Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Актуальное и вечное в произведении




Масштаб значимости темы, ее пионерско-эвристичес-кий характер, открывающий новые пласты жизни, яркость и своевременность ее освещения могут придать произве­дению непреходящий характер. Так, «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына запечатлел такой трагический, истори­чески значимый жизненный материал, такой уникальный исторический опыт, что стал бы вечным произведением, независимо от своих собственно художественных качеств, которые нет оснований ставить под сомнение.

«Произведение искусства — это то, что человеку уда­ется вырвать из-под власти случая» (Барт. 1989. С. 342). Произведение многослойно, и один из слоев — его поли­тическое бытие, включенность в идейную борьбу эпохи (вспомним хотя бы «Путешествие из Петербурга в Моск­ву» Радищева, «Медного всадника» Пушкина, «Отцов и Детей» Тургенева, «Отверженных» Гюго). Этот слой опре­деляет актуальность произведения. Она слабеет или исче­зает с изменением политических обстоятельств, и нередко новые поколения почти перестают ощущать заключенную в произведении политическую проблематику. Оно в но­вой исторической ситуации может жить новой жизнью, с°прикасаясь с реальностью иными точками.

Актуальный слой произведения ориентирован на дан­ное общество, глубинные же слои обращены к человече-

^У и дают произведению длительное существование. Роизведение — и отвечает на конкретную ситуацию со-Ременности, и предназначено для продолжительной и даже


 



 


вечной жизни. Актуальный политический слой, ориенти рованный на сиюминутность, важен. В нем осуществляет, ся социальная позиция художника, в известной мере пр0. граммирующая восприятие других слоев произведения. Ослабленность актуального слоя затрудняет вхождение-даже шедевров в сознание современников и в историю литературы. Так, поэзия Тютчева почти не существует для его современников. Для Некрасова и в 1856 году Тют-чев — второстепенный, барочный поэт. Как крупная ху. дожественная фигура Тютчев выдвинулся много лет спус­тя. В его стихах был ослаблен внешний актуально-соци­альный слой, имеющий прямые выходы на современность, но в них был мощный слой общечеловеческих ценностей, который в наше время востребован читателем. Внутрен­ний эстетический слой произведения ориентирован на протяженность человеческой истории. В произведении живут и настоящее, и историческая память человечества о прошлом, и предугаданное будущее.

Произведения архитектуры призваны жить века — в разных эпохах. Художник обращается к «близким» (к сов­ременникам), и к «далеким» (к потомкам, к человечеству). Он вторгается в отношения сегодняшнего дня, вносит в будущее опыт своей эпохи и рассматривает современность с точки зрения непреходящих общечеловеческих ценнос­тей.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных