активности: непосредственная, опосредованная, опосредствованная и ответственная.

Развитая субъектность личности проявляется как сложная форма психического - интегральная, иерархически организованная способность (единство витальных, индивидных, общественно-социальных и индивидуально-личностных возможностей человека), каждый предыдущий уровень которой является основой и предпосылкой для становления и проявления последующего, а возможности высшего уровня (или любого из них как системообразующего) определяют содержание активности.

Будучи личностью, человек имеет возможность проявить ответственную активность, соответствующую уровню индивидуально-социальной субъектности. Именно на индивидуальный осознанный отчет (ответ) обществу рассчитаны нормы УК РФ. При дезинтеграции субъектности личности в инкриминируемой ей ситуации деформируется качество любого из уровней либо снижается уровень ее проявления.

5) Модель психической организации и субъектного самоуправления, состоящая из 13-ти функциональных звеньев.

Молярная единица психики рассматривается через понятие организации. Психическая организация – открытая в мир целенаправленная система. Ее модель включает в себя 13 функциональных звеньев (молекулярных единиц), характеризующихся специфическим содержанием: 1) актуализация потребности; 2) принятие решения о цели (выбор); 3) построение субъективной модели значимых внешних условий; 4) построение субъективной модели значимых внутренних условий; 5) программирование действий; 6) построение системы значимых жизненных критериев; 7) осуществление интеграции информации, содержащейся во всех звеньях; 8) проявление регуляции; 9) получение информации о результатах; 10) осуществление контроля; 11) проявление оценки;
12) осуществление прогноза; 13) принятие решения о коррекции в любом звене.

Психическое самоуправление (ПСУ) представляет собой самовоздействие на психическую организацию (ПО), для чего необходимо подобие в структуре их звеньев. Под механизмом ПСУ понимается кольцеобразная цепочка из 13-ти звеньев, обеспеченная прямой и обратной связью, а также взаимосвязью, приводящая к целенаправленной самоорганизации. Функциональное звено ПСУ может осуществляться как операция, действие или отдельная психическая деятельность. Субъектное самоуправление осуществляется человеком, если он берет на себя (с учетом необходимости и достаточности) организацию и осуществление функциональных звеньев ПСУ.

6) Представление об основных функциях психики и функциях субъекта.

Содержания всех звеньев ПСУ представлены как основные функции психики – психической организации: 1) побуждающая, 2) целевая, 3) ориентирующая, 4) рефлексирующая, 5) программирующая, 6) отношения, 7) интегрирующая, 8) регулирующая / коммуникативная, 9) результирующая, 10) контролирующая, 11) оценивающая, 12) прогнозирующая, 13) корректирующая.

Механизм ПСУ - это также и системно действующие функции психики. Субъектом при организации ПСУ, в соответствии с его моделью, выполняются те же функции психики, т.е. субъектное функционирование – то же психическое, только организованное особым образом – самостью человека, его Я.

7) Механизм неэффективного, а также аномального самоуправления человека как социального субъекта, личности.

Неэффективное субъектное самоуправление происходит в связи с несоответствием возможностей человека ситуативным условиям, а также в случаях, где сам субъект выступает в этом себе помехой, т.е. мог, но не осуществил.

Аномальное субъектное самоуправление осуществляется в связи с отклонением самоуправления от социальных субъектных параметров (частично или в полной мере), в связи с внутренними или внешними факторами как помехами для этого: недоразвитостью человека; психопатологией, эмоциональным переживанием, психосоциальным воздействием. Механизм аномального самоуправления заключается в том, чтофункционирование психики осуществляется помимо влияния Я человека или вопреки ему, в связи с тем, что психопатологическая, бессознательная, эмоциональная, общественная «продукция» встраивается в организацию функциональных звеньев ПСУ.

8) Понятие социальных субъектных способностей и 3 их модели.

Социальные субъектные способности обеспечивают возможность человека быть субъектом самоуправления в психосоциальных отношениях. Эти способности, специфичные по содержанию, имеют единое четырехуровневое строение (с учетом уровней субъектности) и представляют при функционировании системо-комплекс возможностей личности, включающих понимание действительности, осознание своих действий и их регуляцию. В предлагаемых моделях более детально, как блоки, представлены ориентирующее, рефлексирующее и регулирующее звенья ПСУ для определения меры полноты их проявления. Это значимо в контексте действующего Уголовного кодекса.

Уровни понимания действительности:1) непосредственное отражение,
2) обобщенное, опосредствованное отражение, 3) понимание социального значения, 4) образование личностного смысла.

Уровни осознания: 1) органических характеристик и уровня бодрствования, 2) физических параметров в образе Я, в движениях и действиях, 3) общественно-социального значения в образе Я, в характере своего деяния, прямых и косвенных его последствиях, 4) уникально-социального значения в образе Я, личностного смысла совершаемого.

Уровни регуляции: 1) тонически-гедонистический, 2) предметно-манипулятивный, 3) социально-предметный, 4) волевой.

9) Специфика экспертно-психологических (психолого-юридических) понятий, связанных с понятием субъекта преступления.

Психолог-эксперт, устанавливающий особенности психики обвиняемого и пользующийся юридическими понятиями «субъект преступления», «вменяемость», «возраст», «вина» и др. как профессиональными орудиями, выходит за рамки своей компетентности. Когда специалист по уголовному праву имеет в виду субъекта преступления (лицо, виновно совершившее определенный вид общественно опасного деяния), то эксперт-психолог имеет в виду человека, ситуативно проявившего психологические особенности, соответствующие субъектным возможностям личности и нормам уголовного закона.

Родовым экспертно-психологическим понятием становится «уголовно-релевантная субъектность личности в инкриминируемой ей ситуации». Уголовно-релевантная субъектность как субъектность, соответствующая определенным уголовно-правовым нормам, раскрывается на основе ограничения понятия субъектности личности уголовно-правовым контекстом и интеграции его содержания с юридическим содержанием норм действующего законодательства. Так как субъектность раскрывается через понятия «самоуправление», «способности» и пр., они также используются и как уголовно-релевантные.

10) Психологическое содержание понятия субъекта преступления.

Основная психологическая характеристика субъекта преступления и преступного деяния - осознанное социальное субъектное самоуправление человека в инкриминируемой ему ситуации, предполагающее его возможность отстроить любое звено психической организации как психическую деятельность, проявить способности, позволяющие ему, прежде всего, правильно понимать окружающую действительность, осознавать значение своих действий и регулировать их при совершении преступления.

В правоприменительном плане субъект преступления - это человек, способный в инкриминируемой ему ситуации проявить субъектность, релевантную нормам действующего Уголовного закона. Уголовно-релевантные субъектные способности обвиняемого устанавливаются при соотношении законодательных норм и ситуативных психологических возможностей человека.

11) Психологическое содержание понятия вины.

Вина (виновность) в психологическом плане раскрывается через возможность осознанного самоуправления при нарушении человеком принятых норм. Понятие деяния раскрывается как самоорганизация или самоуправление. Психологическая основа умысла - осознание нарушения общественной нормы. Прямой умысел выражается через намерение - устремление к совершению общественно опасного деяния, а косвенный – лишь его позволением при двойственном строении цели и некриминальном характере мотива. Преступная неосторожность характеризуется неэффективностью самоуправления, связанной с недоорганизацией субъектом того или иного функционального звена.

Поскольку юридически человека как субъекта преступления характеризует виновно совершенное противоправное деяние (согласно ч. 1 ст. 14 и ст. 24 УК РФ), то психолого-юридически он характеризуется возможностью осуществить в инкриминируемой ситуации осознанное самоуправление в той степени эффективности, которая соответствует нормам действующего Уголовного закона, с выделением специфики функционирования ряда звеньев самоуправления, характерных для прямого и косвенного умысла (согласно ст. 25), и в связи с двумя видами неосторожности (согласно ст. 26).

Преступная неосторожность по легкомыслию заключается в наличии в самоуправлении у субъекта деяния прогноза последствий и оценки их как общественно опасных, но лично благоприятных для совладания. Преступная неосторожность по небрежности заключается в отсутствии в самоуправлении у субъекта деяния прогноза общественно опасных последствий, хотя это функциональное звено могло быть им осуществлено. Преступная неосторожность обоих видов в целомхарактеризуется неэффективностью самоуправления, связанной с одним (оценка или прогноз) или несколькими функциональными звеньями, отразившимися на работе первых, причем причиной их неэффективности становится сам субъект.

12) Общая характеристика снижения или нарушения субъектности личности в инкриминируемой ей ситуации.

Нарушение или снижение субъектности личности заключается в том, что уровень субъектности (как макрокритерий) либо качество функционирования отдельных звеньев самоуправления или социальных субъектных способностей (как микрокритерии) не соответствуют действующим нормам или ситуативным условиям, превращая личность в объект воздействия, делая ее самоуправление аномальным либо объективно или субъективно неэффективным.

13) Обобщенный подход к установлению уголовно-релевантной субъектности личности в судебно-психологической экспертизе.

В основе подхода лежит технология, позволяющая осуществить первовидение явления и углубление в его сущность, благодаря использованию 4-х моделей. Она включает, во-первых, установление субъектно-объектных атрибутов и уровня субъектности, проявляемых подэкспертным в жизнедеятельности и в исследуемой ситуации; во-вторых, установление возможностей и особенностей его психического самоуправления в инкриминируемой ситуации, а также, в-третьих, установление особенностей проявления подэкспертным социальных субъектных способностей. Показатели, установленные методом ретроспективной реконструкции конкретного случая, соотносятся с социальными и уголовно-правовыми нормами и условиями инкриминируемой ситуации, а также с индивидуально-психологическими особенностями подэкспертного. Эта технология позволяет выявлять, оценивать и верифицировать психологическую характеристику подэкспертного, релевантную субъекту преступления, и гибко строить исследование в зависимости от предоставленных материалов, позволяющих использование той или иной модели.

Достоверность результатов в целом достигается единством методологического, теоретического, экспериментального и эмпирического подходов к исследованию, репрезентативностью обследованной выборки, применением комплекса надежных приемов и валидных методик, адекватных задачам исследования. Критерии для оценки СПЭ: сплошной характер выборки, в том числе экспертиз, выполненных в 2001-2003 гг. в ТПНД и оцененных экспертами (комиссия в составе не менее 4 специалистов – психиатров и психолога); оценка судом экспертиз как доказательств по уголовному делу.

Практическая значимость исследования

Результаты исследования могут быть использованы в различных прикладных отраслях: психологическом консультировании; социально-психологических тренингах; психодиагностике; СПЭ и КСППЭ; судебно-следственной практике; преподавании психологии, а также юридической психологии и СПЭ в вузах и при повышении квалификации психологов и юристов.

Апробация исследования

Основные положения и результаты работы:

- докладывались автором на 13 конференциях:

Всероссийской научно-практической конференции «Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь» (сентябрь 1998 г., г. Москва); международном симпозиуме «А.С. Пушкин и историко-культурное сознание России» (май 1999 г., г. Самара); международном симпозиуме «Социальная психология – 21 век» (сентябрь 1999 г., г. Ярославль); международной научно-практической конференции «Творчество, общение, личность» (октябрь 1999 г., г. Великий Новгород); 1-ой Всероссийской конференции по экономической психологии (февраль 2000 г., г. Калуга); конференции РПО «Психология созидания» (май 2000 г., г. Казань); семинаре-совещании работников правоохранительных органов (сентябрь 2000 г., г. Волгоград); международном симпозиуме «Рефлексивное управление» (октябрь 2000 г., г. Москва); юбилейной научной конференции, посвященной 30-летию ИП РАН «Современная психология: состояние и перспективы» (январь 2002 г., г. Москва); 5-ой Всероссийской конференции «Психология и ее приложения» (30 января-2 февраля 2002 г., г. Москва); 2-ой Всероссийской научно-практической конференции РПО «Психология и экономика» (июнь 2002 г., г. Калуга) и Всероссийской научно-практической конференции «Юридическая психология: современные технологии психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников правоохранительной системы» (май 2005 г., г. Санкт-Петербург); конференции по юридической психологии, посвященной памяти М.М. Коченова (декабрь 2005 г., г. Москва);

а также двух съездах Российского Психологического общества (сентябрь 1998 г., г. Ярославль; июнь 2003 г., г. Санкт-Петербург);

- обсуждались на расширенном заседании кафедры общей и социальной психологии факультета психологии Тюменского государственного университета 28 июня 2005 г.;

- использовались при чтении курсов «Мотивация и эмоции», «Психология индивидуальных различий», «Психология субъектности», «Судебно-психологическая экспертиза», «Психология агрессии», «Психология стресса» для студентов-психологов в Тюменском государственном университете, а также в ряде отечественных вузов;

- внедрялись в практику проведения СПЭ и КСППЭ.

По теме исследования осуществлено руководство одной защищенной кандидатской диссертацией; одна диссертация подготовлена к защите. В них разработаны и психометрически обоснованы соответствующие теоретическим положениям 2 опросника.

Структура диссертации. Текст диссертации изложен на 450 страницах, состоит из введения, 6 глав, выводов по каждой главе, заключения, общих выводов и практических рекомендаций, списка литературы (466 наименований), имеет 9 таблиц и 6 рисунков (гистограмм), включая 2 приложения.

Сокращения, встречающиеся в тексте:

КПНД - клинический психоневрологический диспансер.

КСППЭ – комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза.

ПО – психическая организация.

ПСУ – психическое самоуправление.

СПЭ – судебно-психологическая экспертиза.

ССС – социальная субъектная способность (способности).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных