Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эстетической деятельности -труд-




Искусство тоже можно рассматривать как разновидность трудовой деятельности человека. Если так, то исходным методом исследования эстетической деятельности служит стуктурно-функциональный анализ.

O6

Труд как основная форма жизнедеятельности человека, и его процесс предполагают взаимодействие следующих основных элементов:

• субъекта деятельности с его целенаправленной активностью;

• объекта и предмета деятельности;

• средств труда;

• результата труда (конечного продукта).

Ведущий элемент системы эстетической деятельности - субъект, сам человек, творец. Его отношение к предмету носит целесообразный, активный, творческий характер. Его задачи, интересы, действия обусловлены жизненной позицией, свойствами и механизмами мыслительной деятельности, полнотой умственных образов и воображения. Предпосылками эстетического восприятия и эмоционально-образного мышления служат созерцание и воображение. При эстетическом созерцании наше сознание фиксирует явления в силу их внешней выразительности или ассоциативности. Однако в отличие от других познавательных интересов в эстетическом познании важна эстетическая ценность явления. Уже на уровне восприятия явления идет его переработка в ценностный эмоционально-интеллектуальный образ. В воображении субъекта эстетическая информация достраивается до образа желаемой целостной ситуации в соответствии с заданностью эстетических идеалов и проигрываются возможные ее варианты.

Предметом эстетической деятельности может стать любое явление действительности. Оно может быть доступно непосредственному восприятию, а может иметь и виртуально-условную форму. Листок клена, камень, повадки животного, силуэт самолета, задача компьютерного программирования - все может выступать предметом эстетической активности человека. В ней человек опирается на фундаментальные законы бытия, сохраняющие собственные эстетические параметры и свойства. Среди них структурность, симметрия, ритм, целесообразность, гармония и др. Среди всех других выделяется объект, который становится предметом эстетического взаимодействия с субъектом благодаря чувственно-воспринимаемой форме, эстетической выразительности и совершенству.

Средствами эстетической деятельности выступают не орудия труда, а те ценности, которые функционируют в культуре обще-

O7


ства. От того, какие материальные и духовные ценности избраны посредничать между субъектом эстетической деятельности и предметом, зависят и ее процесс, и результаты. Это могут быть кирка, лопата, компьютер и др. Различие средств обусловливает различие механизмов восприятия, памяти, мышления, знаний и в конечном счете культуры в целом. Искусство и его художественные ценности способны выступать способом видения мира, определять механизмы и уровень эстетической деятельности. То, что востребовано людьми и функционирует в качестве художественных ориентации и идеалов общественной жизни, обусловливает выбор средств эстетической деятельности человека. Рахманинов и Чайковский, Прокофьев и Петров формируют у людей определенные художественные принципы, механизмы восприятия не только в музыке, но в жизни. Не случайно Л. С. Выготский писал:

«Искусство есть скорее организация нашего поведения на будущее, установка вперед, требование, которое, может быть, никогда не будет осуществлено, но которое заставляет нас стремиться поверх нашей жизни к тому, что лежит за ней»1.

Эстетическая деятельность всегда имеет продуктивный характер, т.е. представлена определенным результатом, итогом, конечным продуктом. Причем он может иметь не только восстановительно-созидательный, но и разрушительный характер. Так, эстетика безобразного, низменного, ужасного имеет, как правило, нисходящие характеристики. Одновременно демонстрация такого антиидеала в искусстве и жизни способна породить и тоску, и возникновение подлинных эстетических идеалов. Но и в том, и в другом случаях результат эстетической деятельности должен обладать способностью чувственного воздействия. Об этом писал Л. Н. Толстой, утверждая, что

«... наука доказывает истину, а искусство заражает истиной».

1 Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968. С. 322.

• Эстетическая деятельность аподиктична к любому виду материальной и духовной деятельности человека, а также существует в той целостно-рафинированной форме, в какой выступает искусство. Именно потому, что она имеет всеобщее значение, доступна переводу, трансляции, утилизации в технике, технологиях, науке, производстве и других сферах жизни, важно ставить и решать вопросы ее универсального развития. Накопление и актуализация эстетического потенциала человеческой культуры - важное условие развития современной цивилизации.

Вопросы для повторения темы

1. Эстетическая деятельность как необходимая часть общественной практики.

2. Специфика эстетической деятельности. Игра как выражение универ-

сального начала в культуре и эстетической деятельности.

3. Целостно-рафинированное воплощение эстетической деятельности человека в искусстве.

4. Структура эстетической деятельности. Проблема ее соотношения с

культурой.

5. Эстетическая деятельность как созерцание и прием. Целостность и

со-бытие подлинно эстетической деятельности.

Литература

Гегель. Эстетика. В 4т. Т. 1. М., 1968. С. 99-124.

Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М., 1974.

КантИ. Критика способности суждения. М., 1994. С. 203-249.

Новикова Л.И. Эстетика и техника: альтернативы или интеграция. М., 1976.

Плеханов Г. В. Письма без адреса. Эстетика и социология искусства. В 2 т. Т.1.М., 1978.

Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства. М., 1982.

Хайзинга Й. Homo ludens. M., 1992. С. 138-156, 179-186.

Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности.// Избр. эстетич. произв. М., 1978.

Яковлев Е.Г. Художник: личность и творчество. М., 1991. С. 183-192.


5.

Соотносительность понятий «эстетическая деятельность» и «эстетическое сознание»

Эстетическая деятельность имеет внутренний идеальный план и соотносится с эстетическим сознанием.

Моменты________

Целеполагания,____

Творчества,______

Мышления,_______

Воображения

всегда предшествуют технологической и операциональной активности человека. Прежде чем что-либо изменить вовне, он проектирует данное изменение идеально, в сознании. Тогда эстетическое сознание можно рассматривать как внутренний духовно-идеальный план эстетической деятельности, а последнюю - как способ производства и реализации эстетического сознания. Формой, в которой адекватно воспроизводится содержание эстетического сознания, является художественное сознание, или искусство.

O

Художественное сознание, являясь внутренним идеальным планом художественной деятельности, образует как бы второй, повторяющий ее по содержанию, но отличный по форме (сфера идеального, а не практически-операционального) компонент художественной культуры личности. Оно представляет собой форму отражения действительности в искусстве, совокупность социально-психических процессов, с помощью которых происходит постижение художественных произведений и осмысление собственных впечатлений от них.

Если эстетическая деятельность носит преимущественно наглядно-действенный, операциональный характер, то эстетическое сознание не всегда обнаруживает себя в непосредственных чувственно воспринимаемых формах. Скрытая от глаз наблюдателя внутренняя идеальная активность человека опосредует его эстетическое созерцание, восприятие, мышление, воображение и другие психо-физиологические основания эстетической активности сознания. Предуготовленность и реализация любой из форм художественной активности личности включает как внутренние, так и внешние образующие процессы. Открытие их связи, общности строения, по мнению А. Н. Леонтьева, - одно из важнейших достижений современной психологической науки. Как духовное образование, произведение искусства может быть задумано, реализовано и понято лишь через эстетическое сознание. Последнее не только имеет логическую обусловленность, но и включает элементы интуитивного и бессознательного характера. Отсюда вытекает относительная самостоятельность эстетического сознания по отношению к процессам эстетической деятельности. Идеальная схема и замысел не могут найти точного аналога в эстетической деятельности, поскольку связь «идеальное - реальное» опосредована многими особенностями объекта, субъекта, социума. Поэтому часто эстетический идеал преобразуется в антиидеал, эстетически конструктивное - в деконструктивное, прекрасное - в безобразное и т.д.

Соотносимость понятий эстетическая деятельность и эстетическое сознание позволяет признать, что общество и составляющие его индивиды на основе социально-практической деятельности формируют свое эстетическое сознание. Являясь одной из сфер духовной жизни общества (наряду с политикой, правом, религией, нравственностью, наукой), эстетическое сознание отражает в головах людей социальную, природную или художественную действительность и является субъективным образом объективного мира. Такое эстети-


ческое сознание можно рассматривать двояко: как форму общественного сознания на уровне общих социально-исторических закономерностей и как эстетическое отношение отдельного индивида к миру.

В первом случае возможно понимание эстетического сознания как одной из форм общественного сознания, отражающей окружающий мир, разностороннюю деятельность человека, продукты этой деятельности, произведения искусства в эмоциональных, чувственно представляемых и оцениваемых с позиций эстетического идеала формах. Субъектом отражения здесь выступает общество на конкретно-исторической ступени своего развития, и отражение эстетических начал фиксируется в соответствующих формах.

Во втором случае в качестве субъекта эстетического познания может выступать отдельный человек, и его эстетическое сознание выражается в эстетическом отношении. До 60-х годов XX столетия в отечественной эстетике широко пользовались этим термином. Но затем стало ясно, что эстетическое отношение имеет довольно сложную структуру и специфику. Более адекватно их отражает термин эстетическое сознание. С философской точки зрения категория отношение весьма пассивна в сравнении с категориями деятельность, сознание, связь. Так, например, можно иметь отношение к чему-либо, но не находиться с ним в связи. А это в корне противоречит духу целостности и взаимопроникновенного соучастия всех элементов эстетического процесса. Итак, в эстетической науке закрепился подход к анализу эстетического отношения через анализ состояния эстетического сознания личности. Оно многообразно, но развивается адекватно формам общественного эстетического сознания. На личностном уровне эстетическое сознание можно определить как субъективное воспроизведение объективных предметов и явлений в их универсальности, целостности, гармонии, соотнесении с человеческими чувствами и потребностями, со всем богатством духовных и физических сил человека.

Оба этих способа существования эстетического сознания фактически взаимодействуют так, как могут взаимодействовать в духовной сфере общество и его индивид.

Эстетическое сознание у каждого из двух субъектов (общество и личность) реализуется в двух состояниях или существует на двух уровнях: обыденном (социальная психология) и теоретическом (общественная идеология). Несмотря на то, что они взаимосвяза-

ны каждый из них выполняет свои функции. Сфера общественной психологии - это сфера эмоционального отражения социальной практики, чувств, настроений, привычек, вкусов людей. Здесь мы имеем дело с эмоционально-чувственными формами эстетического познания, не поднимающимися до глубоких сущностных позиций и оценок, а также теоретически оформленных знаний. Одновременно как общественное, так и личностное эстетическое сознание могут выступать в теоретической, систематизированной, логически аргументированной форме. Тогда эстетическое сознание переходит в состояние и формы научного статуса: понятия, категории, гипотезы, закона, теории. И происходит научно-теоретическое осмысление эстетических закономерностей мира.

• Объясняющее эстетическое сознание включает в себя эстетические взгляды, суждения, идеалы. В этих и других формах присутствуют научно-теоретическая аргументация и доказательность. Все формы, уровни и состояния эстетического сознания не изолированы, а тесно связаны и взаимодействуют друг с другом.


6.

Специфические черты эстетического сознания

Специфика эстетического сознания в эстетике определяется общими принципами теории познания и сознания применительно к особой сфере общества - эстетической. Объект отражения эстетического сознания -

Природная

И социальная_____

Действительность,

представленная социально-культурным миром человека. Эту действительность, включая и ее внеэстетические формы (истину, добро и др.), индивид вовлекает в поле собственной эстетической деятельности и переводит в эстетический план. Он по-новому созерцает, воспринимает, оценивает, организует эту действительность с точки зрения полноты, совершенства и целостности жизненных явлений в их субъективной значимости для человека.

Эстетическому сознанию присуща чрезвычайная широта отражения действительности.

Универсальность эстетического сознания связана с тем, что любое явление мира человека и культуры может быть вовлечено в поле его отражения. Предмет эстетического сознания -это вся окружающая человека материальная и духовная среда. Аналогично сферам эстетической действительности можно выделить четыре группы объектов эстетического отношения:

• природа,

• материальное производство,

• человек и человеческие отношения,

• искусство.

Эстетическое сознание носит глубоко личностный характер.

Взаимодействие и связи с миром человек глубоко переживает. Достаточно вспомнить реплику Гамлета об игре одного актера заезжей труппы: «Что он Гекубе, что ему Гекуба? А он рыдает». Жена царя Трои и актер средневековой Дании. Что может быть общего между ними? Ответ прост: чувства, судьба и трагедия одного человека переживаются другим. Через столетия и эпохи незримые нити чувств соединяют людей. Такие эстетические связи оцениваются и мыслятся сугубо индивидуально. Личностное мнение о красоте мира и людей, о реальной жизни и искусстве может совпадать собщепри-нятым идеалом той или иной исторической эпохи или периода, а может и противоречить ему. В любом случае важно проявление личностного чувства индивида. Если это не связано с эстетическими переживаниями человека, то ожидания духовного наслаждения и радости тщетны. А это означает, что ситуация отражается каким угодно, но только не эстетическим способом.

Важным свойством эстетического сознания является его эмоционально насыщенный характер. Как правило, отражение действительности в эстетическом сознании не покидает почвы чувственных образов. Эмоциональность в эстетическом сознании отмечают многие исследователи. Глубокое чувство порождает способность обобщать, оценивать, проникать в скрытые связи и отношения человека и мира. Однако не следует думать, что эстетическое сознание опирается на одну, особую человеческую способность - эмоциональность. В нем гармонично объединяются и ощущения, и эмоции, и чувства, и интеллект, и воображение, и творчество.


Кант в качестве отличительного признака эстетического отношения обосновал незаинтересованность или бескорыстие субъекта. Именно на таком фундаменте возвышается «свободная игра воображения и рассудка». Действительно, в эстетическом сознании человек духовно, а не утилитарно заявляет о себе. Однако такая незаинтересованность обусловлена контекстом социально-исторических отношений. В стихах Н. Семяковой «Вязниковский базар» рисуется мгновение из жизни старого русского провинциального городка. Поэтесса очарована и кланяется бескорыстию «ласковых русских старух», которые не продают свои месячные труды за кружевом, а «словно дарят». И все это оттого, что «денег хватает», а «вязать-то больно любят». Тихо-нежное чувство бескорыстия, радости, добра, красоты переполняет незатейливые поэтические строки Н. Семяковой.

Вязниковский базар

Вязниковский базар. Туесочки, корзинки, кадушки И блестящие плошки - немыслимо взгляд оторвать. А у самых ворот в уголке приютилась старушка. Словно утренний иней, лежат перед ней кружева.

- Ну, и сколько же стоит оно, рукоделие ваше?

- Воротник-то за рубль, а скатерка за семь, может быть. Улыбается тихой улыбкой, расстелет, покажет. Продает, словно дарит, и даже неловко купить.

- Слишком дешево, бабушка, этаких цен не бывает. Это месяц работы. Зачем отдавать по рублю?

- А зачем же дороже, голубка, коль денег хватает? Что людей обирать? А вязать-то я больно люблю. Не пахучие перцы чаруют окраскою жаркой,






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных