Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ




. Период взрослости отличается от предыдущего, юношеского, (рем, что в нем заканчивается общесоматическое развитие, до­стигает своего оптимума физическое и половое созревание. Этот (период является годами интеллектуальных достижений. Особое иначение для понимания умственной деятельности взрослых |имеют экспериментальные данные об онтогенетической эволю-|ции психофизиологических функций, поскольку последние, как I подчеркивал Б. Г. Ананьев, «являются собственно онтогенетиче­скими феноменами» [7, с. 96].

Проведенное нами экспериментальное исследование [8] по-хазало, что фактор возраста имеет разное значение для зри-гельно-пространственных функции. Для остроты зрения и гла­зомера он составляет всего 25% от общего числа факторов. 3 то же время для поля зрения возрастной фактор состав-шет 70%. Это значит,-что обусловленное структурой проводя-_цих путей и корковыми проекциями поле зрения в наиболь­шей степени зависит от процесса созревания мозга, от его об­щего состояния. В результате экспериментальных исследований чувствительности различных модальностей (периферическое зре-|ие, слух, кинестезия) у людей разных возрастов П. П. Лаза­рев [33] пришел к выводу о том, что она зависит от возраста ъ описывается кривой возрастных изменений ее средних значе-кий. При этом оказывается, что оптимальные значения разных зидов чувствительности относятся не к детству, а к двадцати­летнему возрасту. Оптимум цветовой чувствительности и ее растных видов наблюдается в 25 лет [14]. Сходная картина воз­растной эволюции обнаруживается и в показателях сенсомотор-|ых реакций -при сравнительно-возрастном сопоставлении дан­ных об изменении времени реакций различных видов (непроиз­вольных и произвольных, двигательных, речевых, простых ре-

2!9

акций и реакций выбора на различные сигналы). Общая законо­мерность состоит в постепенном сокращении времени реакции, на различные стимулы с возрастом, оптимум которой отно­сится к 20—25 годам [12].

Подтверждением того, что ранняя взрослость является опти­мальным периодом для сенсомоторного развития, служат воз­растные характеристики спортивных рекордов и победителей Олимпийских игр. Средний возраст победителей Олимпийских игр среди женщин — 23,6 года, а среди мужчин — 25,3 года (данные 1960—1972 гг.). Возрастные лимиты высших достиже­ний для некоторых видов спорта располагаются в более широ­ком возрастном диапазоне в пределах от 24 до 35 лет. Возраст рекордсменов, например в толкании ядра, колеблется в преде­лах 26—32 лет, в ходьбе на 20 км — в пределах от 24 до 33 лет,, в метании диска — в диапазоне 24—35 лег и в метании мо­лота— от 29 до 32 лет [67].

Психофизиологическая эволюция носит сложный характер, который определяется действием закона гетерохроиности. Разно­временность проявляется в созревании различных сторон одной и той же функции, например: в развитии абсолютной и разност­ной чувствительности зрительного анализатора [31; 33], в раз­витии кинестетической чувствительности [27], в возрастных изменениях слуховой [9] и вибрационной [2] чувствительности.

Гетерохронность имеет место и при сопоставлении возраст­ных кривых различных психических функций. На основе анализа данных, полученных Д. Б. Бромлей на взрослых людях в воз­расте 20—80 лет, Б. Г. Ананьев пришел к выводу о несовпаде­нии онтогенетической эволюции разного рода интеллектуальных функций. Отмечая снижение невербальных функций, которое становится резко выраженным к 40 годам жизни, он обращает внимание на то, что вербальные функции именно с этого пе­риода прогрессируют наиболее интенсивно, достигая самого вы­сокого уровня после 40—45 лет. «Несомненно, что речемысли-тельные, второсигнальные функции противостоят общему про­цессу старения и сами претерпевают инволюционные сдвиги зна­чительно позже всех других психофизиологических функций. Эти важнейшие приобретения исторической природы человека становятся решающим фактором его онтогенетической эволю­ции» [7, с. 111]. Прогрессивное развитие вербальных функций в период взрослости происходит в то время, когда сенсорно-перцептивные функции, и прежде всего различные виды абсо­лютной чувствительности, постепенно снижают свой функцио­нальный уровень.

Систематические исследования интеллектуальных функций взрослых людей, проведенные под руководством Б. Г. Ананьева [4; 5; 6; 48; 49], носили комплексный характер и осуществля­лись методами «микровозрастных срезов» и лонгитюда в воз­растном диапазоне 18—35 лет. В результате была показана

^-чрезвычайная подвижность микровозрастных функциональных ^изменений на протяжении всего периода взрослости.

Прослеживая микровозрастные сдвиги, Б. Г. Ананьев отме-|чал противоречивое совмещение разнородных процессов, обра­зующее сложную структуру развития психофизиологических.функций взрослого человека в период не только ранней, но и -средней зрелости. В этой структуре наименьшая частота мо­ментов относится к стабилизации функционального уровня,.а наибольшая — к положительным сдвигам (повышение функ­ционального уровня). Имеется также значительное число отри-; цательных сдвигов (моменты понижения). Б. Г. Ананьев пола­гал, что поскольку ряд отрицательных сдвигов предшествует •оптимумам, то моменты понижения представляют собой скры­тый период перестройки функций, подготавливающий ее подъем. Определенное соотношение моментов стабилизации, снижения и повышения было выявлено в развитии как интеллектуальных.функций (мышление, память, внимание), нейродинамических характеристик (сила и динамичность нервных процессов), так и психомоторных и физиологических показателей, связанных с энергетическими процессами (основной обмен, теплопродук-; ция). Вместе с тем ни по одной из функций на всем возраст­ном диапазоне не отмечено доминирование моментов стаби­лизации.

Развитие взрослого человека, состоящее из серии микропе­риодов, противоречиво сочетает в себе разные процессы ста­новления: нарастание продуктивности одних функций, пониже­ние работоспособности других и стабилизацию уровней функ­ционирования третьих. К примеру, в работе Л. А. Головей и И. Я. Круминя [18] сила рук как правой, так и левой у мужчин 18—19 лет значительно выше мышечной силы мужчин в воз­расте 30—35 лет. Скорость двигательных реакций (время обве­дения фигур, скорость ходьбы) 18—19-летних превышает время двигательных реакций старшей группы. Однако точность ходьбы (степень отклонения от прямой в градусах) у старших в 2 раза выше при открытых глазах и в 5 раз —• при закрытых. При об-шедении фигур точность движения старших оказалась также более высокой.

В результате выполненного под руководством Б. Г. Ананьева комплексного исследования психофизиологических функция у взрослых людей разного возраста был выявлен сложный, про­тиворечивый характер их возрастной динамики, свидетельствую­щий о нервнопсихическом развитии после наступления зрелости не только в связи с прогрессом второй сигнальной системы, но и в связи с общим развитием аналитико-синтетической деятель­ности мозга. Подтверждением того, что онтогенетические зако­номерности характеризуют ход индивидуального психического развития взрослого человека, явились данные лонгитюдиналь-вого изучения взрослых людей в период с 18 до 23 лет, полу ченные Л. Н. Гольбиной и В. Н. Панферовым [19; 20]. Оказа­лось, что уровень одних функций и процессов в ходе их разви­тия повышается (объем поля зрения, глазомер, дифференциро­ванное узнавание, пространственное представление, констант­ность опознания, внимание), других — понижается (острота зре­ния, кратковременная зрительная память) или стабилизируется (наблюдательность, общее интеллектуальное развитие). В ре­зультате специального микровозрастного комплексного изуче­ния психофизиологических характеристик были получены воз­растные синдромы функционального развития психики человека как индивида на различных стадиях его взрослой жизни.

В качестве основного сенсибилизирующего фактора высту­пает трудовая деятельность, а также практический опыт и тре­нированность [63]. М. Д. Александровой [1; 2] были получены данные о высокой сохранности зрительно-пространственных функций человека, включенных в профессиональную деятель­ность. Такие функции, как поле зрения, острота зрения, глазо­мер, были в норме или выше нормы, оставаясь сохранными; вплоть до пенсионного возраста, у лиц водительских профессий. Ход онтогенетической эволюции психофизиологических функции-взрослого человека может значительно изменяться под влия­нием профессиональной деятельности. Отмечая решающее влия­ние систематической нагрузки на проявление действительного потенциала психофизиологических функций, Б. Г. Ананьев пи­сал: «Имеется, следовательно, существенное сходство эволю-ционно-инволюционных отношений в тактильно-вибраторных: функциях руки, а также в функциях рече-слуховой и зрительной пространственно-ориентационных систем. Это все сенсорные си­стемы, включенные в постоянную практическую деятельность, служащие средствами связи в процессе общения и повседнев­ного регулирования процессов поведения» (7, с. 148).

Раскрывая условия сенсибилизации функций, Б. Г. Ананьев; подчеркивает роль инструментально-технического оснащения деятельности и коммуникации, что обусловливает формирова­ние аппарата перцептивных действий, в системе которых рабо­тают сенсорные функции. Достижение новых, более высоких уровней функционального развития в зрелые годы в процессе трудовой деятельности возможно благодаря тому, что психиче­ские функции находятся в условиях оптимальной нагрузки, уси­ленной мотивации, операционных преобразований. Одновремен­но с этим функции, не имеющие таких условий, в относительно молодые годы постепенно снижают свой уровень. Сравнение хода эволюции различных функций у лиц разного уровня образо­вания и одаренности дало возможность С. Пако [42] сделать вывод о том, что у более одаренных людей интеллектуальные функции характеризуются более длительным прогрессом и за­медлением инволюционных процессов. Другим фактором, спо-

собствующим замедлению процессов старения интеллектуальных: функций, является уровень образования.

Jfc Характеризуя возникновение межфункциональных связей в. Цструктуре интеллекта взрослого человека, Б. Г. Ананьев [5; 6] выявил основные тенденции и закономерности этого процесса. В 18—21 год корреляционная плеяда из разных функций вы­ступает в виде относительно простой структуры — цепочки свя­зей. В 22—25 лет корреляционные связи образуют сложно-ветвящийся комплекс, группирующийся вокруг двух центров — мнемологического (единая структура памяти — мышления) и< аттенционного (фактор внимания). Этот комплекс по своей структуре сохраняется, а по количеству положительных и отри­цательных корреляций увеличивается. В 30—35 лет весь сложно-ветвящийся комплекс перестраивается в связи с тем, что единый мнемологический центр расщепляется и возникают два само­стоятельных ядра (мнемическое и логическое) при сохраняющем: свое положение аттенционном факторе.

В становлении целостности интеллекта, многолетнего и про­тиворечивого процесса, определяющую роль играют образова­ние (объем усвоенных знаний, общий уровень информации) к учение, т. е. деятельность по усвоению знаний, навыков, умений^ Именно поэтому в структуре интеллекта (в его корреляцион­ных плеядах) особенно важное положение занимают мышление и память, различные характеристики которых развиваются со­пряженно и взаимозависимо. «Регулирование процессов накоп­ления, сохранения и логического преобразования знаний на раз­личных этапах высшего образования, очевидно, должно учиты­вать изменяющиеся взаимоотношения между памятью и мышле­нием на всем протяжении интеллектуального развития взрос­лых» [5, с. 15].

Развитие психофизиологических функций осуществляется в. виде качественных преобразований межфункциональных и внут-рифункциональных структур. Знание микровозрастных синдро­мов психофизиологических функций позволяет учитывать влия­ние вышеуказанных факторов (трудовой деятельности, образо­вания, одаренности) не только на повышение уровня продуктив­ности отдельных психических функций, но и на их различные комплексы, на степень их взаимосвязанности. Наиболее благо­приятными для целостного воздействия на психофизиологиче- '■ скую организацию интеллекта являются периоды консолидации структурных функциональных отношений. В целях же измене­ния структур и оказания влияния на сам характер их развития важны те микропериоды жизни взрослого человека, в которых происходит ослабление или распад межфункциональных связей и тем самым создается возможность их направленного преобра­зования. В результате проведенных комплексных исследований Б. Г. Ананьев пришел к следующему выводу: в ходе развития ^взрослого человека имеет место возрастание степени обучае­мости.

Однако не только психофизиологические функции характе­ризуются оптимумом продуктивности в период взрослости. При различных формах творческой активности наиболее высокого уровня достигает интеллектуальная деятельность. В исследова­ниях X. Лемана [см. по: 2; 3] показаны кульминационные мо­менты научного творчества, относящиеся к 35—40 и 40—45 го­дам жизни. Средний максимум творческой активности для мно­гих специальностей отмечается в 35—39 лет. При этом пик творческих способностей проявляется до 30—34 лет в таких нау­ках, как математика, физика, химия. Выдающиеся открытия во многих областях науки делаются чаще всего людьми, которым несколько меньше или больше 40 лет, затем вероятность та­ких открытий с возрастом начинает падать. Д. Пельц и Ф. Эн-,дрюс [43] приводят кривую изменений с возрастом творческого потенциала ученых. Они обнаружили пики научного творчества в 30—34 года, в 47 и 57 лет. При этом наиболее выраженной по критериям научного вклада, общей полезности и численности публикаций является продуктивность в 47 лет. Таким образом, период взрослости является наиболее продуктивным в отноше­нии высших достижений интеллекта.

Интеллектуальная деятельность, особенно ее высшие творче­ские формы, глубоко связана с личностью человека. Как подчер­кивал Б. Г. Ананьев [6], связи интеллекта и личности проявля­ются в мотивации умственной деятельности, зависящей от уста­новок, потребностей, интересов и идеалов личности, уровня ее притязаний, что во многом определяет активность интеллекта. В свою • очередь, характерологические свойства личности и структура ее мотивов зависят от отношения этой личности к дей­ствительности, от опыта познания мира, мировоззрения и об­щего развития интеллекта.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных