Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ С ПОДЧИНЕННЫМИ




Мне часто задают вопросы о том, как владельцу пред­приятия лучше выстраивать отношения с нанятыми людьми в нерабочей обстановке. Надо ли участвовать в совместных застольях, приглашать к себе в дом, посещать их семьи, становиться крестным отцом или матерью их детей, принимать дорогие подарки или допускать уча­ствовать в вашей судьбе и т. п.?

Этот вопрос отнюдь не праздный. Ведь неправильно выстроенные отношения между руководителем и подчинен­ным именно в неформальной обстановке часто сводят на нет все попытки владельца фирмы организовать производ­ственный процесс так, чтобы он был эффективен.

Про какие только курьезные ситуации мне не рас­сказывали владельцы фирм, у которых камнем преткно­вения в руководстве людьми стали отношения с ними за рамками производства.

Михаил открыл небольшую фирму, занимавшуюся пошивом обуви. Набрал рабочих, завел строгий поря­док: приходить вовремя, уходить по звонку, в нетрезвом виде не появляться, в курилке часами не торчать и т. п. Работники подчинялись, потому что Михаил обещал хорошо платить и держал слово. Был среди нанятого персонала такой мужичок — Василий. Видно, что лен­тяй, глаза с хитрецой, а в них написано: «Ну, эта дисциплина — до поры до времени, а потом здесь будет дру­гой лозунг: "Анархия — мать порядка". И тем не менее сам Василий дисциплину не нарушал и других к этому не подталкивал. Заглянул как-то к Михаилу в цех такой же местный бизнесмен, тоже владелец небольшого про­изводства, увидел Василия, а затем, отозвав в сторону его работодателя, предупредил: «Ты этого мужичка поостерегайся — подальше от него держись. Дружбу с ним не води». Михаил заглянул в личное дело «мужичка», в его трудовую книжку — судимостей не было, по статье не увольняли, но только уж достаточно часто Василий менял работу. Разве это повод для опасения? Михаил и пропустил мимо ушей сделанное предупреждение.

И вот однажды, это было на Пасху, владелец фирмы встретил Василия в городе с женой и детьми. Уж как обрадовались Михаилу и жена, и дети его работника! «Похристосовались», а затем Василий предложил зай­ти к нему в дом по случаю праздника. Михаил подумал: «А отчего не зайти? Съедят они меня там, что ли?» И сог­ласился. Стол ломился от закусок, спиртное лилось ре­кой. Надо сказать, что гостеприимный хозяин был очень устойчив к крепким напиткам, и не только в чистом виде, но и к их смесям. Михаил такой способностью не обладал. Перед тем как сознание его отключилось, Ва­силий устроил ему экскурсию по дому. Необычной была эта экскурсия: не книги и не украшения интерьера по­казывал Михаилу хозяин, он демонстрировал, под ка­ким столом валялся пьяным руководитель того или ино­го предприятия, на котором он ранее работал, в какую вазу или цветочный горшок его тошнило. Он словно собирал коллекцию из подобных людей. Нашлось мес­то в этой коллекции и для Михаила.

На следующий день все работники фирмы знали, где и как встретил святой праздник Пасху их работодатель и под каким столом он его завершил. Работяги посмеи­вались, а Василий на глазах у всех поднес своему шефу пивка со словами: «Похмелись! Ничего, бывает». С это­го момента он перехватил пальму лидерства. Когда кто-то из рабочих хотел уйти пораньше, он находил взгля­дом Василия, жестом объяснял, что собирается сделать, и последний снисходительно махал рукой: мол, иди, а за­тем делал такой же снисходительный жест в сторону Ми­хаила — да надо, дескать, мужику, вот я и отпустил. Я тут решаю. Хозяин предприятия не мог этому препятствовать. Он чувствовал превосходство над собой наемного работ­ника. Ведь это он, Михаил, спал у него пьяный под сто­лом, а не наоборот. Начались опоздания на работу, прогу­лы, появления в нетрезвом виде — ситуация вышла из-под контроля. Производительность труда катастрофически падала, прибыль тоже. Но когда Михаил обрисовал ра­ботникам, что в перспективе должен будет урезать им заработки, чтобы фирма смогла удержаться на плаву, в ответ услышал: «Пить надо меньше — тогда удержишься. А наши заработки здесь ни при чем».

Михаил был воспитан так, что мнение людей ува­жал. И хотя он после того злополучного случая не пил вообще, зарплаты рабочим не понизил. В результате прибыли перестало хватать даже на закупку сырья. Фир­ма разорилась. Работников пришлось уволить. «Они же взрослые люди! — сетовал впоследствии на своих работ­ников Михаил. — Они что, не понимали, что своими руками уничтожили дело, которое их кормило?»

Значит, не понимали.

Анна Мироновна возглавляла визовую службу. Орга­низация была небольшая: сама владелица, девушка, оформлявшая документы, и курьер. Вот с курьером и вышла следующая история.

Функции посыльного исполняла женщина средних лет по имени Софья. В ее обязанности входило встретить человека у посольства, если тому назначено собе­седование, снабдить его необходимыми документами, съездить получить визу, доставить вовремя авиабилет или загранпаспорт. Работа несложная, но ответственная, потому что свой отъезд или приезд клиенты планируют в строгие сроки, это связано с работой, наличием биле­тов, а значит, вся подготовительная работа должна де­латься вовремя. У Софьи был фиксированный зарабо­ток, и она хотя и без энтузиазма, но справлялась со сво­ими обязанностями.

И тут такой случай. У Анны Мироновны — владелицы фирмы — заболевает дочь. У девочки сильнейший диатез. Хождение по поликлиникам, больницам, всевозможным центрам традиционной медицины результата не дает. Анна Мироновна проговаривается на работе о своей беде, а Софья возьми да и предложи ей услугу: «Мой | брат — прекрасный рефлексотерапевт. Он успешно ле­чит диатез. Я отвезу вас с ребенком к нему». Анна Мироновна, намучившаяся от бесполезного хождения по врачам и народным целителям, была рада замаячившей возможности решить наконец эту проблему и согласилась. Рефлексотерапевт в самом деле вылечил ее дочь.

И вот тут Софья дала понять своей патронессе, что та ей обязана. Анна Мироновна решила было препод­нести ей дорогой подарок, но та от подарка отказалась наотрез. «Здоровье ребенка — это святое! Как я могу за свое участие что-то брать?» — благородно заявила Со­фья. Но на этом ее благородство кончилось, потому что с того самого момента она начала вести себя на работе так, как ей вздумается. Она опаздывала на встречи с кли­ентами, забывала документы, грубила людям. Владели­ца визовой службы мучительно размышляла, как бы ей положить конец этим выходкам курьера. Друзья сове­товали ей уволить Софью и взять на ее место другого человека. Но Анна Мироновна не решалась это сделать: она была связана по рукам и ногам благодарностью со­труднице за выздоровление дочери. Все кончилось очень печально: фирма растеряла большую часть своих кли­ентов, а самой учредительнице впоследствии пришлось создавать новый бизнес, причем втайне от Софьи, ко­торая никак не хотела расставаться с женщиной, кото­рой однажды помогла.

Если руководитель фирмы — совестливый человек, ему следует быть предусмотрительным не только тогда, когда он собирается принять помощь от своего подчиненного, нои когда последний стремится преподнести ему подарок.

Так, Галине Иннокентьевне, владелице нескольких торговых точек, специализирующихся на продаже цве­тов, одна из продавщиц преподнесла на день рождения подарок и предусмотрительно не удалила ценник. Гали­на Иннокентьевна взглянула на сумму и обмерла: «Это же такая дорогая вещь! Видно, что эта совсем не богатая женщина очень хорошо ко мне относится, — подумала она и решила: — Буду и я к ней относиться так же!» Хо­рошее отношение выразилось в том, что, когда работодательница замечала пропажу цветов или недостачу в выручке, она ни о чем не спрашивала у продавщицы — не поворачивался язык. А уж о том, чтобы произвести ревизию, не могло быть и речи. «Ну, сколько она у меня украдет? — утешала себя Галина Иннокентьевна. — Я не обеднею». И... обеднела. Потому что, видя, как ведет себя на рабочем месте любимица патронессы, все ос­тальные продавцы стали вести себя точно также. Нача­лось повальное воровство. В итоге оказалось, что создан­ная когда-то на деньги Галины Иннокентьевны фирма теперь наполняла карманы недобросовестных продав­щиц, а сама владелица едва сводила концы с концами.

Когда я учился в институте, я часто становился сви­детелем того, как родители студентов делали подарки преподавателям, но мне ни разу не приходилось видеть, чтобы хоть кому-то из них удалось что-то преподнести заведующему кафедрой профессору Панченкову. Зато с какой легкостью этот человек выгонял из своего каби­нета тех же родителей, независимо от их должностей и рангов, когда они приходили просить за своих чад! Он был абсолютным хозяином на кафедре, которую воз­главлял, и так выстраивал отношения с людьми, чтобы ничто не могло помешать ему проводить ту политику, которую он считал правильной.

ВЛАДЕЛЕЦ ПРЕДПРИЯТИЯ ДОЛЖЕН ВЫСТРОИТЬ ВЗАИ­МООТНОШЕНИЯ С НАНЯТЫМИ НА РАБОТУ ЛЮДЬМИ ТАК, ЧТОБЫ ЭТИ ОТНОШЕНИЯ НЕ СТАЛИ ТОРМОЗОМ В УПРАВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВОМ.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных