Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Горячность. Возможная чрезмерность усилий




 

Жизнь в Церкви–это не бег на спринтерскуюдистанцию, так, чтобы рвануть с места, и достичь цели. Это даже не бег на длинную дистанцию, но, если уж го категориях, это кросс по пересеченной местности-бросок.илиМы дажедвижемсямарш не по ровной дорожке, наматывая.Мы кругидвижемся - в низ,верх то бегом, то шагом, не нале грузом или отягощением. Соответственно нам нужна не рывковая скорост жизненная выносливость.

 

 

Многими тысячами исчисляются те наши во Христе братья и сестры,го кото церковного пути «подвижничали» с максимальным напряжением и быстро р Затем с роковой неумолимостью к людям, растратившим силы, подбираетс недалеко и до кризиса веры. Вы легко узнаете их поптическимпотухшеу взгляду интонациям голоса, по грустным историям о личных катастрофах, постиг христиан. И всего этого можно было избежать или по крайней мере мини бы существовало здравое духовное руководство. Нонаспосколькучащевсегокаждый из предоставлен сам себе, а те, у кого есть духовник, нередко имеют в и любителей строгости, то и результат понятен. Каждый из нас, кто наше


 

 


сумел, преодолев неизбежные сложности и соблазны,Церкви, призваностатьсяк всвоему «малому учительству». Мы можем быть осторожными подсказчиками тем, к свои первые шаги. Стоит подчеркнуть слово «осторожными». Ведь неофит будет рваться в монастырь и захочетв вузебросить.Нашеучебудело успокоить его и у доучиться «за послушание». Неофит выбросит с полок одни книги и заме начнет поститься по монастырскому уставу и обвяжет вокруг запястья ч сделает вплоть до поспешнойдатьпопыткиобетбезбрачия или пуститься в странни наше дело, в качестве старшего друга или брата во Христе, сдерживать подсказывать. Мы должны действовать в духе слова, сказанного древним новоначального, лезущего–сдернинанебо,его за ноги».

 

Принцип постепенности требует от человека постоянной посильной– учебы академия солдата», то наша–практическаяучеба литургика. Нужно сперва всем изу чинопоследование Литургии и неопустительно быватьесеньена. службеОттуда–от в воскр посещения храма–начнется слышание слова Божия и знакомство с месяцеслово именами и житиями празднуемых святых. Важнейшей вехой должен стать п пост. Великий канон, скудный стол, неядениедни, вземныеопределенныепоклоны, Преждеосвященная Литургия, Страстная седмица с ее уникальными служба Пасхальная ночь должны и могут стать камертоном церковности. Затем, Христову ночь, что светлее дня, человек долженасхальноебудетподдержгорен и еватьсвоп душе каждое воскресенье и смотреть на воскресный день как на малую П каждой седмицы смогут стать со временем малым аналогом Великой среды Жизнь будет выстраиваться относительно–ВоскресенияглавногоХристова и подготовки к Тогда можно будет заняться и всем остальным, от молитвы по четкам до не раньше.

 

 

Великое дело –такжеприслушаться к слову: «Избери себе чтение». Духовные к читаем, должнытаковы,быть чтобы написанное в них могло быть нами примене случае если предмет чтения недосягаемо высок, мы рискуем травмироват воплощения прочитанного, а затем рискуем впасть в уныние от чувства предупреждаютвятые,с монах, живущий в общежительном монастыре, может чи отшельничестве и мечтать о пустынном жительстве. Монах же, живущий в о смирении братьев в общежитии и смущать себя мыслями о превосходств братьев. Цель у лукавого и там,–поселитьтамоднавчеловеке недовольство своим о жизни и согнать с места. Далее однажды согнанный помыслами с места р найти покоя и с унылым видом странствовать с места на местосхема. Чтота кас же. Они читают монашеские книги, мечтают о святом житии вдали от суе себе и другим на ровном месте. Жены не хотят стоять у плиты и делить мечтают бросить работу и одеться в подрясникихо.ненавидятИте, другиевсѐ,что вокру и это мало похоже на подлинно духовную жизнь.

 

 

Вывод: читать нужно то и лишь то, что можешь применить на практике. нашей церковной жизни является острый дефицит книг, написанныхих для м ежедневной духовной проблематике. Но дефицит дефицитом, а холодная г головой. В пушкинские времена святитель Филарет (Дроздов) в переписк некоторых, не могущих понять, что XIX век не есть век ФиваидаV,пригородили пустыня Египетская. Два столетия прошло, а необходимость доказывать

 

 

«Спастись не трудно, –ноговаривалмудро», преподобный Кукша Одесский. В этой к фразе большая сила. Спасение достигается не столькоий,чрезвычайностьюсколько дозированным усилием в правильном направлении–«правильное.Ключевые слова направление», поскольку множество сил, брошенных в пустоту, никакого нуждаемся в трезвении. Не в смысле воздержания от спиртногожелательно),(чтотож а в смысле трезвого взгляда на мир и себя в нем. Об этом трезвении м после освящения Даров. Он просит, чтобы Великие и Святые Тайны были души». Это столь важно, что просьба об оставленииставленапослгр е ховпросьбыпо о трезвении. А ведь, казалось бы, –прощениесамоежелаемоегрхв. Нет. Противоположно трезвению–прелесть. В общем и целом это то состояние души, при котором ложь за истину, обманывается в главномтбыть.Человекуверенможевсвоей святости, в правильности своего пути, в непогрешительности своего образа мыслей идти по жизни, как паровоз по рельсам, и остановить его или заставит невозможно. Вот такой несгибаемойвоначальномутвердости нои нужно опасаться. Затве


 


набирать скорость на выбранном пути человеку можно только после прио преодоления неизбежных ошибок, после приобретения опытного смирения.

 

Не жить только ожиданием конца света;юдях нетойискатьбеспримеснойвл святости, кот есть у одного лишь Господа; обижаясь на людей, не переносить обиду н сильным не лезть; сплетни не переносить, слухами не интересоваться.

 

познавать церковную жизнь черезнигу нужнуюиЛитургиюк. Никуда не спешить, внешн жизни не менять с революционной решительностью, так как всѐ внешнее зависимости от перемен внутренних. Запасаться терпением и вырабатыва выносливость. Что ещеНаверняказабыли? многие слова не сказаны, и мудрые доб или оспорят нечто из сказанного. Вспомним в конце поднятого разговор отцов: «Пойми время»

 

Разные времена требуют от христиан разных трудов. И мы не как бесчин подвижники творим, что хотим, но как сыны Церкви должны делать то, ч Есть времена тихих и тайных молитв, времена мужественного исповедани Есть времена (вернее–были) массового подвижничества и аскетизмаременавнешнего.Есть в благополучия, подаренные Богом для того, чтобы приготовиться к гряду исцелением внутренних недугов церковной жизни. Монашество, семья, об каждое из этих явлений цветет или приходитегодня?в упК а кд о вк.общийЧто сфон истори Мы не будем давать ответов на этот вопрос, поскольку задача понять в От того, как кто время поймет, так он и жить будет. Разные ответы ро поведения. Один захочет переехатьвдеревню,изгородадругой пойдет учиться на б курсы. Один побоится жениться, а другой, напротив, и своих детей нар детдома усыновит-о. захочетКто убежать на -Запад,то,наоборот,кто начнет думать о миссионерстве на Востокетветы.будутО разными, и суд о них будет выносить Го предвосхищая Его суд, лишь повторим-задачу:вопрос«Пойми время». И поскольку мы п некоторое количество времени и слов на тему того, как неофиту не вый попробуем потратитьвремя и силы на следующую тему, органически вытекающую именно: что в Церкви делать? Чем в ней заняться? Как найти свое мест Ноевом ковчеге, где так много совершенно разных–хищникожи в ых, травоядных,существ больших аленьких,м таких разных и непохожих, собранных под одну крышу опасности и общим для всех– спастисьжеланием.

 

 

Знаем по опыту, что множество людей живут на свете с чувством ненужн брошенной или забытой вещи. Такиеовнолюдии живутнесвоейсл жизнью. На– контраст чувство присутствия в нужном месте и в нужное время, чувство собстве полезности дает ощущение «ключа в замке». Все на своих местах, и всѐ Церкви чувствовать себя,ючв кз а мкекл. И этот вопрос требует отдельного раз


 


Поморская быль

 

Лет тому-надцать видел я в телевизионном окне интервью с нынемикомуже покой Панченко А.М. Он сидел-то вдворике,каком то ли московском, то ли питерском, о многих вещах. В том–об числеогромности нашей страны. Не в бердяевском смыс необъятных просторов на широту –русскойапо-бытовому:души,вы только представьте, как она огромная–Россия! Человеку, никогда не бывшему за Уралом, не летевше Сибирью или не ехавшему сквозь нее сутками в поезде, трудно произнес пониманием слово «Россия». И я сам из алэтихпривычно.Путешествоврамках европейско птичьего двора, и никогда не случалось оказаться в таких местах, кот соперничают с целым континентом, а по плотности–полупустынейнаселения.И вот наконе сподобился.


 


Я был в Архангельске. Был наездом, as usually, даже наскоком. А если то налетом. -Нотакивсебыл. Раньше ведь я что про те края знал? Только то, видел: «Смех и горе у Бела моря», «Морожены песни», «Поморская быль» но сам у Двины постоял, на серое небо посмотрел, подумал… это один и которого церковно по определению. Мы с детства слышалипавлповскерадио,- что Камчатском полночь», а ведь не всякий понимал, что апостольские имен ежедневно. А еще есть в России город Златоуст, названный в честь сам проповедника. Есть Благовещенск, названный ав АрхангелчестьтогосказалДня, Деве:когд «Радуйся, Благодатная». Архангельск в этом же ряду. Имя городу дал м Небесного Архистратига. История воплощена в гербе, на котором Михаил не умеющего смиряться Денницу.

 

 

«У нас крепостного права–говоритнебыло,мне по дороге из аэропорта встречавши

 

– И монголов у нас не было». Уже этих двух фактов довольнонароддляздесьпонима особый. Европейскую шутку здесь могут не понять, а если и поймут, то будут. Не принято. Здесь были люди суровые и торговые. Белое море ле Смельчаков кормит, и то не досыта. Вот когда надоторговлядумать,пошла,хорошт о гда,было Но нет такого «хорошо», которое испортить нельзя. Основав новую стол смирил архангельцев тем, что запретил им торговать. Все потоки торго столицу согласно сказанному: «Всеибудутфлагик внам»гост. Архангельск затих и пр При Екатерине опять начал расправлять крылья, но уже не в прежнюю ши отсутствие крепостного права и монгольского ига компенсировалось с л советской власти.

 

 

«Мы горькоим,шут–говорит всѐ тот же священник (удивительный во многих от

 

– что большевики по алфавиту Церковь гнали. Нас, на букву ―А‖, взяли Ярославле почти ни одного храма не разрушили. Видно, пончились»путиот. Так―А‖ или нет, а атеизм на Севере лютовал. Снесли всѐ, что успели и смогли пропаганды воспитали людей так, что теперь нужны серьезные усилия дл и церковной жизни суровых и простых северян.

 

 

Парадокс,но спасению Церкви в этих краях послужили украинцы. В советск огромным просторам, многие выходцы из Закарпатья, с самих Карпат, с здесь место служения. А Север таков, что, увидев его впервые,шь: настор

 


скорей бы домой. А пожив чуток, уезжать не захочешь. Так многие гово такая. Это не нравится, то не нравится, здесь сурово, там неприветли прикипело и влюбилось. И придет –времянезахочешьуезжать.думаю,Так, было и у многих отцов, и у многих офицеров, и у многих моряков. Но родные места тоже внимание многих к Украине приковано, и все спрашивают: «Как там? Что случиться могло?»

 

Архангельский –соборукрашение города, взорванное большевик–восстан а вливаетсями,. Здание епархиального училища, в котором провел несколько лет учебы И передано ЦерквиРади. связи с праведным батюшкой и чтения, на которые я бы называются Иоанновскими. Неподалеку (по местным меркам), в Северодви новые подводные крейсеры, от одного взгляда на которые, по словам оч от гордости за воскресающую Родину. А еще есть здесь то самое Верколье, отрок Артемий. И есть «Кемьска волость», которая так нужна была швед фильма об Иване Васильевиче, самозванец Бунша отдать им немногосмог. Воо есть, поскольку территория области превышает территорию Франции.

 

Но я там был недолго и видел мало. Видел заснеженные кресты на кладб служили с владыкой раннюю. Видел учащуюся молодежь в институте, где подивился обилию иностранцев. Видел лица простых людей, не показавших суровыми, когда беседовал с ними вечером и отвечал на вопросы, одина нашей страны. К уверенности в том, что страна наша огромна, добавило ощущение этой огромности. К чувству того, что Церковь наша живет и р еще одно доказательство. Не без мысли о необходимости еще очень мног куда бы еще ни пришлось лететь или ехать, всюду, надеюсь,нереальныебудут встр святые люди, не подозревающие о своей святости. Такие, каких я мельк


 

 


 

 

Засыпая в самолете (вылет ни светалосьни мне,заря),чтодумнарод наш внутренне бо у него будущее. А еще перед закрытыми глазами стоял герб Архангельск Михаилу, шептала: «Не оставляй нас, Архангеле».

 

 

Отверзу уста моя

 

Среди текстов, которые читают священники, часто встречаются слова об «отверзении уст». Обычно вот так говорится: «дай нам благодать во отверзение уст наших». И на этих словах стоит остановить свое внимание.

 

Их можно найти в тех утренних молитвах, которые тайно (про себя) читают иереи во время звучания в храме шестопсалмия. Это выражение есть в Литургии святого Василия. «Даждь нам слово во отверзение уст наших во еже призывати Духа Святого на хотящие предложитися Дары». И можно найти еще много мест в молитвенных текстах, где этот смысл ярко подчеркнут. Дай мне, Господи, благодать, чтобы уста мои открылись на Твое прославление. Получается, что для призвания Бога, для того, чтобы просто разлепить уста

 


и сказать «Господи», нужна особая благодать. На этом я и хочу, хоть и кратко, остановиться.

 

Еще одна оговорка. Не только священникам, но и мирянам, эти слова известны. А то ведь подумают, чего доброго, что у священников есть свои тайные и закрытые источники знаний (требники, служебники и проч.) Нет. В смысле – требники есть, а тайных знаний нет. То, что знает священник, может знать и мирянин. Никакие тайные дисциплины священству не преподаются. Вот и в псалме покаянном (50-м), который всем известен, говорится: «Господи, устне мои отверзеши и уста моя возвестят хвалу Твою». То есть закон один: «Ты мне откроешь уста, а я прославлю Тебя этими устами, открытыми Тобою».

 

Открытие уст – что может быть проще? Открытие уст, это такая невинная, ежедневная и привычная процедура, что требовать для нее особой благодати как-то не зразу начнешь. Человек с плачем открывает уста в час выхода из чрева, и потом только с перерывом на сон не может их закрыть во всю жизнь до самого дня смертного. Гляньте на себя. Гляньте вокруг. Люди сплошь и рядом открывают (отверзают) свои уста; попросту говоря, расширяют рты, не спрашивая ни у кого никакой благодати и помощи. Впору бы просить противоположной благодати, а именно: благодати держать язык за зубами. Или: благодати закрыть рот вовремя и не открывать его не по делу. Так мы, кстати, и просим Великим постом: «дух празднословия не даждь ми». Вот где насущная нужда, всем понятная и не вызывающая противоречий. И если сложить это «открывание» и «закрывание», да связать их с благодатью Божией, то получится, что без благодати Божией ни закрыть рот вовремя, ни открыть его не получится. Человек будет открывать и закрывать уста не во время и не по делу. Нужно будет молчать, а он как раз будет стрекотать без умолку. Потом настанет черед говорить, а человек замолкнет вдруг, словно в рот воды набрал. И это потому, что живет человек без благодати Божией. Благодать нужна, чтобы органы речи действовали в согласии с нравственным законом, а не беспоядочно.

 

Бытовое сознание шепчет мне в левое ухо: «Не делай проблем на ровном месте. Захочешь

 

– откроешь рот и скажешь, что хочешь; захочешь – закроешь рот. Ты – хозяин рта своего, равно, как и легких, и языка. И всего прочего». А Дух веры говорит мне: «Без благодати Господа даже уста разлепить не сможешь. Захочешь помолиться и не сможешь, потому что это Бог дает молитву молящемуся. Знай это, и на язык смотри, как на кимвал, на легкие – как на мехи органные, на голосовые связки – как на струны. Ты – инструмент. Сложный и красивый инструмент, но без игрока бесполезный. Играет же на нем Господь. Смиряйся».

 

Призвать Бога от всего сердца, это тоже что спастись, как написано: «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Иоиль 2:32). Эти слова святой Павел относит к Господу Иисусу (См. Рим. 10: 8-13) И можно ли спастись без благодати? Даже вопрос абсурден. Категорически нет. Значит и призвать Господа с верой без благодати нельзя. Захочешь и не сможешь, поищешь и не найдешь. Ссохнутся празднословные уста и сердце тщеславное окаменеет, если Бог благодати не даст.

 

А ведь и вчера было, и сегодня есть полным полно людей, которые болеют особой немотой – немотой на призывание имени Божия. «Как пройти к гастроному?», — спросить могут, а «Где Ты, Господи?», — не спрашивают. Это подлинная болезнь, и людскими средствами она не лечится. Одно лекарство – благодать Божия. Надо просить: «Дай им, Господи, благодать во отверзение уст, да призовут Тебя, Единого Истинного Бога, и спасутся». И о себе самих стоит думать со страхом и без самонадеянности. То, что сегодня, вчера и третьего дня я призывал Бога, вовсе не значит, что этот подарок у меня


 


навсегда в кармане. Вовсе это не значит, что я с легкостью и всегда призову Спасителя по имени.

 

Имя человеку – немощь. Человек может ожесточиться. Человек может устать. И в уныние впасть может человек. И веру утратить тоже может. Любой человек. А тогда не призовет уже он Бога, просто не сможет. И самые простые слова дадутся ему с такой тяжестью, что будет это очень и очень удивительно. Поэтому о, вы, призывающие Господа! Не вмените себе свою молитву в заслугу. Она есть дар свыше. Да и вообще «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иак. 1:17) Вместо того, чтобы считать молитву своей собственностью и гордиться ею, лучше будем в простоте просить у Бога благодати во отверзение уст. Будем просить для себя и «для того парня», т.е. для тех немых, которые пока Господа не призвали. Да дастся и им благодать, вначале для наполнения сердца. А потом, когда в сердце тесно станет, уста сами по благодати заговорят. «От избытка бо сердца уста глаголют» (Мф. 12:34)

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных