ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Эстетическое учение И. Канта.Кант произвел поистине коперниковский переворот в философии: он считал, что нужно перестать доверять своим органам чувств и учесть субъекта. Основные понятия его философии: априоризм, агностицизм, антиномизм. Априоризм: до встречи с познанием нужно сначала изучить субъекта, какими возможностями для познания он обладает. Агностицизм: Кант резко разделяет два уровня познания – разум и рассудок. Разум: цель, свобода, этика. Рассудок: причина, детерминизм, наука. В результате, существеут мир явлений познаваемых и мир вещей в себе. Антиномизм: если рассудок будет заниматься вещами непознаваемыми для него, то он будет входить в противоречие с самим собой. Поэтому процесс познания противоречив, а диалаектика антиномична. Эстетика Канта. Основное произведение Канта по этой теме – «Критика способности суждения» (1790) – состоит из двух разделов: аналитика прекрасного и аналитика возвышенного. Аналитика прекрасного: Если раньше внимание было обращено к объекту (как он прекрасен?), то теперь стоит вопрос: как люди судят о прекрасном? Совершенно особенно. Это эстетическое суждение вкуса: - оно должно быть незаинтересованным (никакого практического интереса между субъектом и объектом) - прекрасное является предметом всеобщего интереса, но без посредства понятий (воспринимая чистую красоту, мы не изучаем и не познаем предмет) - целесообразность без цели 9присутствует некая согласованность в предмете, словно для какой-то цели, но нам не известно, для какой) - прекрасное есть предмет необходимого удовольствия (без доказательств) Эти четыре принципа относятся к свободной красоте. Но есть и другой вид красоты – красота обусловленная, или привходящая красота, где принимается во внимание целесообразность объекта. Аналитика возвышенного: Особенности возвышенного: - незаинтересованность - всеобщность - связь между субъектом и предметом очень тонка - источник возвышенного в субъекте - возвышенное тоже предмет необходимого удовольствия, нов чувстве возвышенного меньше единение людей, т.к. духовное начало не у всех людей развито одинаково У человека есть чувственные склонности, но есть и духовное начало, которое доминирует над чувством – это и есть нравственность. А чувство возвышенного очень близко чувству нравственности. Кант различал два вида возвышенного: математически возвышенное, или необъятное (вселенная), и динамически возвышенное, или то что гибелью грозит (чума). Кант и искусство. По Канту, гений – это прирожденные задатки души, через которые природа дает человеку некие правила. Рассудком нельзя создать гениальное произведение. Рассудок нужен гению лишь как вспомогательная способность. А воображение гению необходимо: и репродуктивное, и продуктивное. Воображение и рассудок вместе рождают вкус – способность судить о прекрасном, которая необходима гению. Основой же творчества является духовная способность. Это способность создавать эстетические идеи, долго размышлять, не суммируя идеи в нечто единое. Свойства эстетической идеи: - оригинальность - образцовость - безотчетность - гений – законодатель в искусстве только на практике - свои способности гений применяет свободно, без принуждения «Искусство хорошо тогда, когда кажется природой. А природа прекрасна тогда, когда кажется искусством». Функции искусства: 1. гармонизация природного и социального в человеке 2. искусство сближает 3. искусство воспитывает чувства человека и приуготовляет его к развитию нравственности *Кант разделяет чувство красоты и нравственности: «красота – это символ нравственности».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|