Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Политическое сознание как компонент мировоззрения




Политическое сознание наиболее активный и ответственный компонент мировоззрения, т.к. оно особенно сильно воздействует на практическую жизнь. Образно соотношение политического сознания и мировоззрения можно представить в виде айсберга, подводная часть которого и есть собственно мировоззрение, на котором базируется его видимая часть – политическое сознание. Следовательно, познать и понять политическое сознание можно только основываясь на мировоззрении.

Мировоззрение – совокупность взглядов на мир в целом, ценностей и норм жизни, обусловливающих ее стратегию. Для политического сознания особое значение имеет целостное знание об обществе и человеке; второй компонент мировоззрения – ценности или смысложизненные принципы; третий – нормы жизни, духовно-практические правила, которыми мы руководствуемся.

Нормы жизни определяются религиозными заповедями и житейской моралью. «Больное» социальное время характеризует конфликт заповедей с требованиями житейской морали.

Существуют 2 основных типа мировоззрения: идеалистическое и материалистическое.

1) Идеалистическое базируется на следующих принципах:

а) в основе жизни общества и человека лежат духовные факторы: сознание (человеческое, божественное), культура, религия, мораль, духовное производство – сфера научных открытий, новых технологий;

б) определяющей силой в обществе являются выдающиеся личности, элиты, интеллигенция – субъект духовного производства;

в) изменить общество к лучшему можно, прежде всего, опираясь на духовные факторы;

г) человек есть образ и подобие Бога. Высшими ценностями человеческой жизни являются свобода и способность к творчеству. Человеком не следует управлять, с ним нужно сотрудничать, опираясь на свободу и способность к творчеству.

2) В середине XIX в. выдающийся немецкий ученый К. Маркс (1818–1883) завершил разработку материалистического мировоззрения. Его основные принципы:

а) в основе жизни общества и человека лежат материальные факторы: экономика и материальные потребности людей;

б) решающей силой в обществе являются народные массы, а при капитализме их авангард – рабочий класс. Ему суждена всемирно-историческая миссия – совершить социалистическую революцию и построить справедливое общество – коммунизм;

в) изменить общество к лучшему можно опираясь на материальные факторы;

г) человек есть, прежде всего, экономическое существо. Им нужно управлять, его можно формировать по определенной программе, воздействуя на его материальные потребности.

Не случайно человечество не выработало некий 3-й тип мировоззрения, в котором бы не решался вопрос о приоритете материального и духовного. Главным недостатком материалистического мировоззрения является недооценка духовных факторов развития общества и человека, их обратного активного влияния на экономику.

Мировоззрение может быть более-менее истинным, ложным, даже уродливым, искаженным (фашизм, экстремизм национальный, религиозный, сатанизм и т.п.). Подобные типы мировоззрения порождают «духовные» заболевания, которые лечатся только духовным воздействием. Вспомним крылатую фразу героя М.А. Булгакова: «Разруха начинается в головах».

 

Любая стратегия развития призвана ответить на 2 вопроса:

1) что есть Россия, каковы ее приоритеты;

2) как она развивается и как должна развиваться?

Посмотрим, какие ответы на эти вопросы дает цивилизационный подход к обществу.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных