Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Функции политической системы. В вопросе о функциях ПС политология использует язык кибернетики – науки о сложных самоуправляющихся системах




В вопросе о функциях ПС политология использует язык кибернетики – науки о сложных самоуправляющихся системах. Так, сама политическая система получила название «черного ящика». Подумайте, в чем смысл подобной аналогии? Вспомните в этой связи рассуждение Великого инквизитора из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»: «Власть стоит на 3-х китах: чуде, тайне, авторитете».

Многое из происходящего внутри «черного ящика» скрыто от общества, но оно может и обязано знать, что происходит «на входе» и «выходе» (рис. 4).

 

- - - - - - - - - - - - - - - W - - - - - - - - - - - - - - -

 

 
 
  Черный ящик


Вход Выход

 

Рис. 4. Политическая система как «черный ящик»

 

В процессе функционирования «черного ящика» возникает обратная связь: ПС анализирует результаты своей деятельности «на входе» и корректирует работу «на выходе».

Входящие функции основаны на требованиях и поддержках общества. Оно требует от ПС 4-х «больше»:

1) безопасности;

2) доходов и благ;

3) участия в управлении;

4) уважения к себе (традиционная фраза: «Ты меня уважаешь?!» – относится не только к известной ситуации, но и к взаимоотношениям власти и общества). Если власть учитывает требования общества, народ оказывает ей определенную поддержку, и система начинает функционировать.

Входящие функции:

1. Функция рекрутирования – набора кадров, заполнения ролей в ПС осуществляется по 3-м критериям:

а) универсальный – оцениваются все качества личности, включая внешность. Критерий используется при подборе «публичных» политиков самого высокого уровня: взаимодействуют с большими массами, часто появляются на экране телевидения;

б) ограниченный (профессиональный) – оцениваются в основном деловые качества, уровень образования. Используется при подборе основной массы управленцев;

в) смешанный – оценивает деловые и личностные качества, но менее строго, чем в универсальном. Конечно, помимо данных (цивилизованных) критериев, используются и другие: покупка должностей, связи (родственные, прежде всего), лояльность по отношению к существующей власти. Подобные (нецивилизованные) критерии в РПС зачастую выходят на первый план.

2. Артикуляции (озвучивания) интересов различных социальных слоев и групп. В РПС многомиллионные социальные слои, задавленные борьбой за существование (нищие, бомжи…), свои интересы не артикулируют.

3. Агрегирования (собирания, обобщения) интересов и перевода их на уровень политических программ – идеологий. Где нет артикуляции, нет и агрегирования интересов, такова специфика РПС применительно к данной функции.

Результаты деятельности ПС воплощаются во взаимодействии исходящих функций:

1. Функция законотворчества является прерогативой законодательной ветви власти, которая представлена нижней палатой Российского парламента (Федеральное собрание), Государственной думой. Представленный Думой закон поступает на рассмотрение в верхнюю палату – Совет Федерации. Последняя инстанция, утверждающая или отклоняющая закон, президент. Основной недостаток нормотворческой функции в РПС – слабая экспертиза законов на коррупционность (взяткоемкость).

Другой недостаток заложен в самом механизме функции, включающем два этапа в разработке законов и норм:

а) разработка федеральных законов – сфера деятельности центральной власти;

б) разработка подзаконных актов и норм – сфера деятельности региональных и муниципальных органов власти.

Такой механизм обусловлен федеративным устройством российского государства, необходимостью учитывать региональные особенности. Организованный президентом Ельциным «Парад суверенитетов» заложил возможность конфликта этих этапов, угрожающего целостности страны. Во время чеченского вооруженного конфликта (1994 г.) меджлис (парламент) Татарстана отменил Закон о всеобщей воинской обязанности. И в настоящее время на территориях национальных республик местные (региональные) законы и нормы зачастую влиятельнее федеральных (центральных) законов.

2. Функция применения законов и правил, являющаяся прерогативой исполнительной власти. Традиционно в РПС исполнительная власть доминировала над двумя другими. Еще до революции данный «перекос» (диспропорцию) во взаимодействии ветвей власти не без остроумия определил русский правовед: «Строгость российских законов смягчается их неисполнением», т.е. законы, которые не импонируют исполнительной власти, просто игнорируются.

3. Функция контроля за применением законов и правил, представленная, прежде всего, судебной властью. Это самая слабая функция, что обусловлено зависимостью судебной власти от исполнительной, высокой степенью ее коррумпированности, правовым нигилизмом населения, т.е. неуважением к закону и его служителям: «Закон, что гармонь, тяни хоть до Самары»; «Закон, что дышло, куда поверни, туда и вышло»; «В суд ногой, в карман рукой»; «Судья, что брюхо, хоть молчит, но просит» и т.п. В сталинский период судебная власть служила не закону, а государству, из права был изъят стержень – принцип презумпции невиновности. По сей день существует так называемое «телефонное право», когда представитель исполнительной власти диктует судье решение по тому или иному делу.

Таким образом, в РПС важнейший демократический принцип разделения властей не реализован в должной мере.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных