ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Преформистские теории развития личности.В истории науки широкое распространение получили так называемые преформистские (от лат. praeforma - заранее образую) идеи о развитии личности, составившие два течения - теологическое и биологизаторское. Общим в них является следующее утверждение: человек как личность развивается по изначально заданной программе, а заложенные в этой программе свойства развиваются самопроизвольно. Теологическое - считается, что программа закладывается богом. Это течение разрабатывали философы-богословы. Они исходили из того, что общество с его катаклизмами и социальными потрясениями действует на личность разлагающе и что только в отрыве от него человек может достичь своего совершенства. Биологизаторское - программа заложена природой. В её основе лежит биогенетический закон открытый в 1862 году Геккелем и Мюллером. Он гласит: онтогенез повторяет филогенез (развитие одного человека повторяет все стадии развития предков). Подобной точки зрения, в частности, придерживался французский социолог Шарль Летурно (1831-1902). Такие нравственные пороки, как воровство, убийства, поджоги, пьянство и т.д. он относил к явлениям атавизма (от лат. atavi - предки), то есть к врожденным и непреоборимым наклонностям, связанным с влиянием инстинктов предков, для которых такие действия составляли обычный образ жизни. Воспитание же по его мнению, здесь якобы бессильно что-либо изменить. Ч.Ломброзо считал, что дурные черты характера передаются по наследству и накладывают отпечаток на внешнем виде. Биологизаторская теория достигла вершины в учении З.Фрейда. Он утверждал, что развитие человека в решающей мере зависит от либидо, то есть от психосексуальных влечений, которые проявляются уже в детстве и сопровождаются определенными желаниями. Если эти желания удовлетворяются, это ведет к формированию психически здоровой личности. Если же они не удовлетворяются, это может порождать неврозы и другие психические отклонения, что, по мнению Фрейда, не может не сказываться на личностном развитии человека. Биологизаторские взгляды по вопросам развития личности послужили основой для разработки за рубежом особой науки о детях - педологии, представители которой исходили из идеи наследственной обреченности психического развития личности. Основатель Стенли Холл. Он впервые разработал тесты (вопросники). В 1905 г. А.Бине и А.Симон разработали тесты для определения «коэффициента умственной одарённости» ребёнка (IQ). Хотя тестовые испытания приносят определённую пользу и позволяют судить об умственном кругозоре детей, однако это развитие определяется чаще всего не столько их биологической наследственностью, сколько условиями жизни и воспитания. Против биологизаторских идей о наследственной обреченности развития личности выступают и другие ученые. Так, американский психолог Джон Уотсон (1878-1958) высказывал убеждение, что при правильном воспитании можно добиться весьма высоких результатов в личностном формировании учащихся, невзирая на их наследственность. Биологизаторские концепции, сводя личностное развитие человека к его природной наследственности, искажают истинные источники и важнейшие факторы этого развития, и, с другой стороны, снижают роль воспитания в его формировании.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|