ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Наследственность и развитие.Познать закономерности человеческого развития — это значит получить ответ на ключевой вопрос: какими факторами обусловлены течение и результаты данного процесса? «Фактор» - термин для обозначения веской причины, образованной совместным влиянием нескольких простых причин (переменных). Процесс и результаты человеческого развития детерминируются совместным воздействием трех генеральных факторов — наследственности, среды и воспитания. «Наследственность» - врожденные и унаследованные предрасположения, которые развиваются при воздействии главных внешних влияний — среды и воспитания. 1) Взаимодействие названных факторов может быть либо оптимальным (равносторонний треугольник), 2) либо при переоценке одного или другого внешнего слагаемого (вершина Су или С2) негармоничным. 3) Врожденная и унаследованная база недостаточно развивается как средой, так и воспитанием (треугольник АВС3). Ни один фактор не действует самостоятельно, результат развития зависит от их согласованности. Природное (биологическое) в человеке — это то, что связывает его с предками, со всем живым миром, с высшими животными в особенности. Отражение биологического — наследственност, под которой понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носители наследственности — гены (в переводе с греческого «ген» означает «рождающий»). Современная наука доказала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. Наследственные программы развития человека включают детерминированную и переменную части (общее, что делает человека человеком, и особенное, что делает людей непохожими друг на друга). Детерминированная часть программы обеспечивает продолжение человеческого рода: · видовые задатки человека как представителя человеческого рода (задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления); · внешние признаки ( особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи; · сочетание в организме различных белков, группы крови, резус-фактор; · наследованные свойства (особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов). · Изъяны, недостатки нервной деятельности родителей (в том числе патологические психические расстройства, болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства — карликовость, например. Отрицательное влияние на потомство оказывают алкоголизм и наркомания родителей.
Вариантная часть программы обеспечивает развитие систем, помогающих организму человека приспособиться к изменению условий его существования. Обширнейшие незаполненные области наследственной программы представлены для последующего дообучения. Каждый человек дополняет эту часть программы самостоятельно. Этим природа предоставляет человеку исключительную возможность для реализации своей человеческой потенции путем саморазвития и самосовершенствования. Таким образом, необходимость воспитания заложена в человеке природой. Жестко запрограммированных наследственных признаков хватает для выживания животному, но не человеку. Педагогический аспект исследований закономерностей человеческого развития охватывает изучение трех главных проблем — наследования интеллектуальных, специальных и моральных качеств. Чрезвычайно важен вопрос о наследовании интеллектуальных качеств. ??? Что наследуют дети — готовые способности к определенному виду деятельности или только предрасположения, задатки? Способности – индивидуально-психологические особенности личности, условия успешного выполнения определенных видов деятельности. Задатки — потенциальные возможности для развития способностей. Наследуются не способности, а только задатки, которые реализуются или нет. Все зависит от того возможности для перехода наследственной потенции в конкретные способности, обеспечивающие успех в определенном виде деятельности. Ученые материалисты считают, что уровень интеллекта не передается от родителей к детям, однако, педагоги всего мира признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность (вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые наследственные психические заболевания). Педагоги-идеалисты выступают за наличие интеллектуального неравенства людей, первопричин его – биологическая наследственность. Задатки к познавательной деятельности, предопределяющие воспитательные и образовательные возможности, наследуются людьми в неодинаковой мере. Вывод: человеческая природа не поддается усовершенствованию, интеллектуальные способности остаются неизменными и постоянными. Современная педагогика не выявляет различий и приспособление к ним воспитания, а создаёт равные условия для развития имеющихся у каждого человека задатков. Большинство зарубежных педагогических систем исходит из того, что воспитание должно следовать за развитием, оно лишь помогает вызреванию того, что заложено в человеке от природы, и поэтому должно быть лишь приспособлено к задаткам и способностям человека. В определении специальных задатков нет особых разногласий между представителями различных педагогических систем. Специальными называются задатки к определенному виду деятельности. Установлено, что дети, обладающие специальными задатками, достигают значительно более высоких результатов и продвигаются в избранной области деятельности быстрыми темпами. При сильной выраженности таких задатков они проявляются в раннем возрасте, если человеку предоставляются необходимые условия. Специальными задатками называют музыкальные, художественные, математические, лингвистические, спортивные и многие другие. Российская педагогика утверждает, что моральные качества и психика личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Человек полностью зависит от среды и воспитания. Расшифровывая генетические программы, ученые не обнаружили там ни генов добра или зла, ни генов агрессии или покорности, равно как и других генов, причастных к нравственности. Западные ученые придерживаются теории «врожденного зла», утверждают о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены. Люди рождаются добрыми или злыми, честными или лживыми, природой человеку дается драчливость, агрессивность, жестокость, алчность (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, А. Мичерлик и др.). В последнее время все более определенную, хотя и осторожную, позицию о генной обусловленности социального поведения начинают занимать и отечественные специалисты. Академик П.К. Анохин, Н.М. Амосов и другие видные ученые сначала завуалированно, а в последнее время открыто высказываются в пользу наследственной обусловленности нравственности человека и его социального поведения. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|