Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРЕКРАСНОЕ И БЕЗОБРАЗНОЕ




Вольтер однажды указал на любопытное различие между прекрасным и добрым:

«Красота уже тем отличается от добра, что последнему необходимо еще доказать, что оно действительно добро, красота же в таком доказательстве не нуждается».

Действительно, красота чаще всего воспринимается сразу, мгновенно. Она озаряет наше сознание, вызывает благоговейные чувства радости, наслаждения, восторга. Такова красота родной природы, лесных просторов, голубого неба и солнечных лесных полян. Такова красота гармонично развитого человеческого тела и духа. Особую внутреннюю прелесть человеческих лиц передал художник К. Брюллов. А. П. Чехов в рассказе «Красавицы» так описывает чувства молодого человека:

«Я увидел обворожительные черты прекраснейшего из лиц, какие когда-либо встречались мне наяву и чудились во сне. Передо мною стояла красавица, и я понял это с первого взгляда, как понимаю молнию. Я готов клясться, что Маша была настоящая красавица, но доказать это не умею. Все глядят на закат, и все до одного находят, что он страшно красив, но никто не знает и не скажет, в чем тут красота»1.

Легкость восприятия явлений красоты создает столь соблазнительную для каждого из нас возможность считать себя знатоком в области эстетического. Нам кажется, что мы можем безапелляционно судить о тончайших нюансах прекрасного. В действитедь-ности эта кажущаяся легкость восприятия сочетается с глубоко скрытой в этих явлениях и чрезвычайно труднодоступной для уяснения сущностью прекрасного.

1 Чехов А.П. Собр. соч.: В 12 т. Т. 6. М., 1956. С. 172.

Прежде чем приступить к анализу категорий прекрасного, определим его область. Во-первых, прекрасное не совпадает с эстетическим. Эстетическое шире прекрасного. Во-вторых, прекрасное неадекватно художественному. Художественное - это сфера искусства и представлений об искусстве. Прекрасное не есть художественное, но художественное, как правило, есть прекрасное. В-третьих, прекрасное нельзя отождествлять с красивым. Старое, морщинистое лицо на картине Рембрандта - прекрасно, но оно может быть и безобразным, некрасивым. В романе В. Гюго «Собор Парижской богоматери» мы оцениваем Квазимодо как прекрасный образ, хотя он далеко не красив. Это урод, горбун, способный пожертвовать самым дорогим - жизнью ради любимого им человека. Одновременно красивое в образе Феба превращается в безобразное. Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» великолепно описал физическую красоту Элен Курагиной. Мы восхищаемся изяществом ее манер, изысканностью речи. Однако неблаговидность поступков, подлость, пошлость этой красивой героини дают право писателю назвать ее «прекрасным животным». Напротив, худенькая, подвижная, с угловатыми движениями подросток Наташа Ростова с ее привычными словами «прелесть что такое» воспринимается нами как прекрасное проявление человеческого характера.

История эстетических учений свидетельствует о том, что мыслители прошлого не противопоставляли понятия прекрасное и красивое. Дидро, Лессинг, Гегель, Белинский, Чернышевский пользовались ими как однопорядковыми. Однако в современном эстетическом знании понятие красивое принято связывать с внешним, чувственным образом, видом предмета. Прекрасное же всегда внутренне красиво. Красота характеризует предметы с их внешней, не всегда существенной стороны, а прекрасное излучает внутреннюю красоту. Существуют даже идиомы на этот счет: конфетная красота, парикмахерская красота. Тем самым подчеркивается внешняя форма. Прекрасное связано с глубоким содержанием и совершенной формой.

Прекрасное - одна из центральных и важнейших эстетических категорий. Эстетика издавна определялась как общетеоретическая наука о прекрасном, а искусство рассматривалось как мир прекрасного. И сегодня понятие прекрасное в эстетике имеет примерно


такое же значение, как понятие добро - в этике, истина- в теории познания. Не впадая в абсолютизацию значения категории прекрасного, поскольку она существует в ряду других эстетических категорий, подчеркнем два обстоятельства.

Во-первых, сфера проявления прекрасного и его модификаций (красота, украшение, грация, гармония) значительно шире, чем сфера действия других форм эстетического. Не во всех областях жизни, видах и жанрах искусства, явлениях природы мы можем обнаружить возвышенное и низменное, трагическое и комическое. Прекрасное и его антипод - безобразное обнаруживаются нами повсеместно. Эта пара категорий наиболее универсальна по охвату явлений и эстетических характеристик жизни.

Во-вторых, в силу такой универсальности определение прекрасное носит лишь самый общий характер. Слишком многообразные свойства, связи, отношения онтологического, гносеологического, аксиологического, социального значения сосредоточены в столь универсальном понятии. А это значит, что в истории эстетической мысли на протяжении многих веков рассматривались те или иные свойства столь широкого понятия, и следовательно, совершенно строгого, законченного, общепринятого определения прекрасного просто не может быть. Точнее, самое общее определение доступно дальнейшей конкретизации лишь применительно к отдельным проявлениям прекрасного. То общее, что свойственно всем прекрасным явлениям, прежде всего связывается с позитивностью их восприятия и переживания человеком.

• В категории «прекрасное» отражены наиболее существенные и распространенные позитивные эстетические свойства и особенности явлений, предметов, живых существ. Прекрасное - это одна из важнейших и наиболее широких по значению категорий эстетики, служащая для определения и положительной оценки, наиболее совершенных и целостных явлений в действительности, общественной жизни, в деятельности людей и в искусстве.

Прекрасное - положительный феномен, вызывающий у человека целую гамму чувств: от спокойного любования до бурного восторга. Общее определение не снимает многочис-

ленных вопросов, связанных с тайнами и загадками прекрасного. Какова природа этой позитивности? Благодаря чему прекрасное становится таковым? Каковы его грани и целостность? В чем сила прекрасного в искусстве?

С древних времен до наших дней о сущности прекрасного и безобразного высказано множество замечательных суждений и идей. Созданы философские концепции и теории, но по-прежнему идут дискуссии, противоположные точки зрения высказываются и по сей день. Многовековая история эстетики знает множество попыток решения вопроса о прекрасном. Так, пифагорейцы считали, что прекрасное - это гармония. Софисты признавали относительный характер красоты и связывали его проявления с условиями места, времени и цели. В одном из трактатов безымянного греческого автора V в. до н. э. можно прочесть:

«...Если бы кто-нибудь приказал всем людям снести в одно место безобразное, что каждый считает таковым, и опять из этой кучи взять прекрасное, что каждый признает, то ничего не осталось бы, но все люди все и разобрали бы, так как все думают по-разному»1.

Так отражен момент диалектики: то, что прекрасно для одних, безобразно для других; прекрасное в одном отношении безобразно в другом отношении.

Платон отвергает позицию своего учителя Сократа, который связывал прекрасное с пригодным и целесообразным. Платон в диалоге «Пир» конструирует как бы ступени прекрасного, раскрывая движение человеческого знания от низшей, телесной красоты к красоте высшей, абсолютной. Этими ступенями служит определенная сущность - вечная идея как неизменное и абсолютное в прекрасном. Она составляет предмет любви, познаваемый с помощью эроса. Постигнув духовную красоту в соприкосновении с эросом, человек поднимается к следующей ступени - к красоте нравов и закона, затем к следующей - к чистоте знания.

1 Лосев А. Ф. История античной эстетики: Софисты. Сократ. Платон. М, 1969. С. 17.


Прекрасное выступает центром эстетики ученика Платона -Аристотеля. Об универсальных признаках красоты Аристотель так пишет в своей «Поэтике»:

«Прекрасное, как и всякий предмет, живое существо, состоит из некоторых частей, которые должны быть в порядке. Красота заключается в величине и порядке»1.

Римский философ Плотин (III в. н. э.) отвергает взгляд на красоту как на соразмерность частей, поскольку она не отражает внутренней сути красоты. Внутренняя красота находится в душе или в идее, т. е. во внутренней форме, согласно которой творит художник. Источник красоты, по Плотину, не в материи, а в форме, которая рождается в уме художника.

В калейдоскопе историко-эстетических идей привлекают мысли Леонардо да Винчи, который источник прекрасного видел в природе, а искусство, по его мнению, выступало «зеркалом природы". Просветители XVIII в. разработали доктрины связи прекрасного с нравственным. Концепцию Канта можно рассматривать как первую попытку синтезировать рационализм и эмпиризм в эстетическом знании о прекрасном. Он обратил особое внимание на роль субъекта в восприятии красоты. В «Критике способности суждения» (1790) он подчеркивает такие свойства эстетического субъекта, как бескорыстность, утилитарная незаинтересованность, эстетическая чувственность или удовольствие. Философ считал, что нет и не может быть объективных критериев прекрасного. Обоснование чувства удовольствия или неудовольствия происходит исключительно субъективно:

«Природу, следовательно, надо мыслить так, чтобы закономерность ее формы соответствовала по меньшей мере возможности целей, осуществляемых в ней законами свободы»2.

'Аристотель. Поэтика. Л., 1927.

2 Кант И. Сочинения. Т. 5. М., 1964. С. 477.

O

Гегель критикует Канта «за слишком большую нежность к вещам»' и отсутствие всякой попытки разрешить противоречие. Он критикует Канта за признание непознаваемости вещей в себе, за субъективный идеализм и отсутствие в его системе принципа развития, движения. Диалектику в систематизированное эстетическое знание вносит Гегель. Прекрасное он связывает с идеалом, идеей прекрасного в искусстве. Природу он не рассматривает с точки зрения красоты, поскольку мы не обладаем критериями в этой области. Не за обыденной реальностью, а за искусством философ признает высшую реальность. Именно оно призвано осознавать высшие интересы духа. Задача эстетики состоит в том, чтобы, в отличие от эмпирического пути искусствоведа, познать прекрасное как таковое и проникнуть в его идею путем теоретического размышления. Гегель разделяет идею вообще и частную идею прекрасного в искусстве. Он считает, что нужно глубже понять эту идею на основе воплощенных в искусстве идеалов и диалектики. В субъективно-идеалистических концепциях прекрасного его основы связываются не с материальным миром, а с духом. Субъективный дух человека, а не божество предопределяет сущность красоты. Юм считает, что

«прекрасное не есть качество, существующее в самих вещах, оно существует исключительно в духе, созерцающем их, и дух каждого человека усматривает иную красоту»1.

Для материалистов всех времен характерно стремление найти прекрасное в действительности, в природе, в объективных свойствах материи. Не случайно Чернышевский в отличие от Гегеля призывал искать основания красоты в реальной действительности. В своем знаменитом суждении «Прекрасное есть жизнь» он отмечал развиваемую им далее связь прекрасного с эстетическим идеалом и социально определенными условиями: «...жизнь, какова должна быть по нашим понятиям»2.

Заслуга Чернышевского в том, что он реабилитировал прекрасное в действительности, а также высказал мысль о социально-клас-

'Гегель. Соч. Т. XI. М. Л., 1935. С. 452. 2 Чернышевский Н.Г. Избранные эстетические произведения. М., 1974. С. 77.


совой детерминации прекрасного. Для материалистов прекрасное объективно, поскольку объективны те свойства, качества, отношения явлений и предметов, восприятие которых порождает особое эстетическое переживание - чувство прекрасного.

В марксистской диалектико-исторической эстетической мысли сформировались традиции рассмотрения прекрасного в контексте принципов материальности красоты, ее диалектики, исторического и социального развития. Добавленное к старому созерцательному материализму звено практики и социума позволило марксизму выявить наиболее полно общественную сущность человека, что не могло не сказаться на философии прекрасного.

В современной мировой эстетической мысли существуют две тенденции в исследовании прекрасного. Одна связана с развитием эстетической проблематики в системе определенных направлений современной философии. Так сложилось мощное крыло интуити-вистской и психологической эстетики в работах Фехнера, Липп-са, Вундта. Широкую популярность на этой основе приобрела теория «вчувствования», где реальный предмет выступает не более чем внешним поводом для восприятия. Субъект пополняет предмет своими собственными переживаниями. Продолжаются линии развития эстетических идей, идущие от неотомизма, экзистенциализма, герменевтики, феноменологии.

Другое направление, радикально-негативного толка, связано с отказом от всяких попыток логического и философского исследования красоты. Философы-иррационалисты проповедуют представления о смерти искусства, вырождении красоты. Так, немецкий искусствовед К. Фидлер считает, что понятие прекрасного должно быть изгнано из эстетики. Его место занимают такие понятия, как абсурдное, безобразное, болезненное, жестокое, злое, непристойное, низменное, омерзительное, отвратительное, отталкивающее, пошлое, скучное, ужасное, шокирующее. По мнению американского философа X. Дикмана, прекрасное сходит с эстетической сцены, поскольку больше неспособно изумлять и подавлять. Профессор О. Марквард считает, что искусство не является больше прекрасным и эстетика как наука завершила свое существование в начале XIX в. Эстетика невозможна как наука, поскольку сегодня место прекрасного заняли новые ценности: интенсивность, необычность, шок-ценность и др. Поскольку мир болен, целостное отношение к нему невозможно.

Красота сегодня - это разоблачение и демифологизация надежд. Похороны красоты и эстетики можно наблюдать на выставках картин с мазней, унитазами, ржавыми колесами, муляжами. Опарт, ленд-арт, боди-арт и другие новации содержат претензии на абстрактное, беспредметное искусство. Однако лозунги «никакой красоты», «никаких эмоций» или, напротив, «только шок» все чаще заменяются интересом к традиции, классике, поиском гармонии. Становится ясно, что модернизм за более чем вековое существование исчерпал свои резервы инноваций. Формируется новая эстетика прекрасного в постмодернизме. Важно, чтобы создавались новый свет, ценности, красота, чтобы они не были призраками мрака, антиценностей, антикрасоты, антиэстетики.

Анализ категории прекрасного требует подробного соотнесения его с собственным антиподом - категорией безобразное. Выделение положительного значения, каких-либо качеств прекрасного предполагает существование противоположных свойств и качеств, имеющих отрицательное значение в безобразном. Прекрасное и безобразное оказываются в такой же мере соотносительными явлениями, как свет и тьма, тяжесть и легкость, истина и ложь.

Безобразное и такие его эстетические модификации, как уродство, вульгарное, пошлое, - эстетические категории с отрицательным знаком. Восприятие безобразного вызывает чувство отвращения к объекту. Это в корне противоположно эстетическому наслаждению в восприятии прекрасного. Однако именно вскрытие этих противоположностей, их сравнение помогают еще больше утвердиться чувству прекрасного и одновременно укоренить отрицательное отношение к безобразным явлениям в жизни, человеке, искусстве.

• Под безобразным следует понимать категорию эстетики, которая служит для определения и оценки уродливо-односторонних предметов и явлений действительности.

Безобразное выражает отсутствие совершенства, целостности, контрастирует с позитивностью прекрасного, с эстетическим идеалом. Отсюда скрытая тенденция к обнаружению, возрождению, желанию эстетического идеала. В стихотворении


Н. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц» возникает многоликая портретная галерея. Завершает ее изобрежение лица, воплощающего самые прекрасные и возвышенные стороны человеческой природы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных