ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Возрастная периодизация
Физическое и умственное развитие связано с возрастом: с возрастом приходит мудрость, накапливается опыт, умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни. (Коменский, Штрац, Бюллер, Горлок, Левитов, Эльконин, Пршигода, Ванек, Шванцара и др.). сейчас признается большинством педагогов периодизация, основанная на выделении возрастных особенностей. Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. Т.к. биологическое и духовное развитие человека связаны, то соответствующие возрасту изменения наступают и в психической сфере. Естественная основа для выделения последовательных этапов человеческого развития и составления возрастной периодизации - биологическое, социальное созревание и возрастная динамика духовного развития личности. Полные периодизации развития охватывают всю человеческую жизнь с наиболее характерными стадиями, а неполные (частичные, урезанные) — только ту часть жизни и развития, которая интересует определенную научную область. Для педагогики школы наибольший интерес представляет периодизация школьного возраста человека.
В современной науке приняты следующие периодизации детского возраста: Психологическая 1. Пренатальный период 2. Период новорожденного (до 6 недель жизни) 3. Грудной период (до 1 года) 4. Ползунковый возраст (1—3 года) 5. Дошкольный возраст (3—6 лет) 6. Школьный возраст (6—11 лет) 7. Пубертатный период (11-15 лет) 8. Юношеский период (15-20 лет)
Педагогическая 1. Младенчество (1 год жизни) 2. Преддошкольный возраст (от 1 до 3 лет) 3. Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет) Младший дошкольный возраст (3—4 года) Средний дошкольный возраст (4—5 лет) Старший дошкольный возраст (5—6 лет) 4. Младший школьный возраст (6—10 лет) 5. Средний школьный возраст (10-15 лет) 6. Старший школьный возраст (15-18 лет)
Основу педагогической периодизации составляют стадии физического и психического развития и условия, в которых протекает воспитание. Т.к. существуют этапы биологического созревания организма, его нервной системы и органов, а также связанное с ним развитие познавательных сил, то воспитание должно приспосабливаться к возрастным особенностям, основываться на них. Возможности человека в связи с ускорением темпов социального развития, широким доступом к разнообразным информационным источникам несколько возрастают, но далеко не беспредельно. Возраст цепко удерживает развитие и диктует свою волю. Я.А. Коменский первым настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Учет возрастных особенностей — один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.
Акселерация
Новое явление, приведшее к пересмотру границ между возрастными группами – акселерация (от латинского «ак-селерацио» — ускорение) — это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Биологи связывают акселерацию с физиологическим созреванием организма, психологи — с развитием психических функций, а педагоги — с духовным развитием и социализацией личности. У педагогов акселерация ассоциируется не столько с ускоренными темпами физического развития, сколько с рассогласованием процессов физиологического созревания организма и социализацией личности. До появления акселерации в 50—60-е гг. физическое и духовное развитие детей и подростков было. В результате акселерации, наступившей в середине 70-х гг., физиологическое созревание организма начинает опережать темпы умственного, психического, социального развития. Образуется несоответствие: тело растет быстрее, чем созревают психические функции, являющиеся основой интеллектуальных, социальных, нравственных качеств. К 13-15 годам у девочек, а к 14-16 годам у мальчиков, живущих в средних регионах нашей страны, физиологическое развитие организма в основном завершается и почти достигает уровня взрослого человека, чего нельзя сказать о духовном развитии. Выросший организм требует удовлетворения всех «взрослых» физиологических потребностей, в том числе половых, социальное развитие отстает и вступает в конфликт с бурно прогрессирующей физиологией. Возникает напряжение, приводящее к значительным психологическим перегрузкам (в этом основные противоречия акселерации. О темпах акселерации говорят следующие сравнительные данные. Среди основных причин акселерации назовем: · общие темпы ускорения жизни, · улучшение материальных условий, · повышение качества питания и медицинского обслуживания, · улучшение ухода за детьми в раннем возрасте, · искоренение многих тяжелых детских недугов. · другие причины — радиоактивное загрязнение среды обитания человека, ведущее на первых порах к ускорению роста, а со временем – к ослаблению генофонда; уменьшение количества кислорода в атмосфере, что влечет за собой расширение грудной клетки, влекущей рост всего организма. Акселерация, т.о., обусловлена комплексным воздействием многих факторов. С середины 80-х годов акселерация во всем мире пошла на убыль, темпы физиологического развития несколько упали.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|