Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Наследственность и развитие.




Познать закономерности человеческого развития — это значит получить ответ на ключевой вопрос: какими факторами обусловлены течение и результаты данного процесса?

«Фактор» - тер­мин для обозначения веской причины, образованной совместным влиянием нескольких простых причин (переменных).

Процесс и результаты человеческого раз­вития детерминируются совместным воздействием трех генеральных факторов — наследственности, среды и воспитания.

«Наслед­ственность» - врожденные и унаследованные предрас­положения, которые развиваются при воздействии главных внешних влиянийсреды и воспитания.

1) Взаимодействие названных факторов мо­жет быть либо оптимальным (равносторонний треугольник),

2) либо при переоценке одного или другого внешнего слагаемого (вершина Су или С2) негармоничным.

3) Врожденная и унаследованная база недостаточно развивается как средой, так и воспитанием (треугольник АВС3).

Ни один фактор не действует самостоятельно, результат развития за­висит от их согласованности.

Природное (биологическое) в человеке — это то, что связы­вает его с предками, со всем живым миром, с высшими животными в особенности.

Отражение биологическо­го — наследственност, под которой понимается пе­редача от родителей к детям определенных качеств и особен­ностей. Носители наследственности — гены (в переводе с гре­ческого «ген» означает «рождающий»). Современная наука до­казала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма.

Наследственные программы развития человека включают детерминированную и переменную части (общее, что делает человека человеком, и особенное, что делает людей непохожими друг на друга).

Детермини­рованная часть программы обеспечивает продол­жение человеческого рода:

· видовые задатки человека как представителя человеческого рода (задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления);

· внешние признаки ( особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи;

· сочетание в организме различ­ных белков, группы крови, резус-фактор;

· наследованные свойства (особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов).

· Изъяны, недостатки нерв­ной деятельности родителей (в том числе патологические психические расстройства, болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства — карликовость, напри­мер.

Отрицательное влияние на потомство оказывают алкого­лизм и наркомания родителей.

 

Вариантная часть программы обеспечивает развитие систем, помогающих организму человека приспособиться к изменению условий его существования. Обширнейшие незаполненные об­ласти наследственной программы представлены для последую­щего дообучения. Каждый человек дополняет эту часть программы самостоятельно. Этим природа предоставляет человеку исключительную возможность для реализации своей человечес­кой потенции путем саморазвития и самосовершенствования.

Таким образом, необходимость воспитания заложена в человеке природой. Жестко запрограммированных наследственных при­знаков хватает для выживания животному, но не человеку.

Педагогический аспект исследований закономерностей че­ловеческого развития охватывает изучение трех главных про­блем — наследования интеллектуальных, специальных и мо­ральных качеств.

Чрезвычайно важен вопрос о наследовании интеллектуаль­ных качеств.

??? Что наследуют дети — готовые способности к оп­ределенному виду деятельности или только предрасположения, задатки?

Способности – индивидуально-психо­логические особенности личности, условия успешного вы­полнения определенных видов деятельности.

Задатки потенциальные возможности для разви­тия способностей. Наследуются не способности, а только задатки, которые реализуются или нет. Все зависит от того возможности для пе­рехода наследственной потенции в конкретные способности, обеспечивающие успех в определенном виде деятельности.

Ученые материалисты считают, что уровень интеллекта не передается от родителей к детям, однако, педагоги всего мира признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способ­ностей наследственность (вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркома­нов, некоторые наследственные психические заболевания).

Педагоги-идеалисты выступают за наличие ин­теллектуального неравенства людей, первопричин его – биологическая наследственность. Задатки к познава­тельной деятельности, предопределяющие воспитательные и образовательные возможности, наследуются людьми в неоди­наковой мере. Вывод: человеческая природа не поддается усовершенствованию, интеллектуальные способ­ности остаются неизменными и постоянными.

Современная педагогика не выяв­ляет различий и приспособление к ним воспитания, а со­здаёт равные условия для развития имеющихся у каждого че­ловека задатков. Большинство зарубежных педагогических сис­тем исходит из того, что воспитание должно следовать за раз­витием, оно лишь помогает вызреванию того, что заложено в человеке от природы, и поэтому должно быть лишь приспо­соблено к задаткам и способностям человека.

В определении специальных задатков нет особых разногла­сий между представителями различных педагогических систем. Специальными называются задатки к определенному виду дея­тельности. Установлено, что дети, обладающие специальными задатками, достигают значительно более высоких результатов и продвигаются в избранной области деятельности быстрыми темпами. При сильной выраженности таких задатков они про­являются в раннем возрасте, если человеку предоставляются необходимые условия. Специальными задатками называют му­зыкальные, художественные, математические, лингвистичес­кие, спортивные и многие другие.

Российская педагогика утверждает, что моральные качества и психика личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Человек полностью зависит от среды и воспитания. Расшифро­вывая генетические программы, ученые не обнаружили там ни генов добра или зла, ни генов агрессии или покорности, равно как и других генов, причастных к нравственности.

Западные ученые придерживаются те­ории «врожденного зла», утверждают о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены. Люди рождаются добрыми или злыми, честными или лживыми, природой человеку дается драчливость, агрессивность, жесто­кость, алчность (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, А. Мичерлик и др.).

В последнее время все более определенную, хотя и осто­рожную, позицию о генной обусловленности социального пове­дения начинают занимать и отечественные специалисты. Акаде­мик П.К. Анохин, Н.М. Амосов и другие видные ученые снача­ла завуалированно, а в последнее время открыто высказываются в пользу наследственной обусловленности нравственности чело­века и его социального поведения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных