ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Приведите пример когнитивного искажения.Депрессивная пациентка сообщает своему когнитивному терапевту о том, что она испытывала грусть во время выходных. При воссоздании событий этого периода она отмечает, что грусть появилась в субботу утром после телефонного звонка старой подруги. Врач попросил пациентку вспомнить тот разговор и момент, в который она впервые почувствовала грусть. Пациентка вспомнила, что ее подруга Сара обсуждала свои планы получения вакансии, но не пригласила пациентку пойти вместе с ней. Первая «автоматическая» мысль пациентки была: «Она не хочет идти со мной, потому что я неинтересная». Следующая мысль: «Никто не хочет быть со мной. У меня нет друзей». Затем она подумала: «Я останусь одна до конца своей жизни». Действительно мрачные мысли! Несовершенство когнитивных процессов у пациентки началось с ее первой реакции на новости относительно вакансии Сары. Когда врач попросил пациентку рассмотреть данные в пользу предположения о том, что Сара не желает находиться в ее компании, она была вынуждена признать, что таких данных нет; на самом же деле, звонок Сары указывает на то, что ей нравится общество пациентки. Даже, несмотря на присутствие искажения автоматического мышления, пациентка испытывала больший оптимизм в отношении будущего и сказала, что она могла бы спросить Сару о возможности совместных планов. 3. Что такое когнитивная триада? Термин «когнитивная триада» относится к негативным предубеждениям, характеризующим депрессивных пациентов. У данных пациентов отмечается тенденция к: 1) видению себя в негативном свете и принятию на себя чрезмерной ответственности за неудачи или негативные переживания; 2) видение мира в негативном свете, а также представление, что в ми- Глава 41. Когнитивно-поведенческая терапия 261 ре существуют непреодолимые препятствия; 3) негативное видение будущего, как состоящего лишь из большего количества неудач и непреодолимых препятствий. 4. Что представляют собой основные ошибки когнитивных процессов, которые могут приводить Когнитивные ошибки в большинстве случаев включают: 1) прогнозирование будущего или действий окружающих без достаточных данных; 2) селективная фокусировка на информации, содержащей ожидания пациента и игнорирование информации, противоречащей ожиданиям; 3) принятие на себя чрезмерной ответственности за негативные события без учета влияния окружающих или ситуации; 4) поиск ситуаций по типу «все или ничего» и неспособность признать частичный успех или прогресс. Ошибки когнитивного процесса (переработки) Эмоциональная аргументация. Заключение или вывод, основанные на эмоциональном состоянии; например, «Я ощущаю себя таким, следовательно, я такой и есть». Чрезмерное обобщение. Данные извлекаются из одного или малого числа событий; при этом выводится произвольное заключение с далеко идущим значением. Катастрофическое мышление. Крайний пример чрезмерного обобщения, при котором влияние очевидно негативного события или переживания расширяется до крайних размеров; например, «Если у меня разовьется паническая атака, я потеряю всякий контроль и сойду с ума (или умру)». Мышление по типу «все-или-ничего» (черное-или-белое, абсолютистское). Ненужное разделение сложных или долгосрочных результатов на полярные крайности; например, «Либо я достигну успеха, либо потерплю полный провал». «Следует и должен». Императивные заявления в отношении себя, которые диктуют жесткие стандарты или отражают нереальную степень предполагаемого контроля над внешними событиями. Негативные предсказания. Использование пессимизма или прежнего неудачного опыта для преждевременного или несоответствующего предсказания неудачи в новой ситуации; также известны как «приговор фортуны». Прочтение мыслей. Негативно окрашенные предположения относительно мыслей, намерений или мотивов другого человека. Навешивание ярлыков. Нежелательная характеристика индивида или события ведет к навешиванию на них ярлыка; например, «Поскольку мне не удалось быть отобранным в балет, я — неудачник». Лерсонализация. Интерпретация события, ситуации или поведения как характерного или личностно показательного негативного аспекта Я. Селективный негативный фокус (селективная абстракция). Фокусирование скорее на нежелательных или негативных событиях, воспоминаниях или значениях, чем на нейтральной или позитивной информации (при воспоминании или идентификации окружающих). Позитивная же информация может игнорироваться или отвергаться как неуместная, атипичная или банальная. Когнитивное избегание. Неприятные мысли, чувства или события неверно воспринимаются как крайне выраженные и/или непреодолимые и активно подавляются или избегаются. Соматический фокус*. Предрасположенность интерпретировать внутренние стимулы (например, частоту сердечных сокращений, сердцебиение, поверхностное дыхание, головокружение или дрожь) как характерные признаки надвигающихся катастрофических событий (приступ стенокардии, удушье, коллапс). (Адапт. из: Thase ME, Beck AT: Overview of cognition therapy. In Wright JG, Thase ME, Beck AT, Ludgate JW (eds): Cognitive Therapy with Inpatients. New York, Guilford, 1993, pp 3—34.) 5. Каким образом пациент учится исправлять ошибки когнитивных процессов? Посредством работы с врачом, который задает логические вопросы. Врач может использовать сократический метод и побуждать пациента к поиску ошибок в рациональном мышлении, задавая вопросы следующего типа: «Каковы доказательства того, что это правда? Каковы доказательства того, что это неправда? Можно ли взглянуть на это по-иному?» После выработки альтернативных объяснений врач может сотрудничать с пациентом в плане про- Вероятно, имеется в виду ошибочное фокусирование на мнимых нарушениях. — Примеч. ред. 262 VI. Лечебные подходы в психиатрии ведения мини-эксперимента, при котором пациент собирает информацию, подтверждающую, опровергающую или изменяющую предположение. 6. Каким образом исправление когнитивных ошибок приводит к изменениям настроения? Хотя точные механизмы, принимающие участие в клиническом изменении, неизвестны, предполагается, что тенденция «фильтровать» поступающую информацию сквозь негативные линзы приводит к систематическому исключению позитивной информации, необходимой для поддержания сбалансированного видения будущего. Процесс изменения включает выполнение домашних заданий. Это является ключевым шагом, так как при этом от пациента требуется совершение конкретного действия по подборке информации (т.е. заполнения формы мониторинга каждодневной деятельности). Пациенты с большей вероятностью будут выполнять эти задания, когда они понимают смысл лечения, а также если лечение оказалось эффективным на начальных сессиях терапии (см. вопрос 2). Подобный бихевиоральный компонент повышает уровень активности пациента и чувство самоэффективности. Как только пациент становится более активным и начинает чувствовать, что ему предоставлены большие возможности, возрастает и возможность получения положительной обратной связи от окружающих. По мере опровержения негативных предубеждений (на основании собственного опыта или получения доказательств), настроение улучшается и пациент начинает рассматривать большее количество возможностей. 7. В чем роль когнитивно-бихевиорального терапевта отличается от роли психодинамически- Когнитивно-бихевиоральный терапевт занимает в лечебных взаимоотношениях активную, проблемно-ориентированную и директивную позицию. В начале взаимоотношений врач выполняет прямую обучающую роль и применяет к пациенту основные принципы когнитивной терапии. На более поздних стадиях лечения врач играет роль тренера, так как пациент принимает на себя больше ответственности. Сессии структурированы: врач и пациент 1) совместно устанавливают повестку дня, 2) кратко просматривают предшествующие сессии, 3) проверяют домашнюю работу, сделанную пациентом со времени предшествующей сессии, 4) работают с дополнительными темами, вызванными выполнением домашней работы или событиями прошедшей недели, 5) формулируют домашнее задание на будущую неделю, и 6) завершают сессию, суммируя ключевые моменты. По ходу всей сессии врач активно суммирует и выделяет различные аспекты по мере их появления и селективно отбирает проблемы для дальнейшей проработки. Структура типичной сессии когнитивно-бихевиоральной терапии 1. Проверка настроения: • Определение балла тяжести симптома (например, по опроснику депрессии Бека) 2. Установление повестки дня 3. Еженедельные вопросы:
• Обзор событий, произошедших со времени прошлой сессии • Ответная реакция пациента на предшествующую сессию и обзор ключевых моментов • Просмотр домашней работы
4. Основная сегодняшняя тема 5. Формулировка домашней работы на следующую неделю 6. Суммирование ключевых моментов сегодняшней сессии 7. Обратная связь или ответные реакции на сегодняшнюю сессию 8. Сколько сессий обычно проводится? Протоколы КБТ при депрессии и тревожных расстройствах обычно коротки (как правило, 12—20 сессий). Ожидается, что пациент постепенно овладевает навыками данного метода так, чтобы и после прекращения терапии он мог продолжать контролировать автоматические мысли и независимо тестировать предположения. Пациентам, имеющим множественные ди- Глава 41. Когнитивно-поведенческая терапия 263 агнозы или коморбидные расстройства личности, может потребоваться большее количество сессий, направленных на симптомы-мишени. 9. Насколько подробно при КБТ изучаются переживания раннего периода развития? Как правило, когнитивно-бихевиоральные терапевты ориентированы на настоящее и побуждают пациентов к изучению того, каким образом имеющиеся мысли влияют на конкретное поведение. При исследовании автоматических мыслей могут обнаружиться повторяющиеся темы. Подобные темы затем могут исследоваться более детально, с целью понимания основных убеждений или «схем» в отношении себя или окружающего мира, которые могут направлять мысли. Хотя основные убеждения развиваются, вероятно, вследствие ранних переживаний, необязательно тратить основное время на их исследование. Правильнее попросить пациента вне сессии написать краткую автобиографию, из которой врач с большей вероятностью сможет выявить связи между схемами и ранними переживаниями на следующей сессии. Врач может помочь пациенту проследить, каким образом основные убеждения могут развиваться из болезненных переживаний раннего возраста, и увидеть, каким образом их можно понять в этом аспекте. Однако акцент первоначально ставится на исследовании способов, посредством которых старые убеждения могут нарушать мышление и поведение в настоящем, и на разработке плана действий, направленного на изменение. 10. Существуют ли научные данные, подтверждающие эффективность КБТ? Да. Растущее число исследований демонстрирует, что КБТ эффективна у пациентов, страдающих депрессией или тревожными расстройствами. Исследования также показывают, что среди пациентов, страдающих легкой или умеренной депрессией, КБТ столь же эффективна, как и антидепрессанты; у пациентов с тяжелой депрессией данные неоднозначны. При обоих расстройствах не существует четких доказательств, что комбинация КБТ и фармакотерапии превосходит действие каждого из методов в отдельности или что данная комбинация менее эффективна, чем изолированное применение этих методов. Исследования, в которых сравнивали КБТ и психодинамические методы, неубедительны, частично вследствие различной продолжительности данных типов лечения и трудностей, связанных с разработкой стандартизированных протоколов лечения. 11. Как можно сравнить частоту рецидивов при КБТ и фармакотерапии? В ходе продолжительных исследований было обнаружено, что 70—80% депрессивных пациентов, проходивших курс изолированного лечения КБТ, продолжают чувствовать себя хорошо на протяжении двух последующих лет. Эти цифры значительно выше таковых, отмечаемых у пациентов, прекративших прием антидепрессантов после сравнимого начального лечения, и равны цифрам, отмечаемым среди пациентов, продолжающих прием антидепрессантов. 12. При каких расстройствах эффективна КБТ? В ходе последнего десятилетия возросло число попыток применения КБТ у пациентов, страдающих различными заболеваниями. КБТ продемонстрировала свою эффективность при паническом расстройстве, генерализованном тревожном расстройстве, социальной фобии и нервной булимии. Предварительные исследования показали определенную перспективность применения КБТ при посттравматическом стрессовом расстройстве, обсессивно-компульсивном расстройстве и дистимии. Существуют рекомендации по применению КБТ при расстройствах личности, но эффективность не была установлена среди всех диагностических групп. Подобное применение может требовать более длительного лечения. Кроме того, этим можно объяснить, почему у некоторых пациентов, испытывающих депрессию и тревогу и страдающих коморбидным расстройством личности, не развивается полный ответ на кратковременную попытку КБТ. Эффективнее всего КБТ, вероятно, при расстройствах личности кластера С. 264 VI. Лечебные подходы в психиатрии 13. Существуют ли пациенты, у которых КБТ оказывается неэффективной? Исследования, позволяющие прогнозировать исход на основании характеристик пациента, находятся в стадии завершения. Надежным предиктором позитивного результата служит выполнение пациентом домашнего задания в промежутках между сессиями. Предварительные исследования указывают, что у пациентов, страдающих пограничным расстройством личности или испытывающих выраженные трудности в достижении рабочего альянса с терапевтом, выше вероятность недостаточного ответа на кратковременную попытку когнитивной терапии. Однако у данных пациентов высока вероятность недостаточной эффективности и других форм краткосрочной терапии. Раньше пациенты с биполярной депрессией или психотическими чертами исключались из исследований. Считалось, что изолированное применение КБТ у них менее эффективно. Недавно КБТ была успешно применена для предотвращения рецидива биполярного расстройства; кроме того, КБТ уменьшает бредовую убежденность у пациентов с бредовыми чертами. ЛИТЕРАТУРА 1.Beck AT: Depression, Causes and Treatment. Philadelphia, University of Pennsylvania Press, 1967. 2.Beck AT, Emery G: Anxiety Disorders and Phobias: A Cognitive Perspective. New York, Basic Books, 1985. 3.Beck AT, Rush AJ, Shaw BF, Emery G: Cognitive Therapy of Depression. New York, Guilford Press, 1979. 4.Beck JS; Cognitive Therapy: Basics and Beyond. New York, Guilford Press, 1995. 5.Beutler LE, Engle D, Mohr D, et al: Predictors of differential response to cognitive, experiential and self-directed psy- chotherapeutic procedures. J Consult Clin Psychol 59:333-340, 1991. 6.Dobson K: A meta-analisys of the efficacy of cognitive therapy for depression. J ConsultClin Psychol 57:414-419, 1989. 7.Elkins I, Shea T, Watkins J, et al: National Institute of Mental Health Treatment of Depression Collaborative Research Program. Arch Gen Psychiatry 46:971-982, 1989. 8. Evans M, Hollon SD, DeRubeis RJ, et al: Differential relapse followingcognitive therapy and pharmacotherapy for depression. Arch Gen Psychiatry 49:774-781, 1992. 9. Fennell MJ: Depression. In Hawton K, Salkovskis PM, Kirk J, Clark DM (eds): Cognitive Behavior Therapy for Psychiatric Problems. A Practical Guide. New York, Oxford University Press, 1989, pp 169—234. 10. Hollon SD, Beck AT: Cognitive and cognitive-behavioral therapies. In Bergin AE, Garfield SL (eds): Handbook of Psychotherapy and Behavioral Change, 4th ed. New York, John Wiley & Sons, 1994, pp 428-466. 11. Hollon SD, DeRubeis RJ, Evans MD, et al: Cognitive therapy and pharmacotherapy for depression: Singly and in combination. Arch Gen Psychiatry 49:774-781, 1992. 12. Hollon SD, Shelton RC, Loosen PT: Cognitive therapy and pharmacotherapy for depression. J Consult Clin Psychol 59:88-99, 1991. 13. Thase ME, Beck AT: Overview of cognitive therapy. In Wright JG, Thase ME, Beck AT, Ludgate JW (eds): Cognitive Therapy with Inpatients. New York, Guilford, 1993, pp 3—34. Глава 42. БИХЕВИОРАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ Garry Welch, Ph.D., and Jacqueline A. Samson, Ph.D. 1. Что такое бихевиоральная терапия? Бихевиоральная терапия представляет собой научно обоснованный подход к пониманию и лечению человеческих проблем. Она возникла в результате лабораторных экспериментов на животных, проводившихся в начале XX в.; с тех пор было проведено большое количество клинических исследований и опытов. Целями бихевиоральной терапии являются: • Улучшение каждодневного • Улучшение взаимоотношений • Уменьшение эмоционального дистресса человеческого потенциала применяется для решения широкого ряда человеческих проблем. Первоначально акцент ставился на очевидных, внешних формах поведения и применении принципов классического и оперантного обусловливания. Однако с 1980-х гг. терапия была расширена до включения когнитивных аспектов; при этом особое значение придается роли внутренних психических процессов и эмоциональных состояний. Кроме того, был разработан новый взгляд на расши- Глава 42. Бихевиоральная терапия 265 ренный социальный контекст поведения. В настоящее время фокус бихевиоральной терапии сосредоточен не только на том, что мы делаем, но также и на том, что мы думаем и чувствуем; все эти элементы влияют на фундаментальные принципы обучения. 2. У каких пациентов бихевиоральная терапия наиболее эффективна? Бихевиоральная терапия особенно эффективна при лечении конкретных проблем со здоровьем, требующих поведенческих изменений (например, прекращение курения, потеря веса, стресс и болевые синдромы). Кроме того, лечебные протоколы тревожных расстройств и фобий (таких, как обсессивно-компульсивное расстройство — ОКР, агорафобия и паническое расстройство) демонстрируют, что эффективность бихевиоральной терапии при подобных расстройствах превосходит изолированную медикаментозную терапию или эквивалентна таковой. Поведенческая терапия и системы накопления поощрений (см. вопрос 15) успешно применяются у пациентов с нарушениями психического развития, а также у индивидов, страдающих тяжелыми психотическими расстройствами. Бихевиоральная терапия является средством выбора для тяжело больных пациентов, которые не могут участвовать в ин-сайт-ориентированной или когнитивной терапии. 3. Чем отличаются оперантное и классическое обусловливание?1" Бихевиоральная терапия базируется на принципах, извлеченных из классического (павловского) и оперантного (инструментального) обусловливания. Оба вида обусловливания играют важную роль в каждодневной жизни, так как они позволяют осуществлять быстрый поведенческий ответ и адаптацию к внутренним изменениям и внешним событиям. Научение может осуществляться наличном опыте или на опыте окружающих (т.е. посредством косвенного научения и моделирования). Классические условные рефлексы предназначены в основном для поддержания внутренних физических процессов, и условные ответы, возникающие при данном обусловливании, являются стереотипными. Оперантные действия, с другой стороны, представляют собой типичные средства управления внешним окружением. Они заключаются в непрерывной разработке различных новых форм поведения (посредством скелетной мускулатуры, находящейся под контролем сознания). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|